Предложение помощника Президента РФ В.Мединского о необходимости сокращения времени обучения в российских школах и вузах вызвало большой резонанс (и довольно острую реакцию) в профессиональном сообществе. Последовал и комментарий [1] пресс-секретаря главы государства: «Есть у специалистов доводы и за, и против. Но, безусловно, эта дискуссия более чем оправданная…».
Что ж, поскольку «дискуссия более чем оправданная», напомним аргументы [2] самого В.Мединского: «Время диктует сокращение продолжительности среднего образования; то, что у нас 11 лет – это непозволительная роскошь <…> Оно должно быть спрессовано, чтобы потом [обучающийся мог] раньше вступать в сферу профподготовки». По его мнению, классическое 5-6-летнее образование в вузах в ближайшие десятилетия также уйдет в прошлое, чтобы, став тоже «спрессованным по времени» и более специализированным, отвечать потребностям человека постоянно переучиваться.
В этой инициативе мы сделали бы акцент не на словах о сокращении продолжительности образования. Автор, апеллируя к необходимости более гибких и динамичных образовательных треков, предлагает их «спрессовать». И в этом соль… Поясним, что «спрессованный по времени» учебный процесс – практика для отечественного образования знакомая. Сравним, к примеру, «Алгебру» А.Барсукова (почти 300-страничный учебник математики для 6-8 класса, 1961г.), и современный учебник математики «Алгебра» Ю.Макарычева объемом также в три сотни страниц для 8 класса. Т.е. полвека назад в школе за три учебных года изучали объем математических знаний, который сейчас должны усвоить за год. Итоги таким образом «спрессованного» (в частности, математического) образования, увы, известны…
Итак, высказать свое мнение о неоднозначной, но действительно важной инициативе, которая в перспективе может быть включена в повестку национальной образовательной политики, мы попросили членов Экспертного совета…
[1] https://t.me/rbc_news/103870
[2] https://tass.ru/obschestvo/21943953
АО. Поддерживаете ли вы предложенный подход по сокращению сроков образования (в частности, школьного)? Какие рациональные плюсы и потенциально опасные минусы, в случае реализации этого предложения, можете обозначить?
– В предложении сократить школьную программу есть рациональное зерно.
Школьники по-разному могут воспринимать тот объем знаний, который усредненно сегодня им предлагается. Об этом хорошо знали в царской России и Советском Союзе.
в СССР появились первые в мире специализированные школы по глубокому изучению определённых предметов. Также была создана уникальная система профессионального образования, где акцент был сделан на подготовку рабочих специалистов, и не было ни социальных, ни других конфликтов между этими группами. Они составляли часть одного общества. Это очень правильный подход.
Объем предоставляемых знаний в церковно-приходских школах и, например, Императорском лицее был абсолютно разным. Но, хотелось бы отметить, что в лицее учащиеся имели возможность выбирать предметы, на которых сосредоточиться. Например, по воспоминаниям современников, Александр Сергеевич Пушкин практически игнорировал точные науки и изучал их, скорее, с философской точки зрения, что, надо сказать, соответствует духу этих дисциплин. Потому он не испытывал непонимания с учителями. Восприятие у всех людей разное, в том числе у девочек и мальчиков. Именно поэтому были созданы раздельные мужские и женские школы, которые просуществовали, напомню, до смерти Иосифа Виссарионовича Сталина.
Сейчас школьникам пытаются вложить все знания, какие предусмотрены программой, и порой они делают уроки до 12 часов ночи, что-то перекладывается на плечи родителей. Потому что не успевать нельзя, а успеть невозможно. Уверен, далеко не всё, что дети выполняют, обязательно останется у них в памяти. Потому что есть физиологические особенности, и ребёнок не может взять планку выше той, на какую способен в своем возрасте, без ущерба для физического и психологического здоровья.
Эти надрывы и приводят к тому, что учащийся выпускается из школы с большими пробелами в знаниях, часто совсем не настроенный на учебу и поиск. Не лучше ли развивать таланты? Сроки изучения могут быть адаптированы под конкретные способности ребенка, это принесет только пользу. Надо меньше ориентировать на зубрёжку, больше работать с детьми, прививая им вкус к познанию, желанию проникнуться сутью предметов. Акцентировать внимание на красоту, например, физики в контексте философии, биографий многих великих учёных. Они же полны преодолений и драм, которые вели к раскрытию неординарных личностей, к открытиям планетарного значения.
Детям должно быть интересно учиться и хотеться посещать школу с желанием. И это можно сделать.Неоднократно предлагалось сопровождение детей в процессе обучения, исходя из их психологических и физиологических медицинских особенностей. Речь шла об открытии в школах специальных классов для детей с особенностями. Это могут быть дети без явных признаков патологий, но, например, родившиеся недоношенными, перенёсшие в раннем возрасте неврологические и иные заболевания и так далее. Они могут быть гениальны, но быстро утомляются и в обычном классе могут превратиться в аутсайдеров. А далее, чтобы не выглядеть плохо, они пытаются «объять необъятное» и доходят до нервных срывов, обострения болезней, порой и более тяжёлых последствий. К сожалению, сегодня таких специальных классов нет. Между тем, их актуальность не снижается.
Поэтому предложение, которое прозвучало, надо «продумать до конца», и тогда оно может принести много конкретной пользы.
– Дискуссия по вопросу изменения сроков школьного и вузовского образования достаточно долго находится в повестке дня. Причем одно мнение обозначает проблему в необходимости увеличения этих сроков (или повышения эффективности, интенсивности), другое – сокращения. Обе позиции имеют серьезные аргументы и требуют детального изучения не только с точки зрения административного подхода, но и исходя из запросов рынка, текущей ситуации в стране и мире, необходимости социализации детей в рамках единого воспитательного контура.
