В Педагогическом колледже им. Н.К. Калугина г. Оренбурга разработана программа деятельности образовательного кластера «Учитель: стань лучшим», которая одобрена Министерством образования Оренбургской области и представлена на получение гранта. Основная идея программы заключается в открытии на базе колледжа шести современных учебных лабораторий в соответствии с ведущими трендами развития системы образования.
Первый тренд – полномасштабная цифровизация. Цифровое оборудование должно стать не только неотъемлемой частью образовательной среды, но и постоянно обновляться. Открытие «Лаборатории цифровой дидактики» поможет создавать актуальный цифровой образовательный контент для освоения будущим педагогом цифровых компетенций в соответствии с требованиями времени и цифровым прогрессом.
Второй тренд – образовательная инклюзия. Умение создавать адаптивную образовательную среду, учитывающую особые образовательные потребности детей, является профессиональной компетенцией педагога. Адаптивная образовательная среда предполагает включение в образовательный процесс специального оборудования для разных категорий детей. «Лаборатория организации инклюзивного образования» станет местом концентрации современного учебного оборудования и поможет будущему педагогу овладеть методикой его применения для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Третий тренд – процесс воспитания. Современная ситуация показала, насколько опасна недооценка значимости основополагающих принципов воспитания подрастающего поколения. Сегодня проблемам воспитания уделяется значительное внимание и на государственном уровне. Советник по воспитанию – это новая профессия, которая совсем недавно была внесена в перечень педагогических должностей. Существует понимание, что на эту должность необходимо выдвигать молодых людей, способных стать связующим звеном между администрацией школы и детско-юношеской общностью. «Лаборатория по воспитанию» поможет создать условия для подготовки советников как системно мыслящих режиссеров всего воспитательного процесса школы.
Четвертый тренд – организация летнего отдыха детей. Сезонный характер функционирования детских оздоровительных лагерей определяет кадровый дефицит, где большое место отводится проблемам трудоустройства вожатых. Вожатые – это молодые, энергичные люди, обладающие компетенциями в области организации деятельности детского коллектива, в проведении игр, сборов, коллективных творческих дел и иных мероприятий. Чаще всего ими становятся студенты 3-го и 4-го курса. Но без свидетельства о получении профессии «Вожатый» молодой человек осуществлять вожатскую деятельность официально не может. В связи с этим возникает необходимость в подготовке вожатых еще в период обучения параллельно с основной специальностью. «Лаборатория организации детского отдыха» станет своеобразной миниатюрой летнего оздоровительного лагеря, где студенты смогут получить дополнительную профессию «Вожатый» и необходимые профессиональные навыки.
Пятый тренд – организация дворовых видов спорта. С 2022 года в Оренбургской области реализуется программа «Дворовый тренер». Подготовка тренера-инструктора дворовых команд – актуальный запрос региона. Несмотря на то, что в колледже созданы современные условия для подготовки учителя физической культуры, важно создать такое пространство, которое бы приблизило учебную среду к реалиям двора. Такой лабораторией станет «Лаборатория организации физкультурно-спортивной деятельности детей и подростков на дворовых площадках и стадионах». Будущие тренеры-инструкторы получат необходимые профессиональные компетенции для осуществления тренировочного процесса детских дворовых команд.
Шестой тренд – признание особого статуса учителя. Известно, что, замечая самых лучших, мы задаем определенный тренд на профессию. Данная идея закладывается в основу деятельности «Лаборатории развития и поддержки учительских талантов». Предполагается, что она станет кузницей профессионализма, мастерства и творчества, создаст условия для подготовки и поддержки «лучших» учителей.
Таким образом, создание на базе колледжа учебных лабораторий поможет будущему педагогу осваивать профессиональные навыки непосредственно на учебной базе, увеличит практико-ориентированность освоения образовательных программ, повысит удовлетворенность работодателей уровнем полученных выпускником профессиональных компетенций и, в конечном итоге, улучшит качество образования на всех его уровнях.
Педагогический колледж – региональная площадка чемпионата «Профессионалы», март 2023 года