Абитуриенты: привлечь и удержать. Как?

Абитуриенты: привлечь и удержать. Как?

Репортаж с XII Московского международного салона образования «EXPO-2025»

Особенностям построения приемной кампании в региональных вузах была посвящена специальная сессия ММСО «Задача: привлечь и удержать!», участники которой делились друг с другом успешным опытом на фоне продолжающегося оттока абитуриентов из регионов. Часть потенциальных абитуриентов уходит в систему СПО, что еще больше усиливает дефицит на направлениях высшего образования в региональных вузах. А регионы, как правило, требуют не только повышения качества образования, но и увеличения потока выпускников. «С нами сегодня пять интереснейших региональных университетов», – открыла сессию модератор, директор по маркетингу и коммуникациям МИСИС Юлия Шальнева, анонсируя пять успешных университетских кейсов, предложенных участникам ММСО на рассмотрение…

 

Абитуриенты: секрет «двух траекторий»

Новосибирский государственный университет экономики и управления, как считают эксперты, работает в условиях острой конкуренции с известным Новосибирским государственным университетом. И ректор НГУЭУ Павел Новгородов подтвердил это, отметив, что 85 % студентов учится на внебюджетной основе. Это означает, что помимо КЦП у вуза должны быть другие факторы, которые привлекают студентов. НГУЭУ удается это делать, сохраняя высокие средние баллы по ЕГЭ у абитуриентов. Для Новосибирска характерны сильные миграционные настроения. До трети выпускников спецклассов уезжает в Москву и Санкт-Петербург, притом, что сам Новосибирск является крупной региональной научно-образовательной столицей. С другой стороны, много абитуриентов приезжает из соседних регионов, но размывается из-за высокой локальной конкуренции среди двух десятков новосибирских вузов и филиалов. Поэтому НГУЭУ приходится жестко конкурировать на рынке внебюджетного образования. 

– Мы очень четко сегментируем и глубоко анализируем наши целевые аудитории, – раскрывает секреты успеха Павел Новгородов. – Каковы их ­потребности, какие факторы становятся основанием для принятия решений о поступлении? Мы видим, что абитуриенты руководствуются двумя совершенно разными мотивами. 

Так, одни выбирают тот или иной вуз в первую очередь потому, что хотят переехать в другой, допустим, более крупный город. Это одна траектория, когда абитуриент ориентируется на желаемую территорию, и уже там ищет вуз, в который хотел бы поступить. Другая траектория – это если абитуриент уже точно сделал свой профессиональный выбор, и ищет «свой» вуз, прежде всего исходя из этого выбора. Разрабатывая стратегию позиционирования и привлечения абитуриентов, вуз обязательно учитывает эти моменты: 
– Понимание того, что есть разные целевые аудитории с разной мотивацией, определяет соответствующие подходы и инструменты вуза по поиску потенциальных абитуриентов и всей ­последующей работе с ними, – поясняет спикер.

В НГУЭУ поняли, что позиционировать надо не только образовательные программы и факультеты, которые их реализуют, но и, например, внеучебную жизнь в университете. Многие школьники вовлечены в спорт и творчество, и они хотят продолжать заниматься этим и в вузе.

Поэтому в НГУЭУ стараются показать свою внеучебную жизнь, международные проекты и другие особенности за рамками того, что студенты делают в стандартном образовательном процессе.

Павел Новгородов, ректор НГУЭУ: 

– Первое, мы очень четко сегменитруем и глубоко анализируем наши целевые аудитории абитуриентов и их потребности: собственно, что является фактором принятия решения о поступлении?

 

Выйти из колеи привычных практик

Кроме того, в вузе ищут новые ниши, где можно искать потенциальных студентов, нужно лишь выйти из колеи привычных практик. Павел Новгородов привел такой пример. Все вузы гоняются за талантами, высокобалльниками, победителями олимпиад и т.д. Но есть ли какой-то вуз, который сделал программы для «троечников»? Стоит ли «ставить крест» на тех, кто был не очень успешен в школе, но имеет ресурсы и желание раскрыть свои таланты уже в вузе?

– Это вообще отдельная ниша, отдельная стратегия позиционирования, отдельная программа, – объясняет ректор НГУЭУ. – И она ставит для нас задачи, по меньшей мере, не менее серьезные, а то и более сложные, чем работать с талантами. Представьте, что из неталантов требуется сделать, так сказать, таланты. Я не видел ни один вуз в России, который позиционировал бы какую-то образовательную программу таким образом. Таких ниш, таких идей очень много.