Школьное образование – фундамент развития личности и в дальнейшем профессиональной специализации, среда для развития талантов и самоопределения. Если рассматривать исключительно экономические аспекты уменьшения сроков обучения, то очевидно, что аргументы есть, и они достаточно серьезные. Но в не меньшей степени образование решает воспитательную задачу, создает не просто робота для выполнения определенных функций, а закладывает важные навыки и качества, формирует гражданскую позицию. Для этого процесса требуется время, и его продолжительность связана с физиологическим развитием. Его скорость тоже сдвигается, но говорить о коренных изменениях пока рано. Дети сейчас совершенно другие, они цифровые, намного быстрее осваивают то, что для старшего поколения, кажется сложным, но это не говорит о том, что они развиваются быстрее. Аналогичные процессы происходят с каждым новым поколением, а сейчас, учитывая скорость трансформаций, в рамках одного поколения может происходить несколько серьезных переходов.
Думаем, что повышение качества образования, его наполнение и адаптация к современным условиям – это то, над чем действительно стоит работать. И эта работа идет. У ребят появляется все больше возможностей для выбора образовательной траектории в зависимости от личных особенностей.. И у родителей должна быть возможность выбора траектории в зависимости от потребностей своего ребенка. Система образования должна быть более гибкой, совершенно точно, и движение в этом направлении идет.
– Сегодня мы находимся в условиях формирования национальной системы образования и ее интеграции в стратегию развития российской экономики под новые цели и задачи: обеспечение технологического суверенитета и устойчивости, цифровизация, формирование компетенций для ускоренного вхождения в профессию. Актуальная проблема сокращения сроков образования касается всех уровней образования начиная с предшкольного, начального и основного школьного образования как базисов мотивированного обучения на протяжении всей жизни.
Сегодня программа в школах достаточно плотная, а при сокращении продолжительности образования дети попросту не успеют освоить материал в достаточной степени. В тоже время расцвет услуг репетиторского сектора говорит о неэффективности школьного образования. Учителя-практики указывают на необязательность некоторых разделов и отмечают возможность (и даже необходимость) пересмотра утвержденных учебников и методической базы; повышение качества базовой подготовки школьников; перераспределение учебных часов на работу с детьми в парадигме «умений и навыков получения знаний, поиска и отбора достоверной информации, применения теории на практике»; использование цифровых сервисов и ресурсов интернета как неотъемлемой среды жизни современного поколения.
Ключевой целью обозначенной в Указе Президента РФ является «реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотической и социально ответственной личности». Достижение цели требует комплексного подхода и объединенных усилий профессиональных сообществ. Хотелось бы акцентировать внимание на взвешенности и доказательной аргументированности принятия решения о сокращении сроков обучения школьного периода обучения, рассмотрении этого вопроса в контексте системного подхода ко всем уровням подготовки и устранении имеющихся разрывов в формировании системы непрерывной опережающей подготовки и стратегии развития рынков НТИ (региональных рынков труда).
При формировании принципов построения национальной системы для достижения поставленных задач безусловными «плюсами» должны стать: четкое выделение основных целей школьного образования; оптимизация программ обучения, сквозная концепция и стыковка ФГОСов «дошкольного», «школьного», «вузовского» образования с учетом возрастных особенностей; «перезагрузка» образовательных кейсов допобразования; ориентация на индивидуальное личностное и профессиональное развитие молодежи; внедрение современных интеллектуальных систем сопровождения индивидуальных треков обучения; взаимодействие и ответственность всех стейкхолдеров образования.
– Если мы говорим о школьном образовании, то здесь, возможно, есть рациональное зерно, хотя нужно понять аргументированность такой позиции. Но если говорить о высшем, в частности медицинском, образовании, то я эту точку зрения не поддержу. Аргумент простой. Вы согласились бы лечиться у врача, который вместо положенных шести отучился три года? Уверен, что нет. Дело в том, что медицинское образование одно из самых сложных, потому что оно готовит тех, кто спасает жизни людей. И «спрессовать» это образование невозможно, ведь будущий врач должен не только получить огромный объём теоретических знаний, но и пройти серьёзную практику, а это дело не одного года. Становление клинического мышления – процесс длительный.
– Сокращение сроков образования в школе – тема, вызывающая многочисленные дебаты среди педагогов, родителей и общественности. Трудно сказать наверняка, в какой степени «прессование» образовательной системы будет полезным или нет. Необходимо серьезное изучение этого вопроса. Ведь сокращение сроков школьного образования должно происходить не просто за счет сокращения срока обучения в школе, а за счет пересмотра содержания общеобразовательных программ, акцентирования внимания на наиболее значимых и актуальных знаниях. Необходимо будет серьезно пересмотреть формы, методы, технологии и средства обучения.
Вопрос продолжительности обучения не ограничивается получением знаний, он касается и психофизиологического развития ребенка. Необходимо изучить серьезные исследования, показывающие, как изменения среднего возраста взросления человека влияют на развитие личности.
Потом, прежде чем сокращать школьный период, необходимо убедиться, что другие уровни образования (среднее профессиональное, высшее) готовы к приему более молодых абитуриентов и что существуют специалисты, которые могут помочь им в профессиональной ориентации и социализации.
Любые глобальные реформы требуют грамотного подхода, тщательной разработки новых учебных программ.
Среди плюсов можно выделить оптимизацию учебного процесса, что позволит сосредоточиться на наиболее значимых и актуальных знаниях. Это может привести к более глубокому усвоению предметов, поскольку учащиеся будут концентрироваться на ключевых аспектах, а не перегружать себя второстепенными деталями.
Кроме того, сокращение времени на обучение может позволить молодым людям быстрее выйти на рынок труда.
Однако существуют и серьезные минусы. Сокращение времени на обучение может привести к недостаточному усвоению материала, снижению качества образования и повышению уровня стресса у школьников. Каждому ребенку необходимо время для глубокого понимания предметов, самостоятельного изучения и развития критического мышления.
Когда речь идет о высшем медицинском образовании, медицина — это не только набор знаний, но и навыков, на формирование которых требуется время. Быстрое обучение может привести к недостаточной подготовке специалистов, что в свою очередь может повлиять на качество медицинской помощи и безопасность пациентов. Нельзя забывать о важности практического обучения и клинического опыта, которые невозможно эффективно освоить в ускоренном темпе.
Поэтому необходим тщательный баланс между эффективностью образования и его качеством, чтобы избежать потери фундаментальных знаний, качественного получения практических навыков.
