4К + 2К + ИИ…, или Ищем сумму для «soft skills»

4К + 2К + ИИ…, или Ищем сумму для «soft skills»

Репортаж с ХII Московского международного салона образования «EХPO-2025»

Тематическая дискуссия «Soft skills в профобразовании: модная формулировка с пустым содержанием или сущностная трансформация образовательных программ?» была посвящена различным точкам зрения по поводу баланса между «хард» и «софт» при подготовке специалиста в зависимости от масштаба и профиля компании для экономики будущего. При этом исследования среди работодателей показывают, что для компаний из различных отраслей экономики одни и те же soft skills имеют разное значение.

Алена Кузьминская,  руководитель образовательных программ, заместитель директора Технологического колледжа № 21 г. Москвы: 

– Опрос показал, что отношение к «мягким» навыкам у различных участников образовательного процесса неодинаковое. Например, только четверть опрошенных студентов (24%) указала на то, что они действительно важны, а остальные отдавали приоритет профессиональным навыкам – хард-скиллс.

 

Важны ли «мягкие» навыки?

Модератор дискуссии, руководитель образовательных программ и заместитель директора ГБПОУ «Технологический колледж № 21» г. Москвы Алена Кузьминская рассказала о результатах исследования, проведенного среди участников образовательного процесса: студентов, педагогов, представителей администрации учебного заведения, работодателей, которым задали вопрос о важности soft skills при построении карьеры. Опрос показал, что отношение к «мягким» навыкам у различных участников образовательного процесса неодинаковое. Например, только четверть опрошенных студентов (24%) указала на то, что они действительно важны, а остальные отдавали приоритет профессиональным навыкам – hard skills. Из педагогов 52% сказали о том, что soft skills важны. Среди административных работников сторонников «мягких» навыков оказалось уже 78%, а среди опрошенных работодателей указали на их важность 67%. 

– Нужна ли сущностная трансформация в рамках soft skills с точки зрения профессиональной подготовки в рамках колледжа и вуза, или же мы очень сильно их переоцениваем? – задала тон разговору Алена Кузьминская, предоставив право открыть обсуждение ректору Московского государственного педагогического университета Игорю Реморенко. Его спросили о том, нужны ли какие-то кастомизированные решения с точки зрения российской системы подготовки? 

– Мы находимся в ситуации колоссальной путаницы терминологии, понятий, представлений, – отреагировал на вопрос ректор МГПУ. – Потому что зачастую, говоря о навыках (skills) в образовании, как образовательный результат мы имеем в виду то компетентности, то компетенции, может быть, иногда умения, может, «навыки XXI века», подчеркивая, что речь идет о некотором консенсусе в отношении этих навыков. Действительно, в наших образовательных стандартах с нулевых годов начинают возникать такие формулировки, подразумевающие, что помимо известных нам предметных или направленных на конкретную профессию образовательных результатов, должны быть еще и результаты, которые носят универсальный характер и которые применимы в разных профессиях, или даже в разных жизненных ситуациях, и очень нужны нашему молодому поколению, чтобы быть успешными в будущем. О таких надпредметных образовательных результатах разговор шел всегда. 

Игорь Реморенко, ректор Московского государственного педагогического университета: 

– Стоит учить людей не запоминанию гигантского объема информации, а лучше научить пользоваться ею в разных производственных ситуациях. Для этого и нужны те самые софт скиллс, когда <…> необходимо строить мосты междисциплинарного общения. Главный «софт», с моей точки зрения, это мышление…

 

Главный «софт» – мышление

Игорь Реморенко, как бывший заместитель министра образования и науки РФ, припомнил, что впервые так называемые soft skills были зафиксированы на Давосском форуме, когда появилась формулировка «4К» – коммуникация, кооперация, критическое мышление, креативность. Изначально эта идея возникла для того, чтобы крупные предприятия и поставщики технологий могли синхронизировать свой кадровый запрос и к работникам, и к системе образования. Затем к «4К» добавлялись дополнительные «К» (например, в Канаде – citizenship (гражданственность) и character (воспитание характера)). На основе этой группы планируемых образовательных результатов начали выстраиваться образовательные программы.

Как поясняет Игорь Реморенко, развитие модели «4К» стимулировали и постоянно нарастающие возможности электронных сервисов и электронных баз знаний, где знания не просто «складируются», как раньше, а еще и «разговаривают», благодаря ИИ, с людьми, сами себя воспроизводят и перестраивают. Поэтому стоит учить людей не запоминанию гигантского объема информации, а лучше научить пользоваться ею в разных производственных ситуациях. Для этого и нужны те самые soft skills, когда, помимо разных конкретных навыков, связанных с профессиями или областями знаний, необходимо строить мосты междисциплинарного общения. 

– Главный «софт», с моей точки зрения, это мышление, – резюмирует Игорь Реморенко. – Если есть мышление, на его основе можно строить понимание. Некоторые считают, что понимание важнее мышления. Но я сейчас не углубляюсь в эти дискуссии. Важно, что этим инструментом – мышлением – можно схватить все остальные инструментальные и содержательные недостатки, которые возникают в какой-либо области. В будущем то, что сейчас является задачами «со звездочкой», будет обязательным. А то, что не «со звездочкой», можно будет выполнять за счет автоматизации. 

Продолжение читайте в журнале "Аккредитация в образовании". Подписаться на журнал можно, обратившись в редакцию по номеру телефона 8(8362)55-10-80, по электронной почте kat@akvobr.ru, на сайте akvobr.ru, через подписные агенства Урал-Пресс, ИВИС, ПРЕССИНФОРМ.

14.07.2025
Наверх