Ольга Сальдаева, директор Педагогического колледжа им. Н.К. Калугина г. Оренбурга: "Профессионалитет: подготовка педагогов под запросы региона"

Профессионалитет: подготовка педагогов под запросы региона

Проект Педагогического колледжа им. Н.К. Калугина г. Оренбурга

Федеральный проект «Профессионалитет» действует в стране уже второй год, а для системы подготовки педагогических кадров это первые пробы. Ожидания от реализации данного проекта связаны, в первую очередь, с удовлетворением потребностей организаций-партнеров в учителе, способном внедрять педагогические инновации, а также с возможностью гибко реагировать на запросы региона в подготовке педагогических кадров.

В Педагогическом колледже им. Н.К. Калугина г. Оренбурга разработана программа деятельности образовательного кластера «Учитель: стань лучшим», которая одобрена Министерством образования Оренбургской области и представлена на получение гранта. Основная идея программы заключается в открытии на базе колледжа шести современных учебных лабораторий в соответствии с ведущими трендами развития системы образования.

Первый тренд – полномасштабная цифровизация. Цифровое оборудование должно стать не только неотъемлемой частью образовательной среды, но и постоянно обновляться. Открытие «Лаборатории цифровой дидактики» поможет создавать актуальный цифровой образовательный контент для освоения будущим педагогом цифровых компетенций в соответствии с требованиями времени и цифровым прогрессом. 

Второй тренд – образовательная инклюзия. Умение создавать адаптивную образовательную среду, учитывающую особые образовательные потребности детей, является профессиональной компетенцией педагога. Адаптивная образовательная среда предполагает включение в образовательный процесс специального оборудования для разных категорий детей. «Лаборатория организации инклюзивного образования» станет местом концентрации современного учебного оборудования и поможет будущему педагогу овладеть методикой его применения для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Третий тренд – процесс воспитания. Сов­ременная ситуация показала, насколько опасна недооценка значимости основополагающих принципов воспитания подрастающего поколения. Сегодня проблемам воспитания уделяется значительное внимание и на государственном уровне. Советник по воспитанию – это новая профессия, которая совсем недавно была внесена в перечень педагогических должностей. Существует понимание, что на эту должность необходимо выдвигать молодых людей, способных стать связующим звеном между администрацией школы и детско-юношеской общностью. «Лаборатория по воспитанию» поможет создать условия для подготовки советников как системно мыслящих режиссеров всего воспитательного процесса школы.

Четвертый тренд – организация летнего отдыха детей. Сезонный характер функционирования детских оздоровительных лагерей определяет кадровый дефицит, где большое место отводится проблемам трудоустройства вожатых. Вожатые – это молодые, энергичные люди, обладающие компетенциями в области организации деятельности детского коллектива, в проведении игр, сборов, коллективных творческих дел и иных мероприятий. Чаще всего ими становятся студенты 3-го и 4-го курса. Но без свидетельства о получении профессии «Вожатый» молодой человек осуществлять вожатскую деятельность официально не может. В связи с этим возникает необходимость в подготовке вожатых еще в период обучения параллельно с основной специальностью. «Лаборатория организации детского отдыха» станет своеобразной миниатюрой летнего оздоровительного лагеря, где студенты смогут получить дополнительную профессию «Вожатый» и необходимые профессиональные навыки. 

Пятый тренд – организация дворовых видов спорта. С 2022 года в Оренбургской области реализуется программа «Дворовый тренер». Подготовка тренера-инструктора дворовых команд – актуальный запрос региона. Несмотря на то, что в колледже созданы современные условия для подготовки учителя физической культуры, важно создать такое пространство, которое бы приблизило учебную среду к реалиям двора. Такой лабораторией станет «Лаборатория организации физкультурно-спортивной деятельности детей и подростков на дворовых площадках и стадионах». Будущие тренеры-инструкторы получат необходимые профессиональные компетенции для осуществления тренировочного процесса детских дворовых команд.

Шестой тренд – признание особого статуса учителя. Известно, что, замечая самых лучших, мы задаем определенный тренд на профессию. Данная идея закладывается в основу деятельности «Лаборатории развития и поддержки учительских талантов». Предполагается, что она станет кузницей профессионализма, мастерства и творчества, создаст условия для подготовки и поддержки «лучших» учителей. 

Таким образом, создание на базе колледжа учебных лабораторий поможет будущему педагогу осваивать профессиональные навыки непосредственно на учебной базе, увеличит практико-ориентированность освоения образовательных программ, повысит удовлетворенность работодателей уровнем полученных выпускником профессиональных компетенций и, в конечном итоге, улучшит качество образования на всех его уровнях.
 

10.05.2023
Другие материалы автора
Ольга Викторовна Сальдаева
Ольга Викторовна Сальдаева, Директор Педагогического колледжа им. Н.К.Калугина г. Оренбурга, доктор педагогических наук, профессор, почетный работник среднего профессионального образования РФ, заслуженный учитель г. Оренбурга
Читать полностью
Людмила Оскаровна Крайнова
Людмила Оскаровна Крайнова, Заместитель директора по научно-методической работе Педагогического колледжа им. Н.К. Калугина г. Оренбурга, кандидат педагогических наук
Читать полностью
Наверх