Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Военная академия радиационной, химической и биологической защиты отметила 85-летие

Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко, в мае отметившая юбилей, выпускает высококвалифицированные кадры для российских вооруженных сил, а также армий ряда дружественных государств

Просмотров: 9

Материал опубликован в журнале №95 от 25.04.2017.

Восемьдесят пять лет на службе Отечеству

Угроза применения оружия массового поражения в современных военно-политических конфликтах требует новых подходов к обеспечению безопасности мирных граждан.

БАКИН Алексей Николаевич

БАКИН Алексей Николаевич 

заместитель начальника Военной академии радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко по учебной и научной работе, полковник, кандидат биологических наук, доцент.

Важнейшую роль в этом процессе играет система подготовки офицеров. Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, в мае отметившая юбилей, выпускает высококвалифицированные кадры для российских во­оруженных сил, а также армий ряда дружественных государств.

СОБЫТИЯ в районе Ипрского выступа весной 1915 года показали всему миру, к каким трагическим последствиям может привести использование химического оружия массового поражения. В результате применения немецким командованием хлора [4] погибло 5 тыс. военнослужащих англо-французских войск и более 1 тыс. русских солдат. Всего пострадали свыше 23 тыс. человек.

Наращивание странами Запада арсенала отравляющих веществ (ОВ) в разрез с решениями Женевских соглашений и Гаагских протоколов по запрещению применения в военных конфликтах химического оружия, а также создание и совершенствование в 30-е годы XX века новых стойких высокотоксичных ОВ потребовали от руководства страны дальнейшего развития системы химической службы и химических войск. В сложившейся ситуации основные усилия Наркомата обороны и Генштаба были направлены на дальнейшее совершенствование и развитие новейших образцов средств защиты, вооружения и техники, а также подготовки высококвалифицированных кадров.

Приказом Реввоенсовета СССР от 13 мая 1932 года с дислокацией в г. Москве была сформирована Военно-химическая академия РККА на базе химического факультета Военно-технической академии РККА и 2-го Московского химико-технологического института (МХТИ). Начальником назначен корпусной комиссар Рабоче-Крестьянской Красной Армии, военный комиссар Московских курсов газотехники, начальник Высшей военно-химической школы и директор 2-го МХТИ, доктор педагогических наук, профессор Я.Л. Авиновицкий [2].

В распоряжение академии были переданы учебно-лабораторные, административные и жилые помещения 2-го МХТИ, кадровое ядро сформировано из ученых и педагогов обоих вузов.

НИКОНОВ Иван Иванович

НИКОНОВ Иван Иванович 

профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, доктор исторических наук.

Из института в академию перешли известные ученые и профессора, в последующем академики АН СССР Э.В. Брицке, П.П. Шарыгин, С.А. Вознесенский, М.М. Дубинин, И.Л. Кнунянц, К.В. Чмутов. С химического факультета академии – известные специалисты в области вооружения химических войск, средств защиты и дегазации, профессора В.В. Абаренков, Л.И. Амелькович, Г.Б. Либерман, А.М. Лобакаин, З.П. Любимов, К.А. Малков, А.Х. Мельников, Л.П. Серопов, Н.К. Соловьев, В.Д. Ткач, В.Е. Филиппов. Таким образом, в коллектив нового вуза вошли наиболее ценные кадры военно-химического дела страны.

На этапе образования академии кафедры продолжали действовать в прежнем виде. Практически заново создавался лишь оперативно-тактический цикл, было сформировано 35 кафедр и отдельных дисциплин. Новые структурные подразделения возглавили известные ученые и опытные педагоги высшей школы. Так, начальником кафедры неорганических веществ был назначен химик-металлург, академик АН СССР Э.В. Брицке, кафедры неорганической химии – химик-неорганик, профессор С.А. Вознесенский, аналитической химии – исследователь теоретической химии Б.В. Некрасов, органической химии и каучука – профессор О.А. Зейде. Руководство кафедрой высшей математики доверили математику А.Ф. Берманту, физики – специалисту в области рентгеноструктурного анализа, профессору Н.Е. Успенскому, иностранных языков – О.Н Лепешкиной. Военно-специальные, оперативно-тактические кафедры и кафедры социально-экономических дисциплин возглавили не менее именитые деятели науки, высококвалифицированные педагоги, офицеры с боевым опытом.

