Аккредитация онлайн: больше плюсов, чем минусов. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Аккредитация онлайн: больше плюсов, чем минусов

В конце июня Национальный аккредитационный совет провел в режиме онлайн заседание, на котором обсуждались итоги экспертизы образовательных программ ряда российских вузов, обратившихся за их международной и профессионально-общественной аккредитацией. Необходимо отметить, что экспертам в связи с пандемией коронавируса пришлось нынешней весной экстренно перекраивать свои планы, чтобы своевременно провести все необходимые мероприятия в удаленном режиме. В целом опыт проведения аккредитации без выезда в вузы был признан положительным, так как все необходимые процедуры удалось провести без ущерба для качества.

В условиях пандемии

В начале заседания, которое вел председатель Нацаккредцентра Виктор Болотов, участникам был представлен новый член совета. Это председатель Федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования по УГСН «Сельское, лесное и рыбное хозяйство», руководитель центра учебно-методического обеспечения подготовки кадров для АПК Российского государственного аграрного университета – МСХА им. К.А. Тимирязева Виктор Бердышев.

Затем последовал рассказ о регистрации Национального центра профессионально-общест­венной аккредитации в Европейском реестре гарантии качества (EQAR), состоявшейся в нынеш­нем году. Это стало серьезным событием для всей отечественной системы аккредитации, поскольку благодаря Нацаккредцентру, успешно прошедшему внешнюю проверку со стороны зарубежных коллег, Россия теперь будет представ­лена в Европе. Эта регистрация в EQAR стала вполне закономерной после получения центром в прошлом году подтверждения полного член­ства в европейской ассоциации гарантии качества (ENQA).

Большой интерес у экспертов вызвал отчет Национального аккредитационного центра о работе в условиях пандемии, создавшей проблемы не только для вузов, но и для процедур профессионально-общественной и международной аккредитации. В конце марта всю работу оперативно переводили в удаленный формат, и, так как подобного опыта не имели даже зарубежные коллеги, сотрудникам Нацаккредцентра пришлось действовать по наитию. Отказаться от процедур аккредитации, как признается заместитель директора Нацаккредцентра Галина Мотова, было бы неправильно и невозможно, ведь процесс уже шел, и в отдельных случаях он был обусловлен конкурсными процедурами, проведенными в вузах.

В конце марта вышло заявление ENQA о пандемии коронавируса, в котором членам ассоциации рекомендовалось проявлять гибкость в процедурах экспертизы, адаптировав свою текущую деятельность в зависимости от ситуации. В основном «гибкость», конечно же, касалась проблемы внешних визитов в вузы.

Ничего не потеряли

Команда Нацаккредцентра обратилась в европейские и азиатские аккредагентства и выяснила, что две трети коллег работают в удаленном режиме, небольшая часть совмещает очный и заочный варианты работы, и только одно агентство приостановило свою деятельность. Более половины экспертиз зарубежные коллеги проводили в удаленном и смешанном форматах, и лишь треть была отложена до лучших времен.

В результате решили общаться с представителями вузов на базе онлайн-платформы Zoom, провели для экспертов тренинги по обучению работе с ней, всю необходимую информацию брали из открытых источников и запрашивали в обследуемых вузах.

– Ничего по процедуре не потеряли, – рассказывает Галина Мотова. – Провели все необходимые встречи – и с руководством вуза, и с преподавателями, и с работодателями, а также со студентами и выпускниками. Единственную проблему составила разница в часовых поясах, хотя и ее во всех случаях удалось решить благополучно.

Работа выявила преимущества online-экспертизы: процедура стала более гибкой и доступно­й для вузов, такой вариант может массово применяться при форс-мажоре, географических ограничениях при подборе экспертов и повышении эффективности их работы. Профессор Университета лесного хозяйства (Болгария) Стефан Юруков, возглавлявший одну из аккредитационных комиссий, подчеркнул, что такой формат предоставляет экспертам больше времени на ознакомление с документами и лично он остался этим очень доволен.

