Перед организациями, осуществляющими образовательную деятельность, поставлена непростая задача – значимое увеличение иностранных обучающихся.
При этом большинство показателей, оценивающих международную деятельность, учитывают количество иностранных обучающихся. Так, в соответствующем разделе «Мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования» 7 из 13 показателей отражают именно количественные параметры. Несмотря на установленные федеральным проектом «Экспорт образования» целевые показатели, средний рост численности иностранных студентов на программах бакалавриата, специалитета и магистратуры за период 2016-2018 гг. составил, по данным Росаккредагенства, 6,2% в год. Учитывая эту динамику, к 2024 году целевой показатель федерального проекта – 425 000 иностранных граждан, обучающихся в России, – достигнут не будет. По информации Минобрнауки РФ, общее количество иностранных студентов, обучающихся в 2023/24 учебном году в российских вузах, составило 355 765 человек. Одновременно с этим Указом «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» в части 3, пункте «б» предписано «увеличение к 2030 году численности иностранных студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования в российских образовательных организациях высшего образования и научных организациях, не менее чем до 500 000 человек».
Таким образом, поставленная задача – увеличить число иностранных обучающихся – совсем не простая. Для ее решения большую роль должны сыграть эффективные меры как по привлечению абитуриентов, так и по сохранению имеющегося контингента обучающихся. Но также необходимо контролировать и качество образования. Ведь иностранные выпускники российских вузов, демонстрирующие высокий профессиональный уровень, – это огромный вклад в репутацию российского высшего образования.
Российские организации, осуществляющие образовательную деятельность, используют раз- личные, порой очень нешаблонные механизмы.
Предлагаю ознакомиться со структурой процессов и инструментами привлечения абитуриентов и поддержки иностранных обучающихся в РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава РФ.
I. Привлечение абитуриентов
1. Участие в образовательных выставках (офлайн и онлайн). В период пандемии COVID-19 онлайн-проекты, в том числе образовательные выставки и иные онлайн-мероприятия по позиционированию университетов на мировом рынке образовательных услуг, показали свои возможности и преимущества. Безусловно, невозможно всю выставочную активность вуза перенести в онлайн-сегмент, но не использовать онлайн-технологии на современном этапе привлечения иностранных абитуриентов уже невозможно.
2. Участие во внутрироссийских и международных рейтингах образовательных организаций. В университете создано подразделение, проводящее анализ методологий различных рейтингов, собирающее информацию, необходимую для заполнения заявок на участие в рейтинге от различных подразделений вуза, и анализирующее динамику позиций университета в различных рейтингах.
3. Позиционирование университета в международных образовательных журналах.
4. Признание статуса соотечественника, проживающего за рубежом. В университете создан удобный онлайн-ресурс для подачи заявления и документов на подтверждение статуса соотечественника, проживающего за рубежом.
5. Для организаций, имеющих право на самостоятельное признание документов об образовании, – создание прозрачной, понятной и удобной системы подачи документов и получения заключения.
6. Наполнение сайта университета:
Очень важно дать возможность абитуриентам ознакомиться с информацией об университете, правилах поступления и обучения на понятном им языке. Однако, увеличивая количество языков, на которые переведен сайт, необходимо помнить о том, что переводы должны быть качественными, информация должна одновременно обновляться на всех языках; помнить, что поставлена цель информирования, а не убеждения. А также всегда обращать внимание на подачу информации – для иностранных абитуриентов совсем не эффективно размещать информацию по принятой в России системе. Размещение многостраничных переводов документации и положений также не эффективно – информацию необходимо располагать четко, по пунктам, с предоставлением контактов сотрудников, которые смогут ответить на возникающие вопросы на языке сайта;
Университет размещает на сайте информацию о программах вступительных испытаний, а также репетиционное тестирование, открытое для всех желающих в течение всего года, не имеющее ограничений по количеству тестирований в день и общему количеству тестирований. При каждом репетиционном тестировании система формирует новый «билет» из базы экзаменационных вопросов, а по завершении каждого тестирования система выставляет оценку, и тестирующийся может посмотреть, на какие вопросы он дал правильный/неправильный ответ (причем, система не показывает правильные ответы на все вопросы). Репетиционное тестирование позволяет проверить уровень знаний, подготовиться к вступительным испытаниям, а также может использоваться учителями школ, подготовительных отделений, репетиторами.
Университет создал и поддерживает проект на сайте «В Россию за знаниями»: на карте мира можно найти свою страну и посмотреть, есть ли в вузе обучающиеся-земляки, а также прочесть интервью с ними на русском и английском языке.
7. Помощь в оплате образовательных услуг в валюте.
8. Прозрачная система получения приглашений для оформления виз.
Подать документы на оформление приглашения на визу можно как в университете (на продление визы), так и через онлайн-сервис на сайте вуза.
