Национальные системы высшего образования: стратегии и механизмы продвижения

Национальные системы высшего образования: стратегии и механизмы продвижения

О практиках зарубежных стран-лидеров экспорта образовательных программ

От редакции: 

Мы продолжаем цикл* публикаций, подготовленных специалистами Центра развития образования и международной деятельности («Интеробразование») в соавторстве с представителями международных служб российских вузов. 

Экспорт образования – одно из ключевых направлений для ведущих стран мира. Но результативность экспорта, подчеркивают авторы, «определяется наличием продуманной, согласованной и законодательно утвержденной стратегии, обеспеченной необходимыми ресурсами, планом действий и четкими индикаторами реализации поставленных целей». 

Несомненно, у каждой стратегии своя страновая специфика. Однако, изучив опыт стран-лидеров экспорта образования, авторы зафиксировали не только особенное, но и принципиально общее. Итак, современные успешные национальные стратегии продвижения: что их объединяет? Каковы их цели, зарекомендовавшие себя подходы, доказавшие эффективность инструменты? Читайте далее в экспертном обзоре…

*Предыдущие статьи см.: «АО»№158, «АО» №161
 

 

Интернационализация:  цели, принципы, приоритеты

Продвижение национального образования в международной среде протекает в условиях масштабных геополитических изменений.  Единое экономическое и общественное пространство разрушается под воздействием новых центров притяжения и распадается на полностью или частично замкнутые региональные или блоковые подсистемы. Новый этап международного образовательного сотрудничества отличает торжество «политического реализма» (Realpolitik) [1] с его прагматичным учетом открывающихся возможностей, потенциальных рисков и интересов участников этого процесса. Под влиянием внутриполитической повестки и приоритетов национальной политики, где все чаще звучат призывы «вернуть страну ее гражданам» [2], а места в высших учебных заведениях – коренным жителям, интернационализация образования приобретает новые формы, а представление национального образования на внешней арене – новые задачи.

Цели, приоритеты, принципы репрезентации национального образования в международной среде и механизмы, обеспечивающие их реализацию, требуют четкой фиксации. В странах-лидерах экспорта образования документами, аккумулирующими представления о том, как и в каком направлении должна развиваться международная деятельность высшей школы, являются национальные стратегии, где эти вопросы изложены в различной степени детализации. В основе всех стратегий – обеспечение лидерских позиций национальной системы образования в жесткой конкурентной борьбе. Разработка, обсуждение, утверждение этих программных документов происходит в быстро меняющихся геополитических, экономических, социальных и культурных контекстах [3]. Все чаще речь идет о рамочных подходах [4], определяющих вектор развития.

Стратегии продвижения национальных систем высшего образования, как правило, охватывают вопросы входящей и исходящей академической мобильности, стипендиальной и административной поддержки этих потоков, укрепления межвузовского взаимодействия, научного сотрудничества, участия в решении глобальной академической и гуманитарной повестки. При всей значимости и необходимости комплексного подхода к вопросам интернационализации и сохранения ее как «улицы с двусторонним движением», основное внимание в стратегиях уделяется привлечению иностранных студентов на обучение в высшие учебные заведения страны. Этот показатель остается очень чувствительным к изменению внешней и внутриполитической среды, маркером роли и места национальной системы образования в мировом образовательном пространстве.

Точкой сборки концептуальных решений становится ориентированный на конечного потребителя (обучающегося) национальный бренд «Образование в…», в основе которого – гарантированное высокое качество и культурно насыщенный опыт обучения и пребывания в данной стране, открывающие широкие возможности трудоустройства и карьерные перспективы. 

Особое внимание в стратегиях уделяется контролю качества предлагаемых образовательных программ, что включает механизмы отбора организаций, которые могут осуществлять международное сотрудничество. Соблюдение установленных стандартов обеспечивается коллективными усилиями профессионального сообщества по следованию и контролю за исполнением правил и процедур, направленных на улучшение качества отбора иностранных абитуриентов, создание благоприятной среды обучения и пребывания, повышение уровня конкурентоспособности выпускников, расширение возможностей для их карьерного роста после завершения обучения.

«Стратегии продвижения, как правило, охватывают вопросы входящей и исходящей академической мобильности, стипендиальной и административной поддержки этих потоков, укрепления межвузовского взаимодействия, научного сотрудничества, участия в решении глобальной академической и гуманитарной повестки».

 

Университеты: «допуск» к экспорту

Наряду с использованием традиционных для каждой национальной системы образования механизмов контроля качества учебной деятельности высших учебных заведений, обращает на себя внимание введение специализированных сертификационных процедур. В частности, Campus France разработана и внедрена специальная сертификационная программа «Bienvenue en France» [5] («Добро пожаловать во Францию»), в рамках которой вузы проходят проверку на соответствие таким критериям, как доступность и полнота информационных материалов об учебном заведении, оказание поддержки иностранным студентам, качество условий обучения, проживания, качество подготовки выпускников.  В случае успешного прохождения образовательная организация получает сертификат сроком на 5 лет, подтверждающий качество предоставляемых иностранным студентам услуг. 

