Консорциум СЭБ – крупнейшая база знаний российских университетов – впервые представил индекс читательской активности участников проекта. Он демонстрирует уровень вовлеченности студентов вузов в работу с учебной и научной литературой в электронном виде. Индекс формируется на основе статистики использования цифровых ресурсов Консорциума СЭБ, чей фонд содержит 88500 наименований учебного контента от 421 образовательной организации. О том, что из себя представляет индекс, как он рассчитывается и чем он может быть полезен вузам, абитуриентам и их родителям, а также работодателям, мы беседуем с директором электронно-библиотечной системы «Лань» (ЭБС «Лань») Александром Никифоровым.
АО. Александр Владимирович, давайте поговорим о совершенно уникальном параметре измерения востребованности и использования электронных ресурсов среди студентов – индексе читательской активности вузов, предложенном вашей компанией. Идея исследования собираемых данных появилась как следствие развития компании или вы достаточно давно предполагали ввести нечто подобное? Почему именно сейчас?
Ценный актив
– На протяжении 15 лет мы как издательство и электронная библиотека учебной литературы занимаемся электронными образовательными ресурсами на коммерческой основе. Наши подписчики – а это сотни российских вузов, – приобретают в ЭБС «Лань» коллекции по подписке.
При этом каждый вуз тоже по сути является издательством и выпускает учебные и методические материалы: учебники, учебные пособия, задачники, монографии, методички, сборники научных конференций, практикумы по своим направлениям подготовки. Это ценный интеллектуальный актив, который мы как самая востребованная библиотечная платформа можем размещать у себя для взаимного обмена между всеми вузами, нашими подписчиками.
Университеты нашу идею поддержали, и в 2020 году мы запустили некоммерческий проект «Консорциум СЭБ». К нему присоединились вузы всех профилей: технические, аграрные, медицинские, педагогические, классические университеты, вузы культуры и искусств, спорта. Каждый участник размещает в фонде проекта свою учебную литературу и взамен пользуется контентом других вузов по любым областям знаний: от точных наук до гуманитарных, от медицины до истории театра. Для реализации междисциплинарного подхода в университетах, когда обучающимся может понадобиться большое количество источников, доступ к Консорциуму СЭБ оказался готовым решением, причем бесплатным для вуза.
Равные условия
Сегодня Консорциум СЭБ – масштабный зрелый проект. В 2024 году статистика обращений к материалам внутри этого ресурса достигла 4,64 миллионов книговыдач, и этот показатель растет на 20% в год.
Достигнутые результаты дали нам основания уже не просто собирать цифровые данные о востребованности электронных ресурсов СЭБ в образовательном процессе вузов – кто что читает, в каком объеме, какое количество страниц, какое количество пользователей, т.е. все то, что в доцифровую эпоху было недоступно для измерения. Теперь есть четко измеримые, объективные показатели статистики чтения, которые мы как оператор проекта можем проанализировать: это количество книговыдач, т.е. сколько раз пользователь обращался к полному тексту издания, а не просто к его описанию, и глубина прочтения. Именно эти данные в расчете на одного студента используются при составлении индекса читательской активности вузов. Таким образом, количество обучающихся в организации не имеет значения. Небольшой региональный институт и федеральный университет находятся в абсолютно равных условиях при расчете их индекса чтения.
Второй принципиальный момент. Индекс считается исключительно внутри фонда Консорциума СЭБ, доступ к которому всем вузам–участникам проекта предоставляется бесплатно, в одинаковом объеме, независимо от объема их коммерческой подписки в ЭБС «Лань». Вся статистика собирается в базе знаний, где представлена учебная литература по всем дисциплинам и направлениям подготовки высшей школы.
АО. Почему, по вашему мнению, индекс читательской активности поможет вузам объективнее взглянуть на собственную деятельность?
