Как улучшить отечественное лесное образование

Накануне больших перемен. Как улучшить отечественное лесное образование, чтобы не полетели щепки?

Репортаж со Всероссийской научно- методической конференции «Стратегия методологического обеспечения коренного улучшения качества подготовки и использования специалистов лесного профиля»

Россия – страна с самыми большими в мире лесными территориями. И в то же время вклад лесного хозяйства в национальную экономику в разы ниже аналогичного показателя в других странах Северного полушария с развитым лесным сектором. Причины отставания – в кризисном положении отрасли, которое, в свою очередь, во многом обусловлено неудовлетворительным состоянием образования…

С такой жесткой констатации начинается итоговая резолюция Всероссийской научно-методической конференции «Стратегия методологического обеспечения коренного улучшения качества подготовки и использования специалистов лесного профиля», состоявшейся 2-4 октября в Йошкар-Оле на площадке организатора – университета Волгатех, в свое время инициировавшего создание консорциума «Лес».

Конференция, в работе которой приняли участие все ключевые представители отрасли (руководители Рослесхоза, ректоры и директора ведущих профильных образовательных организаций, специалисты и эксперты УМО, отраслевого научного сектора, представители компаний-работодателей) должна была найти ответы на главный вопрос о первоочередных и системных мерах для кардинального исправления ситуации – и в самой отрасли, и в системе обеспечения кадрами.

Несомненно, общим знаменателем всех выступлений стал вывод о необходимости комплексного подхода к решению назревших проблем: от ранней профориентационной работы среди школьников до продуманных государственных мер поддержки работников лесной отрасли. Только комплексные действия, подчеркивали участники конференции, выведут лесное хозяйство из нынешней слабой позиции «отрасли материального производства, которая входит в состав потребителей бюджетных средств».

Рассказываем о некоторых узловых моментах этого большого и важного разговора…

Лесная отрасль: вызов депрофессионализации 

Для начала немного статистики. Итак, площадь лесов России действительно уникальна по своим масштабам – это 809 миллионов гектар (сравним: Канада – 310 млн га, США – 304, Швеция – 28, Финляндия – 22). Профессиональный корпус отрасли – 72 тысячи работников. Много это или мало? Об этом и других актуальных вопросах развития отрасли рассказал заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) Александр Панфилов, чей доклад «Состояние и задачи по обеспечению лесного хозяйства специалистами с высшим и средним специальным образованием» открыл пленарное заседание конференции. 

По словам замруководителя Рослесхоза, проблема нехватки квалифицированных кадров, которую сегодня испытывают едва ли не все сектора отечественной экономики, стоит и перед лесной отраслью. Однако, острота кадрового вопроса не только в недостатке количества работников. Особенностью кадровой ситуации в отрасли является ее депрофессионализация: из 72 тысяч работников лесного хозяйства только 44% (т.е. менее половины) имеют профильное образование. Именно поэтому отечественное лесное образование сегодня – один из ключевых участников стратегии выхода отрасли на позиции эффективности и устойчивости.

Другой ключевой участник – работодатель. «Нам нужно совместными усилиями работать в одном направлении», – подчеркнул Александр Панфилов, говоря о важности укрепления этой связки в интересах всей отрасли. В частности, у работодателя должно появиться четкое понимание, какие специалисты и с каким конкретным набором компетенций ему нужны – это, по словам представителя Рослесхоза, обязательное условие для последующей трансформации потребностей работодателя в формат отраслевого заказа и, соответственно, условие для качественной подготовки нужных специалистов. Со своей стороны, и образовательные организации должны уметь оперативно отвечать на потребности рынка труда и на конкретные запросы работодателя. «Это дорога с двусторонним движением», – резюмировал представитель головного федерального ведомства.

«Особенностью кадровой ситуации в отрасли является ее депрофессионализация: из 72 тысяч работников лесного хозяйства только 44% (т.е. менее половины) имеют профильное образование».

Кадры: надежда на «Кадры»

Укрепить столь необходимую для всей экономики связку реального сектора и системы профессионального образования призван нацпроект «Кадры».