Схожая инициатива (присуждение «Знака качества» – International Education Mark (IEM)) представлена в новой стратегии продвижения Ирландии как образовательного направления [6]. Введение подобных «знаков качества» и мониторинг их соответствия рассматриваются в национальных стратегиях как часть взаимного ответственного диалога государственных и образовательных организаций о соотнесении своих планов развития и привлечения иностранных студентов на институциональном и национальном уровнях [7]. 

 

Страны-лидеры интернационализации: статистический срез 

По данным ЮНЕСКО, в 2023 году в мире насчитывалось почти семь миллионов студентов, обучающихся за рубежом [8]. Список стран, в которых обучалось большинство иностранных студентов, представлен в таблице 1 [9]. Удельный вес стран-лидеров по приему студентов из-за рубежа представлен в диаграмме 1.

Достигнутые целым рядом стран показатели (за исключением США) являются результатом реализации национальных стратегий продвижения. Великобритания выполнила поставленную к 2030 году цель по набору 600 000 иностранных студентов на 10 лет раньше намеченного срока и продолжила движение вперед, преодолев рубеж в 758 000 студентов (2023 г.) Франция, превысив отметку в 430 000 иностранных студентов в 2024 году, планирует выйти на 500 000 иностранных студентов уже к 2027 году [10]. Германия выполнила намеченный показатель в 350 000 иностранных студентов в 2021 году, приблизилась к отметке в 367 600 (2023 г.) и планирует войти в «пятерку» стран-лидеров [11]. Япония планирует выйти на отметку в 400 000 к 2033 году (2023 г. – 279 300), а Южная Корея – на 300 000 к 2027 году, (2023 г. – 207 100), увеличив долю страны на мировом рынке обучения за рубежом с 2% до 3%.

 

От экспансии к ограничению: смена тренда и новые цели?

Однако, постковидное оживление и восстановление темпов привлечения иностранных студентов сменилось периодом политической турбулентности в целом ряде стран. Ее результатом стало введение мер, направленных на снижение академической мобильности, вплоть до введения количественных ограничений (например, в США – с 2025 г., в Канаде – в 2024-2025 гг. и Австралии – с 2025 г.). Так, в Канаде в 2024 году  были значительно изменены десятки процедур, регламентирующих прием иностранных студентов, что привело к сокращению их количества на 4%  в год, особенно заметному по сравнению почти  с 28% ростом в 2022/2023 гг. [12] Снижение численности иностранных студентов фиксируется в Австралии и США. Долгосрочные последствия данной политики трудно предсказуемы. С одной стороны, введенные ограничения могут открыть перспективы для стран-преследователей, готовых принять этих студентов. В связи с ростом населения в странах Глобального Юга (к 2030 году выпускников средних школ станет на 800 миллионов больше, чем сегодня [13]), растущим спросом со стороны национальных экономик на специалистов с высшим образованием и отсутствием возможности получить его в странах Азии и Африки эксперты прогнозируют устойчивый рост желающих получить образование за рубежом. С другой, политика ограничений может стать доминирующим трендом, количественные показатели перестанут рассматриваться как самодостаточные, а интернационализация будет рассматриваться в большей степени как поиск талантов [14] или привлечение уже готовых специалистов для критически важных отраслей. 

 

«Подводные камни» экономики  интернационализации

Понятно, что интернационализация высшего образования не должна ограничиваться только рекрутингом иностранных студентов – об этом написаны десятки статей. Тем не менее, по данным совместного исследования международной консалтинговой компании Nous Group и компании Navitas, более 90% опрошенных руководителей университетов Австралии, Канады и Великобритании считают набор иностранных студентов наиболее важным направлением деятельности в области интернационализации «из-за его ключевой роли в получении прибыли» [15], а 96% ответивших уверены, что уровень конкуренции  за иностранных студентов значительно вырастет и превзойдет допандемийное время [16].

Сегодня общий объем «экономики интернационализации», по оценкам экспертов, превышает 1,5 триллиона долларов США. По некоторым подсчетам, иностранные студенты приносят экономике США более 40 миллиардов долларов в год, Австралии – 33 миллиарда долларов США          (51 миллиард австралийских долларов) [17]. В Канаде высшие учебные заведения получают от ­иностранцев более 40 миллиардов долларов, а расходы студентов за пределами кампуса приносят прямую выгоду окружающим сообществам в размере до 17,5 миллиарда долларов. [18]  

Целевые показатели количества студентов и ожидаемых от них средств наиболее конкретно представлены в британской стратегии продвижения: отправная точка – 20 миллиардов фунтов стерлингов в 2016 году, целевой показатель экспорта – 35 миллиардов фунтов стерлингов к 2030 году. Однако, в ходе реализации программы стало очевидно, что достижение и даже значительное перевыполнение показателя по количеству студентов не гарантирует автоматического достижения показателя по объему дохода от образовательного экспорта. Для достижения цели обсуждаются и планируются новые механизмы реализации, в ходе обсуждения которых все чаще звучат обвинения в чрезмерной коммерциализации процесса и эксплуатации Глобального Юга. [19] Стремление переложить бремя финансирования локальных университетов и даже локальных экономик на плечи иностранных студентов ведет к существенному повышению стоимости обучения, введению платного обучения там, где этого не было раньше [20]. Однако вопрос о том, являются ли получаемые или прогнозируемые доходы [21] достаточным основанием для массового иностранного присутствия в вузах страны, остается открытым.  Например, в Австралии, где экспорт образования является четвертой по величине экспортной отраслью экономики, или в Канаде, где «этот сектор генерирует больше экономической активности, чем лесозаготовка, производство автозапчастей и аэрокосмический сектор». Участникам этого процесса приходится вновь и вновь напоминать о своем многоплановом вкладе в экономику страны, и в ходе долгих общественных и политических дискуссий отстаивать свою точку зрения. 

