Важный шаг вперед: от институционального уровня к предметному. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Важный шаг вперед: от институционального уровня к предметному

Репортаж с заседания Нацаккредсовета

Революционным назвал председатель Национального аккредитационного совета Виктор Болотов последнее в нынешнем учебном году заседание. Новшество связано с тем, что при оценке образовательных вузовских программ Нацаккредсовет начал рассматривать их позицию в Предметном национальном агрегированном рейтинге (ПНАР). И вообще, положение программ в той или иной лиге ПНАР может указывать на их готовность к прохождению аккредитации.

Виктор БОЛОТОВ

Председатель Национального аккредитационного совета, научный руководитель центра психометрики и измерений в образовании, член ученого совета НИУ ВШЭ

woman avatar

НАВОДНОВ Владимир Григорьевич

Член Гильдии экспертов в сфере профессионального образования, директор Национального центра профессионально-общественной аккредитации, доктор технических наук, профессор

woman avatar

Новое детище

Предметный национальный агрегированный рейтинг – новое детище Национального аккредитационного центра. Директор Владимир Наводнов рассказал о нем экспертному сообществу в самом начале заседания, так как в информации о программах, представленных на аккредитацию, теперь стали указывать и их позицию в ПНАР.

Как мы помним, история разработки Национального агрегированного рейтинга берет начало в 2019 году, когда ENQA рекомендовала Нацаккредцентру и Нацаккредсовету усовершенствовать процедуру постаккредитационного мониторинга. Возникла идея – создать агрегатор и собрать в него независимые оценки вузов, имеющиеся в России, что позволяло бы проводить мониторинг после того, как учебное заведение прошло аккредитацию. В результате был построен Национальный агрегированный рейтинг, в основу которого легли национальные системы оценивания.

– Проблема состояла в том, что, построив такой рей­тинг, мы говорили о вузе в целом, хотя аккредитуем программы, – подчеркнул Владимир Наводнов. – Тогда возникла идея сделать предметный агрегированный рейтинг, спустившись на уровень предмета. Хотя понятие предмета имеет разные трактовки – и в рейтингах, и в аккре­дитационных системах. Единого подхода нет, поэтому мы взяли за основу российскую систему УГСН, состоящую из 55 специальностей и направлений подготовки. Это непростая методическая задача, но постепенно удалось ее решить и привести к единому началу все предметы в различных системах оценивания.

Из девяти систем оценивания, которые использовал Нацаккредцентр, шесть имеют предметный характер, а это значит, что по ним можно построить предметный рейтинг. Была использована уже знакомая нашим читателям система МетАЛиг, разделившая каждый рейтинг и систему оценивания на четыре квартиля с соответствующими оценками. Кроме того, в первом квартиле выделена премьер-лига – абсолютные лидеры.

– Так были построены 55 рейтингов, и все 719 российских вузов были распределены по ним, – рассказывает Владимир Наводнов. – Все зависит от того, реализует вуз эти УГСН или нет. Скажем, группу «01.00.00» в России реализуют 163 вуза. Они представлены в этом рейтинге. А УГСН «02.00.00» реализуют только 97 вузов. В итоге у нас получилось 6726 субъектов, распределенных по лигам. Это показалось удобным, и мы рискнули провести эксперимент.

 

Предаккредитационный срез

Как выяснилось, на июльскую аккредитацию в Нацаккредцентре в основном вышли «отличники» из премьер-лиги и первой лиги. Из 18 кластеров, которые предстояло рассмотреть совету, 11 находились в премьер-лиге, 7 – в первой лиге и лишь 1 – во второй.

Так в представлении к аккредитации, которое рассматривает Нацаккредсовет, появились данные о позиции кластера образовательных программ в предметном рейтинге. Это своего рода «предаккредитационный срез». Учитывая то, что рейтинг будет составляться ежегодно, очень удобно весь период аккредитации отслеживать, не ухудшает ли кластер программ свои позиции.

Сегодня на интернет-портале www.best-edu.ru собраны все значимые процедуры независимого оценивания в высшем образовании России и представлен абсолютно новый предметный агрегированный рейтинг отечественных вузов, состоящий из 55 рейтингов по каждой УГСН. Если раньше можно было сравнивать только вузы, то теперь можно это делать и с программами подготовки. «Это важный шаг вперед», – оценил работу коллег председатель Нацаккредсовета Виктор Болотов. Совет одобрил результаты проекта по разработке ПНАР и отметил при построении механизма мониторинга важность перехода от институционального уровня к предметному.

