В 2026 году редакционный спецпроект «Первые леди. Как женщины меняют российское образование» будет отмечать свой 5-летний юбилей. Задумывая проект, мы опирались на некоторые интересные выводы зарубежных и отечественных исследователей гендерной тематики. Например, о том, как женщины-руководители «больше мужчин готовы к риску и чаще принимают нетривиальные управленческие решения», поэтому во времена системных перемен и трансформаций они оказываются прекрасными риск-менеджерами, умеющими выбрать для своих коллективов верную стратегию развития. Кроме того, в такие времена важнейшим фактором становятся не только профессионализм и деловые качества лидера, но и его психологические характеристики: «готовность идти на риск, сохранять спокойствие в сложных ситуациях, быстро принимать решения, производить впечатление на бизнес-партнеров, воодушевлять работников».
Мы продолжаем наш редакционный спецпроект. Но теперь – в расширенном варианте: нашими героинями станут не только руководители образовательных, но и других общественных и научно-исследовательских организаций, государственных и представительных органов, значимых для системы отечественного образования.
Итак, сегодня наша собеседница – Наталия Золотарева, президент Союза директоров организаций среднего профессионального образования России – одного из самых активных и авторитетных профессиональных сообществ в сфере СПО.

Наталия Михайловна Золотарева, президент общероссийской общественной организации «Союз директоров организаций среднего профессионального образования России». Советник министра просвещения Российской Федерации, заместитель председателя комиссии Общественной палаты Российской Федерации по воспитанию и просвещению. Кандидат педагогических наук, доцент.
Если коротко…
Миссия руководителя: как бы Вы ее сформулировали?
Вдохновлять коллектив, достигать новых стратегических высот, создавая условия для раскрытия потенциала каждого сотрудника.
Топ профессиональных ценностей:
Топ качеств женщины-лидера:
Эмпатия, гибкость, коммуникабельность, внимание к деталям, умение «плести кружево проекта».
Назовите наиболее значимые, на ваш взгляд, события последних лет для отечественной системы СПО:
Запуск в 2022 году федерального проекта «Профессионалитет», который вобрал в себя все лучшее, что накоплено отечественной системой СПО, и законодательное закрепление профессионалитета как формы организации образовательной деятельности с участием работодателей в 2025 году.
Ваше кредо?
Делай то, во что веришь.

Год основания - 1998
Структура: 8 окружных,84 региональных отделения,более 2 тысяч членов Союза
Миссия: развитие СПО через профессионализм, партнерство, проактивность директорского корпуса
Ключевые ценности: уважение, доброжелательность, польза
Деятельность включает в себя 6 базовых направлений: от формирования консолидированной позиции сообщества по значимым вопросам госполитики в сфере образования до выявления и масштабирования лучших практик, реализации программ повышения квалификации для управленческих команд колледжей и техникумов, проектов по сохранению и развитию традиций в системе СПО

Президент Союза директоров организаций СПО России о том, почему бум СПО продолжится, что значит колледжи «Профессионалитета», а также зачем ставить перед собой высокую планку…
АО. Российская высшая школа, как известно, готовится к переходу на обновленную «постболонскую» модель: обсуждаются, анализируются и апробируются подходы в рамках пилотного эксперимента… Стоит ли аналогичная задача и перед отечественной системой СПО?
– Считаю, что отечественная система СПО уже прошла этап интенсивного осмысления своего нового образа, сейчас идет этап масштабного внедрения профессионалитета как формы организации образовательной деятельности с участием работодателя.
Немного истории. Система начального и среднего профессионального образования серьезно пострадала в постсоветский период, когда массовое закрытие производств, уход от плановой экономики разрушили выстроенную и, между прочим, признанную во всем мире отечественную модель подготовки рабочих и специалистов среднего звена. Период 2000-х стал для российского СПО временем проб и начинаний по использованию зарубежного опыта подготовки. А с 2012-го года стартовал первый системный модернизационный эксперимент, рамки которого были зафиксированы в «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года». Тогда были определены и основные механизмы модернизации – конкурс профессионального мастерства по международным стандартам World Skills Russia и модель дуального обучения. В итоге, за 10 лет сформировалось понимание основных элементов современной отечественной системы СПО, которые и легли в основу федерального проекта «Профессионалитет», сначала как проекта пилотного, а с 2025 года уже как законодательно закрепленной формы организации образовательной деятельности с участием работодателя.
Сейчас важно обеспечить масштабное внедрение «Профессионалитета» с фокусом внимания на современных образовательных технологиях. Считаю, что именно здесь – на уровне педагогических технологий – следующий источник повышения качества СПО.
АО. А каковы встречные запросы самой системы, точнее, многотысячного профессионального сообщества: мастеров, преподавателей, директорского корпуса? Задаем Вам этот вопрос как президенту Союза директоров организаций СПО, который слышит и знает мнение большого профессионального сообщества…
– Если коротко, то снижение бюрократической нагрузки. Огромный объем отчетов – управленческая боль…
АО. В прошлом 2024-м году на рынок труда вышел первый выпуск обучившихся по новой модели – это 137 тысяч молодых людей. С чем справились образовательные организации, а где проявились лакуны при реализации проекта – можно ли уже сделать первые выводы?
– Да, несомненно! Прежде всего, колледжи «Профессионалитета» – это новый облик образовательной среды во всем: суперсовременные пространства, учебное и производственное оборудование, высокая степень вовлеченности работодателей на всех этапах подготовки. Зона внимания – интенсивность образовательного процесса при повышении требований к уровню подготовки.

