ПАНДЕМИЯ затронула все социальные системы в России и мире, включая институт высшего образования. В течение 2020 года реакции образовательных систем на внешние факторы и угрозы трансформировались из мероприятий быстрого реагирования в устойчивые комплексы предотвращения рисков и использования возможностей кризиса. Это в полной мере проявилось на всех уровнях управления, однако наиболее интересные решения мы наблюдаем в работе региональных университетов.
Анализ таких реакций позволяет разделить их по сферам управления, масштабу управленческих комплексов, объектам и долгосрочности изменений.
Безусловный лидер трансформации – изменения в учебном процессе, рассматриваемые с точки зрения цифровизации, удовлетворенности акторов дистанционным обучением, использования внутренних информационных ресурсов ОО для быстрого перевода студентов и преподавателей на дистант, контроля и обеспечения качества таких преобразований [1-9].
Не остаются без внимания и качество жизни внутренних клиентов, обязательства вуза перед преподавателями и студентами, в том числе связанные с сохранением рабочего места, правовым регулированием удаленного рабочего режима, охраной труда и здоровья, обеспечением защиты [10-13].
Особую ценность представляют работы учёных и руководителей, которые нацелены на поиск вызванных глобальными мировыми изменениями возможностей и ресурсных состояний. Эти находки могут и должны применяться в управлении современным университетом [14‑18].
ОТКРЫТИЕМ нового управленческого формата, стратегическим форсайтом [19-21] зачастую становится системный взгляд на управление вузом в условиях измененной социальной реальности.
Анализ представленного научному и руководящему сообществу контента позволяет сформулировать важную проблему. При безусловной ценности опыта формирования каждого фрагмента и сектора антикризисного управления возрастает необходимость поиска системных эффективных решений преодоления, контроля и использования кризисной реальности в перспективе развития вуза. Такие предложения становятся по-настоящему ценными и одновременно дефицитными для управленческого сообщества, несмотря на длительный период изменений.
Полагаем, ценность развернутых на базе БелГУ системных решений может стать отправной точкой создания опытной базы такого рода инициатив для вузов страны.
Система поэтапного внедрения изменений и контроля работы вуза в условиях пандемии успешно апробирована и доказала свою эффективность, что отражено в индикаторах и статистике деятельности образовательной организации.
Система разделена на секторы контроля и обеспечения бесперебойного функционирования вуза, включая плановую деятельность и реагирование на кризисную ситуацию.
Представлены мероприятия и решения, связанные с контролем заболеваемости, сбережения и реабилитации физического здоровья студентов и сотрудников; эффективной организацией и массовым вовлечением в прививочную кампанию акторов образовательного процесса; функционированием информационных систем университета в ситуации возросших нагрузок и решением задач по переходу на дистант; организацией дистанционного формата образовательного процесса, контролем сохранения качества, уровня и удовлетворенности внутренних клиентов обеспечением его функционирования.
Это и создание систем обратной связи и проблемной коммуникации посредством всех доступных и востребованных каналов. Инфраструктурное обеспечение качества жизни студентов и преподавателей во время и после образовательного процесса. Контроль исполнения и расширение спектра социальных гарантий и услуг в период кризиса для студентов, преподавателей и сотрудников университета. Развитие солидаризации, самосознания и самоуправления трудового коллектива и студенческой молодежи. Психологическая поддержка, обеспечение выхода из кризисных состояний, связанных с перегрузками, субъективными ситуациями и заболеванием в период карантина.
Можно констатировать, что единство, солидарность и слаженность действий всех субъектов управления университетом и его инфраструктурными объектами обеспечило эффективность работы в антикризисный период. А также позволило усилить позиции вуза, получить ресурсы для развития и стратегического прорыва в будущем.
ОСОБОЕ значение в период пандемии приобретает вопрос охраны и укрепления здоровья студентов, преподавателей и сотрудников БелГУ – один из приоритетных в социальной политике университета.