 

Мастер-класс от российских коллег

Первым к международной совместной аккредитации был представлен Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова. Нацаккредцентр впервые провел совместную аккредитацию с кыргызским независимым аккредитационным агентством «Билим-Стандарт». На аккредитацию вышли традиционные для вуза программы бакалавриата и магистратуры: «Строительство» (750500), «Архитектура» (750100), «Градостроительство» (750400), «Ре­кон­струкция и реставрация архитектурного наследия» (750300), «Дизайн архитектурной среды» (750200). По шести стандартам из десяти экспертная комиссия признала полное соответствие, и кластер программ получил аккредитацию на полный шестилетний срок.

Директор агентства «Билим-Стандарт» Эрик Эсентаев рассказал о том, что процедура аккредитации в их стране запущена в 2016 году, и независимую оценку проходят все образовательные организации, начиная с профессиональных лицеев и заканчивая учреждениями поствузовского образования. Говоря о совместной работе с российскими экспертами, он охарактеризовал ее как мастер-класс в реальных условиях. После визита представителей российского Нацаккредцентра и семинара для кыргызских вузов многие из них заинтересовались возможностью пройти международную совместную аккредитацию.

Далее анализировались программы в рамках международной профессионально-общественной аккредитации. Новосибирская государственная консерватория им. М. Глинки представила на обсуждение экспертов кластер программ одной группы. Они входят в первую лигу предметного рейтинга. Их рассматривали по стандартам, согласованным со стандартом Европейской ассоциации консерваторий. Небольшие замечания эксперты сделали по четырем стандартам, а остальные полностью соответствовали им. В итоге кластер образовательных программ по направлениям подготовки и специальностям «Музыкально-инструментальное искусство» (53.03.02, 53.04.01), «Вокальное искусство» (53.03.03, 53.04.02), «Дирижирование» (53.04.04), «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» (53.04.06), «Искусство музыкально-инструментального исполнительства (по видам)» (53.09.01), «Искусство вокального исполнительства (по видам)» (53.09.02), «Искусство дирижирования (по видам)» (53.09.05) получил международную аккредитацию сроком на шесть лет.

 

«Видимость» ученых

Международную аккредитацию получили 2 кластера программ Рязанского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова. Программы «Фармация» (33.05.01, 33.02.01) и «Промышленная фармация» (33.04.01), входящие в премьер-лигу ПНАР, предварительно рассматривала расширенная экспертная комиссия. Программы базового образования проверяли по девяти стандартам Всемирной федерации медицинского образования. Два стандарта – «Образовательные программы» и «Профессорско-преподавательский состав» – были признаны существенно соответствующими стандартам, другие семь соответствовали им полностью.

Заместитель председателя комиссии Оксана Немятых отметила, что ряд образовательных программ не очень востребован, а программы, в которых очень нуждается практическая сфера обращения лекарственных средств, не разработаны. В вузе обещали учесть замечания экспертов. Кластер программ базового медицинского образования РГМУ получил аккредитацию на шесть лет.

Университет представил к аккредитации и кластер программ по специальностям ординатуры «Фармацевтическая технология» (33.08.01), «Управление и экономика фармации» (33.08.02) и «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» (33.08.03). По восьми из девяти стандартов кластер полностью соответствовал требованиям, лишь по одному – «Оценка образовательных программ» – получил оценку «существенное соответствие». Как итог – аккредитация на шесть лет.

Также международную аккредитацию проходили 2 кластера программ Новосибирского государственного технического университета. Программы из первого кластера – «Прикладная математика и информатика» (01.04.02), «Информатика и вычислительная техника» (09.04.01), «Управление в технических системах» (27.04.04), «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» (11.04.02) и «Информационные системы и технологии» (09.03.02) – попали в премьер-лигу и первую лигу ПНАР. По трем стандартам кластер получил полное соответствие, по семи – существенное.

