Три И для образования будущего

Три И для образования будущего

О некоторых итогах масштабной ежегодной конференции Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества, а также о современных вызовах, новых идеях и стратегиях для развития высшего образования и систем гарантии качества мы попросили рассказать президента APQN, директора Нацаккредцентра, главного редактора журнала «АО», доктора педагогических наук Галину Мотову.

– Галина Николаевна, открывая конференцию APQN в Санкт-Петербурге, вы сделали акценты на глобальных вызовах времени, значимых для высшего образования во всем мире. По вашим наблюдениям человека с обширными международными контактами, какие из этих вызовов более всего влияют на академическое сообщество, вне зависимости от национальных или даже континентальных границ?

– Глобальные проблемы, с которыми в настоящее время сталкиваются все страны и все сферы деятельности, оказывают очевидное влияние и на высшее образование. Самый яркий пример из нашего совсем недавнего прошлого – разразившаяся в мире пандемия COVID-19, которая и определила повестку дня: огромный круг вопросов, связанных с вынужденным быстрым переходом на цифровые технологии и онлайн-образование. При этом перед вузами встала ключевая задача – сохранить качество высшего образования, а перед аккредитационными агентствами – предложить новые, сообразные ситуации форматы экспертизы, чтобы это качество гарантировать. Постковидный период вернул студентов и преподавателей в аудитории, но в результате шоковой трансформации высшего образования ускорились процессы цифровизации, от которых уже невозможно отказаться. Теперь, наряду с традиционным образованием, все чаще используется смешанное и онлайн образование, а в системе аккредитации, наряду с традиционным очным визитом и экспертными оценками, агентствами внедряются цифровые технологии и смешанные процедуры очной и онлайн экспертизы.

Если говорить о глобальных вызовах сегодняшнего дня, которые, несомненно, уже оказывают ­растущее влияние на образование – это изменение структуры профессий и рынка труда, изменение климата на планете, появление искусственного интеллекта…

– Они могут вызвать столь же шоковую трансформацию систем образования, как пандемия?

– Давайте посмотрим, например, на рынки труда. Приведу данные Глобального института МакКинси (McKinsey Global Institute), который на основе исследования сделал следующий прогноз: к 2030-му году у 375 миллионов сотрудников (а это 14% от общего числа работающих) может возникнуть необходимость в смене области профессиональной деятельности и приобретения новых компетенций. Проблема дефицита компетенций затронет всех и каждого: работодателей, учащихся, целые семьи. Изменится все: характер компетенций как таковых, их направленность, организация, способы овладения, форма, содержание и места обучения… Уже сегодня, наряду с традиционными квалификациями, широкую популярность получают микроквалификации. И университеты обязаны продумать и выстроить новую «архитектуру» образовательного процесса, способного соответствовать этому вызову.

Станут ли подобные трансформации шоковыми? Сейчас невозможно дать однозначный ответ: да/нет. Поясню, почему. Как вы знаете, время, в которое мы живем, характеризуется термином VUCA (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity – «нестабильность», «неопределённость», «сложность», «неоднозначность»). Термин появился еще в начале 2000-х годов для обозначения быстро меняющейся и непредсказуемой ситуации, которую невозможно учесть и спрогнозировать. Резкие, часто в режиме ускорения изменения сегодня происходят не только в политике, экономике и финансах, но и в технологиях и моделях обучения. Мы часто становимся свидетелями угроз и событий, которые разрушают любые планы. Более того, множественность данных и многофакторность событий предполагают различные трактовки одного и того же явления (а то и непонимание происходящего). И все эти факторы транслируются в высшем образовании. Очевидным является также то, что образование не успевает за развитием технологий, и академическая общественность даже ставит под сомнение возможность использования технологических новшеств в образовании (и как следствие – обеспечение его качества). 

Таким образом, заданная самим временем сложность глобальных явлений и вызовов влечет за собой неопределенность, точнее, многовариантность возможных решений. И мне кажется, ответ на ваш вопрос кроется именно в этом – чем более релевантное, если хотите, адекватное, по возможности максимально учитывающее всю сложность вызова решение будет найдено, тем меньший трансформационный шок испытает система. Следовательно, не существует заранее предопределенного хода событий: «сейчас система образования испытает шок». Шоковый сценарий не детерминирован! Но для поиска таких решений жизненно необходима совместная экспертная работа академического сообщества.

– На поиск таких решений и направлена ежегодная научная конференция APQN?

–– Безусловно! Большинство серьезных глобальных проблем не имеют гражданства. Конечно, каждая страна может сделать все необходимое, но решить их возможно только посредством сотрудничества стран, которое важно и необходимо, в том числе для сохранения и развития высшего образования. 

Здесь подчеркну, что такому сотрудничеству способствует то, что международная академическая общественность сохраняет приверженность фундаментальным ценностям, таким как академическая честность, институциональная автономия, участие студентов и преподавателей в управлении, взаимная ответственность общества и государства перед высшей школой и высшей школы перед обществом и государством. И это очень хорошая новость, поскольку такая ценностная общность – один из ключевых факторов для взаимопонимания и поиска необходимых решений в мире «эпохи VUCA».

Продолжение читайте в журнале "Аккредитация в образовании". Подписаться на журнал можно, обратившись в редакцию по номеру телефона 8(8362)55-10-80, по электронной почте kat@akvobr.ru, на сайте akvobr.ru, через подписные агенства Урал-Пресс, ИВИС, ПРЕССИНФОРМ.

09.12.2024
Наверх