Университеты находятся под беспрецедентным давлением

Университеты находятся под беспрецедентным давлением

Репортаж с III Томского международного форума «Преобразование образования»

Рынок труда оказывает беспрецедентное давление на отечественную высшую школу. Как же настроить систему высшего образования, чтобы она соответствовала реальным потребностям рынка, все чаще, помимо прочего, требующего сокращения сроков обучения? И кто поймет этот рынок труда, если одни источники говорят о массовом спросе на высококвалифицированные кадры, а другие – о спросе на подготовку вузами обычных бакалавров, даже более прикладных, как в системе СПО. Эти и многие другие вопросы были подняты экспертами установочной панели «Ускоренный выход молодежи на рынок труда: задачи, проблемы, решения», открывшей III Томский международный форум «Преобразование образования» в Томском государственном университете.

Острый дефицит

Предваряло экспертную панель онлайн-обращение к участникам мероприятия министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова, в которой он сформулировал несколько беспокоящих его обстоятельств, непосредственно связанных с темой форума.

Во-первых, министр обратил внимание коллег на то, что за все постсоветское время в России сложилась беспрецедентная ситуация на рынке труда с точки зрения его взаимоотношений с системой образования. За последние 30-35 лет не было такого мощного давления со стороны рынка труда на университеты и в целом на систему высшего образования. На протяжении последних 10-12 лет активно возникают дискуссии относительно трудоустройства выпускников. Речь идет как о количественных показателях, так и о качественных. Но вместе с тем, в новейшей истории России никогда не было такого запроса на более тесное взаимодействие рынка труда и высшей школы, что Валерий Фальков считает очень важным.

– Сегодня в основном используются достаточно линейные прогнозы по рынку труда как минимум до 2030 года и далее, – отметил министр. – Базируются они в основном на представлениях работодателя о том, кто им нужен сегодня и на ближайшие 5-10 лет. Безусловно, это лучше, чем ничего. Но я призываю университеты очень активно включиться в работу, потому что исследование рынка труда и взаимоотношений системы высшего образования с работодателями, поиск тенденций, ответов на сложные вопросы – это то, что необходимо делать параллельно, а не просто ждать прогноз и потом перестраивать под него всю свою работу. Университеты должны профессиональнее изучать рынок труда, как в том регионе, где представлены, или в макрорегионе, на который ориентируются, так и в целом рынок, должны ставить себе задачу понять, что будет происходить в долгосрочной перспективе.

Второй по важности Валерий Фальков обозначил ситуацию с обеспечением условий ускоренного выхода молодежи на рынок труда. В последнее время, по его словам, реализуется ряд мер, направленных на то, чтобы предоставить студенту возможности трудоустроиться уже во время обучения, начиная со второго-третьего курса. Среди этих мер – введение механизма двух и более квалификаций.

Третий акцент от министра касался уже упомянутого острого дефицита кадров. В этих условиях он призвал университеты активно выходить на рынок дополнительного образования взрослых: развивать программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки и т. п. В обсуждении новой модели высшего образования Валерий Фальков предлагает понять, что необходимо сделать для того, чтобы стимулировать развитие дополнительного образования в качестве ответа на быструю, оперативную переподготовку кадров и повышение их квалификации по запросам рынка труда.

Вызов для системы

Заместитель губернатора Томской области по научно-технологическому развитию Людмила Огородова рассказала о государственной программе научно-технологического развития региона. Сообществу вузов, НИИ и других сторон, озабоченных вопросом об изменении требований к кадрам, помог исследовательский консорциум университетов и цифровая платформа «Роснавык», анализирующая большие данные и позволяющая получить запрос от работодателей. Анализ этого запроса в Сибирском федеральном округе определил особенности на пути к тому, чтобы экономическое развитие страны было стабильным и динамичным. Например, в СФО в связи с редконаселенностью территории очень спрашиваемы безлюдные технологии. А вообще, эксперты рекомендуют готовить специалистов под конкретные рабочие места, и это предполагает развитие целевого обучения. Также существует запрос на многочисленные дополнительные навыки, компетенции и образование будущих специалистов. Кроме того, по анализу 75 миллионов запросов о вакансиях оказалось, что сегодня в топе -  высококвалифицированные кадры. Это очень серьезный вызов для системы образования, считает Людмила Огородова. В связи с реализацией проектов технологического лидерства, нужны кадры, которые не просто обеспечат технологический суверенитет, а разработают новые технологии, повысится роль академии наук, ученых и кадров высшей квалификации для школы.

Выдать на-гора

Ректор Томского государственного университета, вице-президент Российской академии образования Эдуард Галажинский отметил, что на форум собрались представители команд развития всех шести «пилотных» университетов. И каждый из этих вузов движется особым путем. Поэтому возникает вопрос о том, как их наработки собрать в некую системную схему, которую можно распространить на всю страну?

– Сегодня на уровне страны принято решение о разработке стратегии развития образования до 2040 года, – поделился ректор ТГУ, – причем непрерывного образования – через общее, среднее специальное, высшее, профессиональное, дополнительное и так далее. Это пока непубличная работа, но в ближайшее время, когда она будет структурирована, ей будет дан официальный старт. К 1 марта мы должны выдать на-гора, ни много ни мало, стратегию развития системы образования, в которой высшее профессиональное образование, непрерывное, дополнительное, и все, что нас непосредственно касается, будет органичным блоком.

Временно исполняющая обязанности директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования РФ Елена Тумакова затронула вопрос о специальных институциональных механизмах, предусмотренных для решения кадровой проблемы. Она согласилась с тем, что рынок труда оказывает сильнейшее давление на университеты. Что ему надо? Министерство труда и социальной защиты РФ в ближайшее время обещает представить прогноз кадровой потребности до 2030 года. Уже сейчас оговаривается, что он будет каждый год обновляться, потому что возникают новые вызовы.

– Проблема в том, что мы зачисляем абитуриента на первый курс и в течение какого-то периода должны его готовить, – поясняет Елена Тумакова. – Прогноз при этом каждый год корректируется. То есть к тому моменту, когда студент станет выпускником, даже через 4 года, не говоря о более длительных периодах, ситуация может очень сильно измениться. И задача заключается в том, чтобы суметь вовремя «подстроить» компетенции, с которыми молодой человек должен выйти из вуза и сразу приступить к работе, не получая какой-то дополнительной адаптации на рабочем месте.

Продолжение читайте в журнале "Аккредитация в образовании". Подписаться на журнал можно, обратившись в редакцию по номеру телефона 8(8362)55-10-80, по электронной почте kat@akvobr.ru, на сайте akvobr.ru, через подписные агенства Урал-Пресс, ИВИС, ПРЕССИНФОРМ.

25.12.2024
Наверх