Реализация «творческого трека» в федеральном проекте «Приоритет-2030» стала фактически первым опытом масштабного включения университетов творческой направленности в общепроектную рамку поддержки ведущих вузов России. И три года реализации уже выявили как общие подходы и новации, характерные для всех российских университетов, так и уникальные характеристики, ограничения и возможности этой группы университетов, которые подтверждают обоснованность их выделения в отдельный трек. В частности, важнейшим вопросом для этих вузов остается баланс между сохранением творческой школы/«ядра» и современными трендами и возможностями в образовании, в т.ч. с новыми технологиями, изменением запросов, кросс-секторальными подходами и адекватной оценкой эффективности их работы в образовательной, творческой, исследовательской и иных политиках.
Накопленный, апробированный и прошедший экспертные обсуждения опыт работы творческих университетов-участников «Приоритета - 2030» выявил их ключевые особенности, связанные в значительной степени с тем, что они представляют собой уникальные образовательные организации, которые можно отнести к культурному достоянию страны. Включение в 2024 году в эту группу вузов, в качестве кандидата, Казанского государственного института культуры, безусловно относящегося по своему профилю к «творческому треку», открыло дискуссию по новому вектору развития данной группы вузов – в области креативных индустрий, и показало заметную разницу в стратегии, подходах и используемых инструментах развития КазГИК и тех пяти вузов искусства, которые изначально сформировали данный трек.
Надо отметить, что в общей части проекта «Приоритет-2030» участвует достаточно большое количество университетов, прежде всего классических и педагогических, реализующих образовательные программы в сфере культуры и искусства, которые, однако, остаются «невидимыми» для творческого образования.
Эти и другие аспекты проекта: кто может быть участником творческого трека, и какие задачи он решает, могут ли быть скорректированы требования к его участникам и ожидания от результатов их поддержки, как усилить «точки пересечения» и использовать лучший опыт вузов общей направленности, как применять уже апробированные практики и подходы в более широком контексте развития творческого образования, – являются актуальными и значимыми именно сейчас, в начале нового цикла проекта «Приоритет-2030» для достижения тех целей, ради которых он и был инициирован.
Однако экспертная дискуссия с участием ведущих творческих вузов выходит за рамки только этого проекта и затрагивает гораздо более широкий спектр вопросов, связанных с мониторингом развития творческого образования, оценкой деятельности вузов в этой области, сравнимости стратегических целей и достижения соответствующих (разных) целевых показателей.
В настоящее время ландшафт высшей школы России в сфере творческого образования разнообразен, насыщен и дифференцирован по качеству предлагаемых услуг. Для его анализа необходимо определиться с рамками, которые могут задать разные подходы к ранжированию образовательных организаций и впоследствии – к разработке системы мер поддержки и оценке ее результативности в этом сегменте высшего образования.
При этом возникает несколько «развилок», по которым необходимо выбирать или, как минимум, обозначать возможные сценарии дальнейшего анализа:
Стратегические приоритеты развития образования в сфере культуры и искусства для 51 вуза, подведомственного Минкультуры России, определяются их учредителем, а также целями и задачами государственной политики в области культуры. Причем, в этой когорте есть многопрофильные и узкопрофильные, имеющие особый статус театральных, музыкальных, хореографических вузов страны2. И эти особенности могут и должны учитываться при оценке вузов, в том числе, в рамках любых конкурсных отборов, особенно тех, которые проводятся в интересах институционального, а не программного развития. Но даже эта группа вузов существенно дифференцирована как по количественным показателям, так и по решаемым задачам и заявляемым стратегиям3 (табл. 1).
Кроме того, такие профильные творческие вузы, как Российский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица, Высшая школа народных искусств и другие находятся в подчинении Минобрнауки России, и стратегии их развития определяются, в первую очередь, едиными подходами учредителя к организациям высшего образования.
Общий ландшафт творческого образования включает и вузы регионального подчинения, ориентированные на подготовку кадров в области культуры и искусства. Например, на Чувашский государственный институт культуры и искусств приходится более 60% приведенного контингента региональных студентов в области «Культура и искусство», и только 40% (совокупно) – на Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова и Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева.
Помимо этого, в зависимости от целей анализа ландшафта творческого образования в российской высшей школе, его рамки могут быть расширены на автономные некоммерческие организации высшего образования и частные образовательные учреждения, которые ведут подготовку кадров для сферы искусства и культуры, в т.ч. имея возможность участвовать в распределении бюджетных мест и будучи достаточно эффективными в трудоустройстве своих выпускников.
Продолжение читайте в журнале "Аккредитация в образовании". Подписаться на журнал можно, обратившись в редакцию по номеру телефона 8(8362)55-10-80, по электронной почте kat@akvobr.ru, на сайте akvobr.ru, через подписные агенства Урал-Пресс, ИВИС, ПРЕССИНФОРМ.