Максим Казарновский, директор ММСО, основатель платформы «ММСО. Коннект»:
– Очень важно понять, как мы видим технологическое будущее, что такое технологическое лидерство? И будет ли его диктовать рынок и, собственно, заказчики кадров для цифровой экономики, либо это – think tank, которым будут заниматься эксперты и прогнозировать будущее в параллель от реальных процессов [на рынке].
Для начала Максим Казарновский предложил участникам обсуждения прийти к единому пониманию того, каким видится технологическое будущее нашей страны и что такое технологическое лидерство. По его словам, у компаний, которые занимаются подготовкой кадров для цифровой экономики, есть некоторые вопросы относительно того, что такое технологическое будущее и каким оно может быть. Будет ли его диктовать рынок и заказчики на цифровое образование, либо этим займутся эксперты, которые будут прогнозировать это будущее в параллель происходящим рыночным процессам?
На эти вопросы предложили ответить генеральному директору АНО «Цифровая экономика» Сергею Плуготаренко. В «Цифровой экономике» технологическое лидерство делят на три направления: для людей, для компаний и отраслей, а также для страны в целом. Люди – это, как многие говорят, «новая нефть» для цифровой экономики, экономики данных. Те, кто создает технологии. Те, у кого в голове и на кончиках пальцев все, чем сегодня пользуются другие. Все, что касается людей, более-менее понятно, чего не скажешь в целом о стране, в которой за последние годы менялось очень много установок. В Центре технологического лидерства АНО «Цифровая экономика» проанализировали эти процессы.
– Мы постулировали, что в СССР были сильная технологическая политика и технологическое видение будущего страны, – объяснил Сергей Плуготаренко, – а в 90-х годах XX века наша страна вдруг оказалась как бы интегрированной и стала частью глобального мира. Технологическая повестка стала заимствованной, и мы очень быстро отказались от собственных наработок. У нас было «проседание» по многим направлениям. В 2022 году мы вдруг поняли, что находимся в состоянии когнитивной войны, в том числе, гибридной и информационной, где некие нарративы, которые западный мир транслировал раньше, стали звучать совсем по-другому, и мы стали видеть в них для себя большие риски. Тогда же усилился отток специалистов, которые были воспитаны как раз-таки на той модели, которая была им близка. Они потеряли почву под ногами, и мы поняли, что они не могут вписаться в образ будущего России, на который она переключилась с 2022 года. В настоящее время правительство и экспертное сообщество предлагают ряд нарративов, которые называются «национальными скрепами». Это и духовно-нравственная, и военно-патриотическая повестка, как основа некоего Русского мира. При этом Западный мир продолжает транслировать свою повестку глобального видения технологического будущего в концепции собственных технологических интересов и управления миром через технологии.
Сергей Плуготаренко рассказал о том, что технологическое будущее мира Запад видит в концепции трансгуманизма. Эти «страшилки» связаны с предстоящей войной человечества с искусственным интеллектом, роботизацией и потерей людьми рабочих мест, неким постапокалипсисом и миром киберпанка. Хотя есть и позитивные образы технологического будущего – полет человека на Марс, Силиконовая долина, адронный коллайдер, сильный искусственный интеллект. Эта позитивная повестка диктуется западными игроками, которые выступают как бы оппонентами Русского мира.
– Что нам делать в этой ситуации? – спрашивает Сергей Плуготаренко. – Бороться за человеческий капитал, за людей, создающих технологии, которые вписываются в технологический мир. Поэтому технологическое лидерство стало национальной идеей. И в 2024 году Президент России Владимир Путин в «майских указах» обозначил достижение технологического лидерства к 2030 году как одну из 11 национальных целей. Но теперь нам очень важно осознать, к какому технологическому будущему мы стремимся? Что мы хотим построить? Как изменится жизнь гражданина, общества, страны, когда технологическое будущее наступит? Каким образом технологическое лидерство согласуется с военно-патриотической и духовно-нравственной концепциями?
Для начала необходимо узнать об образе мыслей самих технологических лидеров (которых раньше называли айтишниками, или цифровизаторами): об их мотивах, целях, о том, чем они внутренне руководствуются… По сути, такое узнавание и ведется «Цифровой экономикой», которая опрашивает студентов и представителей компаний. Выяснилось, например, что 70% студентов IT-направлений позитивно оценивают свои профессиональные перспективы в сфере IT в России. Их мотивируют возможность карьерного роста, зарплата, комфортная рабочая обстановка. Они либо уже работают, либо видят себя в профессии, которой сейчас обучаются (82% опрошенных).
Опросы, проведенные в 72 российских регионах, охватили уже работающих IT-специалистов. Выяснилось, что 86% вполне удовлетворены работой, а если и хотят что-то менять в жизни, то точно намерены остаться в IT-отрасли. Из преимуществ работы они отмечают и гибкий график, и решение больших задач, важных для страны (и даже для планеты) и т. д.
– Инновации рождаются в бизнес-среде в тесном диалоге со студенческим сообществом, – комментирует Сергей Плуготаренко. – Поэтому на базе нашего центра родилась концепция форсайта о технологическом будущем страны с вовлечением в него студенческого и предпринимательского сообществ, молодых специалистов, чтобы дополнить повестку страны теми нарративами, которые были бы им близки. Чтобы они оставались в стране, в профессии и становились технологическими лидерами здесь.
Сергей Плуготаренко, генеральный директор АНО «Цифровая экономика»:
– О технологическом будущем страны необходимо [говорить] с вовлечением в него студенческого и предпринимательского сообществ, молодых специалистов, чтобы дополнить повестку страны теми нарративами, которые были бы им близки. Чтобы они оставались в стране, в профессии и становились технологическими лидерами здесь.
Продолжение читайте в журнале "Аккредитация в образовании". Подписаться на журнал можно, обратившись в редакцию по номеру телефона 8(8362)55-10-80, по электронной почте kat@akvobr.ru, на сайте akvobr.ru, через подписные агенства Урал-Пресс, ИВИС, ПРЕССИНФОРМ.