Тест на «выживание»

Система высшего образования в целом сохранила устойчивость в ситуации стресса, вызванного пандемией

Доклад об итогах работы российских университетов в условиях пандемии был представлен на расширенном заседании Общественного совета при Минобрнауки РФ в начале июля. Анализ подготовлен ректорами и рабочими группами ведущих российских вузов на основании проведённых исследований, опросов, интервью. Эксперты изучили, как дистанционное обучение повлияло на студентов, преподавателей, справилась ли существующая университетская инфраструктура и система управления с нагрузкой. Представляем ключевые цифры и приоритетные задачи.

СИСТЕМА высшего образования в целом справилась со стресс-тестом. Однако пандемия проявила сильную неоднородность вузов и риск дальнейшего расслоения. Проблема неравенства доступа к качественному образованию стала явной.

  • 20% вузов сохранили обучение в синхронном режиме.
  • 60% перешли в дистант с потерей качества образования.
  • 20% практически осуществляли заочное обучение, не обеспечивая качество.
  • 13% вузов не имеют даже минимальной инфраструктуры.
  • 11% вузов имеют достаточную цифровую инфраструктуру.

Задачи, которые необходимо решить:
– часть вузовской программы может быть реализована в очном формате вне университета;
– создание свода методик и правил онлайн-преподавания (цифровой дидактики);
– обеспечение информационной безопасности.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ справились, но им было неудобно, психологически некомфортно, не хватало компетенций.

  • 96% перешли в онлайн-режим.
  • 60% не использовали формы дистанционного обучения ранее.
  • 88% скептически относятся к дистанционным формам.
  • 40% демонстрируют усталость от увеличившегося объема работы.
  • 20% понадобилась помощь цифровых волонтеров.
  • с 30% до 70% выросла доля преподавателей, которые видят в цифровых технологиях новые возможности для повышения доступности качественного образования.

Задачи, которые необходимо решить:
– массовая переподготовка, направленная не только на «прохождение курса ПК»;
– создание системы мотивации преподавателей, которые активно включаются в использование цифровых ресурсов;
– формирование у педагогов представления о внедрении элементов технологий, которые облегчат работу, а не о полном переходе на онлайн-образование.

СТУДЕНТЫ нуждаются в социально-психологической поддержке, индивидуальных траекториях, развитии навыков самостоятельной работы.

  • 34% не считают дистанционный формат менее эффективным.
  • 40% студентов отмечают нехватку общения с преподавателями.
  • 40% зафиксировали снижение доходов из-за приостановления трудовой деятельности.
  • с 21% до 14% снизилась полная удовлетворенность онлайн-форматами.
  • 30% студентов из низкодоходных групп населения не имеют достаточной функциональной техники.

Задачи, которые необходимо решить:
– минимизировать социальные и экономические различия студентов путем поддержки трудо­устройства;
– предоставить дешевый образовательный кредит;
– проработать вариант продолжения обучения для иностранных студентов, которые выехали за пределы России, поскольку шансы их вернуться к нормальному учебному процессу в сентябре 2020 года не очевидны.

ОПЫТ последних трех месяцев сформировал окно возможностей для следующего шага в развитии высшего образования. Ясно, что есть проблемы и задачи, которые не могут быть решены без цифровых технологий, но накопившаяся усталость создает риски отката системы к доцифровому формату.

В целом проведенный анализ сделал очевидной необходимость разработки и реализации новой модели высшего образования, которая сможет стать устойчивее к внешним вызовам и более продуктивной для развития российской экономики и общества.

Практика показала, что полная реализация программ высшего образования в дистанционном формате невозможна. Таким образом, будущее за широким использованием цифровых технологий и дистанционного формата в сочетании с совмест­ной деятельностью преподавателей и студентов в общем физическом пространстве.

На основании уроков пандемии рабочей группой определены идеи перспективных направлений развития системы высшего образования. Эти идеи предполагается развернуть в докладе, который будет представлен в конце лета.

 

– Авторам доклада удалось посмотреть на себя со стороны, взять глобальный контекст и ответить на вопрос, как же мы смотрелись в условиях пандемии по сравнению с другими системам.
 

ФАЛЬКОВ Валерий Николаевич

Министр науки и высшего образования РФ

woman avatar

– Пандемия обнажила структурные диспропорции и проблемы системы образования, но, обратившись к мировому опыту, мы поняли, что наше осмысление пока одно из первых в мире.

ГАЛАЖИНСКИЙ Эдуард Владимирович

Ректор Томского государственного университета

woman avatar

– В какой-то степени все вузы столкнулись с проблемой мотивации студентов. В этом смысле преподаватель должен грамотно построить онлайн-занятие, обратить внимание на психологическое состояние учащихся. Не везде такие механизмы обучения существовали и были прописаны.
 

РЕМОРЕНКО Игорь Михайлович

Ректор Московского город­ского педагогического университета

woman avatar
Наверх