– В настоящее время сложилось устойчивое взаимодействие в системе «школа-вуз», что подтверждается ежегодными результатами приемной кампании. В целом происходит увеличение среднего балла ЕГЭ, свидетельствующее о хорошем качестве школьного образования, но имеются и проблемы, требующие решения. В этом плане перед университетами стоит задача подготовки абитуриентов не только к поступлению, но и к обучению в университете, к адаптации обучающихся. С учетом целей начального и основного общего образования, объема изучаемого материала, социальных и физиологических особенностей учащихся, данные задачи можно решить только при сохранении сроков школьного обучения. Сокращение периода обучения в школе приведет к излишне ранней профилизации, уменьшению количества «непрофильных» предметов, формированию фрагментарных, поверхностных знаний, а в некоторых случаях к отсутствию элементарных представлений в определенных областях, что отразится на кругозоре учеников. В дальнейшем это скажется и на эффективности обучения в вузе. Существующая ситуация позволяет университетам осуществлять довузовскую подготовку, которая способствует не только успешной сдаче ЕГЭ, но и, дополняя школьное обучение, создать углубленную систему знаний, вести профоориентационную работу. В СамГМУ, например, активно развивается уникальный проект «Базовые и опорные школы», которых сейчас 55. Программы обучения в данных школах построены на взаимодействии с вузом, результатом чего является и сам факт поступления, и подготовка, формирование личности будущего специалиста. Получая разностороннее образование в школе, в дальнейшем поступая в университет, абитуриент готов к большому объему материала в медицинской, социально-гуманитарной и естественно-научной сферах, без освоения которого невозможно формирование грамотного врача. Именно при таком подходе вузовское образование является настоящим образованием в широком смысле этого слова, а не просто профессиональной подготовкой. Считаю, это касается всех специальностей и направлений, реализуемых в высшей школе.
– Как ректор вуза, я с большим вниманием слежу за дискуссиями о сокращении сроков обучения, в частности, в школьной системе.
С одной стороны, сокращение сроков может представляться привлекательной идеей: ускорить выход молодых людей на рынок труда, сделать образование более гибким и адаптивным к современным требованиям. Однако в этом предложении есть и существенные риски.
Рациональные плюсы сокращения сроков обучения:
Потенциально опасные минусы сокращения сроков обучения:
Важно отметить, что сокращение сроков обучения должно сопровождаться реформой системы образования, направленной на улучшение качества и эффективности образовательного процесса. Необходимо внимательно изучить опыт других стран, которые проводили аналогичные реформы. Важно учитывать интересы как студентов, так и работодателей.
Я считаю, что решение о сокращении сроков обучения должно быть принято взвешенно и с учетом всех возможных последствий.
– Сокращение сроков образования (в частности, школьного) я не поддерживаю. Нет смысла выпускать невежд и людей без мировоззрения. Выпускники школ и так имеют возможность поступить в колледжи после 9 класса. У подростков нет желания ходить в школу из-за внутреннего климата (бюрократия, диаспоры, криминал).
– Изменения, коснувшиеся отечественной системы общего образования в конце 80-х годов прошлого века, затронули прежде всего продолжительность обучения в общеобразовательной школе за счет увеличения срока освоения программы на один год и одновременного уменьшения учебных дней, отводимых на контактную работу педагогов с обучающимися, на 8%.
Возникает закономерный вопрос, приведет ли анонсированное «спрессовывание» продолжительности срока обучения к обратному увеличению объема контактных часов, повышению качества образования, возрождению лучших традиций советского образования, а главное - к повсеместному внедрению механизмов ранней специализации? Готовы ли психологически современные школьники принимать осознанное решение в выборе профессии? Можно ли подготовить высококвалифицированного специалиста в сжатые сроки, изучая профилирующие дисциплины всего пару лет? Как это коснется ФГТ, регламентирующих реализацию предпрофессиональных программ по видам искусств, в области физической культуры и спорта?
На примере пролонгированной системы подготовки специалистов в сфере культуры и искусства, базирующейся на академических традициях непрерывного образования, можно с уверенностью сказать, что проблема подготовки востребованных специалистов кроется не в сроках обучения, а в сокращении часов, отводимых на изучение дисциплин профильной направленности, частичном или полном отсутствии ранней профессионализации и профориентации (для направлений подготовки по УГСН 50.00.00 Искусствознание, 51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты и т.д.).
Так, позднее ознакомление обучающихся школ со спецификой различных профессий, скудный арсенал инструментов эстетического и трудового воспитания приводят к возникновению своеобразных «серых зон». С одной стороны, большинство абитуриентов мало осведомлены о профильной направленности образовательных программ и при зачислении в вуз достаточно долго адаптируются к особенностям своего выбора.
С другой стороны, современный среднестатистический выпускник «заточен» на получение оценки в рамках госаттестации. Будущие абитуриенты и их родители в вопросах профессионального самоопределения детерминированы необходимостью получить проходной балл на ЕГЭ. Соответственно, профессиональное самоопределение становится вторичным. Для поступления в высшую школу они вынуждены выбирать из перечня экзаменов далеко не те предметы, которые позволят им получить в будущем профессию в соответствии внутренним потребностям, способностям и устремлениям.
В современных условиях конкурентоспособным может стать только тот выпускник, который не только решает базовые задачи, но обладает развитыми надпрофессиональными компетенциями, стремится самостоятельно выстраивать свою профессиональную траекторию роста, объективно реагирует на вызовы времени, социально-экономические и кадровые потребности инвесторов, представителей работодателей. Конвейерное производство неуверенных в своем выборе специалистов приводит к появлению кадрового дефицита на рынке труда.
Речь о сокращении сроков обучения без изменения подходов к оцениванию достижений как в системе общего образования, так и профессионального образования противоречит основополагающим принципам обучения. Проведение ранней профориентационной работы во всех без исключения общеобразовательных школах России, сопряженное с возможностью совершенствования компетенций в системе дополнительного образования, должно стать базой для формирования грамотного и востребованного специалиста, который будет способен адаптироваться к социально-экономическим преобразованиям в обществе.
– Скорее нет, чем да. Чем радикально сокращать сроки школьного образования, наверное, целесообразнее усилить интеграцию общего образования с возможностью профессионального обучения и получения первой профессии в школьные годы. Законодательство это позволяет, но мало кто этим пользуется. На фоне высокого дефицита педагогических кадров в школе и загруженности учителей в среднем по стране на 1,6 ставки трудно ждать от педагогических коллективов предложений по организации дополнительных образовательных услуг.
