Борьба за таланты

Борьба за таланты

Что хочет новое поколение, как настроить целевую подготовку и… где находится «главный ключ» для развития страны. Репортаж с IX Восточного экономического форума

IX Восточный экономический форум, состоявшийся в начале сентября этого года во Владивостоке с участием Президента РФ Владимира Путина, традиционно не обошел своим вниманием тему образования. В течение четырех дней на форуме обсуждали и экономику, и инвестиции, и инфраструктуру, и мастер-планы, но все-таки ключевым фактором успешности и конкурентоспособности любой территории признали людей с их знаниями и компетенциями. В блоке «Люди, образование и патриотизм», распределенном по нескольким дням форума, образовательной тематике были посвящены несколько сессий. Ключевыми из них, на наш взгляд, стали дискуссии «Обучение профессии или раскрытие потенциала человека?» и «Как подготовить кадры, которые решают все?» Ответы на эти вопросы журнал «АО» попытался найти вместе со спикерами ВЭФ.

Татьяна Корнева, директор Департамента развития потенциала человека блока «Люди и культура» ПАО Сбербанк: 
– Раньше нам казалось, что молодежь – это открытые, ветреные люди, которых не волнуют ни деньги, ни текущие задачи общества, но, оказывается, это поколение достаточно закрыто. Молодые люди в основной массе не верят никому, кроме себя. Как бизнесу и обществу вернуть им это доверие и дать точку опоры?

Новое о новом поколении

Нынешней осенью в России в школу впервые пришло 2 миллиона детей, это является абсолютным рекордом за последние 20 лет. Им предстоит пройти непростой путь становления, развития и обучения в школе, а в дальнейшем они отправятся в колледжи или университеты, по окончании которых вольются в экономическую и социальную жизнь страны. Как сделать так, чтобы этот путь для них был максимально эффективным? Конечно, в рамках ряда федеральных проектов многое предпринимается для решения этой задачи. Но достаточно ли? Что еще нужно сделать, чтобы юные россияне чувствовали себя комфортно в своей стране (и конкретно – на Дальнем Востоке, интересам которого в первую очередь посвящен Восточный экономический форум)? 

Недавно Сбербанк проводил большое исследование в поиске ответов на вопросы о том, что такое талант, как с ним работать и нужно ли применять какие-то особые инструменты для их развития, либо работать «массовыми» инструментами? Результатами этого исследования попросили поделиться директора департамента развития потенциала человека блока «Люди и культура» ПАО «Сбербанк России» Татьяну Корневу. Она сразу уточнила, что под словом «талант» прежде всего подразумевается не какая-то одаренность или гениальность человека, а его скрытые способности. Талант – это инструментальное проявление потенциала личности, и для того, чтобы он проявился, необходимы определенная среда, обстоятельства, события и тот, кто поможет узнать о своих способностях. И главное – не то, как гипотетически можно раскрыть талант, а внутренняя мотивация что-то делать. Если есть желание, интерес, то и талант будет развиваться. В таком контексте индикатором успешности личности, как считают в Сбербанке, является такое качество как пассионарность – желание занимать проактивную позицию, быть автором своей жизни, желание сделать что-то новое, оставить след и сделать вклад в развитие общества и страны. 

Исследователи попытались выяснить у молодых людей, о чем они думают, чем живут, что их тревожит. Эксперты несколько месяцев общались с молодежью из разных городов в возрасте 18-25 лет (а с предпринимателями – до 30 лет), которые вели видеожурналы, видеоблоги, рассказывали о своей жизни, хобби, своем окружении и о том, что беспокоит. Как выяснилось, молодые люди испытывают тревожность от того, что в интернете их постоянно «бомбят» идеями о необходимости успеха и легких денег. Многие хотят проявить себя, но не знают, как это сделать. Более того, испытываемый страх не стимулирует стремление к приобретению какой-то профессии или постепенному зарабатыванию собственного капитала. Молодежь, как показывает опрос, в большей массе эгоцентрична, то есть фокус направлен, в первую очередь, на то, что можно сделать для себя. И это сказывается на том, что молодые люди не только фокусируются на личном, но зачастую пытаются изучить – нередко с помощью психологов – свои сильные и слабые стороны. Многие из них в этом преуспели и считают себя осознанными, то есть понимают, что умеют и не умеют, что у них хорошо получается, а что не очень.

– Они прячутся в свой мир, – комментирует далее Татьяна Корнева. – Раньше нам казалось, что молодежь – это открытые, ветреные люди, которых не волнуют ни деньги, ни текущие задачи общества, но, оказывается, это поколение достаточно закрыто. Молодые люди в основной массе не верят никому, кроме себя. Как бизнесу и обществу вернуть им это доверие и дать точку опоры? Если раньше все было предсказуемо – из поколения в поколение и родители, и дети проходили примерно одну и ту же траекторию, то теперь в реальной взрослой жизни оказалось сложнее. И не все к этому готовы. Поэтому молодежь нуждается в поддержке, ей нужно показать, какие траектории есть, и чем бизнес, а также социальные и образовательные институты, могут им в этом помочь. В качестве примера спикер привела молодых предпринимателей, многие из которых, следуя принципам недоверия и «опоры только на себя», пытаются сами решить все задачи, которые возникают в их, пусть маленьком, но бизнесе. И в итоге – быстро выгорают. Для предотвращения подобных негативных ситуаций нужны и предпринимательские курсы, и помощь молодым людям в осознании, как они могут быть успешными, и кто им в этом готов помочь.

«Топ» потребностей: смена вех?

Поменялся ли у современной молодежи «профиль» потребностей?

– Если раньше мы считали, что молодежи вполне достаточно того общения, тех возможностей и того образования, которое им предлагается, то теперь у них на первом месте – безопасность, чтобы чувствовать себя уверенно, – продолжила спикер рассказывать о результатах исследования. – Неслучайно некоторые уходят в виртуальную среду, потому что там все предсказуемо и ты этим управляешь. 

Далее в «топе» – контроль как потребность организовать жизнь, т.е. желание контролировать то, что с человеком происходит. Кроме того, по-прежнему важную роль играет потребность быть частью «большого мира» – потребность в принадлежности к конкретной компании, к сообществу, к стране. В «топ» потребностей входит и желание понять, как правильно работать со своей «жизненной силой», обогатить свой внутренний мир, – об этом современные молодые люди тоже задумываются. 

Но не слишком ли мрачный «портрет поколения» получился – эгоцентрики, тревожные, недоверчивые… Есть ли позитивные изменения? 

– Вы знаете, они стали интересны сами себе, – ответила спикер на вопрос модератора. – Теперь им совсем необязательно проводить время где-то вовне, как раньше, когда процветала дискотечная клубная культура. Они объединяются в небольшие группы – 5-6 человек, которые интересны друг другу. И, имея доступ к большому объему самого разнообразного контента, сами выбирают, чем заняться, что новое попробовать. Означает ли эта смена поведенческих моделей бОльшую обособленность и независимость нынешнего молодого поколения по сравнению с предыдущими?

– Они будто бы стали, с одной стороны, чуть взрослее, потому что раньше начинают подрабатывать, раньше задумываются о том, где взять деньги, и эта тема у них всегда в повестке, – прокомментировала Татьяна Корнева. – То есть даже небольшие заработки, оплачиваемая практика дают им возможность чувствовать себя увереннее. С другой стороны, они остаются детьми в большом и сложном мире, который пока не могут осознать. Поэтому такая дихотомия в восприятии у нашей молодежи.

Вообще неудивительно, что такая крупная компания как Сбер проводит (кстати, уже не впервые) подобное исследование. Его результаты становятся основой для выработки наиболее эффективных направлений взаимодействия компании как с внешними аудиториями, так и внутрикорпоративной кадровой политики. Об этом спикер также рассказала, например, об активной работе управленческой команды банка по формированию сообществ. Их сейчас в Сбере более шести десятков: профессиональные (в которых сотрудники объединяются вокруг определенной профессии или роли), сообщества по интересам и волонтерские (которые дают возможность самореализации). В таких сообществах быстрее возникает доверие друг к другу, а значит быстрее происходит адаптация молодых сотрудников, они скорее выходят на продуктивность.

Александра Лебедева, заместитель Председателя Правительства Камчатского края: 
– По тому, как участились запросы от работодателей на контакт со школьниками, я вижу, что на Камчатке начинают понимать – идет битва за кадры. Поэтому надо не просто приходить в школу, а бежать туда.

Организовать «обратный ток»

Сегодня порядка 65% выпускников школ уезжают поступать с Камчатки на «материк». Как правило, они выбирают лучшие вузы страны, и, конечно, необходима система мер, чтобы мотивировать молодых людей вернуться обратно.  Для тех ребят, которые планируют получать профессиональное образование в регионе, местной властью ставится задача обеспечить им достойное высшее или среднее профессиональное образование. И такие возможности на Камчатке есть, считает заместитель председателя Правительства Камчатского края Александра Лебедева. Для этого, например, Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга третий год участвует в программе «Приоритет-2030», благодаря чему происходит пересборка существующих образовательных программ и открываются новые направления бакалавриата и магистратуры. Регион также очень надеется попасть в проект строительства кампусов, что поможет не только удержать таланты, но и привлечь их из других регионов. Так, например, Всероссийский молодежный форум «Экосистема. Заповедный край» дает каждый год приток в 500 выпускников школ, которые, побывав на Камчатке и очаровавшись ее природой, связывают с ней свою судьбу.

В работе с талантами Александра Лебедева видит две проблемы. Первая связана с отсутствием единой базы данных, в которой собиралась бы общая информация – общее портфолио талантливых ребят, что очень бы помогло в работе с ними (сейчас в системе образования у ребенка одно портфолио, а в культуре, в спорте – другие реестры одаренных детей, и они, как правило, не пересекаются). 