Многочисленный коллектив университета с учётом плотности нахождения людей в учебных аудиториях, исследовательских лабораториях, общежитиях студенческого городка подвержен высокой, постоянно нарастающей опасности распространения коронавирусной инфекции. Объективная оценка ситуации в начале 2020-2021 учебного года потребовала принятия комплекса мер, выстраивания долгосрочной стратегии действий руководства вуза. В соответствии с методическими рекомендациями главного государственного санитарного врача РФ от 28 августа 2020 года был разработан регламент организации работы БелГУ в условиях повышенного риска распространения COVID-19. Это позволило обеспечить коммунальную гигиену и доступ в университет, организовать и проконтролировать учебный процесс, мероприятия по охране здоровья и массовые, въезд обучающихся на территорию вуза, общественное питание, работу библиотеки, проживание в общежитиях.
В связи со второй волной пандемии в октябре 2020 года руководство вуза приняло меры упреждающего характера. Например, был создан постоянно действующий координационный совет по управлению научно-образовательной деятельностью вуза, организации его работы в условиях повышенного риска распространения новой коронавирусной инфекции. В состав вошли проректоры, директора институтов, колледжей, филиала, руководители структурных подразделений. Чтобы обеспечить эффективную работу совета, ректор чётко распределил зоны персональной ответственности должностных лиц, установил график рабочих заседаний – не реже двух раз в неделю в режиме онлайн.
Первоочередным решением стала разработка и утверждение форм сбора и представления информации об изменении ситуации в университете. На каждом заседании координационного совета была представлена ежедневно обновляемая информация о заболеваемости COVID-19 (количество заболевших/выздоровевших студентов, преподавателей и сотрудников университета); отправке на самоизоляцию лиц из числа контактных; использовании резервных мест общежитий для карантинного поселения студентов. Отдельно рассматривались данные о загрузке серверных мощностей, сетей и информационных систем, обеспечивающих дистанционное обучение.
Всесторонний анализ данных и учёт динамики их изменения позволил выявлять тенденции и предотвращать ухудшение показателей. Так, на основании резкого роста заболеваемости ОРВИ (см. рис. 1) во второй половине сентября 2020 года было принято решение о незамедлительном усилении разъяснительной работы со студентами, преподавателями и сотрудниками по вопросу необходимости прохождения вакцинации, которая начала активно проводиться с начала октября. Беседы проводили на кураторских часах в студенческих группах; вопросы вакцинации обсуждали на заседаниях кафедр. Итоги агитационной кампании по вакцинации проживающих в общежитиях студентов еженедельно подводили на заседаниях студенческого совета.
Процесс вакцинации организовали и осуществили под особым контролем координационного совета вуза. Прививку можно было сделать ежедневно (включая выходные дни) в расположенных на всех площадках университета 6 медицинских пунктах. Это позволило снизить темпы роста заболеваемости и не допустить массового заражения ОРВИ.
Преподаватели медицинского института БелГУ разработали методический материал по профилактике гриппа и коронавирусной инфекции. Совместно с сотрудниками отдела телепроизводства вуза подготовлены видеоматериалы о необходимости вакцинирования против гриппа. Контент демонстрируется на информационных панелях интрасети всего университетского комплекса, в том числе общежитий. На сайте поликлиники БелГУ регулярно публикуется информация о мерах профилактики и борьбы с респираторными заболеваниями и COVID-19.
Итак, благодаря проведенной работе удалось обеспечить устойчивую динамику снижения заболеваемости ОРВИ, начиная со второй половины октября 2020 года.
МЕРОПРИЯТИЯ санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера проводились во второй половине сентября – начале октября 2020 года в связи с нарастающим количеством случаев заражения COVID-19 (см. рис. 2).
В частности, усилили контроль над измерением температуры тела всех обучающихся и работников при входе в здания, применением ими средств индивидуальной защиты. Организовали постоянные проверки соблюдения масочного режима. Работников старше шестидесяти пяти лет и работников с хроническими заболеваниями, а также беременных женщин перевели на удалённый режим работы. Проводили ежедневный мониторинг состояния здоровья студентов и сотрудников, сведения о заболевших COVID-19 также ежедневно передавали в Управление Роспотребнадзора по Белгородской области.
В поликлинике университета организовали тестирование на наличие коронавирусной инфекции методом ПЦР и ИФА диагностики с выдачей результатов исследования в течение суток, а также экспресс-диагностику определения IgM и IgG с выдачей результата через пятнадцать минут.
