Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Ректор ТУСУРа Александр Шелупанов рассказал о цифровизации в образовании

В послании Федеральному Собранию Президент РФ Владимир Путин поставил задачу – обеспечить опережающий темп производительности труда на основе новых технологий, а цифровизацию обозначил в качестве главного приоритета для решения системных проблем в российской экономике. Какова роль технических вузов в этом глобальном процессе? Какими возможностями располагает высшая школа? Как организовать эффективную совместную работу университета и предприятий в этом направлении? Рассказывает ректор Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, доктор технических наук, профессор Александр ШЕЛУПАНОВ.

Просмотров: 133

"Цифра цифре рознь"

Ректор Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, доктор технических наук, профессор Александр ШЕЛУПАНОВ.

– Александр Александрович, в одной из статей в журнале «Аккредитация в образовании» вы отметили, что модель «Университет 3.0», являющаяся для многих желаемым образом будущего, для ТУСУР – давно настоящее. А что можете сказать о реализации модели «Университет 4.0»? Насколько близко для вуза это отдаленное даже для ведущих образовательных организаций будущее?

– Если говорить применительно к цифровизации, связанной с модернизацией всех сфер жизнедеятельности, важно понимать, что реализовать эти задачи без высококвалифицированных кадров, новых технологических решений и подходов невозможно. Основная миссия модели «Университет 4.0» подразумевает наличие в вузе R&D-центров, сотрудники которых обладают компетенциями для решения принципиально новых задач-вызовов, на которые нельзя ответить, используя стандартные и отработанные методы. Отдельная цель – подготовка специалистов, в совершенстве владеющих методологией создания и внедрения цифровых решений в реальный сектор экономики. Расхожее заблуждение заключается в том, что можно в одночасье перевести весь документооборот в цифровой формат, и наступит эра «вселенского счастья». Нет, не наступит. Потому что без внедрения новых подходов и технологий наша экономика никогда не станет пятой в мире, как того требует глава государства.

Сегодня четко обозначилась проблема: реализация государственной программы «Цифровая экономика РФ» предусматривает значительное увеличение числа IT-специалистов разных профилей, и мы должны обеспечить их массовую подготовку. Нужны разработчики новых и перспективных конкурентоспособных технологий. Нужны специалисты, способные их применять и эксплуатировать в реальном секторе экономики, на производстве. Именно такая цифровизация требуется нашей стране, так что цифра цифре рознь!

Российским вузам предстоит ответить на такие серьезные вызовы, как диверсификация учебного процесса, эффективная подготовка специалистов мирового уровня. Как по новым направлениям, которые появляются и будут появляться в связи с бурным развитием информационных технологий, так и по актуальным всегда – например, в области кибербезопасности.

 

– Может ли создание R&D-центров способствовать цифровизации?

– Безусловно, так как мы не мыслим развития без тесной связки с индустриальными партнерами, наукоемким бизнесом. Опыт ТУСУРа в подготовке и переподготовке кадров, выполнении НИР и ОКР совместно с высокотехнологичными компаниями это подтверждает. Мы смогли стать «гибкими» для своих партнеров: они участвуют в образовательном процессе, предлагают практические темы для студенческих проектов в рамках группового проектного обучения (образовательная технология ТУСУРа). Это очень помогает в приобретении обучающимися многих необходимых компетенций.

В последнее время ТУСУР серьезно развил и усилил свою инфраструктуру. В 2018 году мы открыли несколько R&D-центров, где решается ряд задач и из этой сферы.

Совместно со Сколковским институтом науки и технологий открыт первый в России региональный центр компетенций Национальной технологической инициативы по Сибирскому, Уральскому и Дальневосточному федеральным округам. Направления работы – технологии беспроводной связи и безопасность интернета вещей. Всего в рамках НТИ в стране появилось 14 таких центров, и 2 региональных из их числа функционируют на базе ТУСУРа. Второй центр НТИ создан совместно с национальным исследовательским университетом «МИЭТ» по направлению «Сенсорика». Поясню, что сегодня развитие робототехники немыслимо без сенсорики, а кто должен работать в этом прорывном направлении, если не ТУСУР – вуз цифровых технологий и реальных дел. То же можно сказать об исследованиях в области искусственного интеллекта. Мы создали центр когнитивных технологий при активном участии нашего партнера – компании CognitiveTechnologies. Учитывая имеющиеся у нас наработки, можно утверждать, что в ближайшие десять-пятнадцать лет Томск может стать мировым центром по когнитивным технологиям и в первую очередь – по созданию сенсоров для нового робототехнического мира. Помимо этого, ТУСУР и основанная нашими выпускниками инновационная компания «ТЕСАРТ» открыли совместный R&D-центр микроволновых измерений. Также удалось создать в интересах ГК «Росэлектроника» дизайн-центр по разработке отечественной электронной компонентной базы и микроэлектроники.