Наряду с серьезной подготовкой офицерских кадров химической службы и химических войск преподаватели кафедр вели большую методическую и научную работу. Например, кафедра противохимической обороны развернула деятельность по изучению проблем теории и техники противогазового дела во главе с исследователями М.М. Дубининой, К.В. Чмутовым, А.Х. Мельниковым. Крупными масш­табами отличалось и исследование средств защиты кожи, проводимое Л.И. Амельковичем, М.М. Инденбаумом и другими учеными. Кроме того, была проделана большая работа по решению задач коллективной защиты личного состава. Все это дало положительные результаты. В войска стали поступать отвечающие требованиям своего времени противогазы, защитные чулки, накидки, перчатки, индивидуальные противохимические пакеты, импрегнированное обмундирование, обеспечивающие своевременную и надежную защиту личного состава от всех типов ОВ, состоящих на вооружении вероятных противников [4]. Под руководством профессора А.Н. Гинсбурга кафедра токсикологии начала научно-исследовательскую работу по выявлению биохимизма токсического действия отравляющих веществ иностранных армий и изысканию специфических дегазирующих веществ и лечебных препаратов для терапии поражений и отравлений, вызываемых ОВ, находящимися на вооружении иностранных государств. В ходе изучения кинетики окисления коллоидно-растворенных веществ в сточных водах коллективом кафедры неорганической химии во главе с профессором С.А. Вознесенским были получены ценные материалы, позволившие научно подойти к разработке методов очистки вод промышленных предприятий. Предложенные этим ученым установки и способы очистки и обезвреживания сбросных растворов применяются на многих предприятиях и в настоящее время. Большинство других кафедр продолжали исследовательские работы по своим направлениям, решая научные задачи и военно-теоретического, и военно-прикладного характера. Особое внимание при этом было уделено разработке огнеметно-зажигательных средств, которые в годы войны сыграли значительную роль в уничтожении дотов и дзотов.

Решение задач по разработке высокотоксичных отравляющих веществ, промышленное производство в достаточных количествах, создание надежных средств индивидуальной и коллективной защиты учеными-химиками страны и, в первую очередь, учеными академии сыграли решающую роль в неприменении гитлеровской Германией химического оружия во время Великой Отечественной войны.

ЗНАЧИМЫЕ коррективы в учебно-воспитательный процесс академии внесла Великая Отечественная война. До минимума были сокращены сроки подготовки специалистов: на командном факультете – до одного года, на инженерном – до двух лет. Однако и они вскоре изменились: в июле 1941 года с дипломами об окончании были выпущены 72 слушателя четвертого курса, а в сентябре 79 – третьего. С приближением к Москве фронта советское правительст­во приняло решение о передислокации академии в октябре 1941 года из столицы в г. Самарканд, но уже в июле 1942-го коллектив и слушатели вуза возвратились. В этих сложных условиях не прекращалась работа по подготовке кадров. Только с июня 1941 года по май 1942-го инженерный факультет подготовил 355 специалистов, командный – более 1,5 тыс. командиров подразделений химических войск. Практически до перехода на новые штаты в 1944-1945 годах и новые сроки обучения в условиях войны академия ежегодно проводила по пять-семь выпусков офицеров для соответствующих подразделений. За годы войны от применения огнеметно-зажигательных средств подразделениями химических войск противник понес значительные потери: было уничтожено 480 танков, самоходных установок и бронетранспортеров, 1550 автомашин, 4380 дотов, дзотов и других огневых точек [4]. Также были организованы и поставлены около 85 % всех дымовых завес в масштабе дивизии и корпуса, бойцы занимались маскировкой тыловых объектов, что снижало эффективность бомбовых ударов противника на 75-90 % [4].