Пеэтер НОРМАК

Директор Школы цифровых технологий Таллиннского университета, профессор

woman avatar

Председатель работавшей в вузе экспертной комиссии Пеэтер Нормак из Эстонии поднял вопрос о международной «видимости» профессорско-преподавательского состава НГТУ, что во многом определяется исследовательскими статьями в ведущих международных научных журналах. Большая часть статей университетских ученых публикуется на русском языке, что, как подметил зарубежный эксперт, понятно лишь части научного сообщества. Руководству вуза рекомендовали мотивировать преподавателей к публикации в ведущих зарубежных научных журналах.

Программы другого кластера образовательных программ НГТУ – по направлениям подготовки «Теплоэнергетика и теплотехника» (13.03.01), «Электроэнергетика и электротехника» (13.03.02, 13.04.02) – входят в премьер-лигу предметного рейтинга, имея очень высокие достижения. Это подтвердила и международная экспертная комиссия, работавшая в вузе. Признаны полностью соответствующими стандартам 9 из 10 программ кластера.

Оба кластера НГТУ получили международную аккредитацию на шесть лет.

Десять старых стандартов

Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого вывел на международную аккредитацию 3 кластера образовательных программ. Кластер «Бизнес-информатика» (38.03.05, 38.04.05) входит в премьер-лигу ПНАР, хотя это, казалось бы, непрофильное направление подготовки для технического вуза. Тем не менее, программы имеют высокие достижения во всех системах оценки качества: и в базах данных, и в рейтингах. По трем стандартам программы кластера признаны экспертами существенно соответствующими, по семи стандартам – полностью.

Комиссия, в которой участвовали эксперты из Болгарии и Германии, среди прочего дала рекомендации университету относительно улучшения подготовки преподавательского состава по иностранным языкам. К удивлению эксперта Желю Владимирова, некоторые преподаватели, участвующие в международных программах, не могли хорошо изъясняться по-английски.

Следующий кластер – по направлениям подготовки «Торговое дело» (38.03.06, 38.04.06) и «Товароведение» (38.03.07, 38.04.07) – тоже показывает очень высокие результаты, поэтому находится в премьер-лиге ПНАР. И экспертная комиссия поставила им хорошие оценки: по четырем стандартам – существенное соответствие, по шести – полное.

В той же премьер-лиге оказался кластер программ университета им. Петра Великого по направлениям подготовки «Экономика» (38.04.01) и «Менеджмент» (38.03.02, 38.04.02). Эксперты Нацаккредсовета подтвердили высокое качество этих программ, поставив только по одному стандарту существенное соответствие, а по девяти – полное.

Международную аккредитацию по десяти прежним стандартам Нацаккредцентра прошел и кластер программ Алтайского государственного института культуры по направлениям подготовки «Музыкально-инструментальное искусство» (53.03.02, 53.04.01), «Искусство народного пения» (53.03.04), «Дирижирование» (53.03.05), «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» (53.03.06), входящим в первую лигу ПНАР. Экспертная комиссия высоко отметила достижения института и поставила по восьми стандартам полное соответствие, по двум – существенное.

Все рассмотренные кластеры получили международную аккредитацию на шесть лет.

МОТОВА Галина Николаевна

Заместитель директора Национального центра профессионально-общественной аккредитации (Нацаккредцентра), доктор педагогических наук, профессор

woman avatar

Объединили и дополнили

Следующие образовательные программы Нацаккредсовет рассматривал уже по девяти новым стандартам.

– На предыдущем заседании мы предложили скорректировать стандарты, – пояснила заместитель директора Нацаккредцентра Галина Мотова. – Объединили часть стандартов и ввели дополнительный – с учетом того, что вузы перешли на дистанционное образование. Девятым стандартом стала «Гарантия качества образования при переходе на дистанционный формат реализации образовательных программ». Он непосредственно имеет отношение к вопросам дистанционного обучения и преподавания, а также реализации образовательных программ при таких сложных условиях.

Первыми по новым стандартам рассмотрели 4 кластера образовательных программ Уральского государственного аграрного университета. Программы по направлениям подготовки «Агрономия» (35.03.04, 35.04.04), «Садоводство» (35.03.05, 35.04.05), «Агроинженерия» (35.03.06, 35.04.06), «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» (35.03.07) и «Ландшафтная архитектура» (35.03.10) с достаточно высокими достижениями входят в первую лигу предметного рейтинга. Они были признаны существенно соответствующими всем девяти стандартам. Кластер программ аспирантуры по той же УГСН в качестве оценки аналогично был признан существенно соответствующим по всем стандартам.

