РНИМУ им. Н.И. Пирогова: набор иностранных граждан

Набор иностранных граждан на обучение в российские университеты: как в погоне за количеством не потерять качество

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова

Журнал начинает цикл публикаций о лучших экспортных практиках вузов-участников самарского форума. В сегодняшнем номере свою технологию по эффективному привлечению иностранных абитуриентов представляет Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова.

Перед организациями, осуществляющими образовательную деятельность, поставлена непростая задача – значимое увеличение иностранных обучающихся.

При этом большинство показателей, оценивающих международную деятельность, учитывают количество иностранных обучающихся. Так, в соответствующем разделе «Мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования» 7 из 13 показателей отражают именно количественные параметры. Несмотря на установленные федеральным проектом «Экспорт образования» целевые показатели, средний рост численности иностранных студентов на программах бакалавриата, специалитета и магистратуры за период 2016-2018 гг. составил, по данным Росаккредагенства, 6,2% в год. Учитывая эту динамику, к 2024 году целевой показатель федерального проекта – 425 000 иностранных граждан, обучающихся в России, – достигнут не будет. По информации Минобрнауки РФ, общее количество иностранных студентов, обучающихся в 2023/24 учебном году в российских вузах, составило 355 765 человек. Одновременно с этим Указом «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» в части 3, пункте «б» предписано «увеличение к 2030 году численности иностранных студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования в российских образовательных организациях высшего образования и научных организациях, не менее чем до 500 000 человек».

Таким образом, поставленная задача – увеличить число иностранных обучающихся – совсем не простая. Для ее решения большую роль должны сыграть эффективные меры как по привлечению абитуриентов, так и по сохранению имеющегося контингента обучающихся. Но также необходимо контролировать и качество образования. Ведь иностранные выпускники российских вузов, демонстрирующие высокий профессиональный уровень, – это огромный вклад в репутацию российского высшего образования.

 

Пироговский университет: алгоритмы образовательного экспорта

Российские организации, осуществляющие образовательную деятельность, используют раз- личные, порой очень нешаблонные механизмы.
Предлагаю ознакомиться со структурой процессов и инструментами привлечения абитуриентов и поддержки иностранных обучающихся в РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава РФ.

I. Привлечение абитуриентов

1. Участие в образовательных выставках (офлайн и онлайн). В период пандемии COVID-19 онлайн-проекты, в том числе образовательные выставки и иные онлайн-мероприятия по позиционированию университетов на мировом рынке образовательных услуг, показали свои возможности и преимущества. Безусловно, невозможно всю выставочную активность вуза перенести в онлайн-сегмент, но не использовать онлайн-технологии на современном этапе привлечения иностранных абитуриентов уже невозможно.

2. Участие во внутрироссийских и международных рейтингах образовательных организаций. В университете создано подразделение, проводящее анализ методологий различных рейтингов, собирающее информацию, необходимую для заполнения заявок на участие в рейтинге от различных подразделений вуза, и анализирующее динамику позиций университета в различных рейтингах.

3. Позиционирование университета в международных образовательных журналах.

4. Признание статуса соотечественника, проживающего за рубежом. В университете создан удобный онлайн-ресурс для подачи заявления и документов на подтверждение статуса соотечественника, проживающего за рубежом.

5. Для организаций, имеющих право на самостоятельное признание документов об образовании, – создание прозрачной, понятной и удобной системы подачи документов и получения заключения.
6. Наполнение сайта университета:

  • разделы сайта на иностранных языках

Очень важно дать возможность абитуриентам ознакомиться с информацией об университете, правилах поступления и обучения на понятном им языке. Однако, увеличивая количество языков, на которые переведен сайт, необходимо помнить о том, что переводы должны быть качественными, информация должна одновременно обновляться на всех языках; помнить, что поставлена цель информирования, а не убеждения. А также всегда обращать внимание на подачу информации – для иностранных абитуриентов совсем не эффективно размещать информацию по принятой в России системе. Размещение многостраничных переводов документации и положений также не эффективно – информацию необходимо располагать четко, по пунктам, с предоставлением контактов сотрудников, которые смогут ответить на возникающие вопросы на языке сайта;

  • подробная информация о вступительных испытаниях

Университет размещает на сайте информацию о программах вступительных испытаний, а также репетиционное тестирование, открытое для всех желающих в течение всего года, не имеющее ограничений по количеству тестирований в день и общему количеству тестирований. При каждом репетиционном тестировании система формирует новый «билет» из базы экзаменационных вопросов, а по завершении каждого тестирования система выставляет оценку, и тестирующийся может посмотреть, на какие вопросы он дал правильный/неправильный ответ (причем, система не показывает правильные ответы на все вопросы). Репетиционное тестирование позволяет проверить уровень знаний, подготовиться к вступительным испытаниям, а также может использоваться учителями школ, подготовительных отделений, репетиторами.

  • информирование о количестве иностранных обучающихся и странах, из которых они прибыли

Университет создал и поддерживает проект на сайте «В Россию за знаниями»: на карте мира можно найти свою страну и посмотреть, есть ли в вузе обучающиеся-земляки, а также прочесть интервью с ними на русском и английском языке.

7.    Помощь в оплате образовательных услуг в валюте.

8.    Прозрачная система получения приглашений для оформления виз.

Подать документы на оформление приглашения на визу можно как в университете (на продление визы), так и через онлайн-сервис на сайте вуза.

II. Поддержка обучающихся

1. Визовое сопровождение и миграционный учет.

2. Программы повышения квалификации по иностранному языку для профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала.

3. Программа адаптации первокурсников: сентябрь (1-я неделя обучения: экскурсии, лекции, мастер-классы, мотивационные вводные занятия).

