Образовательные итоги – 2023 глазами методистов

Образовательные итоги – 2023 глазами методистов

Представляем нашим читателям итоги интересного опроса, опубликованного в дружественном журналу «АО» электронном издании Учебно-консультационного центра «Вестник аккредитации» (№210) [1].

Высшая школа входит в новый календарный год с ожиданиями позитивных перемен и надеждами на стабильность. Но, по традиции, хочется еще раз оглянуться назад, пристальнее посмотреть на то, что происходило в прошлом году. Подвести итоги 2023 года нам помогли коллеги, подписчики наших телеграм-каналов, ставшие участниками опроса «Вслед уходящему 2023 году…». Благодарим всех, кто в предновогодней суете нашел время и поделился своим видением главного в прошедшем году! Мы посмотрим на основные события 2023 года глазами руководителей и специалистов структурных подразделений, отвечающих за организацию и качество образовательного процесса [2]. Опрос проведен в чате телеграм-канала Союза методистов высшего образования [3].

Событие года

На ваш взгляд, какое событие 2023 года повлияет на развитие системы высшего образования?

Среди значимых событий 2023 года, которые повлияют на дальнейшее развитие высшей школы, более половины опрошенных назвали запуск с 1 сентября 2023 года пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования. Основанием явился Указ Президента РФ «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» от 12.05.2023 №343 [4].

Пилотный проект по совершенствованию высшего образования будет продолжен в 2023/24 и 2025/26 учебных годах. По словам В. Фалькова, повсеместный переход на новую систему высшего образования в России запланирован на 2025 год. 

Установлено выделение двух уровней высшего образования: базового высшего образования (срок освоения – от 4 до 6 лет) и специализированного высшего образования, предусматривающего реализацию программ магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки (срок освоения программ магистратуры – от 1 года до 3 лет в зависимости от направления (профиля) подготовки); а также уровня профессионального образования – аспирантуры.

Особые изменения коснутся магистратуры, которую планируют разделить на два типа – академическую и профессиональную (Позже министр высказал идею о введении еще одного типа – управленческой магистратуры. Прим. ред.). По словам В. Фалькова, магистратура будет не во всех вузах (проводится отбор научных и образовательных организаций), а правила приёма в магистратуру будут ужесточены.

В срок до 30 июля 2024 года Правительство РФ представит доклад с обобщенными предложениями участников проекта.

Учебно-консультационный центр (УКЦ, г. Йошкар-Ола)

Ведет свою деятельность с 2003 года, является ведущей организацией по проведению курсов, семинаров, мастер-классов, программ повышения квалификации по вопросам аккредитации, оценки и гарантии качества высшего образования для руководителей и специалистов образовательных организаций, а также экспертов в сфере профессионального образования для работы в комиссиях по государственной и профессионально-общественной аккредитаций образовательных организаций ВО.

К настоящему времени УКЦ проведено свыше 165 информационно-консультационных семинаров и вебинаров, на которых прошли обучение руководители и специалисты высших и средних профессиональных образовательных организаций (более 18 тысяч человек). Сертифицировано более 1500 экспертов.

Стресс года

Что вызвало самую большую сумятицу и ажиотаж в системе высшего образования?

Участники опроса к числу стрессовых событий отнесли те, которые вызвали напряжение в условиях недостаточности ресурсов или непроработанности регламента: переход на специалитет, включение вуза в пилотный проект, изменение правил приема и другие.

Однако, ответ подавляющего большинства на этот вопрос оказался предсказуемым – конечно, аккредитационный мониторинг, более года державший в напряжении всю систему образования страны!

Напомним, аккредмониторинг проводился впервые, в нем приняли участие 43700 образовательных организаций всех уровней, в том числе 1398 вузов и их филиалов.

В условиях бессрочной госаккредитации и моратория на проведение контрольно-надзорных мероприятий аккредмониторинг задумывался как инструмент обеспечения гарантий получения качественного образования. Но, как известно, благие намерения чаще всего ведут не в рай… Изначально «не задалось» с методикой проведения и аккредитационными показателями, которые пришлось поправлять в ручном режиме. Руководство и специалисты Рособрназдора вынуждены были проводить многочисленные вебинары и консультации по расшифровке приказа №448/306/660, вести чат в режиме 24/7, чтобы привести действия образовательных организаций к единому знаменателю. Много вопросов и споров вызвал и набор аккредпоказателей, хотя Рособрнадзор уверял, что они выработаны по результатам долгого обсуждения с экспертным сообществом. Практика показала, что заполнение практически каждого показателя требовало дополнительного разъяснения и толкования в ходе проведения вебинаров; несколько показателей претерпели изменения уже по ходу внесения данных в систему мониторинга, причем со словесного разрешения работников контрольного (надзорного) органа.

Стресс для вузов обусловлен еще и тем, что не были полностью выполнены обещания по предзагрузке образовательных программ, так что многим пришлось вручную заносить необходимые данные, а оперативность техподдержки далеко не всегда отвечала запросам вузов.