 

Трудоустройство как премия 

Национальные стратегии продвижения рассматривают иностранных студентов в качестве важного ресурса высококвалифицированных кадров для современной экономики. Вместе с тем, возможность трудоустройства после окончания обучения становится важным «конструируемым» конкурентным преимуществом образовательного направления. По оценке экспертов ICEF, абитуриенты считают результаты трудоустройства выпускников наиболее важным показателем качества учебного заведения. Данные наблюдений подтверждают и в национальном масштабе положительную корреляцию между количеством иностранных студентов, которые приезжают в страну на обучение, и возможностью остаться в ней после завершения учебы. Известно, что в Канаде в 2023 году примерно 60% иностранных студентов высказывали заинтересованность в постоянном проживании в Канаде после завершения обучения [22], в Германии планирует остаться две трети опрошенных иностранных студентов, половина из которых собирается открыть свой бизнес [23]. В погоне за лидерами экспорта образования ряд стран Азии пересматривают свои целевые показатели трудоустроенных в стране иностранных выпускников. В Японии и Корее перспективным ориентиром служит отметка в 60% трудоустроенных, при том, что текущий уровень трудоустройства иностранных выпускников значительно ниже: в Японии он составляет 44,3% (в 2022 г.), в Южной Корее – 8,2% (в 2023 г).

«По оценке экспертов ICEF, абитуриенты считают результаты трудоустройства выпускников наиболее важным показателем качества учебного заведения».

 

Иностранные выпускники: удержать лучших

Страны, которые включаются в гонку за наиболее перспективных студентов и выпускников, вынуждены менять свои миграционные правила и процедуры, в том числе касательно продолжительности пребывания в стране после окончания учебы. В США, Великобритании, Австралии, Канаде выпускники получили право оставаться в стране после окончания обучения в течение 18-36 месяцев в зависимости от уровня полученной квалификации и направления обучения.  В Европейском Союзе законодательно введен минимально разрешенный срок пребывания в стране после окончания учебы (9 месяцев), однако члены Союза могут его увеличить, исходя из собственных задач и возможностей. Так, Франция разрешает выпускникам оставаться в стране до 12 месяцев, чтобы найти работу или открыть свой бизнес. В Германии и Финляндии выпускники могут остаться на 18 и 24 месяца соответственно.  В Эстонии не установлено каких-либо ограничений, и выпускники могут оставаться здесь столько, сколько пожелают [24]. Данная тенденция распространилась и на традиционно более консервативные в этом отношении страны Азии. Иностранные выпускники японских университетов получили возможность находиться и работать в стране в течение одного года, в Южной Корее этот срок увеличен в 2025 году до 3 лет. [25] Система удержания талантов предполагает и более простой путь к натурализации ценных специалистов. В Южной Корее для магистров и кандидатов наук будет запущен ускоренный путь: для получения права на постоянное проживание вместо прохождения пяти этапов, растянутых на 6 лет, им потребуется только три этапа и 3 года [26]. 

Однако, внедрение облегченных миграционных процедур требует мониторинга и контроля, чтобы предоставленными возможностями могли воспользоваться именно те, кому они изначально предназначались. В Великобритании количество выпускников, остающихся на работе в рамках программы Graduate, увеличилось со 100 тысяч в 2022 г. до почти 250 тысяч в 2024-м. Согласно официальным данным, 62% из них начинают работать уже в первый месяц после получения этой визы, 90% – в течение первых шести месяцев после начала ее действия. Несмотря на столь радужную картинку, правительственные эксперты выявили несоответствие получаемой работы уровню полученного образования. В результате выпускники устраиваются на работу, не требующую высокой квалификации, а значит, вносят несоответствующий ожиданиям вклад в экономику страны. Допускаемые искажения корректируются, что ведет к изменению не только стратегий продвижения, но и отдельных аспектов миграционного или трудового права. 

 

Конкурентные преимущества: открытость и… минимум бюрократии 

Важным элементом национальных стратегий является поддержание высоких этических принципов организации международного образовательного сотрудничества. Общим местом является указание на то, что взаимодействие со студентами должно строиться на открытых и понятных правилах и гарантиях предоставляемых возможностей до, во время и после обучения. Наибольшую озабоченность вызывает процесс оформления виз и разрешений на учебу. Опрос образовательных агентств по набору иностранных студентов показал, что оценку «хорошо/очень хорошо» за организацию оформления визовых документов поставили Канаде 32% опрошенных, США – 52%, Австралии – 59%, Великобритании – 78 [27]. Во многом данная оценка связана со сроками рассмотрения документов. В 2022 году Великобритания рассматривала 80% заявлений на получение разрешения на обучение в течение 5 дней, а остальные – в течение 16 дней. Соединенные Штаты и Австралия рассматривали эти заявления в среднем 14 и 15 дней соответственно. В Канаде этот показатель составлял в среднем 42 дня, что, по оценке канадских экспертов, приводит к репутационным потерям и выбору абитуриентами других направлений для обучения. По данным государственных университетов Канады, длительные сроки оформления документов являются одной из главных причин того, что «Канада уступает глобальные таланты конкурентам» [28].  Возможности вузов по изменению ситуации ограниченны, политический и административный вес государственных органов, регулирующих эти вопросы, значительно превосходит возможности представителей сфер науки и образования. Однако в странах-лидерах экспорта образования продолжается поиск путей оптимизации оказания визовой поддержки. В той же Канаде ассоциации вузов предложили ввести сертификацию международных офисов и сотрудников высших учебных заведений, чтобы они могли быть привлечены к проверке документов для оформления миграционных документов. По мнению экспертов, это могло бы устранить часть дублирующих процедур и способствовать ускорению процесса рассмотрения документов. 