Постоянно контролировали проведение ежедневной влажной и еженедельной генеральной уборки, дезинфекционных мероприятий в помещениях университета. Ввели учащенную обработку всех контактных поверхностей в местах общего пользования: дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов.
В общежитиях университета выделены места для изолированного поселения лиц с клиническими признаками ОРВИ и подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции, контактных лиц, иностранных обучающихся, прибывших из-за рубежа.
С имеющими признаки COVID-19 студентами в полностью изолированных кабинетах работают специально назначенные для этой цели врачи общей практики и терапевты. Для сотрудников и обучающихся организованы круглосуточные онлайн-консультации по всем вопросам лечения и профилактики коронавирусной инфекции. Входящее в структуру поликлиники отделение спиральной компьютерной томографии с мая 2020 года перепрофилировано под обследования COVID-пациентов. Работники и студенты могут в самые кротчайшие сроки пройти диагностику.
В поликлинике университета для переболевших COVID-19 студентов и обучающихся разработаны реабилитационные мероприятия и физиотерапевтические процедуры. В штат принят медицинский работник, который индивидуально проводит занятия ЛФК, восстановительный и лечебный массаж.
Отметим, что с начала пандемии на закупкутестов методом ИФА и экспресс-тестов IgM и IgG выделено 3,4 млн. рублей из средств приносящей доход деятельности. Кроме того, возвращающиеся в общежития после выезда на дистанционное обучение студенты проходят тестирование на определение наличия коронавирусной инфекции за счет средств вуза, а для работников университета установлена льготная стоимость. Всего прошли тестирование 8,576 тыс. человек.
Таким образом, принятые сотрудниками поликлиники БелГУ меры по ранней диагностике и выявлению заболевших COVID-19, обеспечению соблюдения карантина с полным сроком перевода на удаленную форму работы контактных лиц способствовали устойчивому снижению количества заражений COVID-19 уже в начале ноября 2020 года.
ПЕРЕВОД образовательной деятельности на дистанционный режим был обусловлен ростом числа заболевших COVID-19 и ОРВИ студентов и сотрудников в октябре 2020 года (см. рис. 3). Решение об этом принял упомянутый выше координационный совет.
С 12 октября 2020 года учебный процесс реализуется в смешанном формате. Для каждой академической группы определено не менее трёх дней в неделю для проведения занятий в дистанционном режиме. Это сократило ежедневный контингент находящихся в университете студентов до 50% и позволило в значительной степени снизить заболеваемость в декабре 2020 года (см. рис. 4).
Для перехода университета на дистант проведены мероприятия по оснащению IT‑оборудованием на основании математической модели расчёта потребности в производительности систем и роста нагрузок на серверное оборудование. Решением координационного совета в план закупок внесены дополнительные позиции по приобретению и запуску в эксплуатацию необходимого оборудования. В итоге совокупные затраты на проведение IT‑перевооружения и дооснащение инфраструктуры составили более 40 млн. рублей.
Чтобы реализовать учебный процесс в дистанционном режиме, перед началом учебного года обучающихся и преподавателей подключили к онлайн-курсам СЭО «Пегас»{1} по преподаваемым дисциплинам всех уровней и форм обучения.
Статистика показывает высокую степень использования ресурсов системы: в будние дни посещаемость составляла от 16 до 25 тыс. человек (см. рис. 5).
Для проведения занятий в режиме видеоконференцсвязи используются 6 серверов сервиса BigBlueButton, встроенного в онлайн-курсы системы «Пегас». Во второй половине октября 2020 года дополнительно было приобретено 1,2 тыс. лицензий сервиса Zoom (см. рис. 6).
С целью предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции академические группы с заболевшими студентами переводили на две недели на удаленный режим обучения (см. рис. 7).
Оперативное внесение изменений в бюджет университета на основании решений координационного совета позволило в максимально сжатые сроки решить важные задачи, связанные с закупкой оборудования для дезинфекции воздуха и помещений, средств индивидуальной защиты для студентов и сотрудников. Для социального пакета университета выделено 3 млн. рублей, из них 1 млн. – для материальной поддержки перенесших заболевание COVID-19 и 2 млн. – на приобретение тестов и проведение тестирования.