АО. Популярность организаций СПО у абитуриентов такова, что министр просвещения Сергей Кравцов уже охарактеризовал ее как «бум среднего профессионального образования». По вашей оценке, бум продолжится? Есть ли для этого у системы СПО внутренние ресурсы и резервы, чтобы принять всех желающих?
– Рост численности абитуриентов, в целом, продолжится, как минимум, до 2030 года. На это влияют несколько факторов. Первый – демография. Ожидается, что численность молодежи в возрасте 15 лет будет расти до 2030 года, что создает устойчивый спрос на образовательные услуги СПО. Второй – качество образования. Государственная политика планомерного улучшения инфраструктуры и качества программ делает систему СПО привлекательным выбором для молодежи. Третий фактор – рост спроса на специалистов со средним профессиональным образованием, который отражает развитие отечественных отраслей и предприятий. Такой тренд скоординирован с государственными усилиями по согласованию образовательных программ с требованиями региональных работодателей, что обеспечивает выпускникам СПО надежный старт в профессии. Четвертый фактор – улучшенная система профориентации, которая позволяет молодым людям осознанно выбирать образовательные траектории. Кроме того, планомерно повышаются требования к поступлению в вузы, что также влияет на выбор абитуриентов в сторону системы СПО.
Что касается внутренних резервов принять всех желающих, действительно, это непростая задача. Главные сдерживающие факторы – объемы учебных площадей и численность преподавательского состава. Все больше колледжей работают в две смены, расширяется практика создания учебных пространств на предприятиях или создания новых учебных площадок, развиваются электронные образовательные ресурсы. В Москве, например, строятся центры практической подготовки, оснащенные современным оборудованием, куда вынесена практическая часть занятий из колледжей.

АО. Какие советы Вы дали бы руководителю, который намерен вывести на новый уровень свою образовательную организацию, серьезно трансформировать работу своего коллектива? С чего начать?
– Любую трансформацию необходимо начинать с оценки текущего состояния: провести аудит инфраструктуры, программ, кадров и обратной связи от студентов и работодателей; проанализировать все актуальные тенденции и проекты, а также показатели и рейтинги в СПО. Вся полученная информация – основа для определения дальнейших стратегических линий развития. Хорошо начинать с пилотного проекта, чтобы продемонстрировать конкретные успехи и вдохновить коллектив на изменения.
«Мой лидерский проект-вдохновение – бал амбассадоров Профессионалитета – посвящен развитию практики проведения студенческих балов, создания уважительного пространства знакомства юношей и девушек, культуры их взаимодействия. В 2025-м году проект прошел под знаком «Бал Победы» и приобрел всероссийский масштаб»

АО. Наш журнал является давним информационным партнером Союза директоров организаций СПО. Знаем, что это одна из самых авторитетных, активных, сплоченных общественных организаций в сфере российского образования. С вашим приходом союз получил новый, очень деятельный импульс. Каковы ваши принципы руководства как президента союза? Каким видите его в идеале?
– Ставлю перед собой задачу создать среду поддержки инициатив и запросов директорского корпуса. Сейчас это запрос на формирование делового сообщества. На навигацию в тенденциях и успешных практиках (например, Союзом подготовлены три методических пособия по ключевым направлениям деятельности колледжей). На возможность участвовать в решении проблем и задач развития СПО. Ключевой принцип: «Вместе мы – сила!». Уверена, что это почувствовали и все участники десяти окружных Форумов руководителей организаций СПО, которые мы организовали и провели в течение 2025 года, объединившие директоров со всей страны: от Владивостока и Астрахани до Ставрополя и Махачкалы, от Красноярска и Липецка до Пятигорска и Самары, от Екатеринбурга и Казани до Нижнего Новгорода, Петербурга и Москвы. Наш Союз – это среда взаимной поддержки, возможности проявиться и оставить наследие.

