От детского сада до производства. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

От детского сада до производства

Реализация непрерывного образования в Белгородском государственном университете

Современные тенденции развития общества требуют от выпускников школы осознанного выбора профессии, а от работающих граждан – постоянного совершенствования знаний и приобретения новых компетенций. Многоступенчатая непрерывная система дополнительного образования НИУ «БелГУ» позволяет выпускать специалистов широкого профиля, готовых к работе на предприятии. Это не просто курсы, а фабрика профессий от детского сада до производства.

Об авторе

фото ПОЛУХИН Олег Николаевич

ПОЛУХИН Олег Николаевич

Ректор Белгородского государственного национального исследовательского университета, доктор политических наук, профессор

ПОЛУЧИТЬ новые навыки и знания для профессионального и личностного развития в НИУ «БелГУ» могут все желающие. Университет является региональным центром дополнительного образования детей в возрасте от пяти лет, школьников, учащейся молодежи, специалистов различных отраслей экономики, пенсионеров. Заниматься этой деятельностью на высоком качественном уровне позволяет кадровый, исследовательский и научно-производственный потенциал нашей образовательной организации. Согласно данным Национального рейтинга университетов «ИНТЕРФАКС», по параметру «Социализация. ДПО» БелГУ входит в пятерку лучших вузов страны.

ОБУЧАЮТ в структурных подразделениях университета по 75 дополнительным общеобразовательным и 303 профессиональным программам, учитывающим потребности рынка труда. Практикоориентированность обеспечивается участием в их разработке и реализации, наряду с ведущими преподавателями и научными сотрудниками вуза, специалистов-практиков, индустриальных партнеров, представителей бизнес-сообщества.

В 2020 году на базе вуза прошли подготовку более 21 тыс. специалистов, детей и школьников. За последние пять лет количество обученных по дополнительным профессиональным программам специалистов увеличилось в 1,7 раза. Ежегодно увеличивается и объем денежных средств от реализации дополнительных образовательных программ. Например, в прошлом году эта цифра составила свыше 137 млн. рублей.

ГОТОВИТЬ специалистов в рамках деятельности НОЦ мирового уровня «Инновационные решения в АПК» университет активно начал с 2019 года. Центром развития компетенций организовано обучение руководителей и специалистов научно-исследовательских лабораторий, руководителей проектов НОЦ, научных и образовательных организаций страны по 10 дополнительным профессиональным программам. Слушатели освоили навыки управления проектами, изучили методы выделения и очистки ДНК, микроскопического исследования микроорганизмов, проведения генотипирования животных методом ПЦР-ПДРФ, узнали о том, как выращивать органически чистый урожай, получили опыт применения технологий бережливого производства. Обучающиеся также познакомились с деятельностью международной научно-исследовательской лаборатории прикладной биотехнологии, центра геномной селекции НИУ «БелГУ», лаборатории генетики и селекции растений НОЦ «Ботанический сад НИУ «БелГУ», с новейшими технологиями и оборудованием, научными разработками, актуальными исследованиями и достижениями университета в области биотехнологий и генетики. Слушатели отмечают, что полученные знания помогут им выдвигать новые идеи и успешно реализовать проекты.

ОСОБУЮ роль в непрерывном образовании играет центр молодежного инновационного творчества «Старт» (ЦМИТ), где молодые люди от четырнадцати до тридцати лет, занимаясь по направлениям «Мехатроника и машиностроение», «Агробиотехнологии», получают необходимые в будущей профессии практические навыки. Центр оснащен современным высокотехнологичным оборудованием. Например, это фрезерный и токарный станки с ЧПУ, станок лазерной резки, 3D-принтеры, 3D-сканер, мехатронный комплекс по нанесению покрытий на листовые материалы, шлемы виртуальной реальности. На базе ЦМИТа проводится производственная практика, подготовка к научно-техническим конкурсам. В ходе обучения школьники и студенческая молодежь выполняют и успешно защищают научно-технические проекты, которые представляют инвесторам на ярмарке стартапов «StartUp: Land Industrial», «У.М.Н.И.К.», «ТЕХНОКРАТ», Всероссийском конкурсе молодых предпринимателей. В 2020 году на конкурсе «Техноскиллс» команда центра стала победителем в номинации «Хакатон по прототипированию и 3D-печати».

АКТИВНО развивающееся направление дополнительного образования вуза – проведение тематических каникулярных проектно-образовательных смен. С 2019 года университет в сотрудничестве с федеральным агентством по делам молодежи в сфере дополнительного образования школьников реализует проект «Развитие soft skills школьников». Уже проведено 5 каникулярных смен для 200 учащихся из Белгорода и Белгородской области. По ещё одному проекту – «Обучающий трек для молодежи и школьников «Бережливое мышление» – прошли обучение 250 человек.

ПЕРВЫМ в регионе Белгородский государ­ственный университет получил статус «Пло­щадка под­готовки к Олимпиаде НТИ». Это открыло новые перспективы для отбора и обучения талантливых школьников.

Реализуя дополнительные программы, университет не только выполняет образовательный заказ на непрерывную подготовку специалистов, но и вносит свой вклад в обеспечение социально значимых процессов в регионе. Так, центр дополнительного медицинского и фармацевтического образования в 2020 году организовал подготовку медицинских работников области к реализации системы мер по противодействию распространению коронавирусной инфекции (COVID-19), обучив более 6 тыс. медицинских работников.

Система дополнительного образования в университете представлена и ежегодными межрегиональными кадровыми форумами, бизнес-форумом «Практики проектного управления», международной молодёжной школой проектного управления «Пегас», федеральной инновационной площадкой повышения квалификации специалистов в сфере закупок, региональной пилотной площадкой по реализации проекта «Общенациональная система подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма» (НП «Туробразование»).

ТАКИМ ОБРАЗОМ, дополнительное образование в университете является полноценно работающей системой инновационного лифта, позволяющей выявлять на самых ранних этапах креативно мыслящих, одаренных школьников и студентов, представляет собой мощный инновационный ресурс непрерывного обучения профессиональных кадров.

Наверх