Ректор Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Прокофьев отметил, что поскольку ключевой задачей стратегии развития образования и страны является развитие технологического суверенитета и технологического первенства России, в ее решении, в первую очередь задействованы вузы технического профиля. Но очень важно понять, какое место в этой повестке у социогуманитарных вузов. В этих вузах, считает Станислав Прокофьев, технологии рассматриваются несколько шире, чем конкретные прототипы машин и оборудования. Технологии – это то, что движет страну вперед. И в этом контексте вузы социогуманитарного профиля видят свою нишу в развитии технологий, релевантных им.
Так, в случае Финуниверситета речь идет о новациях в сфере финансовых технологий. И ряд этих технологий, с точки зрения экономической эффективности, ничуть не уступает (а порой и превосходит) современным разработкам в техносфере. Например, в Финансовом университете создали научное сопровождение такой технологии, как кэш-менеджмент – системе управления консолидированными бюджетными средствами всех субъектов РФ и муниципалитетов. В вузе ведутся поиски оптимальных практических инструментов для данной системы. Только за 2024 год эффект от этих технологий, по словам Станислава Прокофьева, превысил 1 трлн 100 млрд рублей – почти 5% федерального бюджета! Разве это не вклад в технологическое развитие страны?
Второе направление – инкорпорирование экономической повестки в инженерную повестку в образовательной сфере. Сегодня благодаря созданию передовых инженерных школ (ПИШ) и проекту «Приоритет-2030» в вузах, особенно технического профиля, начался бум создания новых технологий. Но Станислав Прокофьев убежден в том, что инженер без партнерства с экономистом – это путь, который не приведет к коммерциализации, внедрению, получению эффектов от тех или иных технологий. Именно экономист должен оценить и понять, что из предлагаемой технологии можно коммерциализовать.
И третье направление – совместные образовательные программы. Сегодня гуманитариям нужно расширять собственный образовательный «периметр», например, за счет разработки и внедрения программ подготовки с двойными дипломами, развития коллабораций с вузами принципиально иного профиля.
Эти три компонента могут привести к достаточно хорошему эффекту для страны, считает ректор Финуниверситета.
Станислав Прокофьев, ректор Финансового университета при Правительстве РФ:
– Сегодня ключевой задачей стратегии развития образования, да и стратегии развития страны является достижение технологического суверенитета, технологического первенства России. Конечно, здесь в первую голову задействованы вузы технического профиля. И это правильно, так и должно быть. Но очень важно понять и нам – а каково место вузов социогуманитарного профиля в этой повестке?…
Ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко разделил все вызовы для университета на внешние и внутренние. Внешние – с точки зрения позиционирования вуза во внешней среде. Позиционирование всегда довольно сложно устроено, поскольку заказчиком того, что делает МИФИ, с одной стороны, являются государство, общество, с другой стороны. Работодатели, рынок, куда выходят во взрослую жизнь выпускники, а еще сами студенты. У последних есть собственные представления о том, кем они хотели бы стать, как хотели бы строить свою жизнь и т. д. И политика любого университета – найти точку баланса в этом сложном пространстве, учитывающем интересы всех участников. По мнению Владимира Шевченко, это один из основных внешних вызовов для современной образовательной организации, поскольку, если этим процессом не управлять, то вузы могут оказаться заложниками текущих экономических реалий. Например, когда абитуриенты ориентируются на распространенное мнение о том, что сегодня в сфере IT очень быстро можно сделать хорошую карьеру и много заработать, и на основании этой информации выбирают, не инженерный трек, а айтишный, не понимая, что через 3-4 года стремительное развитие технологий генерации кода этот низкоуровневый слой «джуниоров» упразднит как таковой. Этого рынка труда просто не будет, что уже происходит на наших глазах. Следовательно, задача университетов – уметь конструировать и рассказывать о будущем, помогая молодому человеку сделать верный профессиональный выбор, чтобы через 5-10 лет он мог стать супервостребованным специалистом.
Из внутренних вызовов ректор МИФИ выделил все, что связано с искусственным интеллектом и системами генерации результатов некоторых алгоритмизируемых задач. Здесь происходит настоящая революция. В этом контексте миссия МИФИ заключается в том, чтобы воспроизводить неизбежно довольно тонкий «слой» людей, которые понимают, как работают эти системы, то есть являются не просто пользователями каких-то сложных устройств, не просто умеют работать по инструкции, а сами умеют составлять их. Еще лучше – умеют создавать то, к чему необходимо написать инструкции.
– В этом – залог технологического лидерства, которое, в свою очередь, и является основой суверенитета. Это иллюзия, будто можно построить суверенитет, не будучи в чем-то лидерами, – уверен Владимир Шевченко.
Владимир Шевченко, ректор НИЯУ МИФИ:
– Только лидерская позиция дает по-настоящему уверенную позицию и в суверенитете. Позиция, основанная на понимании того, что вы делаете. Тогда вам не грозит замена искусственным интеллектом.
Продолжение читайте в журнале "Аккредитация в образовании". Подписаться на журнал можно, обратившись в редакцию по номеру телефона 8(8362)55-10-80, по электронной почте kat@akvobr.ru, на сайте akvobr.ru, через подписные агенства Урал-Пресс, ИВИС, ПРЕССИНФОРМ.