Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Содружество Приборостроительного завода и Трехгорного технологического института

Основной задачей Трехгорного технологического института НИЯУ МИФИ является подготовка квалифицированных кадров для ГК Росатом с широким участием в этой деятельности одного из ведущих предприятий атомной отрасли – Приборостроительного завода в г.Трехгорном. О том, как сложились и развиваются эти отношения, рассказывает директор ТТИ НИЯУ МИФИ Т.И.Улитина.

Просмотров: 4

Материал опубликован в журнале №102 от 26.03.2018.

Татьяна Ивановна УЛИТИНА

Содружество завода и института

Трехгорный технологический институт НИЯУ МИФИ эффективно реализует образовательные программы высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, выполняет прикладные научные исследования по запросам предприятий ГК Росатом.

Основной задачей образовательной организации является подготовка квалифицированных кадров для атомной индустрии с широким участием в этой деятельности одного из ведущих предприятий отрасли – Приборостроительного завода в г. Трехгорном. О том, как сложились и развиваются эти отношения, рассказывает директор ТТИ НИЯУ МИФИ, кандидат педагогических наук Татьяна УЛИТИНА.

– Татьяна Ивановна, институт и завод сотрудничают уже не один десяток лет?

– Да, наши отношения имеют давнюю шестидесятилетнюю историю. Приборостроительный завод создан в г. Трехгорном в 1952 году. Первым директором был назначен Константин Арсеньевич Володин, который руководил производством более десяти лет. И именно он заложил основы содружества завода и института, начинавшегося с техникума.

Градообразующему предприятию были нужны особые кадры. Директор завода, как никто другой, это прекрасно понимал и создавал все условия, чтобы эти кадры появились. С одной стороны, город насыщался тогда специалистами с высшим образованием. С другой – нужны были не только инженеры и ученые. Заводу требовались рабочие руки, «свои кадры», обученные с учетом специфики производства. Для их подготовки и был открыт техникум, для которого даже построили отдельное здание.

Местное население, приезжавшее в Трехгорный из окрестных населенных пунктов, поступало в техникум и проходило специальную подготовку. Начало было положено. Со временем образовательный процесс набирал обороты, что привело к созданию института, названного первоначально МИФИ-5. Это было пятое высшее учебное заведение на Урале, вошедшее в обойму ядерного оружейного комплекса России. Новоуральск, Снежинск, Озерск, Лесной и наш Трехгорный – в каждом происходили аналогичные процессы.

– Какие направления подготовки развиваются в институте?

– Те, которые нужны заводу. Основная деятельность предприятия определялась и определяется государственным оборонным заказом. Здесь создано уникальное производство с постоянно обновляющимися прогрессивными технологиями, освоены и выпущены десятки наименований специзделий, сотни наименований их составных частей и эксплуатационного оборудования.

Трехгорный технологический институт НИЯУ МИФИ и Приборостроительный завод в г. Трехгорном – команда единомышленников, объединенная Госкорпорацией «Росатом».

Согласно именно тем требованиям, которые нам выдвигал завод, и происходило открытие направлений подготовки. В зависимости от производственных планов что-то лицензировалось, от чего-то наоборот отказывались, что-то перекраивали, привносили новое. Так, например, в настоящее время мы открыли уже три направления подготовки из топ-50 наиболее востребованных профессий [1].

И, естественно, завод, видя в институте полноценного партнера, стал работать с нами не только в сфере образования. Мы постепенно подключились к их проектам, научной работе. Волонтерами вошли в культурную жизнь заводчан, стали принимать активное участие в экологических субботниках, профсоюзных мероприятиях и, конечно, всё большее и большее участие в производственной деятельности. Так, через заводские конкурсы профмастерстваAtomSkills мы доросли до участия в международном чемпионатном движении WorldSkills.

– Когда Трехгорный технологический институт присоединился к WorldSkills? Какие требования предъявляются к участникам движения?

– С 2015 года мы активно участвуем в WorldSkills. Но, подчеркну, одного желания для этого мало, нужна соответствующая материальная база, и здесь свою ведущую роль вновь сыграл завод.

Техническое оснащение мастерских и лабораторий в соответствии с требованиями инфраструктурных листов – это условие, без которого успешное участие в чемпионатном движении невозможно. Завод закупил оборудование, ставшее основой центра профессиональных компетенций, созданного на базе института. На протяжении нескольких лет мы это оборудование дополняли и довели до очень высокого уровня. Сейчас в центре не только реализуется подготовка по электронике и инженерному дизайну CAD, но и проводится демонстрационный экзамен, в ходе которого оцениваются знания и умения наших выпускников, проводится повышение квалификации приборостроителей и других горожан.

Необходимо изучение отечественного и зарубежного опыта организации образовательного процесса по методике WorldSkills. С 2016 года все наши наставники, методисты, начальники центра компетенций неоднократно выезжали на зарубежные стажировки, а также в течение целого года учились в Москве на сессиях в Агентстве стратегических инициатив и корпоративной Академии Рос­атом. Немецкую дуальную систему профессиональной подготовки кадров мы изучали в Ремесленной Палате г. Лейпцига, в сертифицированном центре WS Germany и в образовательных центрах Porshe и Siemens. В Финляндии знакомство с системой профобразования и организации чемпионатов профессионального мастерства происходило во время стажировки в колледже ESEDU (г. Миккели).