Но так или иначе данные были внесены, до 25 января 2024 года планировалось завершить их обработку, а до 1 мая вузы должны получить рекомендации по итогам мониторинга. Однако, поводы для стресса не исчерпаны. Руководство Рособорнадзора предупредило: «Все данные, внесенные в систему, мы будем перепроверять. Выявление фактов подтасовки – это тот индикатор, на основании которого мы можем провести контрольно-надзорные мероприятия». Остается надеяться на то, что в течение последующих трех лет до очередного аккредмониторинга будет проведена работа над ошибками, усовершенствована методика и технология его проведения. И, главное, выполнено обещание, что по итогам первого мониторинга никаких административных мер не будет принято.

Достижение года

В 2023 году какое достижение стало главным для вас в вашей профессиональной деятельности или для вуза, в котором работаете?

В категорию достижений года участники опроса внесли прохождение международной аккредитации вуза, внедрение ВСОКО, прохождение НОКО, разработку собственных стандартов вуза, открытие новых специальностей и другие. Но высшие позиции в рейтинге достижений года в сфере профессиональной деятельности заняли два события: проведение аккредитационного мониторинга и участие в деятельности Союза методистов высшего образования. 

Итоги проведенного опроса показали, что аккредмониторинг для кого-то стал стрессом года, а некоторые считают его достижением. И это вполне оправданно, если учитывать вложенные трудозатраты, количество времени на подготовку материалов и внесение данных в информационную систему. Весь объем работы по анализу и выбору образовательных программ, предварительный расчет каждого показателя ложился, как правило, на плечи тех, кого мы условно относим к категории «методисты». Поэтому те, кто выдержал этот груз ответственности, имеют полное право считать успешное участие вуза в процедуре мониторинга главным событием года и своей заслугой.

Приятно, что участники опроса в число достижений года поставили также создание [5] и работу – при поддержке представителей Минобрнауки РФ и Комитета ГД РФ по науке и высшему образованию – Союза методистов высшего образования. Прошедший год подтвердил, что союз стал востребованным объединением представителей методических служб вузов, оперативным каналом для взаимодействия, обмена опытом, выработки согласованной позиции по наиболее актуальным вопросам образовательной деятельности. Чат Союза методистов ВО в телеграм-канале [6] практически в круглосуточном режиме позволяет получить «скорую помощь» более опытных коллег по возникающим оперативным проблемам.

Союз методистов высшего образования

Объединяет в онлайн-пространстве признанных специалистов и экспертов, обеспечивает сетевое взаимодействие руководителей учебно-методических структур вузов, способствует изучению лучших образовательных практик ведущих университетов страны, формирует горизонтальные связи в профессиональном сообществе. Поддержка участников и профессиональные контакты формируются в телеграм-канале «Союз методистов ВО».

Человек года и его вклад в систему ВО

Кого из лидеров образования вы назвали бы «Человеком года-2023»?

Участники опроса называли главу Минобрнауки В.Н. Фалькова, руководителя Рособрнадзора А.А. Музаева, а также ректора своего вуза. И это вполне справедливо, принимая во внимание, что именно эти должностные лица отвечают за разработку и реализацию образовательной политики – федеральной или университетской.

В ряд знаковых фигур в системе высшего образования опрошенными были включены и две женщины, набравшие значительное количество голосов. Это Галина Николаевна Мотова и Наталья Васильевна Алтыникова.

Мотова Галина Николаевна – директор АНО «Национальный центр профессионально-общественной аккредитации», главный редактор журнала «Аккредитация в образовании».  В ноябре 2023 года была избрана президентом Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества [7] – одной из самых крупных и влиятельных международных организаций в области высшего образования. APQN включает в себя более 250 членов из 45 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, ее деятельность направлена на обеспечение гарантии и оценки качества высшего образования. Избрание представителя России на должность президента APQN является не только признанием личных качеств Г.Н. Мотовой, высокого профессионализма, безупречного авторитета в международном профессиональном сообществе, но это также свидетельство доверия к той системе независимой оценки качества в сфере высшего образования нашей страны, которая построена с ее участием. Позиция российского представителя на посту президента APQN открывает новые возможности для развития национальной системы независимой оценки качества образования и продвижения образовательных программ наших университетов.

Алтыникова Наталья Васильевна – советник руководителя Рособрнадзора, руководитель Ситуационного центра Рособрнадзора по организации и проведению аккредитационного мониторинга системы образования, в 2023 году стала «лицом» аккредмониторинга в системе образования.

Еще до начала мониторинга Н.В. Алтыникова декларировала, что «мониторинг, в отличие от прошлой модели, – не формальная проверка, а тест для всей системы образования. По результатам можно будет понять, как работает не только вуз, но и регион, специальность и вся система в целом, …отобраны показатели, объёмные по сущности. И каждый показатель содержит в себе аспекты, свидетельствующие о качестве образования».