Программы бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки и специальностям «Ветеринарно-санитарная экспертиза» (36.03.01), «Зоотехния» (36.03.02, 36.04.02) и «Ветеринария» (36.05.01), тоже входящие в первую лигу ПНАР, получили от экспертной комиссии более высокую оценку: по пяти стандартам – полное соответствие и по четырем – существенное. Кластер образовательных программ аспирантуры УГАУ по направлению подготовки «Ветеринария и зоотехния» (36.06.01) был оценен аналогично. Все представленные кластеры были аккредитованы на шесть лет.

Заместитель председателя одной из экспертных комиссий Валентин Скрипкин порадовался за то, что «аграрные вузы активно начинают участвовать в общественных аккредитациях и показывают довольно высокий процент соответствия международным стандартам».

 

Шесть лет аккредитации

Сельскохозяйственную тему продолжил Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева с 6 кластерами образовательных программ: 3 – по бакалавриату и магистратуре и 3 – по аспирантуре. Международный состав комиссии был представлен экспертами из Болгарии, Румынии и России.

Кластер образовательных программ по направлениям подготовки «Лесное дело» (35.03.01, 35.04.01), «Агрохимия и агропочвоведение» (35.03.03, 35.04.03), «Агрономия» (35.03.04, 35.04.04), «Садоводство» (35.03.05, 35.04.05) и «Ландшафтная архитектура» (35.03.10, 35.04.09) комиссия оценила максимально по всем девяти стандартам. Программы бакалавриата и магистратуры входят в премьер-лигу предметного агрегированного рейтинга. Они получили аккредитацию на шесть лет.

На шестилетний срок были аккредитованы образовательные программы по направлениям подготовки и специальностям «Ветеринарно-санитарная экспертиза» (36.03.01, 36.04.01), «Зоотехния» (36.03.02, 36.04.02) и «Ветеринария» (премьер-лига и полное соответствие по всем стандартам); по направлениям подготовки «Технологии, средства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве» (35.06.04) и «Ветеринария и зоотехния» (36.06.01). То же относительно кластера программ аспирантуры «Сельское хозяйство» (35.06.01), «Лесное хозяйство» (35.06.02) и «Рыбное хозяйство» (35.06.03), полностью соответствовавших всем девяти стандартам. С кластером программ аспирантуры по направлению подготовки «Ветеринария и зоотехния» (36.06.01), полностью соответствующим всем девяти стандартам, аналогичная ситуация. А вот кластер программ аспирантуры по направлению подготовки «Технологии, средства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве» (35.06.04) признан полностью соответствующим лишь по трем стандартам. По остальным – существенное соответствие.

Кластер программ по направлениям подготовки «Агроинженерия» (35.03.06, 35.04.06) и «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» (35.03.07), отметившимся в премьер-лиге, получил от экспертов по двум стандартам существенное соответствие, по семи – полное.

По всем представленным позициям «тимирязевка» получила международную аккредитацию на шесть лет.

Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича решил аккредитовать 2 клас­тера программ. Программы бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки и специальностям «Информационная безопасность» (10.03.01, 10.04.01), «Информационная безопасность телекоммуникационных систем» (10.05.02), «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» (11.03.02, 11.04.02) из первой лиги агрегированного рейтинга показали при аккредитационных мероприятиях по трем стандартам полное соответствие и по шести – существенное. Кластер программ аспирантуры по направлению подготовки «Информационная безопасность» (10.06.01) точно так же соответствовал стандартам. Нацаккредсовет принял положительное решение об аккредитации обоих кластеров программ на шестилетний срок.

Уфимский государственный нефтяной технический университет успешно аккредитовал кластер образовательных программ по направлениям подготовки «Нефтегазовое дело» (21.03.01, 21.04.01), входящим в премьер-лигу. По трем стандартам он показал существенное соответствие, по семи – полное, поэтому был аккредитован на полный срок.

 

Выше планку!

В национальной профессионально-общественной аккредитации участвовали два вуза.