 

Требуются «уполномоченные по экспорту»...

Вызовом для образовательного сообщества остается организация межсекторального взаимодействия. Тезис о необходимости скоординированной работы государственных органов проходит через большинство национальных стратегий. Среди предлагаемых мер: введение специальной должности уполномоченного лица, ответственного за продвижение национального образования в мире (International Education Champion, Великобритания), создание официальных межведомственных координирующих органов (например, национального общественного Совета в Канаде [29], Форума по реализации стратегии в Ирландии (An Implementation Forum [30]),   организация и проведение периодических профессиональных мероприятий с участием представителей всех заинтересованных сторон для налаживания диалога по наиболее острым вопросам межсекторального взаимодействия, запуск пилотных проектов, направленных на решение наиболее острых проблем [31].

 

…Плюс «обратная связь»

В национальных стратегиях стран-лидеров экспорта образования также подчеркивается необходимость студентоцентричного подхода, что предъявляет новые требования к организации пребывания иностранных обучающихся в стране. В ряде государств уже введена практика регулярного мониторинга степени удовлетворенности иностранных студентов полнотой и доступностью информации о вузе, условиями обучения и проживания в стране, степенью интеграции в принимающее общество. Этим вопросам уделяется внимание при проведении национальных опросов студентов по проблемам интернационализации, таких как BintHo, проводимый DAAD [32],  или исследований UCAS (согласно последнему, 88% опрошенных иностранных абитуриентов «позитивно» и «очень позитивно» рассматривали Великобританию как образовательное направление). 

Данные, полученные в ходе таких опросов, позволяют вузам понимать текущее положение дел и лучше оценивать мотивацию и настроения потенциальных студентов, выбирающих между различными странами [33]. Результаты опросов становятся основой для широкого профессионального обсуждения острых проблем адаптации иностранных студентов и, шире, – возможностей и трудностей «домашней интернационализации (internationalization at home)» [34].

 

Устойчивость экспорта: риски и гарантии

Снижение исходящей мобильности в годы пандемии, возросшая конкуренция за иностранных студентов со стороны университетов Азии, рост внутрирегиональной мобильности, новые миграционные ограничения для выходцев из стран Азии и Африки, распространение локальных конфликтов выявили значительные риски для устойчивого и поступательного развития международного сектора национальных образовательных систем при сохранении концентрированного набора ключевых образовательных направлений. На диаграмме 2 показаны пять ключевых образовательных рынков, откуда страны-лидеры экспорта образования (Австралия, США, Великобритания, Канада) получали основную часть иностранных студентов (данные на 2020 год) [35].

В национальных стратегиях 2020-х годов намечены несколько направлений повышения устойчивости и предсказуемости набора. Прежде всего, речь идет о диверсификации географии набора иностранных студентов, а также об устранении диспропорций на институциональном уровне (за счет снижения количества иностранных студентов из ряда стран на отдельных направлениях и уровнях подготовки). 

Значительную работу в этом направлении уже проделала Франция, и в настоящий момент распределение входящего потока иностранных студентов в страну выглядит близким к целевому балансу: 28% иностранных студентов приезжает с Ближнего Востока и Северной Африки, по 25% – из Европы и из африканских стран, расположенных южнее Сахары, 13% – из Юго-Восточной Азии и Океании и 8% – с американского континента. Основными странами, откуда приезжают студенты, являются Марокко, Алжир, Китай, Италия и Сенегал. При этом, число обучающихся из каждой указанной страны не превышает 10% от общего числа иностранных студентов [36]. 

 

Выход на новые рынки: форматы и условия

Зарубежный подход к выходу университетов на новые для них образовательные рынки предполагает, что этот процесс является длительным, сложным и затратным. Выход сопряжен и с увеличением физического присутствия образовательных организаций, что может быть достигнуто благодаря одной или комбинации различных форм транснационального образования [37]: филиалов, представительств, совместных программ, франчайзинга, совместных университетов и т. д. Однако, для того чтобы развернуть национальные системы на новые направления образовательного экспорта, требуется государственная поддержка, в том числе тех вузов, которые не обладают значительными средствами для столь долгосрочных инвестиций. Иначе выход в новые регионы рискует оказаться уделом только небольшой, избранной группы более крупных и богатых вузов, что не позволит добиться требуемого эффекта диверсификации входящего потока иностранных студентов в национальном масштабе.