Молодых людей, например, привлекают возможности сетевого обучения, когда можно не только в одном вузе провести 4-5 лет, а куда-то съездить. Или, им интересно, когда за программой стоит сильный индустриальный партнер, предоставляющий возможности не только в рамках студенческой практики, но и более широкие «горизонты на будущее». Проанализировав такие запросы, год назад в НГУЭУ разработали и уже приступили к реализации платной программы – весьма недешевой, но востребованность которой оказалась гораздо выше, чем первоначально ожидали в вузе. Это совместная программа двух дипломов НГУЭУ и МГИМО, по которой даются две квалификации: «Юриспруденция» и «Торговое дело». Из трех лет студенты шесть семестров обучаются в Новосибирске и два – в Москве.

– Мы понимаем, что на нее поступают те ребята, которые после окончания могут, с высокой вероятностью, уехать в Москву, – признается Павел Новгородов. – Но мы с ректором МГИМО Анатолием Торкуновым говорили о том, что наша сверхзадача – оставить выпускников в регионе. Поэтому принципиально решили, что четвертый год студенты в Москве не проводят. Они там учатся на втором и третьем курсах, а четвертый обучаются в Новосибирске. Вторая сверхзадача – погружение ребят в реальные практические истории наших региональных импортеров и экспортеров, чтобы как раз на четвертом курсе они были максимально вовлечены в эти задачи, или уже работали. Конечно,  такие  подходы  полностью не исключает переезд выпускников в Москву, но снижает вероятность. Студент, так сказать, уже при деле – вот его работодатель, вот проекты, он два раза в Китай съездил, во что-то вовлекся. И мы спроектировали эту программу как программу удержания хороших думающих ребят у нас в регионе.

Алексей Иванов, проректор по учебной работе АГТУ-ВШН: 

– Сейчас мы готовим не индивидуально выпускника, а готовим команду по реальным проектам, которые нам дают производственники. И когда студенты завершают их выполнение к концу обучения, они всей командой из 5-6 человек переходят работать на конкретное предприятие. Так мы избежали проблем с трудоустройством.

 

Трудоустройство: пакет эффективных мер

О тонкой настройке в подготовке кадров говорил и проректор по учебной работе Альметьевского государственного технологического университета «Высшая школа нефти» Алексей Иванов. Этот вуз работает под крупного партнера «Татнефть», но, по оценке экспертов, число выпускников превышает число потенциальных рабочих мест. В университете есть профильное направление – нефть и газ, но должны же быть какие-то альтернативные карьерные пути для его выпускников?

Как пояснил Алексей Иванов, лет 10-15 назад для выпускников «ВШН», действительно, существовал один основной работодатель. Тогда практически все абитуриенты, до 90 %, были ребята из Татарстана, и вуз, в принципе, немного внимания уделял их трудоустройству, потому что порядка 70-80 % становились работниками «Татнефти». Но с 2008 года и далее нефтяные компании начали испытывать определенные проблемы, в них началась реструктуризация. И университет впервые столкнулся с проблемой трудоустройства своих выпускников. По этой причине кардинально изменились и подходы к набору. Так, вуз практически отказался от заочной формы обучения (в АГТУ-ВШН сегодня всего 5  % заочников). Далее, полностью была пересмотрена география приема, постепенно свернуты все невостребованные направления подготовки, создан университетский центр карьеры. Кроме того, в университете полностью пересмотрели учебные планы, и выпускники, наряду с основным дипломом, стали получать дополнительную рабочую профессию и диплом о переподготовке. И за эти годы, благодаря предпринятым долгосрочным мерам, ситуация, как оценивает Алексей Иванов, кардинально изменилась. Сейчас только треть выпускников «ВШН» трудоустраивается в «Татнефть», остальные – в «Газпром» и другие крупные компании.

Продолжение читайте в журнале "Аккредитация в образовании". Подписаться на журнал можно, обратившись в редакцию по номеру телефона 8(8362)55-10-80, по электронной почте kat@akvobr.ru, на сайте akvobr.ru, через подписные агенства Урал-Пресс, ИВИС, ПРЕССИНФОРМ.

25.06.2025
Наверх