Ускорение обучения недопустимо в блоке общего образования (5−9 классы), так как оно является «ядром» школьного образования, выстроенным с учетом возрастной психологии.
– В настоящий момент форсированное сокращение сроков школьного образования представляется едва ли целесообразным. Прежде всего, необходимы глубокая учебно-методическая проработка этого вопроса, создание и апробация новых образовательных программ, проведение профессиональной экспертизы. Если говорить о перспективе, то, безусловно, новые образовательные технологии (в том числе, электронное обучение, VR–технологии и др.) позволят ускорить образовательный процесс.
Представляется более целесообразным выстраивать реальную учебную траекторию ученика в области его будущей профессиональной деятельности уже в школе. Что имеется в виду? Прежде всего раннее «погружение в профессию», то есть освоение части профессиональных знаний, умений и навыков (профессионального модуля) в рамках школьного курса. Например, получение в старшей школе рабочих профессий.
Еще одним элементом ускорения обучения и подготовки квалифицированных кадров может стать более эффективное сопряжение школьных образовательных программ с образовательными программами среднего профессионального и высшего образования. Необходимо выстроить целостную линейку в области образования, которая сейчас зачастую разорвана. Это позволит не только исключить дублирование учебного материала, но при определенных условиях перераспределить часть учебной нагрузки с уровней профессионального образования в коллеже, вузе на уровни общего образования в школе.
– Нельзя путать образование и подготовку. Образование – это сложный процесс, в ходе которого студенту передается картина мира и формируется мышление, отражающее его будущую деятельность. У инженера – инженерное, у юриста – юридическое, у врача – врачебное. При этом формируются не просто знания и навыки, а компетенции. То есть готовый специалист способен критически мыслить, создавать новые продукты и технологии, эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям.
Я убежден, что сокращение сроков реализации образовательных программ недопустимо, если страна ставит перед собой задачи обеспечения технологического суверенитета. Подготовку же специалиста для конкретного предприятия, для работы в конкретных условиях, на известном оборудовании по готовым технологическим процессам сократить можно легко и без потери качества. Речь может идти даже не о годах, а о месяцах, даже неделях. В ходе подготовки достаточно объяснить обучающимся некоторые теоретические основы и поставить навыки до уровня автоматизма. Однако, после такого обучения не приходится рассчитывать, что выпускник будет способен создавать что-то новое. Компромиссным вариантом является обучение по программам среднего профессионального образования. Это уже 2-3 года, а не 4-6, как при обучении в вузе. Мы наблюдаем рост спроса на программы СПО. В нашем университете в этом году в колледж на первый курс было зачислено около 1000 человек. Три года назад столько же училось в СПО на всех курсах. Но я убежден, что будущие главные конструкторы, великие ученые, крупные предприниматели и в будущем будут получать классическое образование.
– Последние недели особое внимание привлекает тема сокращения сроков обучения в вузе и школе. Насколько эта мера рациональна и своевременна? С одной стороны, предприятия повсеместно ощущают критическую нехватку кадров и хотят получать готовых специалистов как можно быстрее. С другой стороны, технологии обновляются практически каждый день и также быстро устаревают, а значит выпускники вузов должны успеть изучить их и научиться применять на практике, пока они «в топе». Казалось бы, все говорит за ускорение: быстрее обучить новые кадры, быстрее их трудоустроить. Но есть определенные риски.
Не стоит забывать, что основная функция современного высшего образования – научить человека думать, анализировать и перерабатывать новую информацию, самообучаться и саморазвиваться. Университет сегодня не просто дает набор «законсервированных» знаний и умений, он воспитывает личность, способную адаптироваться к новым знаниям и технологиям; продолжать свое развитие на протяжении всей жизни. Проще говоря, мы «учим учиться». А для этого нужна качественная база, которая позволяет сформировать интеллектуально и психологически развитую личность. И спешка здесь скорее неуместна.
Концепция «образование на протяжении всей жизни» становится необходимым условием. Возникает вопрос: а сможет ли человек, который привык «учиться меньше», постоянно самообучаться и переучиваться? Ведь если выпускник привык, что образование даётся ему «по минимуму», будет ли он готов к дальнейшему обучению? Будущее российского образования должно быть направлено на развитие гибкости, критического мышления и готовности к новым вызовам. Уменьшение сроков обучения в вузах может привести к снижению глубины подготовки специалиста. Образование – это не количество прослушанных часов, а объем полученных знаний. Важно учитывать, что многие дисциплины требуют глубокого понимания и времени для освоения.
Необходимо помнить, что существуют такие направления, где сроки обучения должны быть никак не меньше 5-6 лет: сложные технические и инженерные направления, медицинские и педагогические направления. Трех-четырех лет недостаточно для их подготовки. Мы же хотим доверять врачу, к которому идем на прием, быть уверенными в глубине и качестве его знаний?
Вуз – это еще и наука, разработки, открытия. В вузе должны учиться ребята, заинтересованные в научной деятельности, готовые продолжить глубокое погружение в учебу, способные творчески мыслить. Если абитуриент не видит свое будущее в таком ракурсе и больше тяготеет к прикладным знаниям практической направленности, то его с радостью примут в любом колледже и помогут стать качественным профессионалом.
– Школьное обучение – это не только процесс получения знаний, это важный этап развития личности. При сокращении срока обучения в школе встает вопрос не столько о подготовленности с точки зрения полученных знаний, сколько о психофизиологической готовности к получению высшего образования и ускоренному выходу на рынок труда.
Школе необходимы такие образовательные технологии, которые позволят выпускникам быстро адаптироваться в среде среднего профессионального и высшего образования. Нужны технологии ранней профориентации, причем именно в деятельностном формате, когда школьники непосредственно вовлечены в процесс освоения навыков и методов, знакомятся не только с направлениями и будущими профессиями, но и со способами деятельности в той или иной профессиональной сфере.