Усиление присутствия в ключевых регионах требует активизации работы дипломатических представительств, нередко уделяющих недостаточное внимание продвижению национального образования. Ряд стратегий предполагает создание отдельных «образовательных представительств» [38] под эгидой торговых миссий или в качестве отдельных специализированных центров, занимающихся продвижением образования в стране, поиском и отбором талантливых абитуриентов [39].  Вклад вузов при таком подходе может включать организацию обучающих программ для сотрудников дипломатического корпуса (или вновь создаваемых представительств), подробно рассказывающих о современном состоянии национального образования и как оно может быть представлено в конкретных регионах или для отдельных групп населения [40]. 

Фактор физического присутствия дополняется продуманной системой стипендиальной и грантовой поддержки иностранных студентов. Комплекс мер, используемых и предлагаемых для внедрения мер в этой области, включает:

  • создание «единого окна» для всех стипендиальных программ вузов страны, что облегчит абитуриентам выбор наиболее подходящего для них варианта; 
  • использование ИИ для максимально персонифицированного и гибкого подхода к предоставлению стипендий;  
  • «брендирование» стипендиальных программ;
  • разработку программ сопровождения стипендиатов в процессе отбора, обучения и после его окончания – проведения встреч и ­торжественных мероприятий для таких выпускников в дипломатических  представительствах за рубежом страны.  

 

Выпускники – амбассадоры alma mater

Продолжением этой работы является активное привлечение иностранных выпускников для продвижения национальных интересов. Работа в этом направлении приобретает сейчас ­системный характер. Так, стратегия Великобритании (2022 г.) включает создание централизованной платформы, объединяющей (после регистрации) выпускников всех вузов страны, а также проведение ежегодного конкурса для выпускников и награждения его победителей [41]. Канадские вузы, активно взаимодействующие со своими ­иностранными выпускниками, не устают напоминать правительственным структурам о необходимости поддержки на государственном уровне, в том числе поддержки региональных объединений и ассоциаций, выстраивания долгосрочного взаимодействия с известными выпускниками [42]. В Германии участие выпускников рассматривается как неотъемлемое условие финансирования проектов по линии DAAD, их роль как амбассадоров немецкого образования подкрепляется проектным финансированием деятельности сети и объединений выпускников [43].

 

Практики продвижения: доказанная эффективность

Национальные стратегии продвижения, как правило, акцентируют внимание на развитии и повышении эффективности уже сложившихся практик и зарекомендовавших себя способов набора иностранных студентов. В программных документах стран-лидеров (Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия) среди таких практик отмечается, в частности, вклад и значение рекрутинговых агентств по набору ­иностранных студентов. Продолжительность и результативность взаимодействия вузов и агентств свидетельствуют о том, что вузы обладают необходимой квалификацией и опытом для работы со своими агентами, предоставляя им необходимое обучение, используя внутренние механизмы контроля [44], развивая лучшие практики поддержки и признания агентств на национальном уровне [45]. 

Продвижение национальных систем проводится также с применением широкого спектра инструментов цифровизации (в том числе, искусственного интеллекта). Так, продолжается практика создания онлайн-платформ, построенных по принципу «единого окна», включающего сервисы подбора образовательных программ, стипендий, вариантов размещения и т.п. Появляются новые цифровые ресурсы отдельно для каждого из уровней подготовки: для поступающих на бакалавриат и в магистратуру, где информацию о своих программах предоставляют почти 90% всех вузов страны [46]. При этом сохраняется практика подачи заявлений через онлайн-ресурсы образовательных организаций или вузовских объединений и ассоциаций. В ходе продвижения национального образования апробируются также практики совместного, перекрестного продвижения в сети Интернет национальных ресурсов и платформ объединений 

 

Лидерские стратегии продвижения: базовые характеристики

Итак, резюмируем. Краткий обзор зарубежных стратегий продвижения национального высшего образования в международной среде показывает: 

  • Стратегии носят комплексный характер, ­построены с учетом результатов предыдущих проектов развития, учитывают реалии ­современной геополитической ситуации и социально-экономического положения внутри страны, амбициозны и направлены на достижение лидирующих позиций.
  • Важным условием достижения поставленных целей является обеспечение межведомственного взаимодействия и общественно-частно-государственного партнерства. 
  • Показатели успеха определяются в виде измеряемых индикаторов, что, в свою очередь, ведет к необходимости повышения эффективности сбора, обработки и презентации статистических материалов, подтверждающих важность этого направления деятельности для национальной экономики и общества.

Основными задачами продвижения национальных систем являются:

  • привлечение значимого числа иностранных студентов, обеспечивающих присутствие страны в топ–10 стран-лидеров экспорта образования; 
  • повышение доходности этого направления, контроль качества набора и подготовки с учетом ориентации на последующее трудоустройство значительного процента иностранных выпускников в стране обучения;
  • проведение активной работы внутри страны для разъяснения необходимости и полезности международного образовательного сотрудничества. 

Механизмами решения данных задач выступают:  

  • повышение эффективности межсекторального взаимодействия за счет создания постоянно действующих координирующих органов (уполномоченных, советов, форумов, платформ); 
  • диверсификация географии набора; 
  • усиление физического присутствия вузов на ключевых направлениях набора (за счет активизации работы существующих дипломатических представительств, открытия новых специализированных офисов, форматов трансграничного образования и т.д.); 
  • расширение стипендиальных программ для талантливых абитуриентов;
  • цифровизация набора (внедрение ИИ-инструментов и продвижение онлайн-форматов); 
  • взаимодействие с образовательными агентствами по набору студентов.