Усилена социальная поддержка обучающихся, и, в первую очередь, это студенты с правом на социальные льготы или нуждающиеся в лечении, находящиеся в тяжелом материальном положении, потерявшие близких родственников, утратившие имущество в результате пожара или стихийного бедствия.
Иностранные студенты получают материальную помощь на приобретение договора (полиса) добровольного медицинского страхования. Обучающиеся на бюджетной и договорной основе студенты-сироты и оставшиеся без попечения родителей могут бесплатно проживать в общежитии.
Студентам из социально незащищенных категорий населения компенсируются затраты на проезд до места жительства и обратно. С временно выехавших из общежитий обучающихся не взимается плата за коммунальные и бытовые услуги. Студентам-бюджетникам с декабря 2020 года увеличен размер стипендий.
Материальная помощь выделяется из средств целевой субсидии на стипендиальное обеспечение и средств от приносящей доход деятельности. Размер выплат прошлого года составил 700 тыс. и 9 млн. рублей соответственно.
За достижения в учебе, науке, творчестве, спорте, а также с целью социальной поддержки выплачиваются стипендии ректора. В 2020 году на такие выплаты было израсходовано 1,3 млн. рублей из средств приносящей доход деятельности.
Оказавшимся в трудной жизненной ситуации студентам по их заявлению и решению учёного совета снижается стоимость платных образовательных услуг. В 2020 году на эти цели университет направил 1,8 млн. рублей. Кроме того, обучающимся предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и лечение в поликлинике вуза. Предусмотрено льготное посещение бассейна и тренажерных залов учебно-спортивного комплекса БелГУ С. Хоркиной. Студенты также могут бесплатно посещать университетский оздоровительный комплекс «Нежеголь».
В период пандемии все участники образовательного процесса нуждаются в психологической поддержке, и большая роль здесь отведена психологической службе БелГУ и студенческой психологической службе. Специалисты и студенты факультета психологии педагогического института вуза проводят диагностику, психологическое консультирование, тренинги, индивидуальную работу со студентами; выявляют обучающихся из группы риска, дают рекомендации кураторам академических групп. В 2020 году организовано свыше 50 тренингов для более 1 тыс. студентов университета, проведены почти 300 индивидуальных психологических консультаций, в том числе с родителями и кураторами.
Особое внимание уделяется вопросам эпидемиологической безопасности проживающих в общежитиях студентов. Так, бесконтактным способом проводится термометрия всех входящих в общежития лиц, имеется возможность гигиенической обработки рук, проводится ежедневная уборка и дезинфекционные мероприятия.
Для заболевших и контактных обучающихся зарезервировано более 160 мест с изолированным проживанием.
Сегодня в общежитиях университета проживает свыше 1,8 тыс. обучающихся, из них более 1,5 тыс. временно отсутствуют на период дистанта. Оставшиеся в общежитиях студенты (преимущественно из других стран и дальних регионов России) обучаются удаленно. Им предоставлен бесплатный доступ к образовательным ресурсам. Для тех, у кого нет ноутбуков, организовано 36 рабочих мест в специально отведённых помещениях.
Активно участвуют в связанной с предупреждением распространения COVID-19 работе студенческий совет общежитий и оперативный студенческий отряд. Организуется постоянная связь с находящимися в изоляторе заболевшими, им доставляются продукты питания, лекарства и товары первой необходимости.
Весьма значим вклад департамента воспитательной деятельности и студентов-волонтёров медицинского института, которые помогают обратившимся в поликлинику университета пациентам. Социальные волонтеры помогают ветеранам войны и труда БелГУ с покупкой продуктов питания и лекарств. Всего в медицинских учреждениях и региональном COVID-центре работают 200 добровольцев.
Пересмотрена работа по коммуникации со студентами и взаимодействию в цифровом пространстве (прежде всего в социальных сетях). Определение актуальных каналов коммуникаций для студентов и преподавателей позволило создать бесперебойную систему обратной связи и обеспечить моментальную консультацию специалистов и оперативное реагирование на экстренные ситуации и проблемы, определяемые акторами образовательного процесса.
