Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата и специалитета

10 лет ФИЭБ: от идеи до отлаженной IT-системы

Основой развития уникальной образовательной новации остаются принципы прозрачности, открытости, объективности, технологичности

ФИЭБ: уникальный и единственный

Интенсивно развивающиеся информационные технологии активно внедряются во все сферы деятельности, автоматизируя их, увеличивая возможности для совершенствования. Современное российское образование также открыто техническому прогрессу, поэтому с течением времени цифровизация вошла и в учебный процесс образовательных организаций.

Независимый экзамен для выпускников общеобразовательных учреждений, как известно, был введен еще в 2009 году. Для высшего образования не существовало единого измерителя уровня подготовки выпускников. Но в декабре 2014 года командой Научно-исследовательского института мониторинга качества образования под руководством профессора, доктора технических наук Наводнова Владимира Григорьевича был разработан проект и проведен пилотный этап Федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата (ФИЭБ). Уже из названия самого проекта становится очевидно, что технологически процедура представляет собой не традиционную бланковую форму, а онлайн-тестирование на единой платформе. В области высшего образования, а именно в бакалавриате, ничего подобного не существовало, и уникальным экзамен остается до сих пор. Тем не менее, более 70 прогрессивных вузов из 40 регионов России готовы были смело внедрить новую технологию и пройти внешнюю независимую оценку качества подготовки выпускников. К 10-летнему юбилею объемы ФИЭБ исчисляются 55 тыс. студентов, сдавших сертификационный экзамен, более чем 270 вузами, стремящимися подтвердить достойный уровень обучения и поднять свой престиж на арене российского образовательного пространства.

Базовые площадки: качество и прозрачность

Ежегодно в числе вузов – базовых площадок мы наблюдаем крупнейшие вузы страны: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, Южный федеральный университет, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Тюменский индустриальный университет, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина и многие другие. Их участие подтверждает доверие к данной процедуре оценки. Важно отметить, что участниками ФИЭБ становятся и вузы ближнего зарубежья. Перечень базовых площадок пополнили Кыргызско-Российский Славянский университет имени первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко.

Упоминая термин «базовая площадка», следует остановиться на технологии проведения экзамена. Несмотря на то, что ФИЭБ нацелен на индивидуальное участие студентов-выпускников, образовательным организациям отводится в нем не менее значительная роль. Система предоставляет возможность выбрать, в каком статусе они готовы выступить при проведении экзамена. Вузы, имеющие в своем арсенале аудиторный фонд, технически качественно оснащенный, становятся базовыми площадками. При этом важны не только бесперебойный выход в интернет и соответствующее программное обеспечение компьютеров, но и возможность ведения видеотрансляции во время ФИЭБ. Выполнение этого требования необходимо для соответствия одному из основных принципов независимой оценки – прозрачности и открытости процедуры.

Особенности финансового участия

Не секрет, что участие студентов в экзамене является платным и добровольным. В связи с этим базовым площадкам в размере 30% от самостоятельной оплаты участия студентами компенсируется организационно-техническая помощь в проведении ФИЭБ. Также при оплате участия своих студентов базовая площадка имеет возможность приобрести купоны по сниженной стоимости. Статус «базовая площадка» наравне с ответственностью дает и определенные бонусы.

Образовательные организации, которые пока не готовы провести ФИЭБ в своих аудиториях, но полны решимости пройти независимую оценку выпускников, могут выступить в качестве вузов-участников, оплатив участие своих студентов. Ближайшие базовые площадки примут участников в аудиториях, предназначенных для проведения ФИЭБ.

ФИЭБ: итоговые документы

Не менее важным показателем признания вузами интернет-экзамена для выпускников является учет результатов при государственной итоговой аттестации или приеме в магистратуру. Сеть базовых площадок формируется в октябре, поэтому, ответственно подходя к решению принять участие в проведении экзамена, в соответствующих официальных документах вузами прописывается порядок рассмотрения результатов ФИЭБ. Основанием учета становится предоставляемый выпускником именной сертификат, который получает каждый студент-участник по итогам экзамена. Распределение сертификатов имеет одну особенность: в них не просто отражено количество набранных баллов, им также присваивается определенная категория. Исходя из общего числа участников по направлению подготовки и максимально набранного балла присваиваются золотые, серебряные и бронзовые сертификаты.

В случае, когда студенты вуза демонстрируют блестящие результаты, образовательная организация тоже может получить сертификат – сертификат качества по направлению подготовки. Он станет документальным подтверждением успешного прохождения вузом независимой оценки уровня подготовки выпускников. Помимо этого, вуз получает подробный педагогический анализ результатов, который используется для дальнейшего внутреннего изучения руководством. Все предоставляемые результаты строго конфиденциальны и передаются непосредственно только представителям образовательной организации.

О формировании кейс-заданий

Проведение федерального экзамена для выпускников разных вузов, где зачастую образовательные программы по различным направлениям подготовки не являются идентичными, требовало разработки уникальной модели измерительных материалов. Независимая оценка должна быть максимально объективной и комплексной, поэтому в структуру так называемого экзаменационного билета были включены не только тестовые задания разных типов по нескольким дисциплинам, но и междисциплинарные кейсы на основе выбора видов (типов задач) профессиональной деятельности.

Ежегодно к разработке заданий привлекается более 350 экспертов-преподавателей выпускающих кафедр. Вариативность материалов и гибкость системы позволили студентам-участникам разных вузов самостоятельно формировать свой экзаменационный билет, выбирая из предлагаемого перечня определенное количество дисциплин и видов (типов задач) профессиональной деятельности в соответствии с образовательной программой.

В 2023 году разработчиками был учтен и предстоящий первый выпуск студентов, оканчивающих обучение по программам бакалавриата поколения ФГОС 3++. В связи с этим и появилась возможность выбора содержания кейс-заданий: не только по видам, но и по типам задач профессиональной деятельности.

Возрастающий интерес образовательных организаций и самостоятельных выпускников к ФИЭБ стимулирует к расширению направлений подготовки, по которым проводится экзамен. И ежегодно НИИ мониторинга качества образования заботится о том, чтобы увеличить возможность участия студентов различных направлений подготовки. Путь инновационного экзамена начинался всего с 5 направлений, а в предстоящем этапе ФИЭБ к 32 направлениям подготовки впервые добавлены измерительные материалы по 8 специальностям. Поэтому даже наименование экзамена склонно к модернизации: в 2024 году будет проведен Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата и специалитета.

ФИЭБ: актуальные нововведения

Создание федерального экзамена для выпускников вузов в форме онлайн-тестирования даже на стадии идеи было новаторским решением. Тем не менее технологически ФИЭБ продолжает развиваться на протяжении всего времени реализации. Так, помимо упомянутого выше очного формата сдачи экзамена в аудиториях базовых площадок с видеонаблюдением, техническими специалистами студентам была предоставлена возможность принять участие дистанционно. У такой формы, безусловно, свои особенности, но принцип прозрачности и открытости неизменно сохраняются. Это возможно благодаря технологии прокторинга, подразумевающей видеотрансляцию сдающего и его активного сеанса тестирования на экране. На первом этапе была необходимость прибегать к использованию для этих целей сторонних приложений, но программистами оперативно была разработана собственная система прокторинга. Такой формат сдачи экзамена оказался весьма востребован студентами. Он позволяет принять участие в независимой оценке даже тем выпускникам, кто по каким-либо причинам не имеет возможности очно присутствовать в базовой площадке. А зачастую прокторинг выручает, когда в городе или даже регионе базовая площадка отсутствует совсем. С ростом числа участников, выбирающих дистанционный формат, необходима была оптимизация системы наблюдения за тестируемыми. Поэтому дополнительным требованием при подключении к прокторингу стало использование камеры мобильного телефона для передачи изображения рабочего места студента.

Нововведения позволяют более строго контролировать соблюдение правил поведения во время экзамена в условиях отсутствия реального наблюдателя, как при очном проведении ФИЭБ. 

Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата и специалитета ежегодно проходит в апреле, чтобы курс дисциплин уже был пройден, и студенты могли воспользоваться преимуществами сертификатов. Экзаменационные сеансы по каждому из направлений подготовки и специальностям проводятся только в один специально отведенный день согласно утвержденному графику. Как правило, экзамены смежных направлений подготовки и специальностей распределены по разным дням, чтобы целеустремленные, перспективные выпускники имели возможность получить не один сертификат. Для удобства пользователей и участников экзамена различных категорий все процессы курируются на единой онлайн-платформе – на портале i-exam.ru.

С уверенностью можем сказать, что Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата – это отлаженная IT-система, отвечающая всем требованиям современных реалий высшего образования, готовая совершенствоваться и модернизироваться в соответствии с потребностями.

Обзор подготовлен НИИ мониторинга качества образования

13.03.2024
Наверх