– Коллеги, все мы в этом проекте заняты, – прокомментировал далее замглавы Рослесхоза, перечислив планируемые направления деятельности агентства в рамках нового проекта: развитие профориентационной и наставнической работы, системы профессионального обучения и переподготовки, разработка и применение образовательных практико-ориентированных программ, механизма целевого обучения. Одним из ключевых направлений станет формирование прогноза кадровых потребностей лесного хозяйства. Как проинформировал докладчик, в его подготовке примут участие как федеральные, так и региональные органы исполнительной власти, а также непосредственно работодатели в формате опроса.

Кстати, здесь обратим внимание на важное замечание президента Ассоциации инженерного образования России (АИОР) Юрия Похолкова, выступившего на конференции с докладом по тематике качества инженерного образования. Опираясь на многолетний опыт экспертизы, президент АИОР подчеркнул, что успешным будет тот вуз, который нацелен на наиболее полное удовлетворение потребностей каждого конкретного заказчика. В этом случае качество инженерной подготовки оказывается выше по сравнению с вузом, ориентированным на «обобщенные» запросы всего спектра заказчиков, и только в какой-то степени – на запросы каждого отдельного партнера. Возможно, это полезное наблюдение опытного эксперта в той или иной мере будет учтено и использовано в рамках взятого государством курса на тонкую синхронизацию системы подготовки кадров с потребностями экономики.

Ждет своего решения еще одна острая проблема, которая в значительной мере провоцирует нынешний кадровый дефицит, и о которой говорили едва ли не все участники конференции. Речь о низкой заработной плате работников лесного хозяйства – одном из самых неблагоприятных факторов, снижающих конкурентоспособность как самой отрасли, так и профильного лесного образования. Действительно, пойдет ли молодой человек учиться пять лет на инженера лесного хозяйства, чтобы в итоге вернуться на малую родину и получать в несколько раз (а то и на порядок) меньше пресловутого курьера в крупном
столичном городе, или рабочего-станочника на предприятии ОПК? Ответ очевиден… Конечно, федеральное лесное ведомство прекрасно знает об этой проблеме. Принимаются возможные меры в рамках бюджетного процесса. Так, по информации замруководителя Рослесхоза, по поручению Президента РФ запланировано повышение заработной платы работников отрасли. Для привлечения в отрасль молодых специалистов приняты определенные решения на федеральном уровне: еще в 2021 году Рослесхозу удалось реализовать инициативу по внесению изменений в госпрограмму комплексного развития сельских территорий в части добавления работников лесного хозяйства к категории граждан, имеющих право на получение специальной выплаты на строительство и приобретение жилья. Ряд аналогичных решений принят и на уровне регионов, например, компенсация за найм жилых помещений (Чувашия), расходов на проезд к месту отпуска (ХМАО), бесплатное предоставление земельных участков (Белгородская область) и т.п. – сейчас федеральное агентство ведет работу по обобщению лучших региональных практик по поддержке молодых специалистов лесной отрасли для их распространения по всем субъектам РФ, и, как заверил представитель Рослесхоза, будет действовать в этом направлении и далее.

«Для привлечения в отрасль молодых специалистов приняты определенные решения на федеральном уровне: еще в 2021 году Рослесхозу удалось реализовать инициативу по внесению изменений в госпрограмму комплексного развития сельских территорий в части добавления работников лесного хозяйства к категории граждан, имеющих право на получение специальной выплаты на строительство и приобретение жилья».

«Зеленый» ИИ: уже не фантастика…

И все же системное, полновесное решение проблемы привлекательности лесной отрасли для самых разных аудиторий – талантливых мотивированных абитуриентов, выпускников, молодых специалистов – заключается в кардинальном повышении экономической эффективности и рентабельности всего лесного хозяйства. А потенциал его огромен: даже заложенный в «Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации» показатель по увеличению вклада отрасли в ВВП страны почти в два раза (с нынешних 0,8% до 1,5%
к 2030 году) далеко не предел этого потенциала, считают представители отечественных лесных вузов.

И здесь локомотивом развития должны стать новые современные технологии, внедрение которых в практику лесного хозяйствования сулит для отрасли настоящий прорыв. О новых возможностях в докладе «Создание цифрового двойника леса и использование искусственного интеллекта в лесном хозяйстве» рассказал заместитель руководителя Рослесхоза Вячеслав Спиренков.

