ОСТРО в условиях высокой конкуренции на рынке труда при актуализации темы непрерывного профессионального развития работников стоят вопросы признания качества ДПО. Популярную в сфере основного образования профессионально-общественную аккредитацию (ПОА) применять для признания дополнительных профессиональных программ неэффективно. Это связано с непродолжительностью и высокой частотой их обновления. В большинстве своем программы повышения квалификации (ПК) разрабатываются под конкретные требования конкретных заказчиков, и только для многократно повторяющихся «типовых» программ ПК и программ профессиональной переподготовки (ПП) ПОА может создать дополнительную ценность.
Введенный статьей №96 федерального закона «Об образовании в РФ» (далее – закон об образовании) такой институциональный способ признания осуществляющих образовательную деятельность организаций, как общественная аккредитация (ОА), имеет для сферы ДПО существенно бóльшую ценность. Однако, в отличие от ПОА, ни законодателем, ни регулятором не определены требования к организации ОА, критериям оценки, порядку проведения и учету результатов этой процедуры. В законе об образовании говорится лишь о необходимости соответствия критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций, предполагается широкий выбор моделей и механизмов оценки.
Для оценки качества провайдеров профессионального образования (их общественной аккредитации) имеются сегодня многочисленные системы рейтингов, национальные и международные конкурсы в области качества, информационно-насыщенные сайты, позволяющие выбрать достойное предложение. С другой стороны, неоднозначность и несопоставимость используемых критериев оценки, отсутствие при выборе поставщика образовательной услуги четкого понимания того, как освоение предлагаемых им дополнительных профессиональных программ повлияет на конкурентоспособность специалиста (его востребованность на рынке труда, карьерный рост и прочее), сдерживает распространение ОА как способа признания качества ДПО.
НЕОБХОДИМОСТЬ создания универсальных и понятных механизмов признания качества ДПО, основанных на сопоставимых критериях и прозрачных процедурах оценки, побудила нас к разработке в партнерстве с «Системой поддержки EQAVET в странах ЕС и Восточной Европы» модели [1,2] ОА на основе широко применяемых в сфере бизнеса международных стандартов качества управления.
При оценке качества осуществляющих образовательную деятельность организаций и, прежде всего, реализующих программы ДПО, мы следуем логике: качественное образование (квалификации и компетенции, соответствующие конкретным требованиям или профстандартам) является следствием качественного образовательного процесса (образовательной программы), что, в свою очередь, гарантируется качеством деятельности всей организации, особенно ее системы управления.
Сегодня в сфере ДПО применяются в основном две модели признания институционального качества, каждая из которых ориентирована на определенный уровень зрелости системы управления организацией. Для уровня управляемого обеспечения качества используется сертификация организаций или структурных подразделений ДПО на соответствие требованиям международных стандартов управления (ISO 9001:2015 или ISO 21001:2018). Уровень «лучший в классе деятельности» – модель национальной или международной Премии по качеству, основанной на принципах TQM (Total Quality Management).
Применение модели сертификации на соответствие стандартам менеджмента качества в организациях-провайдерах ДПО как процедуры методически проработанной и достаточно понятной становится одним из основных механизмов ОА. И хотя процедура сертификации на соответствие международным стандартам качества ISO (аналогично и ОА) является исключительно добровольной, она приобретает все большую популярность во всем мире.
Критериями оценки в этой модели являются требования международных стандартов. Общие требования к системе управления организации-провайдера содержатся в стандарте ISO 9001:2015 «Системы менеджмента качества. Требования». Специфика образовательной деятельности и системы управления отражена в стандарте ISO 21001:2018 «Образовательные организации – Системы менеджмента образовательных организаций – Требования и руководство по применению».
Процедура сертификации, требования к проводящему сертификацию органу и к аудиторам также регламентированы международными стандартами, которые вместе образуют целостную систему.
Органы по сертификации наделяются полномочиями определенной сертификационной системой, аккредитованной в Национальном совете по аккредитации. Большое значение имеет признание конкретной сертификационной системы работодателями (ее репутация). Только в этом случае сертификация или общественная аккредитация будет добавлять ценность организации.
На международном уровне в части институциональной оценки качества наиболее авторитетной является самая обширная международная сеть органов по сертификации – IQNet, которая действует с 1990 года и имеет 43 партнера-органа по сертификации с более чем 200 филиалами в 50 странах. Партнерами IQNet сертифицировано более 200 тыс. компаний – около 30% от общего числа сертификатов, выданных во всех государствах. Каждый из партнёров сети является лидером в своем регионе и выдает как сертификат IQNet, так и свой собственный.
