ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ рынок Нигерии обладает большим потенциалом в долгосрочной перспективе. Так считают эксперты, учитывая положительную демографическую ситуацию и в то же время низкий уровень качества ВО, невозможность удовлетворить спрос со стороны среднего класса страны.
Молодежь в возрасте до двадцати четырех лет составляет одну пятую от общей численности населения страны. Образование – важный сектор национального развития в такой густонаселенной стране, как Нигерия. В стране по-прежнему существует значительный разрыв между спросом на высшее образование и предложением. По некоторым оценкам, ежегодно около 1,5 млн абитуриентов планируют поступление в университеты, но перегруженная система образования страны может принять только около 0,5 млн студентов. В настоящее время более 20 % общих национальных расходов на образование осуществляется из частных источников. Еще одним крупным источником финансирования ВО является целевой фонд образования, созданный в 1993 году для получения налога от зарегистрированных в Нигерии компаний и финансовой поддержки отрасли в стране.
В Нигерии действуют 153 университета, из них 40 национальных, 44 региональных и 69 частных, а также 84 политехнических, 27 монотехнических, 36 архитектурных колледжей, 50 медицинских и технологических, 84 педагогических и 69 колледжей профессионального образования.
В 2016 году на программы высшего образования было зачислено 1,93 млн студентов – больше, чем в 2010 году (1,63 млн). По прогнозам Британского совета, к 2024 году количество студентов в стране возрастет более чем в два раза и составит 4,8 млн. Это связано с ростом населения университетского возраста, которое ежегодно увеличивается примерно на 2,8-3,1 %. Из-за недостаточного количества мест в государственных университетах абитуриенты вынуждены повторно подавать заявления в течение нескольких лет, потенциально становясь безработными, получать высшее образование в частных вузах или других странах.
В последнее время стало больше нигерийских семей, способных финансировать обучение за границей: с 2007 по 2010 годы на 71 % увеличилось количество студентов этой страны в зарубежных образовательных учреждениях. Неудовлетворенность спроса на высшее образование – ключевая причина того, что за рубежом в настоящее время обучается более 75 тыс. нигерийцев: в Великобритании – 17973, в Гане – 13919 и США – 9786, являющихся лидерами по приему студентов из Нигерии.
СЕГОДНЯ, по мнению экспертов, в системе высшего образования Нигерии происходит динамичное развитие современных тенденций в условиях глобальной интеграции в мировое сообщество в рамках африканского ренессанса. Преемственность нигерийских университетов с англо-саксонской моделью обеспечивает процесс их врастания в мировое научное и образовательное сообщество в условиях глобализации и унификации системы высшей школы, университетских дипломов и ученых степеней во всемирном масштабе. В условиях глобализации развитие системы образования и науки в мире приобретает универсальный характер. Перенимая опыт стран запада, правительство Нигерии стремилось вывести страну на качественно новый этап развития. Тесный контакт со странами запада способствует межконтинентальному взаимодействию ученых, студентов, преподавателей.
В 2017 году основными странами образовательной миграции для граждан Нигерии стали Канада, США, Великобритания, Украина, Гана, Малайзия. Наиболее популярными были послевузовское образование, программы бакалавриата, профессиональная переподготовка. Основными направлениями подготовки являются бизнес, инженерное дело (в первую очередь нефтегазовое, машиностроение), медицина, компьютерные науки, автоматизация и робототехника, дисциплины STEM. Главные факторы, влияющие на выбор страны, – низкая стоимость обучения, стипендиальные программы, а также возможность последующего трудоустройства на родине и в иммиграции.
В Нигерии работают частные рекрутинговые агентства. По данным компании PIER, в стране зарегистрированы 18 рекрутинговых агентств, прошедших обучение и сертифицированных компанией. Под агентом образовательной мобильности понимается физическое лицо, компания или общественная организация, предоставляющие консультационные услуги студентам, которые стремятся получить образование за рубежом. Для образовательных организаций это лицо или компания, рекламирующие учебные заведения в определенном регионе и создающие поток запросов от абитуриентов, прошедших предварительное обучение.