Источник: презентация Н. А. Быловой "Набор иностранных граждан на обучение в российские университеты - как в погоне за количеством не потерять качество"
II. Поддержка обучающихся
1. Визовое сопровождение и миграционный учет.
2. Программы повышения квалификации по иностранному языку для профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала.
3. Программа адаптации первокурсников: сентябрь (1-я неделя обучения: экскурсии, лекции, мастер-классы, мотивационные вводные занятия).
4. Обеспечение «обратной связи».
Регулярные встречи с администрацией вуза по всем вопросам обучения, а также организация работы центра изучения общественного мнения, результаты опросов которого поступают в администрацию, анализируются и, при необходимости, реализуются (например, по инициативе студентов была создана навигация в университете на двух языках; организованы коворкинговые зоны в местах, удобных для обучающихся; установлены кулеры с питьевой водой).
5. Наличие нормативных документов на сайте (на русском и английском языке).
6. Четкие сроки отработок, требований к освоению программ дисциплин, сроков ликвидации академической задолженности; четкие правила отчисления и восстановления.
7. Работа тьюторов:
N.B. Вся помощь тьюторов студентам совершенно бесплатна.
8. Возможность мониторить свои достижения в личном кабинете обучающегося.
В университете введена балльно-рейтинговая система оценивания, позволяющая студентам следить за своими успехами как по изучаемым дисциплинам, так и во внеучебной деятельности.
9. Центр психологической помощи обучающимся.
Центр создан силами сотрудников института клинической психологии и социальной работы РНИМУ. Работает уже в течение нескольких лет, осуществляя поддержку как российских, так и иностранных обучающихся. Возможно консультирование на английском языке.
N.B. Помощь центра – совершенно бесплатная и анонимная.
10. Возможность перевода на бюджет в случаях:
11. Система поощрений и скидок на обучение:
Премия учреждена университетом и предоставляется обучающимся в случае соответствия следующим требованиям:
✓ средний балл 5,0 на протяжении трех курсов обучения;
✓ достижения в спортивной, творческой, общественной, научной деятельности.
12. Повышенная государственная академическая стипендия для обучающихся за счет бюджетных средств.
13. Стипендия Президента РФ, стипендия Правительства РФ.
14. Возможность трудоустройства обучающихся в структурных подразделениях университета (кафедры, деканат, отделы, приемная комиссия).
15. Возможность аттестации для допуска к медицинской деятельности на должностях среднего персонала в медицинских учреждениях Москвы и МО (через университетский отдел содействия трудоустройству обучающихся).
Источник: презентация Н. А. Быловой "Набор иностранных граждан на обучение в российские университеты - как в погоне за количеством не потерять качество"
III. Взаимодействие с выпускниками
1. Деятельность ассоциации выпускников РНИМУ им. Н.И. Пирогова.
2. Участие сотрудников университета в деятельности объединений выпускников советских и российских вузов в различных регионах мира.
Это далеко не весь перечень механизмов привлечения и поддержки обучающихся иностранных граждан, реализуемых в РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Тем не менее, мы обозначили тот обязательный комплекс мероприятий, которые демонстрируют наибольшую эффективность, позволяя наращивать не только количество, но осуществлять набор мотивированных и талантливых иностранных абитуриентов. Ярким примером этого стало присуждение статуса лучшего выпускника Пироговского университета: в этом году он был завоеван гражданином Нигерии – Мбахоту Эммануэлем Чиджиоке, получившим диплом врача-лечебника со средним баллом 5,0 и демонстрировавшим в течение всего обучения в университете вокальный талант, представляя вуз на самых престижных российских студенческих творческих конкурсах и концертах. Награду «Лучшему выпускнику РНИМУ им. Н.И. Пирогова 2024 года» вручил министр здравоохранения РФ М.А. Мурашко.
Вручение премии «Выпускник года — 2024» министром здравоохранения России М.А. Мурашко
Победитель в номинации «Выпускник года» — Эммануэль Мбахоту, Институт мировой медицины
Анализ ограничений и рисков
Безусловно, при планировании университетской стратегии экспорта образования необходимо учитывать и имеющиеся у российских вузов ограничения увеличения численности иностранных обучающихся:
Кроме того, обязательно обратить внимание на вопросы мотивации и качества абитуриентов, подающих документы для поступления в университет, для выявления негативных позиций:
N.B. В нашем университете проверке подвергаются все поданные документы. При обнаружении подделок абитуриенту отказывают в приеме документов, а для обучающихся предусмотрено отчисление.
Мы всегда помним, что обучающиеся в университете – это будущие профессионалы, люди, которые будут нас лечить. Мы также уверены, что граждане всех стран имеют право на самую качественную медицинскую помощь. И мы убеждены в том, что наращивание количества иностранных обучающихся должно проводиться только с соблюдением всех требований к качеству образования и высокому званию выпускника российской высшей школы.