Острый дефицит
Предваряло экспертную панель онлайн-обращение к участникам мероприятия министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова, в которой он сформулировал несколько беспокоящих его обстоятельств, непосредственно связанных с темой форума.
Во-первых, министр обратил внимание коллег на то, что за все постсоветское время в России сложилась беспрецедентная ситуация на рынке труда с точки зрения его взаимоотношений с системой образования. За последние 30-35 лет не было такого мощного давления со стороны рынка труда на университеты и в целом на систему высшего образования. На протяжении последних 10-12 лет активно возникают дискуссии относительно трудоустройства выпускников. Речь идет как о количественных показателях, так и о качественных. Но вместе с тем, в новейшей истории России никогда не было такого запроса на более тесное взаимодействие рынка труда и высшей школы, что Валерий Фальков считает очень важным.
– Сегодня в основном используются достаточно линейные прогнозы по рынку труда как минимум до 2030 года и далее, – отметил министр. – Базируются они в основном на представлениях работодателя о том, кто им нужен сегодня и на ближайшие 5-10 лет. Безусловно, это лучше, чем ничего. Но я призываю университеты очень активно включиться в работу, потому что исследование рынка труда и взаимоотношений системы высшего образования с работодателями, поиск тенденций, ответов на сложные вопросы – это то, что необходимо делать параллельно, а не просто ждать прогноз и потом перестраивать под него всю свою работу. Университеты должны профессиональнее изучать рынок труда, как в том регионе, где представлены, или в макрорегионе, на который ориентируются, так и в целом рынок, должны ставить себе задачу понять, что будет происходить в долгосрочной перспективе.
Второй по важности Валерий Фальков обозначил ситуацию с обеспечением условий ускоренного выхода молодежи на рынок труда. В последнее время, по его словам, реализуется ряд мер, направленных на то, чтобы предоставить студенту возможности трудоустроиться уже во время обучения, начиная со второго-третьего курса. Среди этих мер – введение механизма двух и более квалификаций.
Третий акцент от министра касался уже упомянутого острого дефицита кадров. В этих условиях он призвал университеты активно выходить на рынок дополнительного образования взрослых: развивать программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки и т. п. В обсуждении новой модели высшего образования Валерий Фальков предлагает понять, что необходимо сделать для того, чтобы стимулировать развитие дополнительного образования в качестве ответа на быструю, оперативную переподготовку кадров и повышение их квалификации по запросам рынка труда.
Вызов для системы
Заместитель губернатора Томской области по научно-технологическому развитию Людмила Огородова рассказала о государственной программе научно-технологического развития региона. Сообществу вузов, НИИ и других сторон, озабоченных вопросом об изменении требований к кадрам, помог исследовательский консорциум университетов и цифровая платформа «Роснавык», анализирующая большие данные и позволяющая получить запрос от работодателей. Анализ этого запроса в Сибирском федеральном округе определил особенности на пути к тому, чтобы экономическое развитие страны было стабильным и динамичным. Например, в СФО в связи с редконаселенностью территории очень спрашиваемы безлюдные технологии. А вообще, эксперты рекомендуют готовить специалистов под конкретные рабочие места, и это предполагает развитие целевого обучения. Также существует запрос на многочисленные дополнительные навыки, компетенции и образование будущих специалистов. Кроме того, по анализу 75 миллионов запросов о вакансиях оказалось, что сегодня в топе - высококвалифицированные кадры. Это очень серьезный вызов для системы образования, считает Людмила Огородова. В связи с реализацией проектов технологического лидерства, нужны кадры, которые не просто обеспечат технологический суверенитет, а разработают новые технологии, повысится роль академии наук, ученых и кадров высшей квалификации для школы.
Выдать на-гора
Ректор Томского государственного университета, вице-президент Российской академии образования Эдуард Галажинский отметил, что на форум собрались представители команд развития всех шести «пилотных» университетов. И каждый из этих вузов движется особым путем. Поэтому возникает вопрос о том, как их наработки собрать в некую системную схему, которую можно распространить на всю страну?
– Сегодня на уровне страны принято решение о разработке стратегии развития образования до 2040 года, – поделился ректор ТГУ, – причем непрерывного образования – через общее, среднее специальное, высшее, профессиональное, дополнительное и так далее. Это пока непубличная работа, но в ближайшее время, когда она будет структурирована, ей будет дан официальный старт. К 1 марта мы должны выдать на-гора, ни много ни мало, стратегию развития системы образования, в которой высшее профессиональное образование, непрерывное, дополнительное, и все, что нас непосредственно касается, будет органичным блоком.
Временно исполняющая обязанности директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования РФ Елена Тумакова затронула вопрос о специальных институциональных механизмах, предусмотренных для решения кадровой проблемы. Она согласилась с тем, что рынок труда оказывает сильнейшее давление на университеты. Что ему надо? Министерство труда и социальной защиты РФ в ближайшее время обещает представить прогноз кадровой потребности до 2030 года. Уже сейчас оговаривается, что он будет каждый год обновляться, потому что возникают новые вызовы.
– Проблема в том, что мы зачисляем абитуриента на первый курс и в течение какого-то периода должны его готовить, – поясняет Елена Тумакова. – Прогноз при этом каждый год корректируется. То есть к тому моменту, когда студент станет выпускником, даже через 4 года, не говоря о более длительных периодах, ситуация может очень сильно измениться. И задача заключается в том, чтобы суметь вовремя «подстроить» компетенции, с которыми молодой человек должен выйти из вуза и сразу приступить к работе, не получая какой-то дополнительной адаптации на рабочем месте.
Продолжение читайте в журнале "Аккредитация в образовании". Подписаться на журнал можно, обратившись в редакцию по номеру телефона 8(8362)55-10-80, по электронной почте kat@akvobr.ru, на сайте akvobr.ru, через подписные агенства Урал-Пресс, ИВИС, ПРЕССИНФОРМ.