ПОМОЩЬ в подготовке кадров для Нигерии Советский Союз начал оказывать с 1960 года, когда на учебу приехала первая группа студентов – 21 человек. До 1992 года советские вузы окончили 2948 нигерийских граждан, получивших дипломы о высшем образовании. После распада СССР прием нигерийцев на обучение в РФ был приостановлен (доучивались лишь те, кто поступил в конце 80-х и в начале 90-х годов) и возобновился в 1996 году, когда к занятиям в российских высших учебных заведениях приступили 199 граждан этой страны. Спустя десять лет контингент нигерийских студентов в российских вузах увеличился в три раза, а в 2015-2016 учебном году превысил 2 тыс. человек. Всего же в СССР и России к настоящему времени получили образование по различным учебным программам и формам подготовки, в том числе продолжительностью менее шести месяцев, примерно 6,5 тыс. граждан Нигерии. Из бывших советских республик основные конкуренты российских образовательных учреждений в борьбе за нигерийских абитуриентов – вузы Украины. Здесь на начало 2017-2018 учебного года обучались 2705 студентов и 37 аспирантов из Нигерии.
Более 75 % нигерийцев обучались в России на контрактной основе: прежде всего по программам стажировок, постдипломного медицинского образования и специалитета медицинского профиля, а также на подготовительных отделениях. По программам высшей квалификации – аспирантуры – свыше половины студентов из Нигерии проходили подготовку на бюджетной основе по квотам, международным договорам и межвузовским соглашениям об академических обменах.
Почти все граждане Нигерии обучаются в России очно. В 2016-2017 учебном году заочно получили образование 40 человек или 2,2 % всего контингента учащихся этой страны. Больше всего заочников из Нигерии обучалось в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина – 165 человек. Балтийская академия туризма в Санкт-Петербурге – самый популярный у нигерийцев негосударственный вуз в 2016-2017 учебном году: 14 человек, из которых 11 учились заочно.
ЛИДЕРАМИ по количеству учащихся из Нигерии являются региональные вузы, так как стоимость обучения и проживания, по сравнению с мегаполисами, в провинции значительно ниже. В 2016-2017 учебном году нигерийцы обучались в 159 вузах, расположенных в 51 российском городе, в том числе в Архангельске, Астрахани, Барнауле, Белгороде, Владивостоке, Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Иваново, Ижевске, Иркутске, Казани.
Больше всего обучающихся по программам ВПО – прежде всего, специалитета – в медицинских университетах Курска и Рязани, а также на медицинском факультете Крымского федерального университета. А самый крупный контингент нигерийских аспирантов – в Российском университете дружбы народов. Помимо Москвы, крупные группы обучающихся из этой страны имелись в вузах Курска, а также Крыма и некоторых других регионов. Абсолютное большинство студентов из Нигерии приезжает в Россию для обучения по долгосрочным программам. Несколько выше средней доля нигерийцев-аспирантов – 3,6 %, в то время как средняя доля обучающихся нигерийцев составляет по России 2,8 %.
В сфере экспорта образования Нигерия является перспективной страной для развития сотрудничества с Россией. Необходимо лишь найти механизмы мотивирования нигерийцев изучать русский язык и в последующем учиться в России.
Кампус университета Ибадан, Нигерия.
БОЛЬШИНСТВО студентов из Нигерии изучают в вузах России медицину (в целом 58,5 %) и гуманитарные науки (25,1 %, в том числе 20,9 % выбрали русский язык как специальность), а также экономику, культуру и искусство. Заочно нигерийцы изучали в российской высшей школе в 2016-2017 учебном году преимущественно экономику и специальности сферы обслуживания.