Для выпускников школ, планирующих продолжить образование в вузе, важно формирование навыков исследовательской и проектной деятельности, критического мышления, коммуникативных компетенций. Формировать исследовательское мышление нужно и важно начиная уже с младшего школьного и подросткового возраста. В старшей школе такие ребята могут приходить на научно-технологические стажировки в вуз, включаться в НИР. Полноценно в проектные группы из аспирантов, студентов и молодых ученых. Для этого нужно развивать у школьников умение учиться, анализировать информацию, умение формулировать исследовательские вопросы, а для будущих инженеров видеть проектную или технологическую задачу целиком. Для ребят, которые ориентированы на среднее профессиональное образование и получение рабочих профессий, нужна гибкая система вовлечения. Для этого в школьную программу в рамках внеурочной работы интегрировать специализированные практико-ориентированные курсы на базе ссузов, создание специальных полигонов профессий. Это позволит существенно усилить и развить навыковую составляющую при получении первой профессии еще в школе. Нам постоянно говорят о том, что дети в школе загружены с утра и до вечера. Возможно, это означает, что школьная программа перенасыщена. Но какие это форматы? Как правило, это заучивание теоретического материала, подготовка к ЕГЭ, наглядно-демонстрационные методы изучения материала.
Не надо стараться «накачать» детей знаниями в кратчайшие сроки, важно научить их обращаться с этими знаниями, последовательно вводя в мир профессий, давая в руки инструменты деятельности. Такие подходы позволят, на наш взгляд, действительно сократить сроки выхода готового специалиста на рынок труда.
Наш вуз уже много лет выстраивает системную работу в направлении популяризации фармацевтических и смежных профессий среди школьников, опираясь на ключевой принцип нашей модели популяризации и профориентации – "в увлекательной форме не только рассказываем про химию и биологию, создаем возможности школьникам для получения опыта – вовлекаем в учебные ситуации, в которых школьники и учителя-предметники будут действовать как будущие провизоры и фармацевты". СПХФУ поступательно несколько лет формировал сетевую образовательную среду, обеспечивающую становление и развитие опыта школьников совместно с учителями, в т.ч. с университетскими наставниками (преподавателями, студентами), в продуктивной учебно-исследовательской и проектной деятельности, повышающей их мотивацию к изучению химии и ориентации их на фармацевтические профессии. Результатом нашей работы стало открытие в 2023 году центра по работе со школьниками и учителями Центр ПИК СПХФУ, в «орбите» которого сегодня более 90 школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
За прошедший учебный год совместно со школами и отраслевыми партнёрами СПХФУ реализовано около 100 коротких профориентационных программ: экскурсий, выездных лекций, открытых технологичных мастерских для старшеклассников Санкт-Петербурга и других регионов, в которых приняли участие около 2500 школьников. В этом году 25% студентов, поступивших на первый курс, прошли профориентационные программы вуза в школе.
Что касается высшего образования, это не просто подготовка специалиста под конкретное рабочее место, это, в первую очередь, постановка мышления, системной картины мира, формирование мировоззрения и способности отвечать на непростые вопросы и вызовы, стоящие сегодня перед страной и обществом. С этой точки зрения, в гонке за ускоренным выходом на рынок труда есть риск превратить вузы в большие техникумы и потерять высшее образование как феномен.
Как справедливо было отмечено, изменились времена, изменились кадровые потребности, привычные схемы и модели в современных условиях уже неэффективны. Это значит, что нужны люди, которые будут способны создавать инновации, проектировать новые модели и трансформировать системы: RnD (исследования и разработки) лидеры, ведущие прорывные разработки, направленные на решение задач импортозамещения и достижения технологического превосходства отечественных отраслей; технологические лидеры в области масштабирования и трансфера инновационных технологий, проектирования, инжиниринга и организации научно-производственных площадок; системные лидеры, способные управлять полным циклом разработки и внедрением импортозамещающих технологий, обеспечивая эффективность RnD и технологического трансфера, соответствие проводимых исследований и разработок актуальной мировой и национальной повесткам.
Готовить таких людей не стало проще или быстрее, скорее наоборот. Это крайне сложные задачи, которые решать вузу в одиночку невозможно, необходимо формирование целой образовательной экосистемы, включающей в свой контур, в том числе, предприятия реального сектора экономики по образовательным, научным и общественным инициативам.
В СПХФУ ведется активная работа по формированию такой экосистемы. Например, в 2024 году коллективом СПХФУ реализуется акселерационная программа «ХимФарм Долина» в рамках развития молодежного технологического предпринимательства: более 500 участников из СПХФУ и других университетов, более 60 проектных команд разрабатывают технологические решения в ответ на более чем 30 индустриальных задач, поставленных индустриальными партнёрами акселератора, в том числе ООО «Фармасинтез Норд», компаниями "Цитомед", "Газпронефть", "ТатнефтьБиотех", "НОРДЕНА", "БруттоНетто", "Перекресток" и другие.
– Проблема сокращения сроков подготовки образования на самом деле глубже, фундаментальнее и перспективнее, чем она кажется при первом приближении. Часто на неё смотрят, как на решение узко прагматических задач быстрого обеспечения текущих потребностей экономики кадрами или же снижения объёма бюджетных расходов на сферу образования.
Ведь само по себе сокращение сроков уж точно не даст улучшения, а, скорее, даст обратный результат.
Сжатие сроков обучения, без потери уровня образовательных результатов и даже с его повышением, возможно двумя путями:
Второй путь более оптимален и перспективен. Однако для его осуществления необходима кардинальная содержательная перестройка, включающая две стороны: технологическую и социально-экономическую.
Технологическая сторона предполагает переформатирование методологии и методики обучения в едином перспективно-ориентированном фундаментализированном ключе, при котором сокращение экстенсивной продолжительности становится возможным за счёт, во-первых, соинтегрирования всего предметно-дисциплинарного комплекса на единой мировоззренческой, методологической базе, и, во-вторых, разработки и применения под эту базу передовых, высокопроизводительных способов и методов обучения.
Главное, чтобы и школьники, и студенты имели перед собой не раздробленный, малосвязанный между собой набор предметов, как сейчас, а единый комплекс всеобщих закономерностей организации, развития и преобразования, с пониманием их реализации в разнообразных предметно-дисциплинарных сферах.
