Рамки внутренние и внешние
В своей работе колледж придерживается исследования С.В. Хохловой [1], в котором качество образования представлено как система из качества результатов, качества функционирования, качества условий. Эти составляющие оцениваются в рамках внутренней системы оценки качества, при самообследовании всеми участниками образовательных отношений. А также – при проведении внешней независимой экспертизы результатов обучения, в том числе Федерального интернет-экзамена и профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ по специальностям.
Смена фокуса: с преподавателя на студента
На протяжении пяти лет педколледж г. Оренбурга принимает активное участие в проекте «Федеральный интернет-экзамен: компетентностный подход», ориентированном на внешнюю независимую оценку результатов обучения в рамках требований ФГОС. Мероприятия экзамена включают входную диагностику обучающихся первого курса и тестирование студентов специальностей, реализуемых в соответствии с ФГОС СПО.
Перечень образовательных программ и дисциплин для тестирования колледж определяет самостоятельно. Интернет-экзамен проводится по единым педагогическим измерительным материалам (ПИМ) для всех направлений подготовки, используются единые методики обработки и представления результатов тестирования. Полученные результаты позволяют характеризовать конкретные измеряемые достижения студента на определенном этапе, рассматривать обучение с точки зрения студентов, а не преподавателей. И тем самым обогащать качество получаемого учебного опыта: от ориентации на преподавателя к ориентации на обучающегося, переходя от оценивания для контроля к оцениванию для развития.
Исходя из требований ФГОС, модель педагогического измерителя представлена в трех взаимосвязанных блоках. Первый блок заданий проверяет степень владения материалом дисциплины на уровне «знать», задания второго блока – на уровне «знать» и «уметь». Третий блок оценивает освоение дисциплины на уровне «знать», «уметь», «владеть».
Выполнение подобного рода нестандартных практико-ориентированных заданий свидетельствует о степени влияния процесса обучения на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС. Разработанные критерии выполнения ПИМ позволяют сделать выводы об уровне обученности каждого студента и дать ему рекомендации для достижения дальнейших успехов.
Аккредитация без рекомендаций
В 2019 году администрацией колледжа принято решение о прохождении профессионально-общественной аккредитации образовательных программ «Музыкальное образование», «Изобразительное искусство и черчение».
Мероприятия, реализуемые в рамках ПОА, близки к процедурам государственной аккредитации. Так, на начальном этапе агентство, специализирующееся на проведении независимой экспертизы качества образования, совместно с колледжем разработало и утвердило план-график работ и перечень документов, которые необходимо было представить.
Одними из самых значительных и объемных мероприятий аккредитации были самостоятельный сбор информации об образовательной деятельности колледжа и составление отчета о самообследовании. После этого экспертному агентству был представлен пакет требуемых документов. Помимо анкет, в него вошли учебные планы по аккредитуемым программам, рабочие программы, программа государственной итоговой аттестации, локальные акты учреждения, связанные с организацией образовательного процесса и касающиеся учебной деятельности, педагогической практики, воспитательной работы и других аспектов функционирования колледжа.
Следующим этапом работ стал непосредственно аудит образовательных программ – проведение экспертизы заявленных ОП. По каждой программе агентством формировался свой состав экспертов. В группы входили специалисты, работающие в учреждениях среднего профессионального или высшего образования, реализующих программы аналогичного профиля, а также представители работодателей. На основе направленного пакета документов и данных, полученных в ходе личного изучения, специалисты агентства составили экспертные заключения и после их утверждения экспертным советом представили колледжу. Программы были аккредитованы на четыре года без рекомендаций экспертного сообщества.
Итак, опыт участия педколледжа г. Оренбурга в процедурах оценки качества образования дает возможность получить полное представление об уровне подготовки в образовательном учреждении, помогает анализировать и учитывать влияние различных факторов на результаты работы по всем направлениям.
[1] Хохлова С. В. Мониторинг школьного образования: дис. канд. пед. наук. – Тюмень, 2003. – 170 c.