Таким образом, продвижение национальной ­системы высшего образования в международной среде – процесс, в котором участвуют многочисленные действующие лица и организации, реализующие свои амбиции и преследующие собственные интересы. Успех продвижения определяется наличием продуманной, согласованной и законодательно утвержденной стратегии, ­обеспеченной необходимыми ресурсами, планом действий и четкими индикаторами реализации поставленных целей. Анализ зарубежного опыта, его критическое осмысление, творческий подход к использованию лучших практик должны стать важными элементами подготовки и реализации современной национальной стратегии продвижения российского высшей школы в международном образовательном пространстве. 

«Успех продвижения определяется наличием продуманной, согласованной и законодательно утвержденной стратегии, обеспеченной необходимыми ресурсами, планом действий и четкими индикаторами реализации поставленных целей».

ЛИТЕРАТУРА

1 DAAD Strategy 2OЗO [Электронный ресурс] DAAD  URL:  https://static.daad.de/media/daad_de/der-daad/wer-wir-sind/daad_strategy2030.pdf (дата обращения: 30.06.2025)
2 Restoring Control over the Immigration System : white paper.  Presented to Parliament by the Secretary of State for the Home Department by Command of His Majesty, May 2025 [Электронный ресурс] Gov.UK URL: https://www.gov.uk/government/publications/restoring-control-over-the-immigration-system-white-paper (дата обращения: 01.08.2025)  
3 International Education Strategy global potential, global growth. March 2019 [Электронный ресурс] Gov.UK URL  https://assets.publishing.service.gov.uk/media/5ccab348e5274a1ac5ce280c/International_Education_Strategy_Accessible.pdf ( дата обращения 12.07.2025); The International Education Strategy: 2021 update [Электронный ресурс] Gov.UK URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/media/601d7475e90e0711caf57c70/International-Education-Strategy-_2021-Update.pdf ( дата обращения: 12.07.2025); International Education Strategy: 2022 progress update Updated 26 May 2022 [Электронный ресурс] Gov.UK URL: https://www.gov.uk/government/publications/international-education-strategy-2022-update/international-education-strategy-2022-progress-update ( дата обращения: 14.07.2025)
4 DAAD Strategy 2OЗO [Электронный ресурс] DAAD URL: https://static.daad.de/media/daad_de/der-daad/wer-wir-sind/daad_strategy2030.pdf (дата обращения: 12.07.2025)
5 L’ICD receives the label “Bienvenue en France” (welcome to France) for its reception of foreign students [Электронный ресурс] ICD Business School URL: https://www.icd-bs.com/actualites/licd-receives-label-bienvenue-en-france-welcome-france-its-reception-foreign-students#_pltcs =eyJwcm0iOnt9LCJyZWYiOiJ3d3cuZ29vZ2xlLmNvbSJ9  (дата обращения: 15.06.2025)
6 Global Citizens 2030 Ireland’s International Talent and Innovation Strategy [Электронный ресурс] Government of Ireland URL: https://assets.gov.ie/static/documents/global-citizens-2030-irelands-international-talent-and-innovation-strategy.pdf (дата обращения: 12.07.2025)
7 Global Citizens 2030 Ireland’s International Talent and Innovation Strategy [Электронный ресурс] Government of Ireland URL: https://assets.gov.ie/static/documents/global-citizens-2030-irelands-international-talent-and-innovation-strategy.pdf (дата обращения: 12.07.2025) 
8 Philip G Altbach, Hans de Wit. Crisis looming for internationalisation industry in HE. 07 July 2025 [Электронный ресурс] University World News URL: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20250707093321571 ( дата обращения: 10.07.2025) 
9 Project-Atlas_Infographic 2024 [Электронный ресурс] Institute of International Education  URL: https://www.iie.org/wp-content/uploads/2024/11/Project-Atlas_Infographic_2024-1.pdf (дата обращения: 15.07.2025)
10 Student mobility: France consolidates its appeal despite rigorous competition  [Электронный ресурс] Campus France URL: https://www.campusfrance.org/en/actu/mobilite-etudiante-la-france-consolide-son-attractivite-dans-un-contexte-de-forte-concurrence (дата обращения: 25.07.2025)
11 DAAD Strategy 2OЗO [Электронный ресурс] DAAD  URL:  https://static.daad.de/media/daad_de/der-daad/wer-wir-sind/daad_strategy2030.pdf (дата обращения: 30.06.2025) 
12 997,820 international students in Canada at all levels of study at the end of 2024 2OЗO [Электронный ресурс] Canadian Bureau for International Education  URL:  https://cbie.ca/media/facts-and-figures/international-students/ (дата обращения: 29.07.2025) 
13 Global Education Market to reach $10 Trillion by 2030 [Электронный ресурс] Holon IQ by QS URL: https://www.holoniq.com/2030 (дата обращения: 30.07.25)
14 Global Citizens 2030 Ireland’s International Talent and Innovation Strategy [Электронный ресурс] Government of Ireland URL: https://assets.gov.ie/static/documents/global-citizens-2030-irelands-international-talent-and-innovation-strategy.pdf (дата обращения: 12.07.2025)