– Мы живем в момент, когда происходит слом, смена эпох. Это звучит как высокие слова, но я не побоюсь такого определения, потому что цифровизация кардинально меняет подходы к работе, – обратился спикер к участникам конференции.

– Причем, серьезная цифровизация лесного хозяйства происходит уже сейчас, – предупредил выступающий. – Что она дает отрасли? В первую очередь, качественный, оперативный массив информации, который позволяет гораздо эффективнее и с максимальной отдачей в условиях ограниченных отраслевых ресурсов управлять всей лесохозяйственной деятельностью, – пояснял Вячеслав Спиренков, приводя действительно впечатляющие примеры. – Допустим, если раньше на подготовку и обновление больших информационных объемов на «бумажных носителях» (справочниках, картах, реестрах и т.п.) могло уйти до нескольких лет, теперь это можно сделать в течение недели. Надо ли говорить, что это значит для оперативного управления лесным хозяйством, для наблюдения и контроля за реальным состоянием лесных ресурсов, своевременного выявления пожаров или лесных правонарушений (вплоть, например, до перевозки (уже даже онлайн) незаконно вырубленной древесины).

– Сегодня материалы дистанционного зондирования Земли анализирует искусственный интеллект: выявляет изменения лесов, производит классификацию этих изменений, определяя количественные и качественные характеристики. Это уже не фантастика, это реальность, и таких нейросетей, созданных для разных случаев, для разных регионов, у нас десяток, – комментировал докладчик.

Лесоводы плюс…

– Достигнутый уровень цифровизации позволил Рослесхозу поставить амбициозную, но вполне достижимую цель – создание полного «цифрового двойника» российского леса – информационный ресурс, который будет содержать всю информацию о лесном хозяйстве, позволяя мониторить и прогнозировать его биологические, технические и экономические показатели, и на основе этих данных принимать взвешенные экономические решения, – уточнил представитель Рослесхоза. – Однако, масштабная цифровизация лесного хозяйства потребует иных подходов к образованию. Сейчас уже нельзя учить «просто лесника», он не найдет применения в технологически обновляющейся отрасли, где все развитие, все движение вперед осуществляется на стыке областей.

– Нам нужны специалисты в IT-технологиях, специалисты больших данных, нейросетей и искусственного интеллекта, разработчики, программисты, – обратился докладчик к участникам конференции. – Сегодня работник-эксперт в двух сферах, например, в лесной сфере и сфере IT – это ценнейший специалист.

Здесь добавим, что оценки и призывы спикера академическим сообществом были услышаны и восприняты – тезис о подготовке специалистов новой цифровой формации вошел в перечень основополагающих принципов «Стратегии методологического обеспечения коренного улучшения качества подготовки и использования специалистов лесного профиля» – одного из итоговых документов, принятых по результатам работы конференции.

Лесное образование: барьеры для качества

Трехдневная программа конференции с общим пленарным заседанием, работой по секциям (по каждому направлению отраслевой группы: «Лесное дело», «Ландшафтная архитектура», «Технологии лесопромышленных производств», а также по подготовке профильных кадров в рамках СПО), выездной сессией на университетские исследовательские площадки и базы практики позволила обсудить участникам десятки самых насущных актуальных вопросов. Главная же тема конференции – о коренном улучшении качества подготовки специалистов лесного профиля – изначально настроила на обстоятельную дискуссию по базовым, действительно краеугольным проблемам отраслевого образования. Неслучайно профессор Волгатеха Евгений Романов начал свое выступление, посвященное ключевым задачам кадрового обеспечения отрасли, с постановки главного вопроса:

– Прежде всего, нам с вами нужно рассмотреть препятствия для качественного образования. Что нам мешает? В своем докладе Е. Романов обозначил и проанализировал основные проблемные зоны научного и кадрового обеспечения отрасли.

Продолжение читайте в журнале "Аккредитация в образовании". Подписаться на журнал можно, обратившись в редакцию по номеру телефона 8(8362)55-10-80, по электронной почте kat@akvobr.ru, на сайте akvobr.ru, через подписные агенства Урал-Пресс, ИВИС, ПРЕССИНФОРМ.

 

25.12.2024
Наверх