Требования к выпускникам, трудоустраивающимся на завод, высокие: отраслевая планка – средний балл диплома не ниже 4,5.

Требуется специальная подготовка экспертов, методистов и наставников по методике WS, непосредственное участие в чемпионатах и конкурсах профессионального мастерства и, конечно, внедрение технологий WS в образовательные программы, реализуемые в институте.

Благодаря поддержке завода за сравнительно небольшой отрезок времени мы достигли очень многого. За последние три года в копилке наград института появилось 6 золотых, 6 серебряных и 8 бронзовых медалей по различным компетенциям. Студенты и выпускники вуза – постоянные участники, наставники и эксперты чемпионатов WS/ AS. И на достигнутом не останавливаемся. Сейчас вместе с Приборостроительным заводом в г. Трехгорном и Росатомом по совместному проекту строим второй центр компетенций.

Результативное участие в чемпионатном движении развивает материально-техническую базу института, способствует ранней профориентации и всестороннему повышению качества образовательного процесса, ведущего к увеличению среднего балла успеваемости.

– Как связана ранняя профориентация с центрами компетенций и чемпионатным движением?

– Самым непосредственным образом. Центры компетенций создаются ведь не только для взрослых, но и для детей. Малышню по технике безопасности не везде можно допустить, не имеем права, но показать, дать поиграть – это не только можно, но и нужно.

Сначала мы просто придумывали различные игровые формы, потом родилась идея создать кружок и при содейст­вии корпоративной Академии Росатом мы вошли в кружковое движение. Это большая программа, являющаяся одной из составляющих Национальной технологической инициативы (НТИ). В Академии Росатома наших специалистов обучили как руководителей кружкового движения, мы получили специальное оборудование. И уже год в институте это движение развивается.

«Путешествие в страну «Инженерия», «Школа Архимеда», «Техношкола «Я – инженер!» и другие профориентационные проекты, реализуемые в вузе, способствуют формированию и развитию нестандартного аналитического мышления дошкольников и школьников всех возрастов. Дети занимаются на специальных учебных площадках, в лабораториях, оснащенных современным учебно-производственным оборудованием в сфере конструирования, сборки электронных схем, программирования, прототипирования и робототехники. Осваивают образовательный курс по легороботоконструированию, состязаются в JuniorSkills.

Таким образом, управление талантами происходит по специально выстроенной многоступенчатой сквозной системе подготовки кадров «детский сад – школа – вуз – работодатель» на всех уровнях образования.

Беседовала Екатерина СИНДЕЕВА.

[1] В соответствии с комплексом мер, направленных на совершенствование системы СПО, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2015 г., № 349-р, издан приказ Минтруда России от 02.11.2015 г., № 831 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: челябинская область, екатерина синдеева, татьяна улитина, МИФИ, worldskills russia, инженерное образование, ао-102

Похожие материалы:
Снежинский физико-технический институт отметил шестидесятилетие
BabySkills – ранняя профориентация по стандартам WSR
Сергиево-Посадский колледж активно участвует в WorldSkills
Сосновоборский механико-технологический техникум отмечает тридцатилетие
Синергетический эффект интеграционной модели обучения
Студенты Раменского колледжа за три года получили 100 медалей WorldSkills
Коркинский горно-строительный техникум готовит востребованные кадры
Новочебоксарский химико-механический техникум дает достойное образование
Аккредитация программ инженерного образования в Канаде
Армавирский машиностроительный техникум входит в сотню лучших ссузов страны

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
I Всероссийский форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture’19
Ключевые темы форума: управление и оптимизация процессов СПО, маркетинг и эффективные инструменты...
Новый виток развития колледжа
Костромской областной медицинский колледж им. Героя Советского Союза С.А. Богомолова является...
Подтверждая высокий статус российской музыкальной школы
Российская академия музыки имени Гнесиных была первым российским вузом, прошедшим не только...
Научно-образовательный центр Республики Дагестан
Дагестанский государственный университет народного хозяйства – крупный региональный научно-...
Трудоустройство иностранных студентов – атрибут позиционирования на международном рынке образовательных услуг
Проведенные в зарубежных странах исследования факторов выбора иностранными студентами страны и...
Из журнала
#100В России разработаны пять ключевых моделей экспорта образования
#102Новосибирский профессионально-педагогический колледж развивает инклюзивное образование
#97Краснодарский архитектурно-строительный техникум готовит строителей будущего
#97Каковы должны быть рабочие навыки будущих поколений?
#96Исследовательское образование
Информационная лента
09:05Открыт прием заявок на участие в олимпиадах по общественным коммуникациям «PR-Олимп-2019»
09:05В ЮУрГУ на региональном этапе «РобоФеста» покажут искусство управления дронами и запустят роботов на Луну
09:03Всероссийский конкурс креативных проектов и идей по развитию социальной инфраструктуры «НЕОТЕРРА»
09:01Физики БФУ им. И. Канта разработали методику определения состава микропластика из Балтийского моря
09:00Петербургский и Туринский Политех будут развивать нефтегазовую отрасль