От редакции:
В предыдущем номере «АО» мы представили цикл репортажей о работе XII Московского международного салона образования «EXPO-2025». Сегодня предлагаем нашим читателям еще один обзор, на этот раз о дискуссионных площадках ММСО, посвященных тематике развития среднего профессионального образования, популярность которого среди абитуриентов и спрос со стороны работодателей в последние годы растут по экспоненте. Что необходимо сделать для того, чтобы система СПО продолжала укрепляться и становиться еще более эффективной, эксперты обсуждали на нескольких площадках, а представители регионов делились своими кейсами.
Сотрудничеству учреждений среднего профессионального образования с малым и средним бизнесом на локальном уровне была посвящена тема «СПО: подготовка кадров для бизнеса и развития экономики региона». Если многие крупные компании и предприятия уже вошли во вкус и начали активно взаимодействовать с техникумами и колледжами, особенно благодаря проекту «Профессионалитет», то игроки экономики меньшего масштаба, особенно региональные, пока массово не идут на контакт, предпочитая решать кадровые вопросы по старинке. Однако в России уже есть успешный опыт таких связей, и его широкое распространение помогло бы учреждениям СПО и представителям малого и среднего бизнеса «найти друг друга», чтобы подготовка кадров происходила в соответствии с реальными потребностями региональных рынков труда.
Но, обсуждая темы партнерства с работодателями, участники закономерно вышли и на более широкий круг вопросов…
Тимур Жаббаров, генеральный директор компании Smart Course:
– Мы как бизнес свой запрос не очень умели доносить до образовательных организаций. Но в последние несколько лет случился сильный кадровый дефицит, и, хочешь не хочешь, возникла необходимость этот запрос артикулировать…
Как объяснил модератор секции, генеральный директор компании Smart Course Тимур Жаббаров, обсуждаемая проблематика в переводе с «программного» языка на русский звучала бы следующим образом: «Как сделать так, чтобы школьники, которые идут в СПО, видели за этим не только ближайший шаг, но и интеграцию себя в какой-то бизнес? Как сделать, чтобы бизнес, когда испытывает потребность в кадрах, этот запрос ретранслировал так, чтобы учреждения СПО могли на него откликнуться адекватными программами, а школьники захотели на них учиться?»
Отвечая на эти и другие поставленные вопросы, директор Всеволожского агропромышленного техникума (Ленинградская область) Юлия Еременко указала на колоссальный разрыв между тем, что хочет бизнес, и что дают учреждения СПО. У бизнеса есть свои требования, а у СПО – «канонический» Федеральный государственный образовательный стандарт с прописанными профессиональными компетенциями, по которому колледжи и техникумы обязаны учить. Из-за этого очень долгое время стороны не могли прийти к деятельному диалогу.
– Бизнес не был готов к разговору, во всяком случае по нашему региону, – рассказывает Юлия Еременко, поясняя причины разногласий. – Горизонты планирования бизнеса, его кадровые потребности совершенно не могут коррелировать с нашими контрольными цифрами приема, потому что работодатели не заглядывают так далеко, как мы. В свою очередь, система образования не настолько гибкая, и мы не можем по желанию бизнеса повернуться сразу на 360 градусов. Планомерно, поэтапно бизнесу это надо было объяснять. Второй [разделяющий] момент – это разница между «портретом выпускника» по ФГОС и тем, что хочет бизнес. Но вопрос начал решаться, процесс пошел. Дело в том, что мы выходим не на [обобщенный] «портрет выпускника» в машиностроении или сельском хозяйстве, а на подход, предполагающий взаимодействие с каждым предприятием в каждом районе отдельно, с учетом местных особенностей и специфики. Если вам необходимы наши выпускники, мы будем для вас их готовить, но продиктуйте, что вы хотите. И на самом деле на последнем совете по улучшению инвестиционного климата нашего района, где выступаю каждый год, я впервые почувствовала себя нужной. Лес рук! Потому что бизнес понял, что мы можем предложить, а мы слышим его и готовы сотрудничать. Простой пример: предприятию «Ленэнерго» требуются электромонтеры, но у них ставка называется «водитель - электромонтер», и в этом мы не совпадаем. Они спросили, можем ли мы выдавать водительские права? У нас этого нет в программе, не прописано, но мы договорились. Так индивидуально с каждой организацией мы вопросы и прорабатываем.
Продолжение читайте в журнале "Аккредитация в образовании". Подписаться на журнал можно, обратившись в редакцию по номеру телефона 8(8362)55-10-80, по электронной почте kat@akvobr.ru, на сайте akvobr.ru, через подписные агенства Урал-Пресс, ИВИС, ПРЕССИНФОРМ.