Объективная оценка
– Для нас неоспоримой истиной остается факт, что чтение учебной литературы – главный, основной и неотъемлемый способ получения знаний, с помощью которого закладывается фундаментальная база любого образования. Читательский процесс в вузах стал объективно и корректно измеримым благодаря инструментам статистики и аналитики. А значит, мы можем предоставлять своим пользователям еще один объективный, независимый ни от размера вуза, ни от его статуса или профиля критерий оценки его деятельности. Уровень читательской активности отражает качество обучения в конкретной организации, эффективность образовательного процесса, ведь ни о каком качественном образовании не может быть и речи в университете, где студенты не работают с академическими текстами, не обращаются к верифицированным источникам знаний.
Индекс СЭБ опубликован в открытом доступе на сайте проекта seb.e.lanbook.com, и любой участник может сравнить свой показатель с результатами других вузов, включая конкурентов. Возможно, это послужит руководству университета сигналом изучить: кто что делает для того, чтобы стимулировать чтение в своем образовательном процессе, как можно изменить собственные процессы, чтобы самим измениться в лучшую сторону. Индекс читательской активности – это всего лишь индикатор, но он позволяет объективно оценить свою образовательную деятельность в части такого важного процесса, как чтение учебной литературы.
Для нас неоспоримой истиной остается факт, что чтение учебной литературы – основной способ получения знаний, с помощью которого закладывается фундаментальная база любого образования.
АО. Даете ли вы развернутый анализ читательской активности в вузе, помимо итоговой цифры?
Критерий выбора
– Индекс читательской активности представлен не только в виде итоговой цифры для каждого вуза–участника проекта, но и в отраслевом срезе, по федеральным округам и городам–миллионникам. Этот результат, как нам представляется, может быть использован вузом при работе со стейкхолдерами: с абитуриентами и их родителями, работодателями, заказчиками, партнерами.
О чем говорит высокий показатель чтения в вузе? О том, что студенты там активно работают с учебными материалами, много читают, причем во всеобъемлющей базе, где есть литература по всем областям знаний, а значит, получают хорошее образование. Это может быть важным дополнительным критерием выбора для родителей, для заказчиков и партнеров, особенно в условиях высокой конкуренции среди вузов, главным образом в регионах. Не все могут поступить в престижный московский университет или оплачивать в нем обучение, но каждый, наверное, хотел бы учиться в приличном вузе, где дают качественное образование. Если такой вуз состоит в Консорциуме СЭБ, то у каждого его студента, даже если он живет в небольшом городе, есть доступ к учебному контенту федеральных и национальных исследовательских университетов, ведущих вузов отрасли.
У многих региональных вузов объективно нет шансов попасть в топ ведущих образовательных рейтингов, но это не означает, что там плохо учат. Индекс читательской активности можно представить потенциальным работодателям как показатель того, что вуз готовит выпускников, умеющих работать с информацией, вовлеченных в учебный процесс, способных к самообучению.
Здесь все зависит от самого университета: как там работают с позиционированием, с брендом, умеют ли использовать такие критерии в своей маркетинговой стратегии.
Индекс читательской активности можно представить потенциальным работодателям как показатель того, что вуз готовит выпускников, умеющих работать с информацией, вовлеченных в учебный процесс, способных к самообучению.
АО. Для университетов–участников доступен рассчитанный индекс СЭБ. Динамика роста количества вузов высока – в ваших интервью эта цифра постоянно увеличивается. Скажите, пожалуйста, проект принимает всех желающих? Есть ли какие-то минимальные требования для вступления?
Готовность делиться
По поводу постоянного роста количества участников добавлю, что уже больше половины российских вузов состоят в проекте. Высокую динамику показывают участники из Беларуси: за год число белорусских вузов в консорциуме увеличилось на 50%, сейчас это 21 университет. В СЭБ участвуют четыре университета из Казахстана. Проект открыт абсолютно для всех вузов, кто издает собственный учебный контент и готов его предоставить для общего доступа другим участникам.
Важно подчеркнуть, что Консорциум СЭБ создан специально для подписчиков «Лани» и развивается их совместными усилиями, ведь каждый размещает в общем фонде свой контент и взамен получает доступ к материалам других участников на единой платформе электронной библиотеки «Лань».