Социально-экономическая же сторона состоит в присвоении (освоении) знаний и способностей в качестве интеллектуального производительно-преобразовательного инструментария (главного капитала) и поэтому предполагает коренное изменение внутреннего мотива к обучению и самой цели обучения – «для чего, ради чего» – то есть требует придания большого смысла всему процессу овладения передовыми знаниями и способностями с целью позитивного преобразования окружающего мира и самого себя.
АО. Обозначьте кратко «тройку» необходимых системных решений (управленческих, ресурсных и т.п.), которые в наибольшей степени будут способствовать формированию гибких, динамичных, адекватных вызовам времени, образовательных треков.
– Высшее образование должно все-таки решиться и перейти обратно к советской и даже дореволюционной, системе, они были по подходам во многом схожи. Это предложение касается именно подходов к системе преподавания, нисколько не отрицая важность новых технологий и современных знаний.
На мой взгляд, собеседование является обязательным при приеме на гуманитарные и медицинские дисциплины. Мы должны видеть человека, который планирует учиться, чтобы работать с людьми. Возможно, с сохранением ЕГЭ.
Мы же готовим будущих специалистов, которые должны будут предлагать инновационные и смелые решения. А значит, думать! Понять, что человек способен не только выучить вопросы ЕГЭ (что тоже характеризует целеустремлённость, усидчивость), но и может размышлять, можно, только пообщавшись с ним.
Высшая школа, безусловно, ждёт новые, свежие подходы, которые ей принесут только люди. А их надо найти, подготовить, оставить в системе.
Важно помочь людям найти себя, а не просто накачать каждого знаниями.
Средняя и высшая школы в этом процессе взаимосвязаны.
– Формированию гибких, динамичных и адекватных вызовам времени образовательных треков в высшем образовании способствует разработка образовательных программ в тесном сотрудничестве с бизнесом и общественными организациями. Это позволяет программам соответствовать потребностям рынка труда и запросам общества, а самим студентам дает необходимый практический опыт и навыки для успешной работы. Развивается также программа стажировок, бизнес-акселераторов, проектно-образовательных интенсивов с решением практических кейсов. В комплексе это формирует реальные навыки, которые сразу адаптированы к запросам конкретных работодателей.
Еще одним аспектом модернизации системы высшего образования может выступать повышение академической мобильности. Она позволяет студентам расширить свой кругозор и получить опыт жизни в разных странах и культурах, в совершенно разных социальных и экономических условиях. Совершенствование нормативно-правовой базы, формирование прозрачных механизмов осуществления академической мобильности, анализ лучших практик и формирование на его основе методических рекомендаций для университетов значительно способствовали интенсификации мобильности студентов.
Регулярный внутренний и внешний мониторинг, оценка эффективности образовательных программ и треков является важнейшим шагом в обеспечении их соответствия меняющимся требованиям рынка труда. Это позволяет вузам и образовательным учреждениям выявлять области для улучшения, корректировать свои программы и обеспечивать их актуальность и эффективность. В этом направлении требуется разработка единой политики в области качества и предоставление необходимых инструментов для реализации поставленных задач.
– Сегодня вузы реализуют различные образовательные модели, в основу которых заложены принципы практико-ориентированности и технологии проектного обучения. Данные трансформации являются актуальным ответом на внешние вызовы: переход от массовой подготовки кадров к индивидуализации обучения, формированию гибких образовательных траекторий; развитие талантов; формирование кадров для развития индустрии и обеспечение экономического лидерства; партнерское взаимодействие.
Фокус вуза на качество обучения, опыт по внедрению новой образовательной системы позволил выделить проблемы, часть которых университет смог решить через механизм участия в программе ПСАЛ «Приоритет 2030». Однако остались проблемы, требующие концептуальных решений.
Серьезный барьер – кадровое обеспечение образовательного процесса. Запуск новой модели обучения, выстраивание механизмов проектного управления и сопровождения ИОТ требует изменений профессиональных треков ППС, в числе которых преподаватель–новатор (проектный менеджер, контент-менеджер), тьютор, педагогический дизайнер, трекер, цифровой наставник, куратор инновационных практик и др. Переход к инновациям ограничен рамками действующих ФГОС и условиями трудоустройства ППС на основе учебных часов и преподаваемых дисциплин. Необходимо обновление государственного регулирования актуальных видов и норм педагогической деятельности с учетом специфики их реализации, соотнесения нагрузки преподавателя и учебных часов подготовки студента.
Ускорение включения обучающихся в профессиональную деятельность, обеспечение «бесшовного» входа в профессию требуют решения вопроса о возможности трудоустройства без наличия высшего образования. Внедрение новых форматов «коротких» практико-ориентированных программ, в т.ч. под запросы работодателей было бы ответом на острые проблемы образования и изменений на рынке труда; устранением существующего разрыва между традиционными квалификациями и гибкими путями обучения. В перечень ключевых инноваций можно включить признание активно обсуждаемых академической общественностью (и на базе опыта НИУ ВШЭ, ТГУ) программ «микроквалификаций», подтверждающих профессиональные навыки тех, кто начнет работать во время учебы. Необходимо увязать их с основной профессиональной квалификацией в соответствии с ФГОС ВО.
В решении вопроса, вероятно, требуется корректировка национальной системы профессиональных квалификаций в части описания специфических для профессиональных отраслей требований к конкретным навыкам работников (существующие сейчас профстандарты охватывают целые виды профессиональной деятельности). Определение концептуальной основы и системного подхода к микроквалификациям имеет решающее значение для их внедрения в качестве инструмента эффективного обучения.
– Из опыта нашего медицинского университета мы видим, что стало, к сожалению, меньше профессионально ориентированных абитуриентов, меньше хорошо подготовленных, которые успешно осваивают школьную программу. И в связи с этим в вузах сокращается количество абитуриентов. Поэтому важно начинать профориентационную работу не в 7 или 9 классе, а гораздо раньше, может быть, даже с детского сада. Конечно, здесь должны подключаться психологи, социальные педагоги, чтобы нивелировать риски негативных отклонений. Безусловно, это будет влиять и на успешность в учёбе, и на личные достижения в целом.
