Сокращенное прохождение профессионально-общественной аккредитации

«На первой встрече ректор попросил от экспертов именно максимума рекомендаций, а не «пятерок»

Репортаж с заседания Нацаккредсовета, июнь 2024 г.

У российской профессионально-общественной аккредитации может появиться вариант, предусматривающий сокращенное прохождение процедуры. Им смогут воспользоваться вузы, ранее подтвердившие высокое качество подготовки специалистов. Например, если образовательная программа вуза входит в премьер-лигу Предметного национального агрегированного рейтинга (ПНАР) и имеет высокие баллы, она может получить право пройти аккредитацию без выезда экспертной комиссии, подготовки отчетов o самообследовании и прочих хлопот, связанных с традиционной процедурой. По предварительным расчетам, сейчас на подобную аккредитацию могут претендовать 274 направления подготовки из 62 российских вузов, занимающие топовые места в ПНАР и ранее не проходившие профессионально-общественную аккредитацию.

В формате «легкого касания»

Идея о пилотном варианте такой аккредитации была озвучена на летнем заседании Национального аккредитационного совета, прошедшего 28 июня на базе РУДН под председательством академика РАО Виктора Болотова. Как пояснила экспертам директор Национального центра профессионально-общественной аккредитации Галина Мотова, несколько лет назад на заседании Комитета по науке и образованию Государственной Думы РФ прошлого созыва при госаккредитации вузов предложили засчитывать им высокие достижения по науке, высокие рейтинговые показатели, наличие международной аккредитации и т. п. Идея проста – если университет в течение многих лет доказывает свой высокий статус тем, что входит в топ национальных или международных рейтингов, имеет международную аккредитацию, нужно ли его еще раз «мучить» какими-либо процедурами, например, госаккредитацией? По аналогии, разумно ли заставлять олимпийского чемпиона сдавать нормы ГТО?
 
Год назад Нацаккредцентр провел специальный семинар, на котором говорилось, что если вузы уже имеют высокие достижения, им можно было бы предложить пройти аккредитацию без дополнительной нагрузки, связанной с обычной аккредитационной процедурой.

–    Мы предложили отдельным направлениям подготовки, уже имеющим высокое качество, альтернативную LTA-технологию, – объяснила Галина Мотова. – Возможно, в будущем она будет называться по-другому. LTA – это Light Touch Accreditation, или «легкое касание». Такая практика есть в международном опыте – в частности, английское аккредитационное агентство QAA принимает подобные решения: если вуз уже доказал высокое качество подготовки, то аккредитация проводится, что называется, легким касанием, не досаждая учебному заведению дополнительными процедурами.

По сути, подобный подход существует и в отечественной системе высшего образования, когда абитуриенты из числа победителей всероссийских и международных олимпиад, имеющие высокие результаты, приравниваются к 100-бальникам и принимаются в вуз по упрощенной схеме. А еще с недавних пор в России вернулись к практике, когда диссертацию на ученую степень доктора наук можно защитить по совокупности уже опубликованных работ.

На основе данных премьер-лиги Предметного национального агрегированного рейтинга Нацаккредцентр изучил, сколько может быть кандидатов на прохождение облегченной процедуры. Их оказалось не так много. Так, в премьер-лигу ПНАР входят 106 вузов и 466 направлений подготовки. Но из них выбрали программы, которые не проходили профессионально-общественную и международную аккредитации, – это 274 направления подготовки из 62 вузов, которые могут претендовать на аккредитацию по LTA-технологии.

Поддержав идею подобной аккредитации, эксперт Нацаккредсовета, директор Центра качества образования Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Елена Зима высказалась о том, что Политех может попробовать две УГСН вывести на такую процедуру:

–    Мы уже понимаем, что для нас это тоже определенный вызов пересмотра своей документации и формирования взгляда извне на университет. С одной стороны, то, что видит комиссия внутри, не увидят эксперты, которые не общаются с нашими студентами и нашим профессиональным сообществом. Наверное, минус и в том, что коллектив университета будет лишен плотного вза- имодействия с экспертами, а ведь именно в живом общении появляется новое качество образования. С другой стороны, новый формат, мне кажется, позволит развивать это направление <в сфере оценки качества образования>. 

Аккредитационные итоги: доминанты и особенности

Подводя итоги завершившегося учебного года, Галина Мотова рассказала о результатах работы за этот период Национального аккредитационного совета и Национального центра профессионально-общественной аккредитации.

Итак, в течение 2023/24 учебного года 17 вузов представили свои образовательные программы к аккредитации. В основном речь идет о повторной аккредитации (76% университетов), и это свидетельствует о том, что Нацаккредцентру доверяют, а сама процедура становится все более востребованной. Как правило, за аккредитацией обращаются ведущие вузы страны – амбициозные, желающие продемонстрировать свой высокий статус и стремящиеся позиционировать себя на самом высоком национальном и международном уровнях.

На двух заседаниях эксперты Нацаккредсовета рассмотрели результаты обследования 228 образовательных программ преимущественно высшего образования. Особенность анализируемого периода – в завершившемся учебном году проводилась, в основном, процедура международной аккредитации (85% от общего числа всех аккредитованных программ). Именно международная аккредитация в настоящее время в большей степени востребована ведущими вузами страны.

Всего, по данным реестра аккредитованных программ, Нацаккредцентр аккредитовал 1 409 ОП, что составляет 27% от общего числа программ, аккредитованных в России за учебный год. Кроме того, 992 образовательные программы российских университетов внесены в международную базу данных аккредитационных решений Азиатско-Тихоокеанского региона DAQAR.

В течение года в аккредитационной деятельности центра участвовали 129 экспертов, из которых 41 – зарубежный. По понятным причинам сейчас к работе привлекаются только эксперты из стран СНГ и дружественных государств, – в большей степени это были специалисты из Кыргызстана, Казахстана, Беларуси, Китая и Узбекистана. В Нацаккредцентре придерживаются принципа: привлекаться к аккредитационным процедурам должны только высококвалифицированные эксперты. Поэтому 64% экспертов имеют ученую степень доктора наук. Кроме того, с Нацаккредцентром сотрудничают эксперты-представители ведущих российских вузов страны (82%). Почти половина всех экспертов от работодателей представлена федеральными и региональными министерствами, еще 30% – из бизнеса и профессиональных сообществ.

Нацаккредцентр продолжает активно участвовать в формировании, развитии и продвижении базы данных аккредитационных решений Азиатско-Тихоокеанского региона DAQAR. На 1 июня 2024 года в ней размещено почти 5 тысяч отчетов из 250 вузов стран АТЭС.

«Мы предложили отдельным направлениям подготовки, уже имеющим высокое качество, альтернативную LTA- технологию: <…> если
вуз уже доказал высокое качество подготовки, то аккредитация проводится, что называется, легким касанием, не досаждая учебному заведению дополнительными процедурами».

Факторы качества

Заседание Нацаккредсовета продолжила международная аккредитация образовательных программ, первыми из которых рассматривались программы Томского государственного университета. Программы «Геология» (05.03.01, 05.04.01)
и   «География»  (05.03.02, 05.04.02) совместно с Нацаккредцентром оценивали эксперты Агентства по оценке качества образования Министерства образования Китая (EQEA). Сам ТГУ уже в десятый раз представил свои программы на российско-китайскую аккредитацию. Нынешние программы входят в премьер-лигу Предметного национального агрегированного рейтинга и действительно являются высокорейтинговыми.

Примечательно, что руководство университета попросило привлечь к аккредитации не просто представителей профессионального сообщества, а именно из золотодобывающей компании. До этого вузу никак не удавалось выйти на такую компанию, но с помощью Нацаккредцентра это получилось сделать. Так в комиссии в числе представителей профсообщества появился старший геолог по геологоразведочным проектам международной золотодобывающей компании Nordgold Александр Шпекторов. Академическое же сообщество, помимо российских экспертов, было представлено двумя представителями Китая. Экспертная комиссия поставила программам ТГУ оценку «полное соответствие» по всем рассмотренным стандартам.

Заместитель председателя комиссии, доктор географических наук, профессор, директор Института геоинформационных технологий и географии Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева Анатолий Ямашкин отметил современную материально-техническую базу ТГУ и особенно выделил центр коллективного пользования, а также стационарные станции в высокогорьях для наблюдения за глобальными изменениями климата и музеи, имеющие большой потенциал для профориентации.

–  Очень хорошо в вузе поставлены процессы в области развития геоинформационных технологий, – поделился Анатолий Ямашкин. – На геолого-географическом факультете работает высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав – это превосходно ощущалось при знакомстве с деятельностью кафедр, при общении с преподавателями, с работодателями. И, признаюсь, особенное впечатление произвели сами студенты – молодые люди действительно «заточены» на приобретение интересных, актуальных для современной России специальностей.

Комплиментарная характеристика уровня студенческой мотивации неслучайна – в ТГУ практикуется студентоцентрированный подход, который, в числе других вузовских достижений, отмечен и в итоговом отчете экспертной комиссии. По мнению выступающего, этот аспект, как фактор университетского развития, заслуживает интереса и анализа.

В целом, резюмировал эксперт, все точки роста у университета есть, вузовская команда здраво оценивает ситуацию и четко формулирует тренды развития. Со столь позитивными отзывами рассмотренная программа ТГУ получила международную аккредитацию на 6 лет.

Томский государственный  университет

  • «Геология» (05.03.01 и 05.04.01)
  • «География» (05.03.02 и 05.04.02)

Два повода для совершенствования

Московский государственный психолого-педагогический университет также проходил российско-китайскую аккредитацию и до рассмотрения Нацаккредсоветом уже получил два сертификата от аккредагентства Министерства образования КНР на английском и на китайском языках. Эти сертификаты можно выкладывать на официальные сайты, прикладывать к официальным документам для того, чтобы абитуриенты ориентировались на них.

На суд экспертов МГППУ представил программу «Психолого-педагогическое образование» (44.04.02), входящую в первую лигу НАР. Экспертная комиссия поставила ей по трем стандартам оценку «Существенное соответствие» и по шести – «Полное соответствие». Прокомментировать, каких компонентов не хватило до «полного соответствия», попросили заместителя председателя экспертной комиссии, доктора психологических наук, заместителя директора по научной работе, профессора кафедры общей и социальной психологии Института психологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Анастасию Микляеву.

–    То, чего не хватило нам, связано с двумя вещами, о которых мы много говорили с коллегами из МГППУ и сошлись во мнениях о том, что это действительно имеет смысл совершенствовать, – отозвалась эксперт. – Первый момент связан с тем, что в МГППУ – одна из лучших в нашей сфере материально-техническая база, задействованная в подготовке студентов. Но при этом благодаря ей, с точки зрения экспертов и особенно представителей профессионального сообщества, наблюдается своеобразный перекос в сторону практико-ориентированности обучения в ущерб фундаментальности. Как бы странно это ни звучало. Этот баланс между фундаментальностью и практико-ориентированностью, как нам показалось, важно соблюдать и на уровне организации образовательного процесса, и на уровне учебных программ, и на уровне способов, которыми студенты вовлекаются в учебную деятельность. Второй существенный момент связан с целевыми ориентирами развития программ. В нашей профессиональной сфере в данный момент активно обсуждается пересмотр профстандартов, и судьба программ по направлению психолого-педагогического образования, которые были выдвинуты на аккредитацию, очень неопределенна. Мы интересовались тем, как видит вуз перспективы развития именно этих программ при разных сценариях изменения профстандартов и сошлись во мнении, что этот вопрос тоже требует осмысления и проработки.

Программа получила аккредитацию сроком на 6 лет.

Московский государственный психолого-педагогический университет

  • «Психолого-педагогическое образование» (44.04.02)

Нюансы совместной процедуры

Следующим на очереди был Кыргызский национальный университет имени Ж. Баласагына. Совместная международная аккредитация проводилась Нацаккредцентром (Россия) и Независимым аккредитационным агентством «Билим-стандарт» (Кыргызстан). Что интересно, условия аккредитации российской и кыргызской сторон отличаются друг от друга. Так, «Билим- Стандарт» принимает решение о полной аккредитации на 5 лет и аккредитации с условиями на 1 год, а Нацаккредцентр может дать аккредитацию на полный 6-летний срок или на сокращенный срок – 4 или 2 года. Кыргызские эксперты, со своей стороны, уже решили аккредитовать программы на полный срок – 5 лет. Агентства договорились о том, что будут рассматривать программы по согласованным стандартам.

На аккредитацию один из флагманов высшего образования Кыргызстана вывел четыре кластера программ: «Маркетинг», «Социальная работа», «Китаеведение» и «Информационные системы и технологии», которые одновременно изучали четыре комиссии. Программа «Маркетинг» по шести стандартам получила от экспертной комиссии оценку «Существенное соответствие» и три стандарта были признаны полностью соответствующими. Галина Мотова подчеркнула, что эксперты со стороны Кыргызстана очень ответственно (и в оценках – даже по максимуму строго) подошли к процедуре, в адрес университета было высказано достаточно предложений по развитию.

Кластер программ «Социальная работа» по пяти стандартам – существенное соответствие. Комиссия также высказала ряд предложений и замечаний.

О кластере «Китаеведение», показавшем по трем стандартам существенное соответствие, по шести – полное, высказалась председатель комиссии, кандидат филологических наук, доцент, декан факультета «Высшая школа востоковедения – Восточный разряд» Казанского (Приволжского) государственного университета Эльмира Хабибуллина.

Она отметила очень хорошую материально-техническую базу университета, его тесное сотрудничество с вузами Китая, а также широкий спектр различных обменных программ, что помогает аккредитуемой программе находиться на уровне международного качества. Эксперты отметили ее чрезмерную практико-ориентированность и порекомендовали коллегам обратить внимание на научную составляющую. 

Программы «Информационные системы и технологии»,  «Программная инженерия» и «Информационные технологии» были оценены следующим образом: по шести стандартам существенное соответствие, по трем – полное. Касаемо этого кластера, руководство университета попросило, чтобы качество программ предметно рассмотрели именно со стороны профессионального сообщества, и для участия в аккредитационной процедуре были приглашены заместитель директора Парка высоких технологий Кыргызской Республики Чубак Темиров и ментор компании «The Cramer Project» по направлению Data Science Жаныбек Сабитов.

– Хочу отметить, что мы увидели достаточно высокий уровень, – прокомментировал председатель комиссии, кандидат технических наук, доцент Института компьютерных наук и технологий Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Александр Щукин. – Нам понравилось общение с выпускниками и работодателями. Стоит отметить очень плотную интеграцию коллег с IT-компаниями из их кластера. Мы также наметили вектор, куда стремиться, – в основном, это касается усиления активности по новым направлениям в области IT.

Как далее отметил эксперт, чтобы вузы успевали за трендами, нужно попытаться охватить образовательными программами больший спектр новых технологий в IT, и в первую очередь, это искусственный интеллект, машинное обучение, беспилотные аппараты, Интернет вещей. И, кстати, на момент работы аккредитационной комиссии одна из таких новых образовательных программ в КНУ была разработана, но еще не введена в образовательный процесс. Также университету рекомендовали взять на вооружение современные цифровые и педагогические приемы, актуальные именно в IT-сфере, и усилить партнерские отношения, в том числе, с международными образовательными и IT-организациями.

Нацаккредсовет аккредитовал представленные программы на 6 лет.

Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына

  • «Маркетинг» (581000)
  • «Социальная работа» (540200)
  • «Китаеведение» (532300)
  • «Информационные системы и технологии» (710200)
  • «Программная инженерия» (710400)
  • «Информационные технологии» (510300)

Медобразование: пилотная аккредитация

Следующий сюжет по международной аккредитации был для Нацаккредсовета нетривиальным, так как процедура впервые проводилась совместно с Независимым агентством аккредитации и рейтинга IAAR (Казахстан)[1], и направлена на оценку качества программы в соответствии со стандартами Всемирной федерации медицинского образования (WFME).

Как пояснила Галина Мотова, у Нацаккредцентра подписано эксклюзивное соглашение с Независимым агентством аккредитации и рейтинга Казахстана по проведению аккредитации медицинских программ. Казахстанские партнеры активно работают в этом направлении и по стандартам медицинского образования WFME уже аккредитовали 543 образовательные программы в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане, Румынии, Азербайджане, Молдове, Белоруссии и даже Палестине. А в России сегодня нет ни одного аккредагентства, которое имело бы право аккредитовывать программы по данным стандартам, чтобы решение было бы признаваемым за рубежом. Нацаккредцентр начинал работу в этом направлении шесть лет назад, но по не зависимым от него причинам она не завершилась (сначала грянула пандемия COVID-19, а затем началась СВО). И сейчас невозможно принять международную комиссию, которая дала бы центру возможность и право работать на тер- ритории России по стандартам WFME. Поэтому российские и казахстанские коллеги пошли на пилотный проект по совместной аккредитации Уральского государственного медицинского университета.

– Это девять стандартов программ базового медицинского и фармацевтического образования со 123 критериями, – рассказала подробности Галина Мотова. – Технология очень непростая. Необходимо было согласовать все эти стандарты, так как решение принимается со стороны IAAR. Полная аккредитация дается на 7 лет. Но ни одна из 500 аккредитованных ранее программ не получила аккредитацию на этот полный срок, потому что это очень высокий уровень. Далее следуют сроки аккредитации на 5 лет, на 3 года и на 1 год. Со своей стороны, аккредитационный совет IAAR принял решение все пять представленных программ УГМУ аккредитовать на пять лет. Это очень хороший уровень, и довольно редко они принимают такое решение.

Уральский государственный медицинский университет вывел к международной аккредитации по стандартам WFME программы специалитета и ординатуры: «Лечебное дело» (31.05.01), «Педиатрия» (31.05.02), «Стоматология»
(31.05.03), «Педиатрия» (31.08.19), «Анестезиология-реаниматология» (31.08.02), «Стоматология ортопедическая» (31.08.75). По итогам аккредитационной экспертизы присваивались оценки, в соответствии с системой оценивания Независимого агентства аккредитации и рейтинга. У казахской стороны иная структура оценивания, тоже по четырем баллам: «сильная характеристика», «удовлетворительная», «предполагает улучшение» и «неудовлетворительная».

Как прокомментировала член экспертной комиссии, доктор медицинских наук, профессор, завкафедрой стоматологии общей практики Медицинского института Кемеровского государственного университета Елена Киселева, во Всемирной федерации медицинского образования во главу угла ставится студент. Все вопросы должны решаться с учетом его мнения, по его желанию. А еще должны массово привлекаться стейкхолдеры – и работодатели, и выпускники. Поэтому вся деятельность строится на мнении заинтересованных сторон.

По словам Елены Киселевой, замечания в адрес кластера не носили критический характер и были направлены на то, чтобы ориентировать вуз на лучшие традиции международного медицинского образования. Например, на расширение образовательных технологий в медицинском образовании, так как они, по мнению комиссии, недостаточно широко используются. На каких-то кафедрах о них даже не знают. Поэтому университету рекомендовали организовать обучение для профессорско-преподавательского состава по современным технологиям медицинского образования в рамках лучшей традиции всемирной медицинской практики, а также расширить и улучшить «доставку» знаний до студентов.

Член экспертной комиссии, доктор медицинских наук Нина Жернакова из Белгородского государственного национального исследовательского университета отметила:

–    Несмотря на то, что акцент в большей степени сделан на студентоцентрированный подход и организацию самоуправления, классическое медицинское образование представлено в университете весьма достойно. Мощно развиты клинические базы. Взаимодействие клинической базы и вуза очень тесно, они работают как единый организм. Это вызывает уважение. Замечания комиссии не были критическими и определяющими для медицинского образования, но вместе с тем способствовали развитию, не более того.

Уральский государственный медицинский университет

  • «Лечебное дело» (31.05.01)
  • «Педиатрия» (31.05.02)
  • «Стоматология» (31.05.03)
  • «Педиатрия» (31.08.19)
  • «Анестезиология-реаниматология» (31.08.02)
  • «Стоматология ортопедическая» (31.08.75)

«У Нацаккредцентра подписано эксклюзивное соглашение с Независимым агентством аккредитации и рейтинга Казахстана по проведению аккредитации медицинских программ».

Сопоставление программ: найти решения

Тему о разнице национальных стандартов медицинского образования поднял президент РУДН, доктор физико-математических наук, профессор и академик Российской академии образования Владимир Филиппов. Он рассказал о том, что недавно один из магистрантов РУДН, доктор медицинских наук, представил работу, в которой сравнил стандарты медицинского образования в России и США не просто по названиям предметов, а изучил модули и компетенции. Проведя этот анализ, он сделал вывод: российские студенты не могут в принципе пройти аккредитацию в американском агентстве, потому что 36 модулей не изучают вообще.

–    Это не означает, что у нас образование плохое, тем более, что мы 25 лет назад окончательно ушли от принятия эквивалентности в вопросе признания, – считает Владимир Филиппов. – Тем не менее, тема содержания очень важна. Я немного утрирую, но если в российском образовании совсем не окажется нормальной анатомии, то аккредитации не будет. Анатомия есть, но в ней нет половины модулей, которые преподают в других государствах. Поэтому в медицинском образовании очень непростой вопрос именно со стандартами – что мы оцениваем. Когда-то надо будет вдуматься, как это сделать, чтобы мы не аккредитовывали только по «студентоцентрированным подходам» и компетенциям преподавателей. Мы же аккредитуем программу!

Выступив с этой «повесткой на будущее», Владимир Филиппов в данном конкретном случае предложил членам совета довериться мнению и выводам представительной экспертной комиссии и поддержать рекомендации экспертов об аккредитации программ УГМУ. По итогу обсуждения председатель Нацаккредсовета В. Болотов предложил также подготовить письмо с соответствующими предложениями в Министерство здравоохранения РФ. А Уральский государственный медицинский университет получил аккредитацию на полный срок 6 лет.

Далее Астраханский государственный медицинский университет впервые предъявил к международной аккредитации сразу три специальности: «Лечебное дело» (31.05.01), «Педиатрия» (31.05.02) и «Стоматология» (31.05.03). По одному стандарту они показали существенное соответствие, по восьми – полное. Экспертную комиссию возглавлял кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой лечебного факультета Белорусского государственного медицинского университета Вадим Сушинский.

Заместитель председателя комиссии, доктор медицинских наук, доцент, проректор по научной деятельности Волгоградского государственного медицинского университета Сергей Поройский, возвращаясь к обсуждению стандартов отечественного медицинского образования и WFME, обратил внимание коллег на то, что аккредитация не дает студентам никаких привилегий или преимуществ по трудоустройству. Она дает вузу возможность обучать иностранных граждан. Сергей Поройский напомнил о том, то в прошлом году целый ряд стран представил письмо, по которому только вузы, имеющие международную медицинскую аккредитацию, могут претендовать на наличие студентов из этих государств.

Говоря же о замечаниях экспертной комиссии в адрес АГМУ, он отметил, что все они были направлены на совершенствование процессов, которые уже действуют в университете. В итоге программы АГМУ были аккредитованы на полный 6-летний срок.

Астраханский государственный медицинский университет

  • «Лечебное дело» (31.05.01)
  • «Педиатрия» (31.05.02)
  • «Стоматология» (31.05.03)

Аккредвизит: эксперты подмечают все!

В третий раз свои программы на международную аккредитацию выставил и Башкирский государственный аграрный университет. Эксперты изучали несколько кластеров образовательных программ. В первом кластере были программы «Строительство» (08.03.01, 08.04.01), «Природообустройство и водопользование» (20.03.02, 20.04.02), «Землеустройство и кадастры» (21.03.02, 21.04.02) и «Геодезия и дистанционное зондирование» (21.03.03), входящие в первую и вторую лиги Национального агрегированного рейтинга. Они показали по четырем стандартам существенное соответствие, по пяти – полное.

Программы второго кластера: «Продукты питания из растительного сырья» (19.03.02, 19.04.02), «Продукты питания животного происхождения» (19.03.03, 19.04.03) и «Технология продукции и организация общественного питания» (19.03.04, 19.04.04) в полном составе оказались в первой лиге НАР. И по соответствию стандартам они показали более сильные позиции: по одному стандарту – существенное соответствие, по восьми – полное.

Программы «Прикладная    информатика» (09.03.03), «Экономика» (38.03.01, 38.04.01), «Бизнес-информатика» (38.03.05) расположились во второй и третьей лиге ПНАР. Экспертная комиссия их оценила высоко: по двум стандартам их признали существенно соответствующими, а по семи – полностью соответствующими.

Четвертый кластер был представлен программами СПО «Региональная и отраслевая экономика» (5.2.3) и «Менеджмент» (5.2.6). По трем стандартам у них существенное соответствие, по шести – полное.

Программы БГАУ «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» (23.03.03, 23.04.03), «Теплоэнергетика и теплотехника» (13.03.01, 13.04.01) и «Электроэнергетика и электротехника» (13.03.02) находятся во второй лиге ПНАР, а оценки от экспертов они получили следующие: по двум стандартам – существенное соответствие, по шести – полное соответствие. Другой набор программ: «Электротехнологии, электрооборудование и электроснабжение агропромышленного комплекса» (4.3.2) и «Технологии, машины и оборудование для агропромышленного комплекса» (4.3.1) по четырем стандартам показал существенное соответствие, по пяти – полное.

Комментируя выезд экспертной   комиссии   в вуз, ее председатель, кандидат физико-математических наук, доцент, проректор по учебной работе Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына Жениш Бексултанов обратил внимание не только на высокий уровень остепененности профессорско-преподавательского состава, но и позитивный настрой коллектива экономического факультета БГАУ. Эксперты отметили тесную связь образовательной системы с производственными предприятиями, что позволяет учащимся применить полученные знания на практике и в последующем успешно трудоустроиться. Материально-техническая база университета признана соответствующей современным технологиям и уровню развития образования в этой сфере. Рекомендации рассмотренным кластерам касались мобильности студентов и увеличения доли молодых ученых в общей численности ППС.

Программы были аккредитованы на 6 лет.

Башкирский государственный аграрный университет

  • «Строительство» (08.03.01 и 08.04.01)
  • «Природообустройство и водопользование» (20.03.02 и 20.04.02)
  • «Землеустройство и кадастры» (21.03.02 и 21.04.02)
  • «Геодезия и дистанционное зондирование» (21.03.03)
  • «Продукты питания из растительного сырья» (19.03.02 и 19.04.02)
  • «Продукты питания животного происхождения» (19.03.03 и 19.04.03)
  • «Технология продукции и организация общественного питания» (19.03.04 и 19.04.04)
  • «Прикладная информатика» (09.03.03)
  • «Экономика» (38.03.01 и 38.04.01)
  • «Бизнес-информатика» (38.03.05)
  • «Региональная и отраслевая экономика» (5.2.3.)
  • «Менеджмент» (5.2.6.)
  • «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» (23.03.03 и 23.04.03)
  • «Теплоэнергетика и теплотехника» (13.03.01 и 13.04.01)
  • «Электроэнергетика и электротехника» (13.03.02)
  • «Электротехнологии, электрооборудование и энергоснабжение агропромышленного комплекса» (4.3.2.)
  • «Технологии, машины и оборудование для агропромышленного комплекса» (4.3.1.)

Что в активе у главного аграрного…

Также с целым набором кластеров образовательных программ высшего и среднего профессионального образования вышел на международную аккредитацию лидер российского сельскохозяйственного образования – Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева. Это уже пятая аккредитация Тимирязевки в Нацаккредцентре. Тем не менее, как отметил председатель Нацаккредсовета Виктор Болотов, зарубежные эксперты во всех комиссиях очень требовательно подошли к программам Тимирязевки.

Программы «Биология» (06.03.01, 06.04.01) входят в премьер-лигу и первую лигу ПНАР, поэтому они заслужили от экспертов три оценки о существенном соответствии и шесть – о полном.

Исключительно в премьер-лиге Предметного национального агрегированного рейтинга находятся программы из другого кластера: «Биотехнология» (19.03.01, 19.04.01), «Продукты питания из растительного сырья» (19.03.02, 19.04.02) и «Продукты питания животного происхождения» (19.03.03, 19.04.03). Неудивительно, что все они признаны полностью соответствующими стандартам. Аналогично с полным соответствием всем стандартам прошла проверку экспертов программа СПО «Технологии продуктов питания из растительного сырья» (19.02.11).

Кластер программ высшего образования «Строительство» (08.03.01, 08.04.01) и «Строительство уникальных зданий и сооружений» (08.05.01) из первой лиги ПНАР по двум стандартам показал существенное соответствие, по семи – полное. Отдельно на аккредсовете рассматривалась программа СПО «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», которая три стандарта прошла с существенным соответствием, шесть – с полным.

Заместитель председателя комиссии по СПО, председатель предметной цикловой комиссии, координатор по учебному заведению по проведению демонстрационного экзамена Института среднего профобразования Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Алена Щербак отметила «супероснащенность материально-технической базы», а особенно – инновационные центры и лаборатории Тимирязевки. Сами студенты университета говорят о том, что в нем созданы современные условия для развития личности учащихся, их творческого потенциала, самореализации. Что касается экспертных рекомендаций, то по программам СПО университету необходимо, в частности, совершенствовать электронную образовательную среду.

Все программы РГАУ – МСХА им. К. А. Тимирязева получили максимальный срок аккредитации.

Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева

  • «Биология» (06.03.01 и 06.04.01)
  • «Биотехнология» (19.03.01 и 19.04.01)
  • «Продукты питания из растительного сырья» (19.03.02 и 19.04.02)
  • «Продукты питания животного происхождения» (19.03.03 и 19.04.03)
  • «Технология продуктов питания из растительного сырья» (19.02.11)
  • «Строительство» (08.03.01 и 08.04.01)
  • «Строительство уникальных зданий и сооружений» (08.05.01)

Больше рекомендаций, а не «пятерок»

У Орловского государственного университета им. И. Тургенева на аккредитации рассматривались программы высшего образования «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» (23.03.03, 23.04.03) и «Наземные транспортно-технологические средства» (23.05.01). Они из второй лиги ПНАР, и эксперты по шести стандартам поставили оценки «Существенное соответствие», а по трем – «Полное соответствие». Комиссия к работе подошла очень строго и дала побольше рекомендаций для того, чтобы университет улучшил свои показатели, потому что на первой встрече ректор попросил от экспертов именно максимума рекомендаций, а не «пятерок». Поэтому комиссия с радостью выполнила просьбу ректора, а программы в итоге получили аккредитацию на 6-летний срок.

Новосибирский государственный университет экономики и управления проходил аккредитацию в Нацаккредцентре в третий раз, и в этом году – с двумя кластерами программ высшего об- разования и СПО.

Из всего кластера программы «Информационные системы и технологии»    (09.03.02, 09.04.02), «Прикладная информатика» (09.03.03, 09.04.03), «Инноватика» (27.03.05, 27.04.05) входят во вторую лигу ПНАР, и только программа «Фундаментальная информатика и информационные технологии» (02.03.02) – в четвертую. По пяти стандартам у них существенное соответствие, по четырем – полное.

С полным соответствием стандартам вышел на аккредитацию кластер программ «Экономика» (38.03.01), «Менеджмент» (38.03.02, 38.04.02), «Государственное и муниципальное управление» (38.03.04, 38.04.04), «Бизнес-информатика» (38.03.05), «Экономическая безопасность» (38.05.01) и «Финансы и кредит» (38.04.08). Немудрено, что у кластера такие высокие оценки, так как программы входят в Премьер-лигу ПНАР.

Вопросов у членов совета не возникло и по кластеру программ СПО «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (38.02.01), «Операционная деятельность в логистике» (38.02.03), «Финансы» (38.02.06) и «Банковское дело» (38.02.07). Все они признаны полностью соответствующими стандартам.

Как награда – максимальные сроки аккредитации.

Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева

  • «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» (23.03.03 и 23.04.03)
  • «Наземные транспортно-технологические средства» (23.05.01)

Новосибирский государственный университет экономики и управления

  • «Информационные системы и технологии» (09.03.02 и 09.04.02)
  • «Прикладная информатика» (09.03.03 и 09.04.03)
  • «Инноватика» (27.03.05 и 27.04.05)
  • «Фундаментальная информатика и информационные технологии» (02.03.02)

Точки роста для лидерства

За 15 лет работы Нацаккредсовета Институт международных экономических связей стал четвертым негосударственным вузом, решившим пройти аккредитационные процедуры. Институт представил программы по своему основному профилю подготовки – экономическому. Это программы «Экономика» (38.03.01),  «Менеджмент» (38.03.02), «Государственное и муниципальное управление» (38.03.04) и «Бизнес- информатика» (38.03.05). Все они входят в третью лигу ПНАР. По трем стандартам они показали существенное соответствие, по шести – полное соответствие.

Поскольку вуз негосударственный, Нацаккредцентр провел специальный предвизит, чтобы предварительно встретиться с руководством, осмотреть материальную базу и познакомиться с коллективом.

