Консорциум СЭБ: индекс читательской активности вузов

Консорциум СЭБ: индекс читательской активности вузов

Консорциум СЭБ – крупнейшая база знаний российских университетов – впервые представил индекс читательской активности участников проекта. Он демонстрирует уровень вовлеченности студентов вузов в работу с учебной и научной литературой в электронном виде. Индекс формируется на основе статистики использования цифровых ресурсов Консорциума СЭБ, чей фонд содержит 88500 наименований учебного контента от 421 образовательной организации. О том, что из себя представляет индекс, как он рассчитывается и чем он может быть полезен вузам, абитуриентам и их родителям, а также работодателям, мы беседуем с директором электронно-библиотечной системы «Лань» (ЭБС «Лань») Александром Никифоровым.

АО. Александр Владимирович, давайте поговорим о совершенно уникальном параметре измерения востребованности и использования электронных ресурсов среди студентов – индексе читательской активности вузов, предложенном вашей компанией. Идея исследования собираемых данных появилась как следствие развития компании или вы достаточно давно предполагали ввести нечто подобное? Почему именно сейчас?

Ценный актив

– На протяжении 15 лет мы как издательство и электронная библиотека учебной литературы занимаемся электронными образовательными ресурсами на коммерческой основе. Наши подписчики – а это сотни российских вузов, – приобретают в ЭБС «Лань» коллекции по подписке.

При этом каждый вуз тоже по сути является издательством и выпускает учебные и методические материалы: учебники, учебные пособия, задачники, монографии, методички, сборники научных конференций, практикумы по своим направлениям подготовки. Это ценный интеллектуальный актив, который мы как самая востребованная библиотечная платформа можем размещать у себя для взаимного обмена между всеми вузами, нашими подписчиками.

Университеты нашу идею поддержали, и в 2020 году мы запустили некоммерческий проект «Консорциум СЭБ». К нему присоединились вузы всех профилей: технические, аграрные, медицинские, педагогические, классические университеты, вузы культуры и искусств, спорта. Каждый участник размещает в фонде проекта свою учебную литературу и взамен пользуется контентом других вузов по любым областям знаний: от точных наук до гуманитарных, от медицины до истории театра. Для реализации междисциплинарного подхода в университетах, когда обучающимся может понадобиться большое количество источников, доступ к Консорциуму СЭБ оказался готовым решением, причем бесплатным для вуза.

Равные условия

Сегодня Консорциум СЭБ – масштабный зрелый проект. В 2024 году статистика обращений к материалам внутри этого ресурса достигла 4,64 миллионов книговыдач, и этот показатель растет на 20% в год.

Достигнутые результаты дали нам основания уже не просто собирать цифровые данные о востребованности электронных ресурсов СЭБ в образовательном процессе вузов – кто что читает, в каком объеме, какое количество страниц, какое количество пользователей, т.е. все то, что в доцифровую эпоху было недоступно для измерения. Теперь есть четко измеримые, объективные показатели статистики чтения, которые мы как оператор проекта можем проанализировать: это количество книговыдач, т.е. сколько раз пользователь обращался к полному тексту издания, а не просто к его описанию, и глубина прочтения. Именно эти данные в расчете на одного студента используются при составлении индекса читательской активности вузов. Таким образом, количество обучающихся в организации не имеет значения. Небольшой региональный институт и федеральный университет находятся в абсолютно равных условиях при расчете их индекса чтения.

Второй принципиальный момент. Индекс считается исключительно внутри фонда Консорциума СЭБ, доступ к которому всем вузам–участникам проекта предоставляется бесплатно, в одинаковом объеме, независимо от объема их коммерческой подписки в ЭБС «Лань». Вся статистика собирается в базе знаний, где представлена учебная литература по всем дисциплинам и направлениям подготовки высшей школы.

АО. Почему, по вашему мнению, индекс читательской активности поможет вузам объективнее взглянуть на собственную деятельность?