Среди недостатков называются зависимость процедур от технических условий и цифровой грамотности экспертов, повышенные требования к качеству процедуры экспертизы (координация удаленного подключения участников встреч без участия администрации вуза), организация обсуждений, увеличение временных затрат на подготовку и проведение процедур.

Академик Российской академии образования, член Президиума ВАК Минобрнауки РФ, научный руководитель центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ Виктор Болотов предложил прописать в регламенте аккредитации некоторые формы дистанционного участия экспертов. Это позволяет привлекать специалистов высокого класса из разных стран мира, за счет удаленной работы снижается стоимость процедуры, а для участия студентов открывается больше возможностей. При этом Виктор Болотов отметил важность сохранения качества экспертизы.

Подключать студентов и работодателей

Первыми к международной профессионально-общественной аккредитации были представлены образовательные программы бакалавриата и магистратуры Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова по направлениям подготовки «Лингвистика», «Филология», «Перевод и переводоведение», а также программа дополнительного образования «Методика раннего обучения иностранным языкам». Основные программы практически полностью соответствовали десяти стандартам, кроме «Процедуры разработки и утверждения образовательных программ» и «Сбора, анализа и использования информации для управления образовательной программой». Здесь программы показали не полное, но сущест­венное соответствие.

Председатель аккредитационной комиссии, декан философского факультета Масарикова университета (г. Брно, Чехия) Милан Пол отметил, что по кластеру рассматриваемых программ вузу необходимо более эффективно включать студентов и работодателей в сбор и анализ информации о программе и ее развитии, потому что разработка происходила с использованием лишь потенциала преподавателей.

Кластер по рекомендации комиссии аккредитовали на шесть лет. На этот же период получила аккредитацию дополнительная образовательная программа «Методика раннего обучения иностранным языкам», полностью соответ­ствующая положенным ей семи стандартам.

Башкирский государственный аграрный университет второй раз вышел на международную аккредитацию, предложив кластер образовательных программ по направлению подготовки в области лесного и сельского хозяйства. По мнению экспертов, кластер полностью соответствует всем стандартам (за исключением одного – «Информирование общественности», показавшего существенное соответствие) и получил аккредитацию на шесть лет. Когда дошла очередь до аккредитации программ аспирантуры, члены аккредитационного совета обратили внимание на недостаток информации по ним и решили запросить по всем вузам дополнительные материалы, чтобы проголосовать после их изучения отдельно. Кластер программ в области ветеринарии полностью соответствовал всем стандартам, поэтому тоже получил аккредитацию на шесть лет.

Ставропольский государственный аграрный университет старается аккредитовать все программы, и нынешней весной представил на экспертизу кластер образовательных программ в области сельского хозяйства. Эта группа набрала максимум по всем стандартам, кроме двух – «Процедуры разработки и утверждения образовательных программ» и «Преподавательский состав», – признанных соответствующими стандартам существенно. Председатель аккредитационной комиссии, директор агротехнологического института Западно-Казахстанского аграрно-технического университета им. Жангир хана Марат Онаев пояснил, что в целом вуз произвел серьезное впечатление, но «преподавательский состав должен расти, перенимая опыт зарубежных вузов, и заниматься самосовершенствованием». Кластер получил аккредитацию на шесть лет, как и рассмотренный отдельно кластер программ в области ветеринарии, идеально соответствующий всем десяти стандартам.

Заслуживают поощрения

В рамках профессионально-общественной аккредитации первыми были рассмотрены программы Ставропольского государственного аграрного университета, представившего на доаккредитацию дополнительные профес­сиональные программы и программы профессионального обучения уровня СПО «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», «Коммерция (по отраслям)», «Финансы» и «Банковское дело». Кластер получил высшую оценку экспертов только по одному стандарту – «Образовательные ресурсы и система поддержки студентов», по остальным девяти стандартам – существенное соответствие.

