Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Уральский государственный педагогический университет: учить и учиться

Интервью с ректором Уральского государственного педагогического университета о круглой дате вуза, педагогическом образовании и новом интегрированном законе об образовании.

Просмотров: 2107

Учить и учиться

ИГОШЕВ Борис Михайлович – ректор Уральского государственного педагогического
университета, доктор педагогических наук, профессор

Учить и учиться – таково жизненное кредо ректора Уральского государственного педагогического университета Бориса ИГОШЕВА, ставшее и корпоративным девизом. В нынешнем году университету, являющемуся родоначальником высшего педагогического образования на Урале, исполняется восемьдесят лет. Юбилей – это всегда повод максимально объективно подвести итоги уже пройденного пути и обозначить новые горизонты.

– Борис Михайлович, весьма символично, что свое восьмидесятилетие один из старейших педагогических вузов Урала отмечает в Год учителя. Ваша профессиональная деятельность в УрГПУ, который вы окончили, началась в 1970 году, с 2005 года – руководите вузом. Если сегодня подвести итоги деятельности альма матер, какие из них определили бы как самые значимые?

– Действительно, моя профессиональная жизнь началась в УрГПУ, в прошлом – СГПИ, и с тех пор неразрывно связана: сорок пять лет, как я здесь, больше половины всей жизни моей альма матер, – студент физического факультета, ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор, проректор по научной работе и международному сотрудничеству, ректор.

Подводя сегодня итоги деятельности вуза, скажу, что главное достижение – это признанный в профессионально-педагогическом сообществе статус: Уральский педагогический университет закрепил за собой лидирующие позиции как региональный центр образования, науки и культуры. Богатое историческое прошлое, высокий уровень научных исследований, широкий спектр инновационных образовательных программ и технологий подготовки специалистов, активное развитие и новаторство позволяют вузу находиться на передовых рубежах российской науки и образования.

Хочу особо подчеркнуть, наш университет сегодня объективно очень силен благодаря высокому уровню корпоративной культуры: хорошему отношению друг к другу, сплоченности коллектива, основанным, в том числе, на высоких показателях его социальной защищенности. В большой степени эти факторы определяют потрясающие результаты деятельности по всем направлениям работы. Наверное, это и есть самое ценное наше приобретение, которое, как и у большинства педагогических вузов, «пришло» через мучительный процесс преодоления многочисленных трудностей.

Так, например, тяжело, но, в итоге, мужественно пережили педагогические вузы годы перестройки, лихие годы перехода к рынку, становления российской государственности, потери в обществе ориентиров и веры в традиционные человеческие ценности. Мы сохранили подготовку по всем учительским специальностям, внедрили современные технологии образовательного процесса, нашли возможность активно следовать требованиям работодателей, предъявляемым к образовательному и профессиональному уровню выпускников педагогического университета в дошкольном, дополнительном, коррекционном и общем образовании.

Вопреки всему, на всех этапах истории нашего государства педагогические вузы, по моему мнению, работали эффективно и качественно, готовя квалифицированных педагогов, чьи воспитанники побеждали и побеждают на мировых конкурсах и олимпиадах, успешно трудятся в российской и мировой науке, культуре, промышленности.

Немаловажно и то, что нам удалось сохранить почти утраченную ныне интеллигентную, высококультурную атмосферу учительских вузов, когда нормальное человеческое общение, не допускающее вольности в словах и поведении, не вышло из моды, а курение считается неприличным и уже более пяти лет запрещено в стенах нашего университета.

Но особенно ярко свои высокие достижения в области подготовки квалифицированных кадров педагогические вузы продемонстрировали в период внедрения ЕГЭ, когда и без того мучительный этап апробации и внедрения новой системы оценки знаний в России был осложнен разразившимся мировым финансовым кризисом. Вспомним, сколько высказывалось претензий и замечаний в адрес средней школы – что называется, накопилось, – в результате, был введен федеральный мониторинг в виде ЕГЭ.

Кстати, наш университет еще с 2002 года, осознавая неизбежную перспективу введения ЕГЭ и поддерживая его идею, ввел идеологию ЕГЭ в свои вступительные экзамены вместе со стобалльной оценкой итогов. В результате, первые и последующие итоги ЕГЭ в целом удовлетворили не только федеральные власти и поддержавшего единый государственный экзамен Президента России, но и самих школьников, родителей и педагогов.

Педагоги в Свердловской области – в большинстве своем выпускники УрГПУ, – базируясь на педвузовской подготовке, сохраняют высококачественный уровень обучения в средней школе при жестком контроле Федерального государственного экзамена. Поразительно, как эти скромные люди своей каждодневной, практически подвижнической деятельностью, при объективно низком уровне заработной платы обеспечивают высокую эффективность своей работы и в период кризиса. Все российское государство пребывает в кризисе, а школа, вопреки этому, работает, демонстрируя очень часто образцы высочайшего профессионализма.

Горжусь, что выпускники Уральского государственного педагогического университета получили такую подготовку, что им ни ЕГЭ, ни любой другой экзамен не страшен. Горжусь и тем, что сегодня среди членов правительства Свердловской области работают три наших выпускника. Бесконечно ценю и благодарен всем поколениям студентов, выпускников, преподавателей, коллег и наставников, которые, став когда-то частичкой этой славной педагогической семьи – УрГПУ, продолжили свое профессиональное дело и дарят сегодня свои знания, умения и сердца воспитанникам, ученикам во всех уголках нашей огромной страны.

– В России готовится принятие интегрированного закона «Об образовании». Каково ваше мнение о проекте закона, который сейчас столь горячо обсуждается на всех уровнях?

– Интегрированный закон, несомненно, нужен. Во-первых, сейчас мы живем по двум законам – «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» – и одному Положению об образовательном учреждении высшего профессионального образования. Во-вторых, эти законы и положение принимались достаточно давно, а реалии жизни и системы образования существенно изменились. Мое твердое убеждение – государство не должно уходить из образования. Образование, его социальная и профессиональная составляющие должны регулироваться государством. Образование должно остаться опорой российской государственности и национального единения.

Когда канцлеру Германии Бисмарку задали вопрос о причинах его непрерывных побед в войнах, которые вела Восточная Пруссия, он ответил: «Войны выигрывает прусский учитель!». И это действительно так – во всех странах мира. И в России именно учитель делает из ребенка российского гражданина. Учитель – главное действующее лицо процесса развития российского общества. И очень хорошо, если все мы это будем понимать.

– В Год учителя в России особенно много говорится о необходимости повышения престижности профессии учителя. Исходя из огромного опыта вашей работы на ниве педагогики, как вы считаете, какие шаги и на каком уровне должны быть предприняты, чтобы профессия учителя действительно приобрела статус престижной в обществе?

– Некоторые реальные шаги в повышении престижа профессии учителя уже сделаны, особенно с введением приоритетного национального проекта «Образование». Конкурсы по поддержке образовательных учреждений и отдельных учителей на федеральном и региональном уровнях существенно продвинули общественное сознание в понимании важности профессии учителя.

С этой точки зрения, учительскому сообществу нужно поблагодарить ЕГЭ, ведь теперь «путевку в вуз» дает сама школа. Потому и внимание родителей, школьников, да и общества к школе и учителю существенно возросло.

Вместе с тем, конечно же, этого явно недостаточно – до тех пор, пока учитель не сможет публично с гордостью сказать, что он работает в школе. Согласимся, что до этого еще далековато, и пока о престижности профессии учителя можно говорить очень осторожно.

Для ее повышения, на мой взгляд, в первую очередь важно обеспечить достойную заработную плату, наличие введенного на федеральном уровне хорошего социального пакета, масштабную информационно-имиджевую составляющую. Кстати, в Свердловской области эти направления повышения престижности профессии учителя начинают успешно реализовываться, что, безусловно, вселяет надежду.

– Общий педагогический стаж вашей семьи насчитывает более ста лет. Известно, что с 2007 года университет реализует масштабный корпоративный проект «Педагогические династии УрГПУ». Каковы его главные итоги на сегодняшний день?