Объективная оценка

– Для нас неоспоримой истиной остается факт, что чтение учебной литературы – главный, основной и неотъемлемый способ получения знаний, с помощью которого закладывается фундаментальная база любого образования. Читательский процесс в вузах стал объективно и корректно измеримым благодаря инструментам статистики и аналитики. А значит, мы можем предоставлять своим пользователям еще один объективный, независимый ни от размера вуза, ни от его статуса или профиля критерий оценки его деятельности. Уровень читательской активности отражает качество обучения в конкретной организации, эффективность образовательного процесса, ведь ни о каком качественном образовании не может быть и речи в университете, где студенты не работают с академическими текстами, не обращаются к верифицированным источникам знаний.

Индекс СЭБ опубликован в открытом доступе на сайте проекта seb.e.lanbook.com, и любой участник может сравнить свой показатель с результатами других вузов, включая конкурентов. Возможно, это послужит руководству университета сигналом изучить: кто что делает для того, чтобы стимулировать чтение в своем образовательном процессе, как можно изменить собственные процессы, чтобы самим измениться в лучшую сторону. Индекс читательской активности – это всего лишь индикатор, но он позволяет объективно оценить свою образовательную деятельность в части такого важного процесса, как чтение учебной литературы.

Для нас неоспоримой истиной остается факт, что чтение учебной литературы –  основной способ получения знаний, с помощью которого закладывается фундаментальная база любого образования.

АО. Даете ли вы развернутый анализ читательской активности в вузе, помимо итоговой цифры?

Критерий выбора

– Индекс читательской активности представлен не только в виде итоговой цифры для каждого вуза–участника проекта, но и в отраслевом срезе, по федеральным округам и городам–миллионникам. Этот результат, как нам представляется, может быть использован вузом при работе со стейкхолдерами: с абитуриентами и их родителями, работодателями, заказчиками, партнерами.

О чем говорит высокий показатель чтения в вузе? О том, что студенты там активно работают с учебными материалами, много читают, причем во всеобъемлющей базе, где есть литература по всем областям знаний, а значит, получают хорошее образование. Это может быть важным дополнительным критерием выбора для родителей, для заказчиков и партнеров, особенно в условиях высокой конкуренции среди вузов, главным образом в регионах. Не все могут поступить в престижный московский университет или оплачивать в нем обучение, но каждый, наверное, хотел бы учиться в приличном вузе, где дают качественное образование. Если такой вуз состоит в Консорциуме СЭБ, то у каждого его студента, даже если он живет в небольшом городе, есть доступ к учебному контенту федеральных и национальных исследовательских университетов, ведущих вузов отрасли.

У многих региональных вузов объективно нет шансов попасть в топ ведущих образовательных рейтингов, но это не означает, что там плохо учат. Индекс читательской активности можно представить потенциальным работодателям как показатель того, что вуз готовит выпускников, умеющих работать с информацией, вовлеченных в учебный процесс, способных к самообучению.

Здесь все зависит от самого университета: как там работают с позиционированием, с брендом, умеют ли использовать такие критерии в своей маркетинговой стратегии.

Индекс читательской активности можно представить потенциальным работодателям как показатель того, что вуз готовит выпускников, умеющих работать с информацией, вовлеченных в учебный процесс, способных к самообучению.

АО. Для университетов–участников доступен рассчитанный индекс СЭБ. Динамика роста количества вузов высока – в ваших интервью эта цифра постоянно увеличивается. Скажите, пожалуйста, проект принимает всех желающих? Есть ли какие-то минимальные требования для вступления?

Готовность делиться

По поводу постоянного роста количества участников добавлю, что уже больше половины российских вузов состоят в проекте. Высокую динамику показывают участники из Беларуси: за год число белорусских вузов в консорциуме увеличилось на 50%, сейчас это 21 университет. В СЭБ участвуют четыре университета из Казахстана. Проект открыт абсолютно для всех вузов, кто издает собственный учебный контент и готов его предоставить для общего доступа другим участникам.

Важно подчеркнуть, что Консорциум СЭБ создан специально для подписчиков «Лани» и развивается их совместными усилиями, ведь каждый размещает в общем фонде свой контент и взамен получает доступ к материалам других участников на единой платформе электронной библиотеки «Лань».

Другие материалы автора
Александр Владимирович Никифоров
Александр Владимирович Никифоров, Директор компании Лань, руководитель проекта «Консорциум сетевых электронных библиотек» (Консорциум СЭБ)
Читать полностью
Наверх