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева вышел на аккредитацию с 3 кластерами программ. Сразу несколько экспертов подметили, что вуз такого высокого уровня вполне мог бы пройти международную аккредитацию. В первом кластере рассматривались чисто профильные программы по направлениям подготовки и специальностям «Химическая технология» (18.03.01, 18.04.01), «Энерго- и ресурсосберегающие про­цессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» (18.03.02, 18.04.02), «Хими­ческая технология энергонасыщенных материалов и изделий» (18.05.01), «Химия» (04.03.01, 04.04.01), «Фундаментальная и прикладная химия» (04.05.01) и «Химическая технология материалов современной энергетики» (18.05.02). Практически все они попали в премьер-лигу. Не удивительно, что кластер получил самые высокие оценки по всем десяти стандартам. Как ведущему российскому вузу в области химической технологии эксперты настоятельно рекомендовали университету пройти все-таки международную аккредитацию. Кластер «Биотехнология» (19.03.01, 19.04.01) (первая лига рейтинга) получил от экспертов по восьми стандартам полное соответствие, по двум – существенное.

Заминка произошла с аккредитацией кластера программ по непрофильным для РХТУ направлениям подготовки «Информатика и вычислительная техника» (09.03.01) и «Информационные системы и технологии» (09.03.02, 09.04.02), который и в предметном рейтинге смог подняться лишь до второй лиги. По семи стандартам он получил существенное соответствие, а по трем – лишь частичное. Экспертная комиссия предлагала аккредитовать кластер не на полный срок, а на четыре года. Но некоторые члены совета выска­зались против аккредитации.

Председатель работавшей в вузе комиссии Геннадий Веселов объяснил сложившуюся ситуацию с IT-кластером тем, что он недостаточно развивается, поскольку в образовательных программах преобладает подготовка в области химии. Даже студенты жаловались экспертам на то, что им не хватает подготовки в области информационных технологий, программирования, сетей, коммуникаций. К слову, потенциальные работодатели химической отрасли не видят выпускников именно этих программ, так как они нацелены на IT-компании, где материальных благ можно получить существенно больше.

Члены Нацаккредсовета Владимир Лаптев и Нелли Розина, видя серьезные замечания к программам, предлагали лишить их аккредитации, несмотря на то, что экспертная комиссия предлагала аккредитовать их на неполный срок. В результате полемики Нацаккредсовет решил все-таки дать IT-кластеру университета аккредитацию на четыре года, но с дополнительным условием – промежуточной экспертизой через два года. Если вуз не исправит положение, аккредитация будет аннулирована.

Заседание Нацаккредсовета завершило рассмотрение кластера программ по направлениям подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (51.03.04, 51.04.04) и «Библиотечно-информационная деятельность» (51.03.06, 51.04.06) Алтайского государственного института культуры. Программы, входящие в первую лигу ПНАР, получили по четырем стандартам существенное соответствие, по шести – полное. Поэтому и аккредитация на шесть лет кластеру с такими показателями была практически гарантирована.

 

Важный ход

Завершая онлайн-заседание совета, председатель Виктор Болотов призвал коллег подробно рассмотреть критерии оценки программ в Предметном национальном агрегированном рейтинге и дать обратную связь:
– Это, на мой взгляд, очень правильный ход. И важно, чтобы он был без сучка и задоринки.

Впрочем, уже первое заседание с использованием данных ПНАР показало, что разбивка в рейтинге по лигам вполне коррелирует с реальной ситуацией в вузе.
– Предметный агрегированный рейтинг, – как отметил директор Нацаккредцентра Владимир Наводнов, – поможет в проведении постаккредитационного и, было бы здорово, предаккредитационного мониторинга. Вуз подает заявку на аккредитацию, мы смотрим – а он находится в 8-й лиге, зоне риска. Тогда мы ставим перед руководством вуза вопрос о том, стоит ли вообще проходить непростую процедуру аккредитации, нагружая и себя, и экспертов.

Безусловно, после аккредитации с помощью рейтинга можно будет ежегодно наблюдать и за изменениями, которые происходят как в целом с вузами, так и с кластерами аккредитованных программ. Причем для этого экспертам не придется специально беспокоить учебное заведение запросами необходимой информации, так как для составления ПНАР используются открытые данные. Такой рейтинг будет полезен и абитуриентам, определившимся с направлением подготовки, но ещё не выбравшим вуз. Кто знает, может, и государственные структуры будут прибегать к данным агрегированных рейтингов, ведь те совершенно беспристрастно представляют самую актуальную информацию не только о вузе, но и о направлениях подготовки.

Наверх