После войны академия не только восстановила свой научно-методический потенциал, но и открыла ряд новых кафедр и факультетов. В 1945 году начала работу кафедра взрывчатых веществ и пиротехники, были введены дисциплины «Взрывчатые вещества», «Зажигательные вещест­ва», «Колесно-гусеничные машины» и другие. В феврале 1950 года создан специальный факультет по подготовке офицеров иностранных армий.

Качественно новым этапом развития для академии стали 1951-1954 годы. Применение ядерного оружия привело к пересмотру взглядов в отношении ведения боевых действий и, соответственно, вызвало расширение сферы деятельности химической службы и войск. По мере увеличения и совершенствования средств массового поражения противника возрастали и требования к уровню профессиональной подготовки командного и инженерно-технического состава. В июне 1960 года вышла директива Генштаба, обязывающая академию химической защиты организовать подготовку соответствующих специалистов. И уже в августе был сформирован специальный инженерный факультет ракетного топлива с целью подготовки инженеров-химиков сроком обучения пять лет. Всего по профилю факультета произведено 7 выпусков [3].

НОВЫЕ задачи, поставленные перед академией в начале 60-х годов руководством страны, министерством обороны и Генштабом, потребовали серьезных подходов не только к подготовке высококвалифицированных специалистов, но и развитию военных, военно-технических, военно-химических НИОКР. Начиная с 1960 года, академия выполняет крупнейшие военно-научные работы, став подлинно научным центром разработки проблем защиты от оружия массового поражения, химического обеспечения боя и операции.

За 1960-1971 годы профессорско-преподавательским составом опубликовано более 100 научных статей в советских и зарубежных журналах. Сотрудники приняли участие в подготовке «Краткой химической энциклопедии», изданной в пяти томах под редакцией академика, генерал-майора И.Л. Кнунянца. Под его руководством осуществлялись научные исследования в области химии фторорганических соединений. Созданная ученым школа химиков-фтороргаников по праву занимала одно из ведущих мест в мире. За исследования в области фторорганических соединений алифатического ряда И.Л. Кнунянцу в 1972 году присуждена Ленинская премия. В мае 1970 года постановлением Совета министров СССР академии присвоено имя маршала Советского Союза С.К. Тимошенко.

В условиях военно-стратегического паритета в 70-е – 90-е годы XX столетия работа академии была направлена на плановую организацию учебного процесса с целью передачи слушателям глубоких знаний по защите личного состава от ядерного, химического и биологического оружия и внедрения этих достижений в практику боевой подготовки войск. Профессорско-преподавательский состав ориентирован на более эффективную военно-научную и научно-исследовательскую работу в интересах химического обеспечения боя (операции), повышения уровня преподавания учебных дисциплин. Слушатели академии овладевали современными средствами радиационной и химической разведки, дозиметрической и электронной аппаратурой химических войск, размещенной в специальных машинах, бронетранспортерах, самолетах и вертолетах, защищенных от ионизирующих излучений, что обеспечивало обследование в короткие сроки обширных площадей, своевременное прогнозирование возможных последствий применения противником оружия массового поражения и оценку радиационной и химической обстановки.

Начавшаяся в стране перестройка напрямую коснулась и вооруженных сил. В рамках новых подходов руководства страны в сфере военной политики были предъявлены определенные требования к научной работе военного вуза, подготовке офицеров войск радиационной, химической и биологической (РХБ) защиты.

Взрыв 26 апреля 1986 года 4-го энергоблока на Чернобыльской АЭС обрушил огромный объем задач на личный состав академии. С первых дней работы в район аварии были направлены представители ряда кафедр: для выполнения оперативной работы в составе разведывательных подразделений (полковники В.В. Николаев и А.А. Семенюк), получения научных рекомендаций по организации и ведению соответствующих работ (подполковники С.В. Матвеев, В.С. Юлин и другие). С 1986 по 1990 годы в решении этой важной и сложной задачи приняли участие 337 человек, в том числе 117 преподавателей, 29 адъюнктов, 82 слушателя, 88 человек из числа персонала, 10 генералов и офицеров запаса, работавших в академии на различных должностях, 11 представителей служб академии [3].

