Диагностическое интернет-тестирование – первая ступень мониторинга образовательных достижений

Диагностическое интернет-тестирование – первая ступень мониторинга образовательных достижений

Качественный мониторинг уровня подготовки студентов предполагает независимое оценивание образовательных достижений на всех этапах обучения. На данной концепции строится вся экосистема сервисов интернет-тестирования портала i-exam.ru. Благодаря регулярному и систематическому наблюдению за динамикой усвоения студентами учебного материала и программы в целом представители различных подразделений образовательной организации, в большей степени специалисты учебного управления, могут регулировать ход учебного процесса и корректировать его для достижения максимально высоких результатов, которые впоследствии положительно отражаются на статусе и конкурентоспособности вуза или ссуза. Однако следует отметить, что для полноты картины всего прогресса образовательных достижений студентов следует взять в расчет показатели их начального уровня обязательной подготовки, той базы, с которой они поступили в образовательное учреждение. Эту оценку максимально оперативно и массово возможно провести с помощью сервиса «Диагностическое интернет-тестирование студентов первого курса».

Экосистема сервисов независимого оценивания на портале i-exam.ru

Диагностическое тестирование разрабатывалось в 2010 году как проект, целью которого было определение реального уровня обязательной подготовки студентов по предметам школьного курса. Основная задача сервиса сохранилась и в текущей версии, получив свое воплощение в «Диагностике знаний». Безусловно, при зачислении в вуз первичным критерием отбора абитуриентов становятся баллы единого государственного экзамена. Однако стоит отметить, что этот показатель отражает лишь общий уровень освоения школьной программы и только по некоторым предметам. Для грамотного построения преподавателями дальнейшего процесса обучения этих данных может быть недостаточно, так как они не имеют более детальных сведений о качестве полученных знаний по отдельным разделам и темам. Диагностическое интернет-тестирование студентов первого курса позволяет получить необходимые развернутые результаты, которые могут быть рассмотрены как часть входного внутривузовского контроля уровня знаний.

Диагностика знаний – инструмент для подготовки к ВПР

«Диагностика знаний» в рамках данного сервиса позволяет определить реальный уровень обязательной подготовки студентов по предметам школьного курса. Ранее объем заданий для проведения тестирования включал три дисциплины для диагностики знаний базы 9 классов и 10 – для студентов, изучивших полный курс 11 классов. К предстоящему этапу предоставления доступа к системе в 2024 году проведено существенное обновление педагогических измерительных материалов. 

Отличительной чертой сервисов портала i-exam.ru всегда было стремление идти в ногу со временем или даже опережать его. Поскольку с целью определения качества полученных знаний по основным предметам были введены всероссийские проверочные работы не только для школьников, но и для студентов колледжей и техникумов, возникла необходимость в инструменте, который помог бы в организации подготовки к тестированию, проводимого контрольными службами. Такой «помощник» уже существовал, но требовал некоторой доработки. 

Поэтому в рамках Диагностического интернет-тестирования студентов первого курса структуры содержания и педагогические измерительные материалы по представленным дисциплинам актуализированы в соответствии с содержанием КИМ ВПР СПО. Помимо этого, закономерным было существенное пополнение перечня дисциплин основного общего образования, чтобы сравнять счет с базой 11 классов. Таким образом, теперь функции сервиса позволяют ссузам осуществлять подготовку студентов к Всероссийским проверочным работам для оценки результатов обучения по общеобразовательным предметам, освоенным по программам СПО.

ВПР по профильным предметам в ссузах проводятся по установленному графику. Поэтому особенно важно начать подготовку к этой процедуре заблаговременно. В связи с этим доступ к Диагностическому интернет-тестированию студентов первого курса будет открыт для участников уже с 1 августа.

Диагностика готовности к обучению

Уникальность интернет-тестирования первокурсников не ограничивается только материалами для проведения оценки уровня базовых знаний по школьной программе. В 2012 году сервис расширил свои границы, включив в себя новое направление – проведение «Диагностики готовности», нацеленной на выявление особенности мотивации к учению, интеллектуальных способностей и качеств личности как факторов дальнейшего успешного обучения. Это возможность посмотреть на только поступивших студентов с точки зрения их перспектив в образовательной среде. 

Организаторы тестирования могут самостоятельно выбрать оптимальные и наиболее подходящие методики для диагностики. Например, в сервисе представлены: диагностика мотивационного компонента по методике С. А. Пакулиной, С. М. Кетько, диагностика когнитивного компонента с помощью теста интеллекта Р. Амтхауэра, диагностика личностного компонента с использованием пятифакторного опросника. 

Результаты диагностики готовности отражают психологические особенности обучающихся для дальнейшего проведения дополнительных учебных занятий, индивидуальных консультаций, социально-психологических тренингов. Данные предназначены для работы психологов образовательных организаций, кураторов, специалистов отделов по воспитательной работе, заведующих кафедрами и деканов. Все итоги представлены в различных вариантах статистики в форме диаграмм: уровня развития мотивов поступления, профессиональных мотивов, индивидуального профиля интеллекта, выраженности свойств личности и черт характера.

 

Анализ результатов

Помимо уже привычной стандартной формы предоставления результатов тестирования в форме рейтинг-листов с указанием процентов правильно выполненных заданий, образовательным организациям предоставляется отчет «Диагностика знаний студентов первого курса» по каждой дисциплине для представителей ректората, деканов, заведующих кафедрами, профессорско-преподавательского состава. В отчет включена обобщенная структура измерительных материалов, тематическое наполнение которых соответствует содержательным линиям школьного курса дисциплины. В информационно-аналитических материалах детально представлены результаты в разрезе различных показателей.

Так, например, гистограммы позволяют наглядно оценить характер распределения результатов тестирования по дисциплине, учитывая расслоение студентов по проценту набранных баллов. 

 

Гистограмма плотности распределения результатов диагностического тестирования

Особый интерес представляет карта коэффициентов решаемости заданий по темам, предназначенная для содержательного анализа качества подготовки студентов. Это именно тот показатель, который дает возможность выявить отдельные темы учебного предмета, освоенные на низком уровне. В дальнейшем для успешного освоения дисциплины отмеченным разделам может быть уделено большее внимание при формировании содержания рабочей программы.

 

Карта коэффициентов решаемости  тестовых заданий

Для вузов и ссузов, неоднократно принимавших участие в Диагностике знаний, также формируется специальный мониторинговый отчет. В нем данные представлены в динамике и сравнении нескольких этапов проведения диагностического тестирования. Результаты наглядно продемонстрируют реальный прогресс в уровне подготовки принятых первокурсников.

 

Мониторинг результатов  диагностического тестирования по дисциплине

Обобщая все особенности и характеристики Диагностического интернет-тестирования студентов первого курса, отметим функциональные преимущества сервиса для представителей образовательных организаций. Определение уровня общеобразовательной подготовки обучающихся и их психологической готовности к освоению содержания ФГОС способствует эффективному планированию учебного процесса, в том числе учету возможности проведения дополнительных подготовительных модулей. Детализированные результаты диагностики позволят преподавателям скорректировать содержание рабочей программы для более успешного освоения материала по дисциплине. А усовершенствованная к новому учебному году версия сервиса поможет образовательным организациям, реализующим программы СПО, подготовить студентов к предстоящим Всероссийским проверочным работам, продемонстрировав более высокие результаты.

 

Обзор подготовлен НИИ мониторинга качества образования

14.06.2024
Наверх