Проэкзаменованы и аккредитованы. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Проэкзаменованы и аккредитованы

Участие Педагогического колледжа им. Н.К. Калугина в оценке качества образования

Мониторинг удовлетворенности качеством образования является одним из важнейших инструментов повышения востребованности образовательных услуг в колледже. В него включаются как участники образовательных отношений (студенты, родители, преподаватели), так и работодатели. Положительная динамика мониторинга свидетельствует об эффективной управленческой работе.

Об авторе

фото Ольга Викторовна Сальдаева

Ольга Викторовна Сальдаева

Директор Педагогического колледжа им. Н.К.Калугина г. Оренбурга, доктор педагогических наук, профессор, почетный работник среднего профессионального образования РФ, заслуженный учитель г. Оренбурга

Рамки внутренние и внешние

В своей работе колледж придерживается исследования С.В. Хохловой [1], в котором качество образования представлено как система из качества результатов, качества функционирования, качества условий. Эти составляющие оцениваются в рамках внутренней системы оценки качества, при самообследовании всеми участниками образовательных отношений. А также – при проведении внешней независимой экспертизы результатов обучения, в том числе Федерального интернет-экзамена и профессионально-общественной аккре­дитации основных профессиональных образовательных программ по специальностям.

Смена фокуса: с преподавателя на студента

На протяжении пяти лет педколледж г. Оренбурга принимает активное участие в проекте «Федеральный интернет-экзамен: компетентностный подход», ориентированном на внешнюю независимую оценку результатов обучения в рамках требований ФГОС. Мероприятия экзамена включают входную диагностику обучающихся первого курса и тестирование студентов специальностей, реализуемых в соответствии с ФГОС СПО.

Перечень образовательных программ и дисциплин для тестирования колледж определяет самостоятельно. Интернет-экзамен проводится по единым педагогическим измерительным материалам (ПИМ) для всех направлений подготовки, используются единые методики обработки и представления результатов тестирования. Полученные результаты позволяют характеризовать конкретные измеряемые достижения студента на определенном этапе, рассматривать обучение с точки зрения студентов, а не преподавателей. И тем самым обогащать качество получаемого учебного опыта: от ориентации на преподавателя к ориентации на обучающегося, переходя от оценивания для контроля к оцениванию для развития.

Исходя из требований ФГОС, модель педагогического измерителя представлена в трех взаимо­связанных блоках. Первый блок заданий проверяет степень владения материалом дисциплины на уровне «знать», задания второго блока – на уровне «знать» и «уметь». Третий блок оценивает освоение дисциплины на уровне «знать», «уметь», «владеть».

Выполнение подобного рода нестандартных практико-ориентированных заданий свидетельствует о степени влияния процесса обучения на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС. Разработанные критерии выполнения ПИМ позволяют сделать выводы об уровне обученности каждого студента и дать ему рекомендации для достижения дальнейших успехов.

Аккредитация без рекомендаций

В 2019 году администрацией колледжа принято решение о прохождении профессионально-общественной аккредитации образовательных программ «Музыкальное образование», «Изобразительное искусство и черчение».

Мероприятия, реализуемые в рамках ПОА, близки к процедурам государственной аккредитации. Так, на начальном этапе агентство, специализирующееся на проведении независимой экспертизы качества образования, совместно с колледжем разработало и утвердило план-график работ и перечень документов, которые необходимо было представить.

Одними из самых значительных и объемных мероприятий аккредитации были самостоятельный сбор информации об образовательной дея­тельности колледжа и составление отчета о само­обследовании. После этого экспертному агентству был представлен пакет требуемых документов. Помимо анкет, в него вошли учебные планы по аккредитуемым программам, рабочие программы, программа государственной итоговой аттестации, локальные акты учреждения, связанные с организацией образовательного процесса и касающиеся учебной деятельности, педагогической практики, воспитательной работы и других аспектов функционирования колледжа.

Следующим этапом работ стал непосредственно аудит образовательных программ – проведение экспертизы заявленных ОП. По каждой программе агентством формировался свой состав экспертов. В группы входили специалисты, работающие в учреждениях среднего профессионального или высшего образования, реализующих программы аналогичного профиля, а также представители работодателей. На основе направленного пакета документов и данных, полученных в ходе личного изучения, специалисты агентства составили экспертные заключения и после их утверждения экспертным советом представили колледжу. Программы были аккредитованы на четыре года без рекомендаций экспертного сообщества.

Итак, опыт участия педколледжа г. Оренбурга в процедурах оценки качества образования дает возможность получить полное представление об уровне подготовки в образовательном учреждении, помогает анализировать и учитывать влияние различных факторов на результаты работы по всем направлениям.

[1] Хохлова С. В. Мониторинг школьного образования: дис. канд. пед. наук. – Тюмень, 2003. – 170 c.

Наверх