15 Philip G Altbach, Hans de Wit. When HE internationalisation operates as an industry. April 2023 [Электронный ресурс] University World News URL: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20230411104934699  (дата обращения: 20.07.2025)
16 Philip G Altbach and Hans de Wit  When HE internationalisation operates as an industry, 11 April 2023 [Электронный ресурс] University World News URL: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20230411104934699 (дата обращения: 23.07.2025)
17 Philip G Altbach, Hans de Wit. Crisis looming for internationalisation industry in HE. 07 July 2025 [Электронный ресурс] University World News URL: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20250707093321571 ( дата обращения: 10.07.2025) 
18 Canada’s International Education Strategy Renewal Consultation for Global Affairs Canada Universities Canada July 18th, 2023 [Электронный ресурс] Universities Canada URL:  https://univcan.ca/wp-content/uploads/2023/10/ENG-International-Educational-Strategy-Renewal.pdf (дата обращения: 20.07.2025)
19 Philip G Altbach, Hans de Wit. When HE internationalisation operates as an industry. April 2023 [Электронный ресурс] University World News URL: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20230411104934699  (дата обращения: 20.07.2025)
20 Там же 
21 International Education Strategy global potential, global growth. March 2019 [Электронный ресурс] Gov.UK URL  https://assets.publishing.service.gov.uk/media/5ccab348e5274a1ac5ce280c/International_Education_Strategy_Accessible.pdf ( дата обращения 12.07.2025) 35 миллиардов фунтов стерлингов к 2030 году.
22 Consultation Brief on Canada's International Education Strategy for 2024-2029 [Электронный ресурс] Canadian Bureau for International Education URL:   https://cbie.ca/wp-content/uploads/2023/08/CBIE-Consultation-Brief-on-Canadas-International-Education-Strategy-2024-2029-July-2023.pdf (дата обращения: 15.07.2025)
23 International students want to stay – great opportunities for the German labor market [Электронный ресурс] DAAD URL: https://www.daad.de/de/der-daad/kommunikation-publikationen/presse/pressemitteilungen/2025/internationale-studierende-wollen-bleiben-grosse-chancen-fuer-den-deutschen-arbeitsmarkt/ (дата обращения: 29.07.2025)
24 Comparaison des conditions de sejour post-etudes des diplomes internationaux dans les grands pays d’accueil [Электронный ресурс] Campus France URL:   https://www.campusfrance.org/en/actu/les-dispositifs-post-etudes-un-enjeu-majeur-pour-l-attractivite-des-pays-d-accueil (дата обращения: 11.07.2025)
25 Australian Strategy for International Education 2021–2030 [Электронный ресурс] Australian Government. Department of Education.  URL:  https://www.education.gov.au/australian-strategy-international-education-2021-2030 (дата обращения: 7.07.2025)
25 Linkages in East Asia: International Student Markets to Expand Outreach.  Presenters Vincent Flores, South Korea  Mirka Martel, USA Hiroshi Ota, Japan,  (APAIE презентация) 
26  MOE to announce Study Korea 300K Project: Korea aims to be the top 10 world-leading countries for study abroad  by 2027 [Электронный ресурс] Ministry of Education. Republik of Korea.URL:  https://english.moe.go.kr/boardCnts/viewRenewal.do?boardID=265&boardSeq=96185&lev=0&searchType=null&statusYN=W&page=1&s=english&m=0201&opType=N (дата обращения: 01.07.2025) 
27 Perception of Student Visa Processing vs Competitors Source: Navitas, November 2022 Agent Perception Survey. [Электронный ресурс] Canadian Bureau for International Education URL: https://cbie.ca/wp-content/uploads/2023/08/CBIE-Consultation-Brief-on-Canadas-International-Education-Strategy-2024-2029-July-2023.pdf (дата обращения: 01.07.2025)
28 Canada’s International Education Strategy Renewal Consultation for Global Affairs Canada Universities Canada July 18th, 2023 [Электронный ресурс] Universities Canada URL:  https://univcan.ca/wp-content/uploads/2023/10/ENG-International-Educational-Strategy-Renewal.pdf (дата обращения: 20.07.2025)
29 Polly Nash “A critical moment”: Sector reacts to Carney’s election victory 
April 30 2025 [Электронный ресурс] PIE News URL:   https://thepienews.com/a-critical-moment-sector-reacts-to-carneys-election-victory/?utm_campaign=The%20PIE%20Weekly%202023&utm_medium=email&_hsenc=p2ANqtz-_GWC72AzIaqS-XnZZb5ob6qqHoyHWQct43zd0vaGW0iDlK6T-ZTOhUxfQ3eHJKrwNhKLmqIKXk7bWEV2XRxWxvlBn_yQ&_hsmi=359612002&utm_content=359612002&utm_source=hs_email  (дата обращения: 15.06.2025)
30 Global Citizens 2030 Ireland’s International Talent and Innovation Strategy [Электронный ресурс] Government of Ireland URL: https://assets.gov.ie/static/documents/global-citizens-2030-irelands-international-talent-and-innovation-strategy.pdf (дата обращения: 12.07.2025) 
31 Perception of Student Visa Processing vs Competitors Source: Navitas, November 2022 Agent Perception Survey. [Электронный ресурс] Canadian Bureau for International Education URL: https://cbie.ca/wp-content/uploads/2023/08/CBIE-Consultation-Brief-on-Canadas-International-Education-Strategy-2024-2029-July-2023.pdf (дата обращения: 01.07.2025) 
