Отправная точка
Для реализации проекта потребовалось пересмотреть существующие наработки и возможности университета. Несмотря на большой опыт сотрудников РНИМУ им. Н.И. Пирогова по созданию онлайн-курсов, а также цифровых учебных материалов и дискуссионных онлайн-площадок, в начале распространения коронавирусной инфекции в стране имеющиеся цифровые материалы не могли обеспечить резко увеличившуюся потребность университета в образовательном контенте для организации удаленного обучения с использованием электронной информационно-образовательной среды и дистанционных образовательных технологий на международном уровне.
Оперативная масштабная трансформация основ системы обучения потребовала от каждого сотрудника вуза вовлеченности в общие процессы, освоения новых навыков в сжатые сроки и, самое главное, консолидации этих усилий для сохранения качества медицинского образования не только на внутреннем, но и на интернациональном уровне.
Несмотря на большой опыт сотрудников РНИМУ им. Н.?И. Пирогова по созданию онлайн-курсов, а также цифровых учебных материалов и дискуссионных онлайн-площадок, в начале распространения коронавирусной инфекции в стране имеющиеся цифровые материалы не могли обеспечить резко увеличившуюся потребность университета в образовательном контенте для организации удаленного обучения с использованием электронной информационно-образовательной среды и дистанционных образовательных технологий на международном уровне.
Образовательный проект: детали
Весной 2021 года между РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России и Университетом Питтсбурга (США, штат Пенсильвания) после успешных переговоров было заключено соглашение о совместной реализации проекта «Здравоохранение и медицинское образование в США и России – межкультурное сравнение».
Медицинская школа, также известная как Pitt Med, входит в число лучших медицинских школ по версии U.S. News & World Report как в области научных исследований, так и в области первичной медицинской помощи. Школа реализует медицинскую программу, по окончании которой присуждается степень доктора медицины, а также другие выпускные программы, предполагающие получение степени доктора философии и магистра в нескольких областях биомедицинских наук, клинических исследований, медицинского образования и медицинской информатики. Pitt Med является национальным лидером в области биомедицинских исследований.
Мероприятия проекта прошли с сентября по ноябрь 2021 года с участием студентов, профессорско-преподавательского и административно-управленческого (сотрудники деканатов) персонала. Формат проекта предполагал очно-заочные выступления с использованием дистанционных технологий в режиме: 1 раз в 2 недели по 2-2,5 часа.
На сессиях обсуждались образовательные траектории в подготовке медицинских специалистов, организация медицинской помощи пациентам с хронической болью, информирование пациента и его родственников о «плохих новостях».
На каждую тему студенты готовили сообщения, которые комментировали курирующие их преподаватели. Представители деканатов присутствовали как внешние наблюдатели, оценивали каждую встречу с точки зрения организации и раскрытия заявленной темы. Перед началом и по итогам проекта все участники прошли опрос по ожиданиям от предложенного формата мобильности.
Участники встреч общались только на английском языке, что позволило и студентам, и сотрудникам РНИМУ им. Н.И. Пирогова повысить уровень владения языком, расширив терминологию, получить прекрасную языковую практику. По завершении проекта все участники получили сертификаты, оформленные на 2 языках, а преподаватели – благодарности ректора.
Реализация проекта получила позитивные отклики всех участников, был предложен новый формат проведения встреч, составлен список наиболее актуальных нозологий, например: сахарный диабет, осложненное течение беременности, острые сердечно-сосудистые заболевания, орфанные болезни.
Закрывая риски
В процессе реализации идеи совместной образовательной онлайн-программы, востребованной на международном уровне, университет столкнулся с рядом рисков. Основной – риск снижения качества медицинского образования в условиях перехода на онлайн-обучение.
Проблема-решение
Данный риск можно разделить на блоки проблем, первый из которых – инструментальный. Преподавателям пришлось провести ревизию имеющихся у них технических средств, устойчивой интернет-связи. В ряде случаев – решить вопросы технического дооснащения домашних компьютеров (гарнитуры, камеры) самостоятельно или с помощью IT-службы университета.
Проблема-решение
Второй блок проблем – методический. Преподаватели столкнулись с тем, что необходимо методически переформатировать учебные материалы, перевести их на английский язык, «загрузить» в новый дистанционный формат. Выходом из сложившейся ситуации стало более широкое применение тестовых заданий и решения кейсов.
Что касается студентов, то технические аспекты использования дистанционных образовательных технологий не вызвали у них никаких затруднений. Им даже было интересно апробировать новые форматы проведения занятий и различные технологические решения.
Проблема-решение
Отсутствие мотивации – еще один общий риск для всех типов обучающихся. Онлайн-формат требует сильной дисциплины и целеустремленности, чтобы самостоятельно выполнять задания, оставаться заинтересованным и добиваться прогресса. Когда студенты не окружены однокурсниками и отсутствует физический контроль со стороны педагога, возникает соблазн отложить учебу на потом.
Для того чтобы обучающиеся не потеряли интерес во время реализации проекта, преподаватели ставили перед ними конкретные и достижимые цели. В качестве мотивации были даны интересные лекции, устраивались эмоциональные и увлекательные дискуссии, а изучаемый материал был связан с реальной жизнью.
Планы на будущее
В перспективе развития дистанционной академической мобильности, в ходе дальнейших встреч будут предлагаться реальные клинические случаи, обсуждаться тактики ведения больных от момента обращения до вопросов реабилитации в США и России. Особое внимание предполагается уделять наиболее важным проблемам, их причинам и путям решения, а также позитивным организационным находкам, которые можно использовать в практике другой стороны.
Таким образом, на наш взгляд, развитие совместных дистанционных международных образовательных проектов необходимо продолжать и совершенствовать, так как это позволяет реализовать два основных принципа современного медицинского образования – «образование для всех» и «образование через всю жизнь».