АО. Молодой директор одной из организаций СПО как-то поделился, что вступает в Союз, потому что это дает возможность доступа к лучшему опыту и практическим кейсам своих коллег-членов сообщества. Какие ключевые проекты Союза Вы выделили бы особо?
– Прежде всего, это конкурсы: «Бренд колледжа» и «Лидер СПО». Они позволяют, с одной стороны, изучить успешные практики победителей, с другой, в процессе подачи заявки провести самооценку и понять, в какой части нужно проводить улучшения.
Во-вторых, окружные форумы директоров, о которых уже упомянула выше. Это открытые площадки для изучения успешных практик региона, принимающего форум, это десятки участников-руководителей и управленцев в сфере СПО, это содержательные дискуссии, которые мы обязательно транслируем онлайн…

АО. Мы знаем, что лично Вы инициировали и курируете один из новых проектов Союза директоров. Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее об этом!
– Мой лидерский проект-вдохновение – бал амбассадоров Профессионалитета – посвящен развитию практики проведения студенческих балов, создания уважительного пространства знакомства юношей и девушек, культуры их взаимодействия. Мы начали при поддержке Правительства Москвы, в 2023-2024 году провели три бала для студентов колледжей столицы. В 2025-м году проект прошел под знаком «Бал Победы» и приобрел всероссийских масштаб. На основе методических материалов, которые подготовила команда проекта, «Балы Победы» состоялись в 21 регионе, а в финальном мероприятии – «Бале Победы» в Театре Российской Армии приняли участие около 400 студентов из 61 региона. Я рада, что идея получила поддержку колледжей, региональных властей, Министерства просвещения РФ, планируем ее развивать и дальше.
«Наш Союз – это среда взаимной поддержки, возможности проявиться и оставить наследие. Ключевой принцип: доброжелательность и польза!»

АО. Ценности специалисты определяют любопытной метафорой: это – «вестибулярный аппарат личности». Какие ценности являются вашей главной опорой? Каковы их истоки?
– Если говорить о ценностях как главной опоре, то для меня они следующие. Прежде всего – эмоциональная стабильность и оптимизм. Это не только моя профессиональная, но и личная позиция. Любая проблема – это задача. Эмоции мешают видеть ее решения. Ну а оптимизм не раз открывал новые пути и горизонты.
Далее – настойчивость и длинная воля. Существует тезис, что в социальных системах видимые изменения проявляются через 4-5 лет. Мне посчастливилось его проверить на практике, работая в Минобрнауки России с 2012 по 2016 годы. В 2012 году мы запустили реформы в сфере СПО. Признаюсь, было сложно, поскольку система была в состоянии стагнации. Но мне повезло: моя команда министерского Департамента госполитики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО, блока «Молодые профессионалы» АСИ, экспертное сообщество, которое мы целенаправленно развивали – мы были гибкие и упрямые в стремлении вывести систему на новый уровень. Реформы начали давать первые видимые результаты с 2017 года (когда я уже перешла на другую должность), а в целом импульс, заданный системе, продолжал действовать в течение 10 лет. Большую роль в этом сыграли единомышленники, круг которых все расширялся, объединяя уже регионы, руководителей, преподавателей. И это еще одна значимая ценность, ведь «один в поле не воин»!
Далее – высокая планка. Как-то лет 20 назад мой научный руководитель академик РАО Владислав Владиславович Сериков рассказал мне, что первой лекцией для студентов, с которой он начинал каждый учебный год в Волгоградском педуниверситете, была лекция об основных принципах успеха в жизни. И первый из них: «Ставьте высокие планки и вы добьетесь большего». Услышав его, поняла, что мне он точно созвучен!
И еще из ценностного ряда – работать красиво. Красота для меня в целом – значимая категория. Это не только про внешнюю эстетику. Это про гармонию процесса и результата, чтобы душа пела.

АО. Темп, многозадачность и, как следствие, риск выгорания – такова специфика работы руководителя. Какие результативные практики по поддержке и восполнению личностных ресурсов Вы для себя нашли и могли бы рекомендовать коллегам и читателям журнала?
– Для восполнения ресурсов я выработала личную «десятку» источников энергии: сон не менее 7 часов, достаточное потребление воды, полноценный обед, планка, цигун, радость от созерцания цветка, прогулка в тишине без гаджетов, классическая музыка, творчество и медитация.
И два ключевых принципа: «отдых – это часть работы» (нужна перезагрузка для эффективности) и «СПА – часть работы» (ухоженный вид – элемент имиджа организации).

АО. «Life-work balance» – весьма актуальная для женщин-руководителей проблема. Их профессиональные устремления способствуют «двойной занятости», когда в соответствии с социальными ожиданиями приходится выкладываться по полной в профессиональной сфере и семейной жизни. С вашей точки зрения, каким образом можно интегрировать и даже гармонизировать эти сферы?
– Во‑первых, поддержка семьи и взаимное уважение профессиональных амбиций являются фундаментом баланса. Во‑вторых, приходящая помощница по хозяйству значительно облегчает жизнь и снижает нагрузку (хотя бы для регулярной уборки). В-третьих, выделение воскресенья как «дня семьи» помогает установить четкие границы между работой и личной жизнью. Наконец, вечерние разговоры с близкими, даже если устала, поддерживают эмоциональную связь и взаимопонимание. Ну и пока моей дочке не исполнилось 3 года, я была только мамой. Считаю это своей главной жизненной инвестицией. Всему свое время.