Переход страны на новую оборонную доктрину и значительное сокращение вооруженных сил обусловил преобразование академии в Военный университет радиационной, химической и биологической защиты с филиалами – Кост­ромским высшим военным командным училищем химической защиты и Тамбовским высшим военным командным училищем химической защиты им. Н.И. Подвойского.

Для оптимизации сети и емкости военно-учебных заведений в 2001-2006 годах в войсках РХБ защиты Вооруженных Сил РФ последовательно проведен ряд мероприятий.

  • В 2001 году Федеральному управлению по безопасному хранению и уничтожению химического оружия передан Саратовский военный институт радиационной, химической и биологической защиты (в 2009 году академия приняла на себя подготовку курсантов института с последующим зак­рытием этой образовательной организации).
  • В 2003 году ликвидирован Тамбовский филиал Военного университета РХБ защиты.
  • Курсанты инженерного факультета трех специальностей подготовки Военного университета РХБ защиты к сентябрю 2005 года переведены для дальнейшего обучения в Костромской филиал.
  • К августу 2006 года Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко передислоцирована в г. Кострому и переформирована в единый вуз.

СЕГОДНЯ академия является учебно-методическим центром войск РХБ защиты, готовящим специалистов для всех видов Вооруженных Сил РФ, а также силовых министерств и ведомств России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Здесь преподают высококвалифицированные педагоги: 29 докторов и 202 кандидата наук, 21 – имеет ученое звание профессора. Благодаря эффективной работе коллектива количество заявок на подготовку военных специалистов ежегодно увеличивается.

Вуз представляет собой и крупный научный центр по технологии органических веществ, разработке и производству специальных материалов и средств биологической защиты войск и окружающей среды, многим другим направлениям. Здесь проводится большое количество научных исследований, внедряются новые технологии обучения.

Академия неизменно участвует в конкурсах и получает гранты Российского фонда фундаментальных исследований. Отличившиеся в учебе и проявившие научные и творческие способности слушатели и курсанты награждаются премиями Правительства РФ, Минобороны и Минобрнауки РФ, губернатора Костромской области. Курсанты активно участвуют во всеармейских олимпиадах и разного уровня спортивных соревнованиях. Среди лучших высших военно-учебных организаций Минобороны РФ команды академии находятся на лидирующих позициях, регулярно занимая призовые места.

В апреле 2010 года коллектив удостоился чести принимать у себя и проводить 15-ю Всеармейскую олимпиаду по математике, ознаменованную трудной и долгожданной победой курсантов академии в командном и личном первенстве. Среди 146 участников, представивших 37 команд военных вузов страны, первое место занял И.В. Чебыкин, второе – В.М. Киселев. Весомый вклад в победу команды также внесли И.В. Савельев и А.В Николаев. В дальнейшем академия неоднократно лидировала во Всеармейских олимпиадах по математике, информатике и военной истории: первое место по математике в 2010-2012 годах и третье – в 2013-м, в 2012 году – третье место по информатике и второе – по военной истории.

Под руководством подполковника Д.А. Попова и капитана А.Н Твердохлеба команда вуза побеждала во многих крупных соревнованиях. С 2006 по 2009 годы становилась чемпионом Московского военного округа, в 2010 году – серебряным призером чемпионата России и чемпионом вузов сухопутных войск, в 2011-м – бронзовым призером первого чемпионата Западного военного округа, а также призером Спартакиады вузов ВС РФ 2007, 2008 и 2011 годов. За команду выступали мастера спорта – сержант В. Галлямов, курсанты М. Гришин, В. Фалько, А. Оганян, кандидаты в мастера спорта – младший сержант И. Краснов, курсанты М. Юферев, В. Чернецов, В. Гришинов, Д. Афонин, В. Калязимов, С. Смирнов.