За последние пятнадцать лет значительно увеличилась доля граждан Нигерии, изучающих медицину: 36,2 % в 2005-2006 учебном году, 44,7 % – в 2016-2017. Заметно сократилась доля изучающих инженерно-технические специальности (30,0 % – в 2005-2006, 15,9 % – в 2016-2017), информатику и вычислительную технику (10,3 % – в 2005-2006; 5,0 % – в 2016-2017). По данным на 2019 год, в учреждениях СПО России обучались 4 нигерийца.
В 2018-2019 учебном году согласно постановлению Правительства РФ «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (от 08.10.2013, № 891) на обучение нигерийских граждан выделено 100 квот – как и в предыдущем году.
По данным портала Russia.Study, в 2018-2019 учебном году на 100 квот поданы 855 заявок от нигерийских абитуриентов. У них пользуются спросом лечебное дело, сестринское дело, авиастроение, нефтегазовое дело, международные отношения, программная инженерия, причем популярность этих направлений наблюдается в течение двух лет. Для сравнения, в 2017-2018 учебном году на 100 квот подана 1181 заявка, из них на программы бакалавриата – 413, магистратуры – 334, аспирантуры – 105. С учетом этих данных можно сделать вывод, что у нигерийских абитуриентов наиболее популярны программы бакалавриата и магистратуры.
РУССКИЙ язык и вопрос его изучения в Нигерии не менее важен. На современном этапе популярность его, по всей видимости, находится на критической отметке и склонна снижаться. Вероятная причина – недостаточная работа по распространению русского языка и информации о российском образовании по линии народной дипломатии. В 90-е годы был закрыт Российский культурный центр в Нигерии (в настоящее время ближайшее представительство Россотрудничества находится в Конго). В стране отсутствуют центры фонда «Русский мир», имеет место нехватка учителей русского языка. Тем не менее в ряде нигерийских университетов еще действуют кафедры русского языка, хотя количество обучающихся на их курсах значительно уступает кафедрам английского и французского языков.
Английский обладает большей популярностью, по сравнению с другими языками, не только потому, что весь учебный процесс в национальных университетах ведется на этом языке, но и потому, что большое количество нигерийцев, обучающихся за рубежом, выбирает англоязычные страны.
В последнее время абитуриенты из Нигерии теряют интерес к получению высшего образования в России из-за довольно высокой стоимости обучения, проезда и проживания. Чтобы улучшить ситуацию, была создана Ассоциация выпускников российских и советских вузов в Нигерии. Например, среди выпускников МГУ им. М.В. Ломоносова – авиационный инженер Гарольд Олусегун Демюрен. С 2005 по 2013 годы он являлся главой Национального управления гражданской авиации Нигерии.
На рассмотрении нигерийской стороны находятся несколько проектов межведомственных документов, в том числе соглашения между правительствами РФ и Республики Нигерия о сотрудничестве в сфере образования (одобрен распоряжением Правительства РФ от 10.06.2013, № 936-р).
В СФЕРЕ экспорта российских образовательных услуг Нигерия, безусловно, весьма привлекательная страна для плодотворного сотрудничества. Более половины ее населения – молодые граждане. Университеты страны перегружены, как следствие – поиск возможностей получения образования за рубежом. Партнерские отношения между нашими странами находятся на хорошем уровне. В Нигерии востребованы специалисты в различных областях знаний, таких могут готовить российские университеты.
Однако нужно учитывать и негативные факторы. По версиям различных информационных источников, Нигерия входит в список миграционно опасных стран. Здесь выявляется большое количество поддельных документов или документов несоответствующего образовательного уровня, выпущенных фабриками дипломов. Грамотность и заработная плата населения находятся на невысоком уровне.
ОТМЕТИМ, что в сфере экспорта образования Нигерия является перспективной страной для развития сотрудничества с Россией. Необходимо лишь найти механизмы мотивирования нигерийцев изучать русский язык и в последующем учиться в России. Например, новое соглашение о взаимном признании образования и квалификации между нашими странами, которое охватывало бы все уровни и степени образования.