4. Обеспечение «обратной связи».

Регулярные встречи с администрацией вуза по всем вопросам обучения, а также организация работы центра изучения общественного мнения, результаты опросов которого поступают в администрацию, анализируются и, при необходимости, реализуются (например, по инициативе студентов была создана навигация в университете на двух языках; организованы коворкинговые зоны в местах, удобных для обучающихся; установлены кулеры с питьевой водой).

5. Наличие нормативных документов на сайте (на русском и английском языке).

6. Четкие сроки отработок, требований к освоению программ дисциплин, сроков ликвидации академической задолженности; четкие правила отчисления и восстановления.

7. Работа тьюторов:

  • тьюторы учебных групп – студенты-старшекурсники, пошедшие специальное обучение, оказывают помощь группам 1-го курса по всем социальным и организационным вопросам;
  • тьюторы-преподаватели – студенты-старшекурсники, прошедшие специальное обучение, оказывают помощь группам 1-го курса в подготовке к сложным дисциплинам, контрольным, экзаменам.

N.B. Вся помощь тьюторов студентам совершенно бесплатна.

8. Возможность мониторить свои достижения в личном кабинете обучающегося.

В университете введена балльно-рейтинговая система оценивания, позволяющая студентам следить за своими успехами как по изучаемым дисциплинам, так и во внеучебной деятельности.

9. Центр психологической помощи обучающимся.

Центр создан силами сотрудников института клинической психологии и социальной работы РНИМУ. Работает уже в течение нескольких лет, осуществляя поддержку как российских, так и иностранных обучающихся. Возможно консультирование на английском языке.

N.B. Помощь центра – совершенно бесплатная и анонимная.

10. Возможность перевода на бюджет в случаях:

  • наличия мест;
  • наличия права на обучение на бюджете;
  • второй сессии без «троек» и задолженностей по зачетным дисциплинам.

11. Система поощрений и скидок на обучение:

  • по результатам вступительных испытаний (от 20 000 до 80 000 руб.);
  • по результатам сессии, сданной «на отлично» (скидка 10% от стоимости образовательных услуг);
  • премия имени Ф.П. Гааза (скидка 100% на год обучения).

Премия учреждена университетом и предоставляется обучающимся в случае соответствия следующим требованиям:

✓    средний балл 5,0 на протяжении трех курсов обучения;

✓    достижения в спортивной, творческой, общественной, научной деятельности.

12. Повышенная государственная академическая стипендия для обучающихся за счет бюджетных средств.

13. Стипендия Президента РФ, стипендия Правительства РФ.

14. Возможность трудоустройства обучающихся в структурных подразделениях университета (кафедры, деканат, отделы, приемная комиссия).

15. Возможность аттестации для допуска к медицинской деятельности на должностях среднего персонала в медицинских учреждениях Москвы и МО (через университетский отдел содействия трудоустройству обучающихся).

III. Взаимодействие с выпускниками

1. Деятельность ассоциации выпускников РНИМУ им. Н.И. Пирогова.

2. Участие сотрудников университета в деятельности объединений выпускников советских и российских вузов в различных регионах мира.

Это далеко не весь перечень механизмов привлечения и поддержки обучающихся иностранных граждан, реализуемых в РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Тем не менее, мы обозначили тот обязательный комплекс мероприятий, которые демонстрируют наибольшую эффективность, позволяя наращивать не только количество, но осуществлять набор мотивированных и талантливых иностранных абитуриентов. Ярким примером этого стало присуждение статуса лучшего выпускника Пироговского университета: в этом году он был завоеван гражданином Нигерии – Мбахоту Эммануэлем Чиджиоке, получившим диплом врача-лечебника со средним баллом 5,0 и демонстрировавшим в течение всего обучения в университете вокальный талант, представляя вуз на самых престижных российских студенческих творческих конкурсах и концертах. Награду «Лучшему выпускнику РНИМУ им. Н.И. Пирогова 2024 года» вручил министр здравоохранения РФ М.А. Мурашко.

Анализ ограничений и рисков

Безусловно, при планировании университетской стратегии экспорта образования необходимо учитывать и имеющиеся у российских вузов ограничения увеличения численности иностранных обучающихся:

  • площади учебных корпусов и общежитий;
  • количество профессорско-преподавательского состава;
  • знание преподавателями иностранных языков, возможность преподавания на иностранном языке;
  • сроки оформления приглашений и виз;
  • сложности перевода денежных средств;
  • климатические и культурные различия.

Кроме того, обязательно обратить внимание на вопросы мотивации и качества абитуриентов, подающих документы для поступления в университет, для выявления негативных позиций:

  • цели въезда в РФ (это может быть поиск работы, миграция в другие страны, а не обучение);
  • отсутствие желания изучить правила приема и информацию на сайте университета;
  • предоставление поддельных документов и нотариальных переводов.

N.B. В нашем университете проверке подвергаются все поданные документы. При обнаружении подделок абитуриенту отказывают в приеме документов, а для обучающихся предусмотрено отчисление.

Мы всегда помним, что обучающиеся в университете – это будущие профессионалы, люди, которые будут нас лечить. Мы также уверены, что граждане всех стран имеют право на самую качественную медицинскую помощь. И мы убеждены в том, что наращивание количества иностранных обучающихся должно проводиться только с соблюдением всех требований к качеству образования и высокому званию выпускника российской высшей школы.

11.10.2024
Другие материалы автора
Надежда Александровна Былова
Надежда Александровна Былова, Проректор по международной деятельности РНИМУ им. Н.И. Пирогова
Читать полностью
Наверх