32 DAAD Strategy 2OЗO [Электронный ресурс] DAAD  URL:  https://static.daad.de/media/daad_de/der-daad/wer-wir-sind/daad_strategy2030.pdf (дата обращения: 30.06.2025)  
33  International Education Strategy: 2022 progress update Updated 26 May 2022 [Электронный ресурс] Gov.UK URL: https://www.gov.uk/government/publications/international-education-strategy-2022-update/international-education-strategy-2022-progress-update ( дата обращения: 14.07.2025)
34 International student diversity at Australian universities Discussion Paper [Электронный ресурс] Australian Government Department of Education URL: 
https://www.education.gov.au/australian-strategy-international-education-2021-2030/resources/international-student-diversity-australian-universities-discussion-paper (дата обращения: 21.07.2025)
35  International student diversity at Australian universities Discussion Paper [Электронный ресурс] Campus France URL: https://www.education.gov.au/australian-strategy-international-education-2021-2030/resources/international-student-diversity-australian-universities-discussion-paper (дата обращения: 30.07.2025)
36  Student mobility: France consolidates its appeal despite rigorous competition  [Электронный ресурс] Campus France URL: https://www.campusfrance.org/en/actu/mobilite-etudiante-la-france-consolide-son-attractivite-dans-un-contexte-de-forte-concurrence (дата обращения: 25.07.2025)
37  Stephen Wilkins and Jeroen Huisman Transnational Education Redefined. [Электронный ресурс] Center for International Higher Education URL: https://ihe.bc.edu/pub/mwlb8hov/release/1?readingCollection=7ac1c107 ( дата обращения: 3.07.2025)
38  Canada’s International Education Strategy Renewal Consultation for Global Affairs Canada Universities Canada July 18th, 2023 [Электронный ресурс] Universities Canada URL:  https://univcan.ca/wp-content/uploads/2023/10/ENG-International-Educational-Strategy-Renewal.pdf (дата обращения: 20.07.2025)
39  Global Citizens 2030 Ireland’s International Talent and Innovation Strategy [Электронный ресурс] Government of Ireland URL: https://assets.gov.ie/static/documents/global-citizens-2030-irelands-international-talent-and-innovation-strategy.pdf (дата обращения: 12.07.2025)
40 Perception of Student Visa Processing vs Competitors Source: Navitas, November 2022 Agent Perception Survey. [Электронный ресурс] Canadian Bureau for International Education URL: https://cbie.ca/wp-content/uploads/2023/08/CBIE-Consultation-Brief-on-Canadas-International-Education-Strategy-2024-2029-July-2023.pdf (дата обращения: 01.07.2025)
41 International Education Strategy: 2022 progress update Updated 26 May 2022 [Электронный ресурс] Gov.UK URL: https://www.gov.uk/government/publications/international-education-strategy-2022-update/international-education-strategy-2022-progress-update ( дата обращения: 14.07.2025)
42  Canada’s International Education Strategy Renewal Consultation for Global Affairs Canada Universities Canada July 18th, 2023 [Электронный ресурс] Universities Canada URL:  https://univcan.ca/wp-content/uploads/2023/10/ENG-International-Educational-Strategy-Renewal.pdf (дата обращения: 20.07.2025)
43 DAAD Strategy 2OЗO [Электронный ресурс] DAAD  URL:  https://static.daad.de/media/daad_de/der-daad/wer-wir-sind/daad_strategy2030.pdf (дата обращения: 30.06.2025)
44 Canada’s International Education Strategy Renewal Consultation for Global Affairs Canada Universities Canada July 18th, 2023 [Электронный ресурс] Universities Canada URL:  https://univcan.ca/wp-content/uploads/2023/10/ENG-International-Educational-Strategy-Renewal.pdf (дата обращения: 20.07.2025)
45  An International Education Strategy for New Zealand 2022 – 2030  [Электронный ресурс] Education New Zealand URL: https://www.enz.govt.nz/assets/Uploads/NZ-International-Education-Strategy_CM_AW3_LR-Final-16-November-2022.pdf (дата обращения: 18.07.2025)
46  International Education Strategy: 2022 progress update Updated 26 May 2022 [Электронный ресурс] Gov.UK URL: https://www.gov.uk/government/publications/international-education-strategy-2022-update/international-education-strategy-2022-progress-update (дата обращения: 14.07.2025)

22.12.2025
Другие материалы автора
Виктор Иванович Круглов
Виктор Иванович Круглов, Доктор технических наук, профессор, научный руководитель ФГБУ «Интеробразование», зав. кафедрой ЮНЕСКО «Сравнительные исследования качества высшего образования» НИТУ «МИСиС», профессор НИУ «МАИ»
Читать полностью
Александр Борисович Ручкин
Александр Борисович Ручкин, Доктор исторических наук, директор Центра образования и культуры «ГРИНТ»
Читать полностью
Анастасия Сергеевна Ивер
Анастасия Сергеевна Ивер, Заместитель генерального директора ФГБУ «Интеробразование», заместитель председателя Экспертного совета
Читать полностью
Наверх