Ещё один тезис. Система высшего, именно медицинского, образования – это система непрерывного образования. Врачи обязаны каждые пять лет проходить обучение, и чтобы успешно пройти периодическую аккредитацию, нужно ежегодно повышать свою квалификацию. В медицине этот процесс отлажен, но это должно быть абсолютно везде, в любом другом высшем образовании. Например, в нашем вузе создан центр компетенций, чтобы ежегодно наши преподаватели повышали квалификацию в той или иной направленности. Недаром говорят, что кадры решают все. Развитие системы образования невозможно без подготовленных, мотивированных кадров, без тех педагогов, которые чувствуют запросы нынешних обучающихся (а они постоянно меняются), без тех педагогов, которые должны уметь работать с цифровыми технологиями. Поэтому здесь тоже важна переподготовка, повышение квалификации, создание кадровых резервов, стимуляция, в том числе и с привлечением материальных поощрений, в освоении новых методик преподавания.
Считаю, что вузы должны стать опорой инновационного развития регионов. И это надо начинать со студенчества. Можно говорить о развитии предпринимательских компетенций у студентов. В нашем вузе все выпускники проходят через программу повышения квалификации по цифровым компетенциям. Это значит, что на выпуске ребята получают дипломы и уже удостоверение о повышении квалификации.
На базе медицинского вуза при поддержке власти должны разрабатываться и масштабироваться передовые решения в области здравоохранения. Нужно выстраивать эффективное взаимодействие медицинских вузов и регионов с целью внедрения прорывных направлений развития медицинской науки и модернизации первичного звена здравоохранения, и это дорога с двусторонним движением: регион тоже должен чутко реагировать на запросы вуза и предоставлять новые площади, клинические базы.
– В современном мире высшего медицинского образования необходимо адаптироваться к быстро меняющимся вызовам и требованиям. Системные решения, направленные на формирование гибких и динамичных образовательных треков, должны включать активное внедрение телемедицины и цифровых технологий в образовательный процесс, что дает возможность обучать студентов использованию современных технологий для мониторинга здоровья и оказания медицинских услуг на расстоянии. Эффективное использование искусственного интеллекта, технологий виртуальной и дополненной реальности, анализа больших данных и платформ для дистанционного консультирования позволяет будущим врачам быть готовыми к медицине 21 века.
Не менее важным является дальнейшее развитие сотрудничества с клиническими базами и научными учреждениями для отработки практических навыков, обмена опытом и знаниями, что создает единую экосистему, способствующую интеграции теории и практики. А также периодическое обновление образовательных программ в соответствии с новейшими исследованиями и инновациями в медицине, что гарантирует выпускникам готовность к вызовам времени, способность оперативно реагировать на изменения в сфере здравоохранения.
– Во-первых, анализ существующих потребностей и трендов будущего, проектирование содержания образовательных программ с учетом внешних и внутренних контекстов, то есть постоянная оценка запросов стейкхолдеров образования - работодателей (в случае медицинского – медицинских организаций, медицинских и фармацевтических компаний), студентов, абитуриентов и др. При разработке новых образовательных программ, которые запущены в СамГМУ с сентября 2024 года, мы учитывали требования рынка труда и предлагаем студентам по специальности «Лечебное дело» после освоения «ядерной программы» возможность индивидуализации: он может выбрать дисциплины/модули, в ходе которых углубленно подготовится к работе в первичном звене, в стационаре, получит компетенции в области исследований и разработок. Это позволяет студенту еще на этапе специалитета продуманно подойти к своей карьерной траектории. С целью реализации данного подхода созданы кафедры - амбулаторно-поликлинической помощи с курсом телемедицины, научных и инновационных технологий в здравоохранении, введена позиция «руководитель образовательной программы».
Второе решение – дополнительное профессиональное образование во время освоения основной образовательной программы, когда обучающимся предоставлены «открытые модули», которые он выбирает по своему желанию, исходя из потребностей будущей профессии. В нашем университете создан реестр из 28 программ ДПО для студентов, в том числе модули, целью которых является формирование навыков работы на медицинском оборудовании и с технологиями в области «ИТ-здравоохранение», созданными в СамГМУ. Перспективным является создание консорциумов вузов, когда университеты обмениваются лучшими практиками. В 2023 году по инициативе СамГМУ создан Научно-образовательный консорциум в сфере медицины, в состав которого входят 27 медицинских университетов, ИТ-компании, НМИЦ. Для выбора студентов доступно 102 модуля по лидерским тематикам вузов-участников, проведены образовательные академические обмены с участием 5 вузов, в СамГМУ – 2.
Третьей, очень важной составляющей, является практико-ориентированность образовательных программ. Для реализации данного подхода необходимо постоянное взаимодействие с партнерами. Если говорить об управленческих решениях, то это обязательное участие партнеров в разработке и реализации образовательных программ/треков в части влияния на их содержание и подходы к обучению, например, включение в состав экспертных советов институтов. Медицинское и фармацевтическое образование всегда было практико-ориентированным. В настоящее время мы предлагаем включать обучающихся в конкретные продуктовые и исследовательские проекты СамГМУ, реализуемые совместно с нашими индустриальными партнерами. Так, образовательная программа по специальности «Фармация» построена по принципу участия студентов в учебных и реальных проектах, практическая подготовка в обязательном порядке проходит на базах фармацевтических предприятий и компаний, новые задачи решает кафедра управления и экономики фармации, которая стала базовой кафедрой «Аптеки Плюс». Что касается клинических специальностей мы усиливаем работу с целевыми студентами – принята Программа взаимодействия СамГМУ и медицинских организаций – наших основных заказчиков целевого обучения и партнеров. Основная цель – обеспечение высокопрофессиональными специалистами, владеющими современными технологиями, устранение кадрового дисбаланса и развитие отрасли.
– Формирование гибких и динамичных образовательных треков, адекватных вызовам времени, требует комплексного подхода, включающего следующие три системных решения:
Эти три компонента в комплексе позволят нам создать современную, динамичную и гибкую систему высшего образования, которая будет отвечать на вызовы меняющегося мира и подготовить выпускников к успешной карьере в XXI веке.