– Университет имеет явные признаки подготовки лидеров, – рассказал председатель комиссии, доктор экономических наук, доцент, советник Аналитического центра «Бизнес-эксперт», профессор Кыргызского государственного технического университета, экс-ректор Академии управления при президенте Кыргызской Республики Алмаз Насыров. – Концепция подготовки лидеров здесь четко выражена, имеет сильные традиции. Здесь очень хорошо поставлена работа по формированию индивидуальной траектории студентов. Обеспечен полный доступ обучающихся к администрации и оперативное решение всех возникающих вопросов. Я был приято удивлен, что вуз имеет партнерские связи с государственными структурами. При этом комиссия очень строго подошла к оценке и дала несколько существенных рекомендаций относительно системы воспроизводства научно-педагогических кадров и инвестиций в развитие материально-технической базы. Она достаточно современная, но в связи со взятой вузом задачей подготовки лидеров, постоянно требуются инвестиции в программное обеспечение учебного заведения.

Комиссия также рекомендовала вузу, готовящему кадры для внешнеэкономической деятельности, уделить внимание повышению квалификации профессорско-преподавательского состава по развитию навыков преподавания на иностранном языке. А еще ему посоветовали обеспечить фундаментальность научных исследований и придать академичности вузу.

– Руководство вуза просило не хвалить, а дать побольше рекомендаций практического характера, – признался Алмаз Насыров. – Наши замечания существенным образом или критически не влияют на деятельность вуза. Помимо прочего мы рекомендовали несколько расширить географию представленности на глобальном уровне, усилить международные связи со странами БРИКС, Азии и так далее, что ложится в современный контекст российской государственной политики. В целом мы отметили, что есть точки роста, а руководство вуза очень заинтересовано в развитии.

Весь кластер аккредитован на 6 лет.

Блок международной аккредитации завершили профильные программы Московского государственного  строительного  университета «Строительство» (08.03.01, 08.04.01) и «Строительство уникальных зданий и сооружений» (08.05.01). По всем девяти стандартам они показали полное соответствие и получили аккредитацию на 6 лет.

Заместитель председателя комиссии, доктор технических наук, профессор кафедры организации и технологий гидромелиоративных и строительных работ РГАУ- РСХА им. К. А. Тимирязева Лариса Журавлева рассказала экспертам о том, что университету дали ряд рекомендаций, среди которых – определить особенности содержания своих программ по сравнению со всеми другими строительными вузами, обеспечить публикацию целей образовательных программ на сайте.

Институт международных экономических связей

  • «Экономика» (38.03.01)
  • «Менеджмент» (38.03.02)
  • «Государственное и муниципальное управление» (38.03.04)
  • «Бизнес-информатика» (38.03.05)

Московский государственный строительный университет

  • «Строительство» (08.03.01 и 08.04.01)
  • «Строительство уникальных зданий и сооружений» (08.05.01)

Если рекомендации выполняются…

В заключение Нацаккредсовет рассмотрел вопрос о продлении сроков аккредитации университетам, ранее получившим ее в сокращенном виде. Эксперты проверяли, насколько вуз справился с полученными замечаниями.

Так, в феврале 2022 года программа «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования» (25.05.03) Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) получила аккредитацию на неполный срок – на 2 года. Тогда программа получила 55 рекомендаций, и по прошествии срока более половины из них выполнены, две выполнены частично, а три рекомендации по объективным причинам выполнить невозможно. Одна из них, например, была связана с Академией CISCO, которая в 2022 году прекратила деятельность на территории России. Еще 20 рекомендаций пока находятся в процессе выполнения в соответствии с предоставленным планом. Эксперты сделали вывод о том, что за прошедшие два года ТУСУР в этом направлении проделал большую работу. В связи с этим университет обратился с просьбой продлить срок аккредитации еще на два года.

Нацаккредсовет принял положительное решение, а еще его члены договорились пересмотреть регламент, чтобы у них была возможность продлевать аккредитацию не на два года, как сейчас, а еще и на четыре, если учебное заведение выполнило 90% рекомендаций или выполняет их по утвержденному плану.

«Члены Нацаккредсовета договорились пересмотреть регламент, чтобы у них была возможность продлевать аккредитацию не на два года, как сейчас, а еще на четыре, если учебное заведение выполнило 90% рекомендаций или выполняет их по утвержденному плану».

Аналогичное положительное решение принято и по Ачинскому филиалу Красноярского государственного аграрного университета. Его программа «Экономика» (38.03.01) получила аккредитацию на неполный срок 4 года в июне 2020 года. По представленному отчету из 36 рекомендаций выполнено полностью 94% и две рекомендации выполнены частично. Аккредитацию продлили еще на два года.

На летний перерыв Национальный аккредитационный совет ушел с перспективой проработать несколько возникших вопросов для того, чтобы усовершенствовать процедуры профессионально-общественной и международной аккредитации. Их популярность среди отечественных и зарубежных вузов планомерно растет, а это значит, что удобство делового взаимодействия участников процедур тоже должно повышаться.

Подготовил Алексей Батанов

11.10.2024
Наверх