– Спасибо за вопрос, это, по сути, продолжение ответа на предыдущий. Проект «Педагогические династии УрГПУ» задумывался нами еще в 2005 году как долгосрочный приоритетный корпоративный проект университета, рассчитанный на реализацию до 2010 года. Его главной целью является качественное изменение отношения к педагогическому образованию и профессии учителя в обществе.

Говоря об итогах проекта, подчеркну главное: все поставленные нами задачи решены, но говорить о его завершении пока не приходится. Вероятно, проект будет продолжен, поскольку в процессе его реализации мы осознали, насколько он уникален и глубок. Проект направлен не только на поиск, сохранение и воссоединение славных учительских традиций нашего университета и всей российской школы, что, безусловно, важно с историко-культурологической точки зрения. Ему оказалось подвластно и решение важной воспитательной задачи по формированию у молодежи и студентов педагогических вузов чувства принадлежности к учительской профессии и, связанных с этим, удовлетворенности и гордости от правильно сделанного выбора профессионального жизненного пути.

Следует сказать, что именно наш проект стал родоначальником серии региональных проектов, затрагивающих проблему династийности в образовании и педагогике. Сейчас мы видим, что тема династий в образовании, да и в других сферах жизнедеятельности, очень популярна – проводится множество различных акций, но пять лет назад мы были первыми. И оказались услышанными. Губернатор Свердловской области Александр Мишарин поддержал проект, и в октябредекабре 2010 года пройдет областной форум представителей педагогических династий, в рамках которого на базе УрГПУ состоится областная выставка «Педагогические династии Свердловской области».

Уральский государственный педагогический университет осуществляет образовательную деятельность по 9 укрупненным группам специальностей:

  • «Физико-математические науки»,
  • «Гуманитарные науки»,
  • «Социальные науки»,
  • «Образование и педагогика»,
  • «Культура и искусство»,
  • «Экономика и управление»,
  • «Сфера обслуживания»,
  • «Автоматика и управление»,
  • «Информатика и вычислительнаятехника».

Обучение проходит по 130 образовательным программам, в том числе по 71 программе высшего профессионального образования (43 специальности, 20 направлений бакалавриата и 8 направлений магистерской подготовки), 2 программам среднего профессионального образования, 7 программам дополнительного образования, 46 программам аспирантуры и 4 специальностям докторантуры.

В состав университета в качестве структурных подразделений входят 13 институтов, 12 факультетов, 75 кафедр, 4 филиала, 8 представительств. На очном и заочном отделениях вуза обучается более 15 тыс. студентов.

– В одном из интервью – по поводу семидесятипятилетнего юбилея вуза – вы сказали: «И может быть, юбилей – это просто повод для того, чтобы еще раз сказать: мы должны сделать больше, и мы можем это сделать» С каким настроением, какими мыслями коллектив встречает восьмидесятилетний юбилей университета? Что можете сказать о планах на будущее?

– Совершенно верно, юбилей – это всегда повод задуматься о том, что сделано и что еще предстоит сделать. Коллектив работников и студентов университета гордится своей принадлежностью к одному из ведущих российских педагогических вузов. У нас много успехов и достижений. Но мы понимаем, что настоящий педагог тот, в душе которого живет наш корпоративный девиз – «учить и учиться». Следовать ему для университета означает – ставить новые задачи, приступить к реализации рассчитанных до 2015 года четырнадцати целевых программ УрГПУ («Наша новая школа», «Качество», «Подготовка студентов к инновационной профессиональной деятельности», «Информатизация-2», «Информационная политика», «Университет – мой дом» и др.), повышать качество образовательного процесса, обеспечивать квалифицированными кадрами социально-экономический комплекс Уральского региона.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Всероссийское педагогическое собрание в Екатеринбурге
Профессионально-педагогическая магистратура УрГПУ в действии
УрГПУ: признание в области модернизации педагогического образования
Бюджетных мест по педагогическим направлениям подготовки станет больше
Лауреат конкурса «Учитель года России-2013» о современной системе образования
Проект модернизации педагогического образования в действии
В УрГПУ откроются «педагогические мастерские»
Экспресс-форум: Концепция поддержки развития педагогического образования
Новый ректор УрГПУ продолжит непрерывное развитие деятельности вуза
Интегрированная система менеджмента педагогического университета

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