Сборная по армспорту в течение трех лет становилась чемпионом Спартакиады ордена Ленина МВО среди военных вузов. На соревнованиях честь академии защищали мастера спорта – сержанты А. Брусенин и А. Роганов, кандидаты в мастера спорта – сержанты Е. Яковлев и А. Голубев, курсанты В. Ратников и Д. Осипов. Тренер команды – старший преподаватель, мастер спорта СССР В.Н. Чернобривцев.

Особая гордость – выпускники, более 30 из которых удостоены званий Герой Советского Союза, 16 – Герой Социалистического Труда, 5 – Герой России. Воспитанники академии самоотверженно защищали интересы страны в вооруженных конфликтах на Карельском перешейке и у реки Халхин-Гол, героически сражались в годы Великой Отечественной войны, с честью выполняли воинский долг в Афганистане и при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в ходе контртеррористических операций на Северном Кавказе.

Поздравляем выпускников, курсантов, слушателей и сотрудников академии с юбилеем! Позади – восемьдесят пять лет верного служения Отечеству, впереди – новые свершения на благо России и ее граждан.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Военная Краснознаменная академия химической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (1932-1982). Исторический очерк. Под общей редакцией генерал-полковника технических войск В.К. Пикалова. – М., ВАХЗ, 1982, 268 с.
  2. Военная ордена Октябрьской революции Краснознаменная академия химической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (1932-1992). Исторический очерк. –  М., ВАХЗ, 1992, 232 с.
  3. Семьдесят лет на службе Отечеству. М., Воениздат, 2002, 544 с.
  4. История химических войск и химической службы Советской Армии (1918-1945 гг.) Ч. 1. –  М., ВАХЗ, 1983, 124 с.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: юбилей, ао-95, военное образование

Похожие материалы:
Союз ректоров подписал обращение о реформе военного образования в гражданских вузах
Волгодонский инженерно-технический институт отметил юбилей
Традиции и новации, устремленные в будущее
В Плехановском университете обсудили будущее высшего образования
Юбилей Российского государственного геологоразведочного университета
Тверской кооперативный техникум: все для упрочения репутации
Подготовка кадров для Ямала
Уральский государственный экономический университет отпраздновал 50-летие
Высшие курсы иностранных языков Минэкономразвития России обеспечивают непрерывное образование граждан
Российскому студенческому спортивному союзу 20 лет

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Тихоокеанский госуниверситет развивает сотрудничество с японскими вузами
Проект «Олимпиада по русскому языку для японских студентов и школьников» Тихоокеанского...
Форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture'19.
Приглашаем принять участие в I Всероссийском форуме для руководителей государственных и частных...
В Твери прошла Международная научная конференция «Великий князь Михаил Тверской: эпоха, личность, наследие»
В эти дни в Верхневолжье и Москве проходят многочисленные мероприятия, посвященные знаменательной...
Татьяна Голикова посетила всероссийский форум «ПроеКТОриЯ»
Заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова посетила всероссийский форум...
Что изучает самый молодой доктор наук Архангельской области
Работы доцента кафедры фундаментальной и прикладной физики САФУ Дмитрия Макарова объясняют...
Из журнала
#100Инфографика «АО-100»
#98Забайкальский аграрный институт – научно-методический центр аграрного образования края
#95Курский государственный медицинский университет развивает экспорт образования
#102Содружество Приборостроительного завода и Трехгорного технологического института
#100Свердловский областной педагогический колледж отметил девяностопятилетие
Информационная лента
09:09В АГУ обсудили вопросы по сохранению и восстановлению сайгака
09:07РУМЦ ВятГУ провел выставку инклюзивного высшего образования
09:04«Помогая другим, помогаем себе»: новые знания для развития инклюзивного образования
09:00В Казани определили вектор развития молодежной политики на 2019 год
08:47ТюмГУ готовит к поступлению вьетнамских абитуриентов