КРИТЕРИИ оценки в модели, основанной на международных стандартах, структурированы в соответствии с циклом управления, известным как цикл Шухарта-Деминга, по четырем фазам: «Планируй» (Plan) – «Делай» (Do) – «Контролируй» (Сheck) – «Воздействуй» или «Улучшай» (Act).
Критерии фазы «Планируй» включают требования в отношении:
Критериями фазы «Делай» являются требования стандарта к деятельности на стадиях жизненного цикла образовательной услуги – к оперативному планированию, к образовательным продуктам и услугам, к проектированию и разработке образовательных продуктов и услуг, к управлению процессами, продуктами и услугами, поставляемыми внешними поставщиками, к предоставлению и образовательных продуктов, и услуг.
Фаза «Контролируй» – это оценка результатов деятельности. Критериями здесь являются требования к мониторингу, измерениям, анализу и оценке процессов, продуктов и услуг, внутреннему аудиту, анализу качества управления деятельностью высшим руководством.
Критерии фазы «Воздействуй» («Улучшай») – это требования к управлению несоответствиями и корректирующими действиями, непрерывному улучшению, возможностями для улучшения.
Аналогичную структуру имеет цикл EQAVET (см. рис. 1).
Planning (планирование). Здесь также оценивается наличие четких, уместных и измеримых целей с точки зрения политик, процедур, задач и человеческих ресурсов.
Implementation (выполнение). Критериями является наличие процедур для обеспечения достижения целей.
Evaluation (оценка). Критерий – разработанные механизмы оценки достижений и результатов путем сбора и обработки данных.
Review (рассмотрение). Критерием является наличие процедур совершенствования деятельности для достижения намеченных результатов/ целей.
Независимо от того, какой цикл управления берется за основу структурирования деятельности – цикл Шухарта-Деминга или цикл EQAVET, – акцент в системе критериев делается на необходимость применения процессного подхода в управлении организацией, предоставляющей услуги в сфере ДПО [3]. Следовательно, оценка проводится в отношении всех процессов, влияющих на качество образовательной услуги, в том числе анализа требований заинтересованных сторон и рынка в целом, проектирования и разработки программ на основе требований потребителей, подготовки и реализации образовательной услуги, а также оценки ее качества и удовлетворенности потребителей. При этом не менее важную роль играют процессы обеспечения образовательной деятельности: скажем, управление персоналом, информатизация, PR, управление инфраструктурой и рабочей средой. Пример ландшафта процессов представлен на рис. 2.
МОДЕЛИ на основе международных стандартов ISO обеспечивают целостность, комплексность управления и поддержку устойчивого развития работающих на рынке ДПО организаций. Преимуществом этих моделей является универсальность и пригодность для использования в разных странах. В этом случае процедура ОА основана на совокупности критериев, которые позволяют с позиции устойчивости оценивать осуществляющую образовательную деятельность организацию как надежного поставщика, реализующего актуальные программы, соответствующие постоянно меняющимся запросам рынка.
Союз ДПО в результате практики проведения ОА в системе поддержки EQAVET пришел к выводу о возможности введения упрощенной процедуры оценки в образовательных организациях, разработавших, внедривших и поддерживающих в рабочем состоянии систему менеджмента качества (СМК). Необходимым условием для применения упрощенной процедуры ОА является подтверждение эффективно работающей СМК сертификатом соответствия стандартам ISO 9001:2015 или ISO 21001:2018, выданным входящим в IQNet органом по сертификации. Наличие отчетов по ежегодным аудитам представителей сети позволяет исключить дублирование в планах проверок и существенно сократить их объем.
Представленная модель ОА обладает не только простотой и прозрачностью, но и делает ее доступной для крупных вузов и небольших организаций ДПО. Сегодня среди образовательных организаций, являющихся заказчиками процедур оценки в системе поддержки EQAVET в странах ЕС и Восточной Европы, немало ведущих федеральных университетов разной направленности (например, медицинские, педагогические, классические), которые уже внедрили СМК.
ИСТОЧНИКИ
[1] EQAVET IN PRACTICE. Европейская модель обеспечения качества для поставщиков профессионального образования и обучения, основанная на Европейской системе обеспечения качества (EQAVET): [Электронный ресурс] URL: www.inno-institute.com/assets/docs/eqavet-in-practice.pdf (Дата обращения: 10.07.2021).
[2] Аниськина Н.Н. Национальные модели обеспечения качества непрерывного образования взрослых в контексте мировых тенденций.– «Качество и жизнь». – 2016. – № 4 (12). – С. 192-213.
[3] Аниськина Н.Н., Федосеева Т.Е. Применение модели QM&CQAF для обеспечения качества образования.– «Аккредитация в образовании». – 2019. – № 5 (113). – С. 42-43.