– Считаю необходимыми три системных решения:
– Современной школе необходимо расширять практико-ориентированный подход. Можно вспомнить формат УПК (учебно-производственных комплексов), который был активно реализован, например, в 80-х годах: один день в неделю старшеклассники ходили на производство (швейная фабрика, комбинат питания, типография, машинно-тракторная станция), где обучались профессии (швейное, поварское дело, делопроизводство, уход за автомобилем и пр.). Выпускники школ получали документ о рабочей профессии наряду со средним общим образованием. При правильной организации этот формат будет востребован и сейчас – открываются же психолого-педагогические классы, инженерно-технические классы. Просто сейчас всё не системно, и пока очень низкая заинтересованность работодателей устанавливать долгосрочные связи. А ведь ребята, которые попробовали себя на протяжении двух лет на реальном производстве, делают более осознанный профессиональный выбор вуза, а если не поступят – имеют возможность пойти работать, имея квалификацию. Польза от УПК будет и школе, и вузам, и экономике, может стать стартовой площадкой карьеры школьника.
Второй момент. Необходимо более активно использовать возможность профессионального обучения вне конкретных базовых предприятий. Есть ремесло, на которое выучиться можно достаточно быстро: дизайнер ногтей, парикмахер и др. Получив документ о квалификации, уже можно совмещать работу с продолжением обучения даже в школе, если к профессии нет требований достижения совершеннолетия. У нас в вузе этот формат используется в проекте «Вторая профессия» и довольно востребован студентами. В рамках ОПОП мы предлагаем ряд интегрированных программ профессионального обучения
Третий момент – к сожалению, пока слаба интеграция «заказа» на рабочие руки с потенциальными молодыми кадрами. Несмотря на модернизацию центров трудоустройства и «перезагрузку» службы занятости, нет единой платформы поиска вакансий по отраслям хотя бы на уровне региона. Каждое предприятие ищет работников, как может, и каждый студент ищет работу также. У нас в вузе есть специальное структурное подразделение, оказывающее помощь в трудоустройстве студентов и поиске вакансий. Так туда обращается очень большое количество людей даже со стороны, потому что база вакансий ведется добросовестно, они систематизируются, обрабатываются, делается целенаправленная рассылка по профильным кафедрам, выпускникам прошлых лет и т.д.
Университет поддерживает раннее трудоустройство студентов: мы готовим учителей, а они сегодня очень востребованы школой. Мы предоставляем работающим студентам индивидуальный график обучения и обеспечиваем индивидуальное сопровождение. Изменения в ФЗ «Об образовании в РФ» открыли для мотивированных ребят широкие возможности для собственной траектории раннего профессионального взлета.
– В наибольшей степени гибкие образовательные траектории будут формироваться при более активном внедрении совмещенных образовательных программ СПО и обучения в 10-11 классах, когда старшеклассник, завершая обучение в школе, параллельно осваивает программу СПО. По окончании школы он либо будет иметь готовую профессию плюс аттестат, что позволит начать трудовую деятельность, либо будет иметь возможность поступить в вуз. Также вузам следует активно развивать пакеты программ дополнительного профессионального образования, отвечающих требованиям времени. Кроме того, на всех этапах образовательного процесса должны принимать участие работодатели.
– По моему мнению вузам сейчас как никогда важно выстроить систему взаимодействия с предприятиями. Для того, чтобы выпускник вуза обладал всеми необходимыми компетенциями по запросу предприятия, «ковать» его нужно именно в партнерской связке «вуз-предприятие»: привлекать практиков к преподаванию, выполнять лабораторные и практические работы на базе реального заводского оборудования, составлять программы обучения с учетом потребностей предприятия, переходить от банального выполнения выпускных квалификационных работ к решению дипломов в форме стартапов, практических кейсов. Расширить практику стажировок на предприятии без отрыва от учебы, начиная с третьего, а иногда и со второго курса. Популяризировать обучение по целевым договорам всеми доступными средствами. Сделать наставничество на производстве более широким и многообразным. И когда молодой специалист придет устраиваться на работу, создать для него максимально комфортные условия.
Большую роль играет и проведение совместной, подчеркну это слово, профориентационной работы. Будущему абитуриенту уже мало выбрать специальность и вуз по вкусу, он хочет знать, где и в каких условиях сможет работать, на какую зарплату рассчитывать. Стоит ли начинать профориентацию в школе еще раньше, чем сейчас принято – спорный вопрос. Но совершенно точно, что нужно поработать над ее видами и формами, привлечь к этому процессу психологов, педагогов, методистов. И это уже задача не отдельно взятого вуза, а профильного министерства.
– Ответом на вызов, связанный с острой необходимостью подготовки кадров, способных обеспечить технологический суверенитет страны уже сегодня, могла бы стать, например, годичная магистратура. На данном уровне образования сокращение срока обучения более чем оправдано, зачастую года достаточно для получения дополнительной или более углубленной специализации или нарастить требуемые компетенции, особенно, если у человека уже есть опыт работы.
Интересной видится траектория развития выпускников ссузов, которые, с одной стороны, трудоустроившись на предприятия, могут закрывать кадровые потребности, связанные с решением текущих задач реального сектора экономики, и параллельно, обучаясь в вузе, наращивать компетенции, которые в перспективе позволили бы им стать лидерами технологических проектов. И в таком случае также было бы оправданным сокращение сроков получения высшего образования.
– Если исходить из прагматических соображений, то управленческие решения лежат на поверхности и связаны с разбюрократизацией нормативных оснований нынешней высшей школы: 1) ввести формы ускоренного обучения; 2) расширить освоение дополнительных дисциплин, изучаемых языков и даже квалификаций именно с записью в приложение к диплому; 3) разработать под это финансово-экономические расчёты и порядок возмещения дополнительных затрат.
Если же исходить из необходимости достичь опережающего прорыва российской высшей школы, то требуется перестройка самого подхода к обучению, а именно переход от традиционного знаниевого подхода и от ныне доминирующего компетентностного подхода, – к всесоинтегрирующему подходу, придающему всем частным, частичным конкретно-ситуационным областям знаний (деятельности, компетенций) статус именно областей применения, приложения всех универсально-уникальных знаний и компетенций преобразовательности.
Именно таким образом создаётся единая базисная вдохновляющая основа, изменяющая саму целеустановку обучения и личностно-профессионального формирования.