На основании анализа эффективности принятых мер руководство вуза определило направления дальнейшей работы. Здесь важно отметить разработку и реализацию совместно с первичной профсоюзной организацией университета программ реабилитации сотрудников, перенесших заболевание COVID-19, в том числе использование возможностей поликлиники, центра семейной медицины, выделение льготных путевок в санаторные учреждения области и РФ, использование дополнительных мер социальной и психологической поддержки.
СИСТЕМА управленческих решений дает полное представление о возможных и необходимых действиях современного вуза в ответ на внешние вызовы в условиях пандемии. Поиск оптимальных опытных образцов такого управления может и должен становиться объектом обмена, средством обеспечения воспроизводства управленческой солидарности среди ведущих университетов страны. Создание фонда обмена продемонстрирует эффективность управленческой модели в системе высшего образования России, а также устойчивость нашей управленческой парадигмы и успешность разработанных стратегий.
ИСТОЧНИКИ
1. Новым вызовам – новые технологии. – «Ректор вуза». – 2020. – №12.
2. О текущей ситуации в российских вузах и принимаемых мерах по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). – «Ректор вуза». – 2021 – №1.
3. Затраты университетов на онлайн в три раза превышают экономию от перехода на дистант. – «Ректор вуза». – 2021. – №1.
4. Высшая школа экономики – второй этап перехода в режим полного онлайн-обучения. – «Ректор вуза». – 2021. – №2.
5. Грахов В.П., Губерт А.В., Варфоломеева О.И., Кислякова Ю.Г., Симакова У.Ф. Из опыта организации дистанционного обучения Ижевского государственного технического университета им. М.Т. Калашникова. – «Ректор вуза». – 2020. – №6.
6. Мицук С.В. Высшее образование онлайн: экстренный переход. – «Ректор вуза». – 2020. – №7.
7. Российские вузы между неготовностью к онлайн-обучению и его несовершенством. – «Ректор вуза». – 2020. – №8.
8. Селина М.В. Какая разница между онлайн- и офлайн-обучением для студентов-технарей. – «Ректор вуза». – 2020 – №8.
9. Церюльник А.Ю. Функционирование университета в условиях дистанционного формата обучения в период пандемии COVID-19. – «Гуманитарный научный вестник«. – 2020. – №5. – С. 139-143.
10. Шувалова И.А. Соотношение прав и обязанностей сторон трудового договора в период пандемии. – «Ректор вуза». – 2020. – №12.
11. Демко А.А. О правовом регулировании дистанционного труда в современных условиях. – «Ректор вуза». – 2020. – №12.
12. Университеты выделяют рабочие места для студентов. – «Ректор вуза». – 2020. – №6.
13. Цыганенко О.С., Смирнов А.Г., Буренина В.И., Стымковский В.И. Социально-психологические проблемы преподавателей при социальной изоляции. – «Живая психология». – 2020. – Т. 7. – №4. – С. 30-43.
14. Довгаль И.С. Трансформация образования неизбежна. – «Ректор вуза». –2021. – №1.
15. Университетское образование сегодня и завтра. – «Ректор вуза». – 2021. – №1.
16. Новые глобальные вызовы для университетов: посткризисное развитие. – «Ректор вуза». – 2021. – №1.
17. Миллионщиков Д.В. Как карантин выявил основные проблемы высшего образования в России. – «Ректор вуза». – 2020. – №8.
18. Краш-тест для мировой системы образования: итоги конференции Edcrunch on demand. – «Качество образования». – 2020.– №3-4. – С. 58-65.
19. Как меняется управление университетами в период пандемии «Университетское управление: практика и анализ». – 2020. – Т. 24. – № 3. – С. 7-12.
20. Шабанов Г.А. Пять уроков пандемии. «Высшее образование сегодня». – 2020. – № 7. – С. 11-17.
21. Кокшаров В.А., Загайнова Е.В. Как меняется управление университетами в период пандемии. «Университетское управление: практика и анализ». – 2020. – Т. 24. – № 2. – С. 6-14.
{1} Подробнее pegas.bsu.edu.ru.