Анализируя оценки, председатель комиссии, руководитель центра качества образования Национального исследовательского Нижегород­ского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Ирина Борисова обратила внимание коллег на то, что стандарты предусмотрены для уровня высшего и дополнительного образования, и есть вполне объективные причины, по которым ряд из них учреждения СПО не смогут выполнить. Например, показатель мобильности, ведь обучающиеся в системе СПО – это еще дети, которых непросто командировать на обучение.

– Желание руководства вуза и руководителя программ СПО довести уровень подготовки до требований международных стандартов заслуживает уважения и поощрения, – выступила в защиту коллектива вуза Ирина Борисова. – Если в стандартах будут какие-то поблажки для системы СПО, они вполне войдут в рамки требований.
Отдельная экспертная комиссия проверяла программы ДПО того же университета. Это программы профессиональной переподготовки, повышения квалификации и профессионального обучения в области экономики и менеджмента.

По семи рассматриваемым стандартам этот обширный кластер показал только по одному полное соответствие, по шести – существенное. Комиссия указала в своем представлении к аккредитации, что программы востребованы на рынке образовательных услуг и качественны по содержанию. С учетом мнения экспертов совет аккредитовал программы профессиональной переподготовки и профессионального обучения сроком на шесть лет, повышения квалификации – на четыре года.

Вологодская государственная молочнохозяй­ственная академия им. Н.В. Верещагина вывела на аккредитацию кластер программ по аспирантуре «Промышленная экология и биотехнологии», «Сельское хозяйство», «Технологии, сред­ства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве», «Ветеринария и зоотехния», которые полностью соответствовали всем десяти стандартам и были удостоены аккредитации на шесть лет.

Не подходят для аспирантуры?

Секретарь Совета по оценке качества высшего образования Эстонии, эксперт по высшему образованию Эстонского агентства качества высшего образования (EKKA) Хиллар Бауман высказал мнение, что рассматриваемые стандарты не очень подходят для оценки аспирантуры.

– Многих важных вещей тут нет. Когда я читаю отчет, мне кажется, что тут многое не про аспирантуру: например, трудоустройство выпускников, ознакомительные визиты студентов, вариативная часть о включении программ по садоводству, профориентационная работа, подготовка и подбор абитуриентов.

К обсуждению поднятого вопроса подключился Виктор Болотов:
– Оценивая эффективность аспирантуры, умест­нее спросить, сколько человек защитилось через год, через два, где публикации?

Советник ректора Финансового университета при Правительстве РФ Нелли Розина поддержала коллег:
– Этот стандарт абсолютно не подходит для аспи­рантуры.

Галина Мотова пояснила экспертам:
– Мы работаем по европейским стандартам, и они инвариантны для всех уровней образования, всех вузов Европы.

– Когда мы работаем с китайской стороной, то делаем два заключения: по их стандартам, и по нашим, – продолжил обсуждение Виктор Болотов. – Давайте разработаем стандарты эффективности аспирантуры в российском контексте. В соответствии с проектом закона «О науке» результатом деятельности аспиранта является защита, публикации в первом и втором квартилях Web Of Science, ядре РИНЦ и так далее. Согласившись с аккредитацией по европейским стандартам, я предложил бы разработать и отечественные. Нам нужна внятная программа с точки зрения российских представлений об аспирантуре.

Свой вариант предложил Хиллар Бауман:
– Можно использовать те же десять стандартов. Другой вопрос, какие под них формулировать критерии? Их можно формулировать по‑разном­у для бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Эти области будут оценены, имея упор на то, что важно для каждой из них в отдельности.

После дискуссии программы аспирантуры ВГМА получили аккредитацию на шесть лет.

Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина выставил на аккредитацию программы бакалавриата и магистратуры «Агрохимия и агропочвоведение», «Агроно­мия», «Садоводство», «Агроинженерия» и «Лесное дело». Кластер показал по всем стандартам высший результат, кроме «Студентоориентированного обучения и процедуры оценивания» с существенным соответствием. А вот программы бакалавриата и магистратуры «Зоотехния», «Ветеринарно-санитарная экспертиза» и «Ветеринария» полностью соответствовали всем десяти стандартам. Вердикт аккредсовета – по шесть лет доверия каждому из рассмотренных кластеров.

Дали шанс

Завершил череду сельскохозяйственных вузов Красноярский государственный аграрный университет с образовательными программами в области сельского хозяйства. Они полностью выполнили стандарт «Образовательные ресурсы и системы поддержки студентов», а по девяти – остановились на уровне существенного соответствия. Программы аккредитованы на шесть лет. Немногим скромнее выглядел показатель программ «Экономика», «Менеджмент» и «Управление персоналом», получивших по всем десяти стандартам оценку «существенное соответствие».

Заместитель председателя комиссии Ирина Борисова объяснила ситуацию:
– Это сильный крупный вуз, но многие критерии, с которыми мы работаем как в рамках международной аккредитации, так и национальной, ориентированы на европейские требования. В данном случае мы столкнулись с тем, что вуз является региональным, и вопросы, связанные, например, с академической мобильностью студентов и преподавателей или признанием дипломов и оформлением дипломов международного образца Diploma Supplement, здесь не очень хорошо распространены. Но в целом стандарты выполняются. Поэтому комиссия посчитала, что вуз заслуживает шестилетнюю аккредитацию. Ходатайство экспертов поддержали. Программы бакалавриата и магистратуры «Землеустройство и кадастры» университета только по двум стандартам – «Студентоориентированное обучение и процеду­ры оценивания» и «Преподавательский состав» – показали существенное соответствие, по большинству – полное.

На аккредитацию образовательных программ вместе с головным вузом вышел и Ачинский фили­ал Красноярского государственного аграрного университета. Это третий филиал, проходящий аккредитацию в Нацаккредцентре за последние восемь лет. В этот раз эксперты оценивали, насколько соответствуют стандартам программы бакалавриата и магистратуры по направлению «Агроинженерия». Они существенно соответствовали всем стандартам и заслужили аккредитацию на шесть лет.

Программа бакалавриата «Экономика» Ачинского филиала получила аккредитацию только на четыре года. Это связано с тем, что она выявила частичное соответствие по трем стандартам – «Политика (цели, стратегия развития) и процедуры гарантии качества образовательной программы», «Процедуры разработки и утверждения образовательных программ» и «Периодические процедуры внешней гарантии качества образовательных программ». По остальным семи – существенное соответствие. Представители комиссии отметили, что студенты и работодатели достаточно слабо привлекаются к разработке образовательных программ, студенты неактивно участвуют в актуализации целей, стратегии развития и политики качества образовательных программ.

В защиту филиала обратилась к аккредитационному совету Ирина Борисова:
– Нужно отдать должное филиалам, которые с такой смелостью выходят на аккредитацию. Это единственное образовательное учреждение в Ачинске, дающее высшее образование. Важно, чтобы молодежь оставалась в этом городке и поддерживала экономику района.

Учитывая просьбу заместителя председателя экспертной комиссии и то, что программа «Экономика», по сути, непрофильная для аграрного вуза, совет решил дать аккредитацию. При этом Виктор Болотов озвучил пожелание руководству университета внести предложения по улучшению ситуации и его поддержке. Филиал в Ачин­ске решает важные социальные и экономические проблемы района, поэтому эксперты дали ему шанс исправиться в течение четырех лет.

Приняв положительные решения по всем представленным образовательным программам, члены Национального аккредитационного совета попрощались до нового учебного года, не загадывая о том, как в следующий раз будут проходить аккредитационные мероприятия – очно или онлайн. Впрочем, ко второму варианту Нацаккредцентр нынешней весной достаточно оперативно подготовился, не отказав ни одному вузу в проведении процедур международной и профессионально-общественной аккредитации.

Наверх