 

– Чтобы отдельные подразделения и вся инфраструктура эффективно функционировали, вузу необходимы собственные перспективные кадры. Как обстоят дела в университете с их подготовкой?

– Да, мы это хорошо понимаем. Для того чтобы образованная молодежь оставалась работать в университете, нужны благоприятные условия. В свое время в ТУСУРе с этой целью была создана специальная программа «Элитная аспирантура». Её участникам выплачивается дополнительная стипендия, создаются необходимые условия для занятия наукой. Если мы хотим, чтобы перспективные специалисты работали в России, решали важные задачи и получали соответствующее награждение, подобные мегапрограммы следует реализовывать и на государственном уровне.

 

– Как в ТУСУРе решается другая не менее важная задача – поиск и вовлечение талантливых школьников в инженерное творчество, технические университеты, сферу IT?

– Проблема поиска талантов актуальна для всего мира, мы не исключение. Разумеется, у ТУСУРа есть специальные программы и мероприятия для мотивации и профориентации школьников. В последние годы мы пошли по пути создания базовых кафедр в образовательных организациях. Например, в 2016 году в Томском физико-техническом лицее в рамках реализации проекта «Созвездие» с участием

ТУСУРа и компании «Микран» открыта базовая кафедра инженерной подготовки. Этот проект направлен на непрерывную подготовку буквально со школьной скамьи специалистов с высоким лидерским потенциалом для инновационных предприятий.

В 2018 году создана базовая кафедра в школе «Перспектива». Новые учебно-научные подразделения предназначены для поиска одаренных школьников из Томска и области, для них учреждена специальная стипендия ректора ТУСУРа.

Увлечь детей инженерным творчеством помогает и образовательная робототехника. Ежегодно университет организует более сотни различных робототехнических мероприятий, включая Кубок губернатора Томской области, проведение которого предложил и лично курирует глава региона. Мы работаем на территории не только Томска и области, но и в других регионах страны. Несколько лет назад создали первый в регионе детский технопарк «ТехнариУм», где обучаются школьники и детсадовцы. Таким образом, ТУСУР позиционирует себя не просто как технический вуз, а место, где изучаются самые новые и перспективные технологии, где интересно учиться и работать.

Кроме того, университет является инициатором проведения национального этапа крупнейших международных соревнований по робототехнике RoboCup, куда всегда приходит много зрителей, и среди них, надеюсь, есть те, кто в будущем выберут для себя инженерные специальности.

 

– Насколько инициативы университетов способны повлиять на изменение ситуации на региональном и федеральном уровнях?

– Если оценивать реальную перспективу нашего региона на ближайшие двадцать пять-тридцать лет, убежден, что Томск может стать «Томской электронной долиной» или «ЗолотымЧИПом» страны. Для этого у нас имеются все необходимые условия. В регионе мощный сформировавшийся кластер, костяк которого составляют электронные и IT-компании, госпредприятия, наноцентр и созданные вТУСУРе R&D-центры, наконец, это все вузы и НИИ Томска, ведущие научные исследования, подготовку и переподготовку кадров в сфере IT, биотехнологий, биоинженерии, электроники, робототехники, информационной безопасности и других областях. Весь мир и наша страна вступают в век умных высоких технологий, основанных именно на развитии этих направлений. Для Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники – вуза сквозных, цифровых технологий – безусловно, наступил Золотой век. Впереди интересная и насыщенная работа по обеспечению научного и технологического лидерства нашей страны. Многое предстоит сделать, чтобы изменить мир к лучшему!

Беседовала Елена БЫСТРОВА.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ТУСУР, ао-108

Похожие материалы:
Человек с обложки: Александр Шелупанов
Создан первый в России межуниверситетский венчурный фонд
Межуниверситетский технологический диалог в ТУСУР
КНИТУ-КАИ налаживает партнерские связи с университетом ТУСУР (Томск)
Глобальная конкурентоспособность ТУСУР
Студенты ТПУ и ТУСУРа ведут совместный межвузовский проект по энергетике
Дайджест № 108 «Аккредитация в образовании»
Экспресс-форум: инновационные кадры для экономики Сибири
Стать университетом мирового уровня
Стране нужны инженеры

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Продолжается прием заявок на региональный этап конкурса Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
До 31 мая идет прием заявок на областной конкурс, проводимый в рамках регионального этапа...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
Современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с...
Из журнала
#103Выпускники Экономико-энергетического института востребованы на предприятиях энергетической отрасли
#98Система менеджмента качества Альметьевского политехнического техникума
#94Институт правоведения и предпринимательства дает качественное высшее образование
#101Парадоксы информационной открытости на ВУЗПРОМЭКСПО
#101Гидрометеорологический техникум активно сотрудничает с социальными партнерами
Информационная лента
11:23В ТюмГУ создается Центр системного инжиниринга
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани