СЗГМУ им. И.И. Мечникова

«Тройная спираль» Мечниковского университета

В 2023 году каждый пятый его выпускник получил диплом с отличием. Как вуз, образованный чуть более 10 лет назад, добивается качества образования?

Продолжатель традиций старейших медицинских вузов России, сегодня СЗГМУ им. И.И. Мечникова – один из лучших отраслевых университетов страны. Доказательством служит и его растущая востребованность не только у российских, но и иностранных абитуриентов, и динамика развития научно-исследовательского сектора, и реализация ряда уникальных образовательных и партнерских инициатив – обо всем этом мы сегодня поговорим с нашим собеседником, ректором Сергеем Сайгановым. И еще отметим значимый факт: с самого момента своего основания в 2011 году СЗГМУ им. И.И. Мечникова целенаправленно, последовательно и скрупулезно развивает внутривузовскую систему менеджмента качества. Интегрированная со всеми процессами в университете, она создает надежную базу для достижения запланированных вузом результатов и обеспечения удовлетворенности его ключевых стейкхолдеров: студентов, преподавателей, работодателей, общественности…

Кредо для трансформации 

АО. Сергей Анатольевич, позвольте для начала задать вам вводный вопрос, на него мы просим ответить всех героев ­рубрики «Реформаторы образования». Итак, в начале 2010 года вышла известная книга «Дорога к академическому совершенству» под редакцией Ф. Альтбаха и Дж. Салми. В ­предисловии ее авторы отмечали: «Мир с ­нетерпением ждет появления новой большой идеи в управлении научным сообществом и трансформации университетов как образовательного пространства». Теперь, спустя десятилетие, можно ли сказать, что такая мировая «новая большая идея» (некие ясные общемировые маяки, критерии, концепты изменений) наконец появилась? Есть на что опираться ректорам-практикам?

– В конце прошлого века родилась концепция «тройной спирали», которая представляет собой развитие любого университета как триединства науки, образования и технологических инноваций, и это, действительно, верно. Сегодня СЗГМУ им. И.И. Мечникова растет и развивается именно в таком триединстве, запуская новые востребованные образовательные программы, инициируя и реализуя современные клинические исследования, используя симуляционные технологии подготовки будущих врачей. 

Мне бы хотелось подчеркнуть, что, трансформируя университет, ректоры-практики должны, в первую очередь, своевременно определять и учитывать запрос общества и работодателей на необходимые компетенции выпускников, а также предлагать те инновационные продукты, которые могут восполнить уход с рынков зарубежных аналогов и обеспечить новые потребности отрасли. Именно поэтому, разрабатывая ту или иную образовательную программу, создавая новое подразделение, проектируя то или иное клиническое исследование в университете, мы прежде стараемся ответить на вопрос: насколько это все полезно и необходимо обществу? Поддержка тесной связи с нашими ­потенциальными ­абитуриентами, с ­поступающими и ­выпускниками, с ­работодателями позволяет знать здесь и сейчас, что актуально и что необходимо.

АО. На гербе СЗГМУ им. И.И. Мечникова обозначены три даты: 2011, 1885 и 1907 годы. Чем они знаменательны для вуза? Какую специфику наложили на его формат и деятельность?

– Действительно, современная история университета началась относительно недавно: вуз был образован в 2011 году в результате слияния двух старейших образовательных медицинских заведений России: Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования и Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова.

Однако, история наших вузов-предшественников уходит корнями в богатое  прошлое.  Отображенный на современном  логотипе университета  1885 год – это год открытия Клинического института Великой княгини Елены Павловны, а 1907 – год открытия выдающимся психиатром В.М. Бехтеревым Психоневрологического института. СЗГМУ им. И.И. Мечникова выступает прямым наследником этих первоклассных медицинских институтов. Так, например, единая система медицинского образования университета – от студенческой скамьи до повышения квалификации сложившегося специалиста – продолжает традиции, заложенные нашими предшественниками. Внутренняя целостность и непрерывность профессионального совершенствования – то кредо, которое досталось нам от них и которому СЗГМУ им. И.И. Мечникова следует сегодня.

«Разрабатывая ту или иную образовательную программу, создавая новое подразделение, проектируя то или иное клиническое исследование в университете, мы прежде стараемся ответить на вопрос: насколько это все полезно и необходимо обществу?»

Научные школы: от традиций к новым «фронтирам»

АО. Действительно, история университета связана с целой плеядой известных ученых и педагогов: идеи профессора Эйхвальда легли в основу развития системы постдипломного обучения врачей, академики Давиденков и Френкель – родоначальники отечественных школ клинической нейрогенетики и геронтологии, профессор Эйдемиллер – один из основателей семейной психотерапии в СССР… В общем, рождение и развитие в стенах вуза передовых научных направлений – одна из ярких, исторически сложившихся особенностей университета. Кем, какими научными школами гордится университет сегодня?

– Да, современный СЗГМУ им. И.И. Мечникова гордится своей богатой академической историей и настоящим «созвездием» выдающихся исследователей! Не хватит времени и места, чтобы перечислить всех, но к названным вами добавлю основоположников отечественных медицинских направлений, чья деятельность неразрывно связана с нашим вузом, и имена которых ныне носят университетские кафедры: 

  • выдающийся кардиолог, основатель и руководитель первой кафедры кардиологии на постдипломном образовании в СССР М.С. Кушаковский; 
  • выдающийся хирург, один из основоположников отечественной онкологии, академик АМН СССР Н.Н. Петров; 
  • крупный отечественный нейрохирург, один из основоположников нейрохирургии в СССР А.Л. Поленов; 
  • основатель школы Ленинградской ­клинической эндокринологии, крупнейший отечественный ученый с мировым именем в области как клинической, так и экспериментальной эндокринологии В.Г. Баранов; 
  • выдающийся отечественный микробиолог и миколог, чье имя носит институт микологии, П.Н. Кашкин; 
  • академик, невролог, исследователь проблем наследственности неврологических заболеваний, один из признанных основателей генетики С.Н. Давиденков;
  • основатель хирургической научной школы, один из основоположников сосудистой, эндокринной, советской военно-полевой хирургии В.А. Оппель;
  • крупный специалист по профилактике стоматологических заболеваний, разработчик первых в мире профилактических зубных паст Ю.А. Федоров; 
  • один из основоположников отечественной челюстно-лицевой хирургии, пластической хирургии, член-корреспондент АМН СССР А.А. Лимберг;
  • выдающийся терапевт, специалист в области патологии и терапии болезней пищеварительной системы, витаминологии, диетологии, член-корреспондент АМН СССР С.М. Рысс; 
  • создатель научной школы фармакологов, один из основателей Всемирного союза фармакологов, академик АМН СССР С.В. Аничков; 
  • крупный отечественный патофизиолог, член-корреспондент АМН СССР, РАМН, РАН С.А. Симбирцев; 
  • крупный отечественный биохимик, исследователь широкого спектра проблем воздействия токсических веществ, космофизических воздействий, лазерного облучения, электромагнитных полей, вибрации, шума, продуктов микробиологического синтеза В.В. Соколовский; 
  • один из создателей службы анестезиологии и реаниматологии в Ленинграде и в СССР В.Л. Ваневский; 
  • выдающийся русский хирург первой половины XX века И.И. Греков;
  • русский хирург XIX века Н.Д. Монастырский – один из первых в Европе разработчиков хирургии желчных путей и один из пионеров асептики в России.

Традиции научных школ, созданных плеядой выдающихся деятелей, находят свое продолжение в современных институтах СЗГМУ им. И.И. Мечникова – Институте сердца и сосудов, Институте стоматологии, Институте остеопатии и интегративной медицины, а также во многих научных проектах и исследованиях университета.

АО. По данным мониторинга эффективности организаций высшего образования Минобрнауки РФ от 2023 года, один из ключевых мониторинговых показателей университетской науки – «объем НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника» – в СЗГМУ им. И.И. Мечникова за год вырос более чем на 64%. Более того, по этому показателю университет в два раза превосходит медианные значения вузов подчинения Минздрава России и медианные значения большинства других государственных и муниципальных вузов РФ. Какие системные меры, предпринятые командой университета в интересах развития университетской науки, лежат в основе столь значимых результатов?

– Наш вуз в целом демонстрирует высокую эффективность по наукометрическим показателям: это и публикационная активность, число цитирований публикаций, и количество издаваемых вузом научных журналов, привлекаемых грантов на исследования и т.д. Здесь подчеркну, что положительная динамика развития университетского научно-исследовательского сектора, в том числе его финансового обеспечения, возможно только на основе реальной востребованности ­обществом результатов интеллектуальной ­деятельности. 

Так, например, на базе НИИ медицинской микологии им. П.Н. Кашкина СЗГМУ им. И.И. Мечникова создан Микологический референс-центр Минздрава России, а в 2023 в его структуре нашими специалистами организован Центр телемедицинских консультаций по диагностике и лечению грибковых заболеваний, где проводится мониторинг резистентности грибковых патогенов к антимикотикам из всех регионов страны.

Также в университете действует ряд малых инновационных предприятий, работа которых обеспечивается научно-клиническим составом вуза. В рамках МИП наши научные разработки получают возможность монетизации, а значит и привлечения дополнительного финансирования НИР. 

Кроме того, мы отладили систему финансового поощрения сотрудников вуза за достижения в науке. Активно привлекаем в сферу исследований и разработок молодежь – третий год подряд вузу удается войти в число победителей конкурса грантов Минобрнауки России на развитие студенческого научного общества. В 2023 году, при ­поддержке Минобрнауки РФ, университет провел для молодых ученых масштабный «Фестиваль науки». Также мы организуем обучение студентов технологическому предпринимательству, благодаря чему они уже выиграли 5 млн. рублей на свои разработки в конкурсе «Студенческий стартап». 

Таким образом, целенаправленная работа по привлечению конкурсного финансирования – один из приоритетов нашего университета.

Медицинское образование: факторы качества

АО. Доказано всем мировым опытом: прямая производная качественной университетской науки – качественное образование. Эту универсальную аксиому подтверждает и «кейс» СЗГМУ им. И.И. Мечникова: из 718 выпускников 2023 года 151 человек, т.е. практически каждый пятый, получил диплом с отличием. Как вузу удается «продуцировать» столь немалую долю отличников (учитывая, что учеба в медицинском вузе вообще одна из самых трудоемких)?

– Наш университет является одним из востребованных медицинских вузов как Санкт-Петербурга, так и России. Мы отмечаем большой конкурс не только на бюджетные места, но и на платные, что является важным механизмом отбора наиболее мотивированных студентов с высокими баллами. Так, например, в 2021 году в наш университет по направлениям подготовки специалитета и бакалавриата было подано 12 912 заявлений, что уже свидетельствовало о крайне высокой популярности учебного заведения, однако в 2023 году эта цифра увеличилась до 15 541 заявлений. Конкурс на бюджетные места по направлению подготовки «Лечебное дело» в 2022 году равнялся 9,72, а в 2023 году – уже 12,2 человека на место. Традиционно отмечается и положительная динамика конкурса на стоматологический факультет: со 148,6 человека на место в 2022 году до 179,6 человека на место в 2023 году.  

Следующий фактор, работающий на повышение качества образования в университете, – это ­внедренная и действующая балльно-рейтинговая система оценивания результатов обучения, где каждый студент видит свои финальные цели обучения и траекторию образования. Таким образом мы стараемся мотивировать и поддерживать успехи и достижения студентов: учебные, внеучебные и научные достижения влияют на уровень стипендии и, конечно, обучающийся стремится учиться отлично, зная, что будет вознагражден. Наши студенческие команды выигрывают олимпиады по дисциплинам, участвуют в мероприятиях спортивной и культурной направленности, с удовольствием занимаются волонтерством и пропагандируют здоровый образ жизни. Младшие курсы перенимают позитивный опыт старших курсов и стремятся учиться достойно.

Не могу не отметить и высокий уровень профессорско-преподавательского состава, а также наличие собственной клинической базы – все это, безусловно, также важные слагаемые ­качественного обучения наших студентов.

АО. Можно ли сказать, что востребованность университета связана еще и с тем, что в СЗГМУ им. И.И. Мечникова открываются и реализуются уникальные образовательные программы в области медицины. О первой в России программе подготовки врачей-остеопатов вы уже упомянули. Знаем, есть и другие примеры… 

– Наш университет старается идти в ногу со временем и принимает активное участие в реализации появляющихся новых специальностей. Действительно, Институтом остеопатии и ­интегративной медицины СЗГМУ им. И.И. Мечникова была проделана большая работа: в 2021 году (кафедрой остеопатии, заведующим которой является Д.Е. Мохов – главный внештатный специалист по остеопатии Минздрава РФ), в соответствии с новыми ФГОС была разработана образовательная программа, получена лицензия и в 2022 году наш университет – первый ­­­в ­­­­­­­­­России – начал обучение по остеопатии на уровне специалитета. А уже в новом 2024/25 учебному году мы – и вновь единственные в России – имеем бюджетные места на данную специальность (4 места).

Кроме того, университет открывает новые специальности ординатуры. Так, с этого учебного года будет осуществляться прием по новой программе ординатуры 32.08.15 «Медицинская микробиология», где есть возможность обучаться на бюджетной основе (35 мест) по актуальной востребованной программе. С 2023 года начали прием на программу 31.08.17 «Детская эндокринология», а с 1 сентября 2024 года открывается прием по  программе 31.08.78 «Физическая и реабилитационная медицина».

Помимо программ ординатуры, университет занимается разработкой новых образовательных программ специалитета: 30.05.02 «Медицинская биофизика» и 30.05.03 «Медицинская кибернетика». Также прорабатывается вопрос разработки программы с двойной квалификацией, в рамках которой студенты СЗГМУ им. И.И. Мечникова смогут получить широкий спектр профессиональных компетенций и освоить сразу 2 специальности. 

Одной из последних разработок университета можно считать интегрированную образовательную программу специалитета по специальности 31.05.01 «Лечебное дело». Особенностями данной программы, прием на которую начнется с 1 сентября 2024 года, являются: модульное построение учебного плана (14 модулей), интеграция базовых и фундаментальных дисциплин и внедрение их в практическую подготовку, практико-ориентированная программа с клинической практикой на 6-м курсе, наличие научного компонента в виде подготовки научного исследования  (научно-проектная деятельность), а также дополнительные возможности для формирования индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) за счет элективных дисциплин по профильным направлениям клинической медицины.

Кроме того, говоря о медицинском образовании, нельзя не упомянуть и о такой привлекательной и перспективной, гарантирующей трудоустройство форме, как целевое обучение. В СЗГМУ им. И.И. Мечникова только в прошлом, 2023 году, было зачислено 290 целевиков из различных регионов России.

«Фактор, работающий на повышение качества образования в университете, – это внедренная и действующая балльно-рейтинговая система оценивания результатов обучения, где каждый студент видит свои финальные цели обучения и траекторию образования».

Международное измерение: 
«СЗГМУ плюс…»

АО. Можно поздравить университет и с рекордом в сфере экспорта образования. Почти в два раза – со 109 человек в 2022 году до 206 в 2023-м – выросло число зачисленных на первый курс СЗГМУ им. И.И. Мечникова иностранных граждан. То есть, несмотря на сложности, «марка» российского медицинского образования удерживается на высоких позициях? Благодаря каким мерам и решениям?

– Я искренне верю, что СЗГМУ им. И.И. Мечникова будет и в будущем престижным и востребованным университетом в мировом академическом сообществе, так как именно благодаря синергетическому эффекту «тройной спирали», о которой я говорил в начале интервью, мы достигли высоких показателей по всем направлениям деятельности. Это отразилось, в том числе, и на достойном представлении нашего вуза в национальных и мировых рейтингах, включая QS University Rankings, Times Higher Education, Forbes, RAEX и других. 

Мы предпринимаем попытки, на мой взгляд, ­достаточно успешные, по созданию гибких и адаптивных образовательных программ для граждан зарубежных государств. Ведь важно, чтобы их квалификации оказались востребованными в любой стране мира. Например, в 2022 году мы запустили программу «Стоматология с учетом зарубежных стандартов для иностранных обучающихся», в 2020-м  возобновили «Лечебное дело на английском языке», а в настоящий момент активно развиваем программы академической мобильности и сотрудничаем со многими ведущими зарубежными медицинскими вузами не только для обмена опытом, но и с целью создания нового, востребованного продукта на образовательном рынке.

АО. Представители российского бизнеса говорят, например, что китайские партнеры – это непростые переговорщики. На этом фоне тем более позитивно прозвучала новость о том, что совместный научный проект СЗГМУ им. И.И. Мечникова и Харбинского медицинского университета получил одобрение Государственного фонда естественных наук Китая. Насколько для вуза важен этот опыт включения в международную научную повестку? 

– Текущий 2024 год был объявлен Президентом Российской Федерации «перекрестным годом культур России и Китая». В этом контексте наши усилия стратегического планирования ­направлены не только на развитие университета, но также, безусловно, и на внесение вклада СЗГМУ имени И.И. Мечникова в усиление потенциала страны. Мы начали сотрудничество с ­­­Харбинским медицинским университетом несколько лет назад в области академического и научного обмена. Установив крепкие связи и определив единые цели, сгенерировали научное исследование совместно с Государственным фондом естественных наук Китая и Российским научным фондом. Тема исследования: «Противогрибковый эффект малых РНК пробиотиков, молекулярный механизм их переноса в царство Fungi и гибели патогенных грибов». Подчеркну, что данный проект характеризуется социальной значимостью его результатов. В частности, в ходе работы будут получены детальные сведения о структуре вагинального микробиома, ассоциированного с развитием РВВК, изменениях его микроэкологии, ключевых молекулах, определяющих гомеостаз биома и взаимодействия между его отдельными представителями (грибы, бактерии). 

Что нам принес данный совместный проект? Прежде всего, отмечу не только его прикладную научную ценность, но и ценность гуманитарную – ведь без синергии усилий научных школ разных стран и культур сегодня невозможно создать полезную и применимую для любой области жизнедеятельности технологию.

Коллаборация МедТех: междисциплинарное партнерство

АО. У каждого вуза есть свои особенности, сильные стороны. Одна из них – это успешное участие СЗГМУ им. И.И. Мечникова в партнерстве с СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в федеральном проекте «Платформа университетского технологического предпринимательства», в конкурсе студенческих стартапов. Выше вы уже упомянули об этом, но хотелось бы выяснить чуть подробнее о столь нетривиальном для медицинского вуза факте. В частности, какие новые возможности может открыть такая инновационная коллаборация медицинского и технического вузов?

– Наши обучающиеся активно участвовали в акселерационной программе СПбГЭТУ «ЛЭТИ», призванной ускорить развитие инновационных разработок. Благодаря межвузовской кооперации удалось сформировать команды, в состав которых вошли медики и программисты. Все пять проектов наших студентов, получивших грантовую поддержку Фонда содействия инновациям, направлены на внедрение информационных технологий в здравоохранение – это использование искусственного интеллекта для ­диагностики заболеваний, телемедицинские сервисы, онлайн- тренажеры. Только междисциплинарное взаимодействие позволяет реализовать такие проекты! Таким образом, мы формируем новое поколение молодых ученых, вовлеченных в технологическое предпринимательство, как ответ на существующий в стране запрос на ускоренное внедрение отечественных разработок в национальную экономику.

 

14.06.2024
Наверх