На решение второй проблемы – привлечения молодых талантов в регион – нацелен проект «Учеба на Дальнем Востоке», который рассказывает о возможностях обучения в дальневосточных образовательных организациях, в том числе о повышенных стипендиях для талантливых абитуриентов от Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики. В Камчатском крае подхватили идею с повышенными стипендиями: если, условно, стобалльник поступил учиться в камчатский вуз, он может рассчитывать на региональную стипендию в размере 55 тысяч рублей. Во многих российских регионах средняя зарплата до такого уровня не дотягивает. 

– Нам надо вместе с университетами (и об этом уже разговариваем с ректорами), объединять усилия и делать совместные сетевые программы, – говорит Александра Лебедева. – Если мы дальневосточным ребятам и лучшим выпускникам российских школ будем давать возможность за 5-6 лет, пока они учатся, увидеть Дальний Восток во всей его красоте, а еще и учиться у лучших преподавателей, влюбленных в свой регион, тогда у нас случится обратный ток талантливой молодежи.

Виталий Алтухов,  сооснователь, директор по исследованиям и разработке компании «Профилум»: 
– Как показывают мировые исследования, именно профориентационная работа  может увеличить ВВП региона и страны на величину до одного процента, а это  существенная цифра.

Эффекты системной профориентации

Сооснователь и директор по исследованиям и разработке ООО «Профилум» Виталий Алтухов рассказал о результатах исследований, которые выявили у молодежи слабое понимание карьерных возможностей. Современный молодой человек, в первую очередь, опирается на собственное мнение. Так, судя по опросам, 90-95% респондентов самостоятельно делают карьерный выбор. Однако, обратная сторона такого выбора – молодые люди выбирают только из того, что им знакомо.  Соответственно, вне поля внимания остается полезная, а порой и критически важная информация. Узнать и освоить terra incognita поможет карьерная грамотность – умение ориентироваться в мире доступных карьерных возможностей, которые есть в современной экономике, и в том, в каком направлении они будут развиваться. 

– По опросам учеников 8-9 классов в различных регионах страны мы видим, какие профессии находятся у них на первом месте, – делится Виталий Алтухов. – Здесь дизайнер интерьера, веб-дизайнер, художник, гейм-дизайнер, графический дизайнер, психолог, спортсмен, 3D-аниматор и так далее. Это то, что вызывает интерес. Но если взять любой региональный рынок труда, то увидим, что востребованность в представителях этих «модных» профессий очень низка. Зато есть спрос на многие другие профессии, о которых ребята либо не знают, либо считают, что они не очень популярны и востребованы. Опять же, если мы посмотрим на пропорцию желаний выбирать тот или иной уровень образования, увидим, что примерно половина опрошенных ориентируется на получение высшего образования, хотя большинство современных профессий, востребованных в регионах, часто не требует такого большого процента людей с высшим образованием. До 80% востребованных специальностей связано сейчас с СПО. Подобные вещи нарушают баланс на рынке. 

Компания «Профилум» провела в прошлом году в ряде российских регионов два крупных исследования, которые выявили, что в тех регионах, где ведется системная профориентационная работа, уровень поступления на ключевые для региона специальности вырастают до 40%. Там, где такой системной работы не ведется, поступление на важные для региона специальности выросли лишь на 6-7%. То есть разница – колоссальная. И еще весьма показательные данные: там, где ведется профориентационная работа, за год на 10-12% вырастает количество выпускников школ, планирующих остаться для учебы и будущей карьеры в своем регионе. Кроме того, согласно исследованиям, более половины (!) – 58% старшеклассников не определились с регионом образования (и последующего трудоустройства), и на выбор этих подростков, уверен спикер, можно и нужно влиять. 

– Талантлив любой ребенок, – продолжил Виталий Алтухов, – и задача в том, чтобы помочь ему найти точки развития. Важно замотивировать ребенка, а дальше дать ему возможность выучиться, пойти работать и реализовать свой талант. Это ключ к успеху. И, как показывают мировые исследования, именно профориентационная работа может увеличить ВВП региона и страны на величину до одного процента, а это существенная цифра.

Конечно, системная профориентация – это не прохождение теста, по завершении которого школьник тут же поймет, кем хочет стать. Это комплексная работа. Можно ли человека одним уроком научить цифровой или юридической грамотности? Нет. То же самое с карьерной грамотностью. Это циклы занятий, в которые включена и диагностика, и упражнения, и знакомство с рынком. Формируется системное понимание, как устроен рынок труда, как устроено образование, почему оно бывает разным, что востребовано на рынке труда, что близко именно тебе. Такая системная работа и дает серьезный эффект.

Продолжение читайте в журнале "Аккредитация в образовании". Подписаться на журнал можно, обратившись в редакцию по номеру телефона 8(8362)55-10-80, по электронной почте kat@akvobr.ru, на сайте akvobr.ru, через подписные агенства Урал-Пресс, ИВИС, ПРЕССИНФОРМ.

14.11.2024
Наверх