Тем не менее, в ходе мониторинга выявилось немало проблем с заполнением отдельных показателей, методикой их расчета, техническим сопровождением внесения данных в информационную систему. Поэтому Н.В. Алтыникова весь период мониторинга, с 1 сентября по 1 декабря 2023 года, практически в ручном режиме управляла процедурой его проведения, организовав десятки вебинаров, совещаний и пресс-конференций с объяснением технологии проведения мониторинга, в ходе которых образовательным организациям даже было разрешено вносить изменения в методику расчета показателей.

Документ года

Какие нормативные акты, принятые в 2023 году, особо значимы для системы высшего образования?

За 2023 год опубликовано немало значимых для высшего образования нормативно-правовых документов, среди которых участники опроса назвали приказ о проведении аккредитационного мониторинга, положение о госаккредитации, изменения в Закон об образовании.

Лидерами опроса стали два документа: макет ФГОС ВО 4-го поколения [8] и постановление Правительства РФ от 11.10.2023 г. №1678 [9].

О разработке макета ФГОС ВО 4-го поколения говорилось последние несколько лет. В мае 2023 года Минобрнауки России разослал ФУМО скорректированную модель макета ФГОС ВО и новую структуру Перечня направлений высшего образования (Письмо от 02.05.2023 № МН-5/169012). Вводятся четыре вида компетенций: универсальные, базовые (для всего УГСН), общепрофессиональные (по направлению подготовки или специальности) и профессиональные (для конкретной образовательной программы). Вузы вправе дополнить набор этих компетенций с учетом направленности (профиля/специализации) образовательной программы.

В макете представлены универсальные компетенции, предназначенные для всей системы высшего образования страны. ФУМО должны дополнить макет базовыми компетенциями.

Новый ФГОС ВО позволит выстроить индивидуальные образовательные траектории для студентов, а также получить несколько квалификаций сразу.

Активное обсуждение вызвало также постановление Правительства РФ от 11.10.2023 г. №1678 [10] об утверждении правил применения электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ), которые вступят в силу с 1 сентября 2024 года. Правила содержат как общие требования по применению ЭО и ДОТ для всех образовательных программ, так и некоторые особенности применения ЭО и ДОТ в реализации образовательных программ разных уровней.

На заседании Союза методистов высшего образования проведено обсуждение тех положений правил, реализация которых вызывает необходимость актуализации локальных нормативных актов образовательных организаций, модернизации инфраструктуры, привлечения дополнительных ресурсов. В целях эффективной подготовки образовательных организаций высшего образования к реализации правил в Минобрнауки России направлены предложения по уточнению отдельных положений правил.

Антидокумент года

Самый «вредный» документ, принятый в сфере образования, который вы хотели бы изменить?

Пальму первенства среди «антидокументов» года участники опроса отдали приказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Минпросвещения России, Минобрнауки России от 24 апреля 2023 г. № 660/306/448 [11] о проведении аккредитационного мониторинга системы образования (38%).

Причины такого выбора очевидны. Образовательное сообщество долго готовили к его появлению, заявляли о его значимости для развития всей системы образования в условиях бессрочной аккредитации. По заверению руководителей Рособорнадзора приказ готовился основательно, с широким экспертным обсуждением, в первую очередь, показателей мониторинга и методики их расчета. Однако, в опубликованном тексте документа оказалось много технических ошибок, которые пришлось руководителям Рособрнадзора поправлять «с голоса» в ходе многочисленных вебинаров и совещаний.

Тем не менее, реализация приказа держала в напряжении практически все образовательные организации страны в период проведения мониторинга. Много вопросов и непонимания вызвал сам набор утвержденных показателей, количество образовательных программ для участия в мониторинге, методика расчета некоторых показателей. Но главный вопрос, который волнует общественность: каким образом будет осуществляться оценка «соответствия качества образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования», как сказано в приложении №4 к приказу, на основании 8 показателей применительно только к 10 выбранным образовательным программам?

Можно сделать предположение, что и дальнейшая судьба данного документа не будет простой. Что его ждет: перезагрузка или перерождение? Увидим после анализа результатов первого аккредитационного мониторинга.

Приоритеты 2024

Назовите ваши профессиональные приоритеты в 2024 году.

Приоритеты участников опроса оказались разносторонними. Многие отметили, что на личностном уровне важно самосовершенствоваться, учиться, постигать новое (написание диссертаций, карьерный рост, повышение квалификации).

На уровне вуза важным оказалось развитие ВСОКО, совершенствование ЭИОС вуза, аккредитация и лицензирование новых образовательных программ, успешный переход на новые ФГОС, усиление взаимодействия с работодателями, участие в национальных проектах («Приоритет-2030», ПИШ, «Профессионалитет») и другие.

Что ждет высшее образование в 2024 году? Какие проекты будут приоритетными? Как изменятся нормативные правила реализации образовательных программ? Как повлияют на высшую школу результаты аккредитационного мониторинга? Какие аспекты образовательной деятельности затронет введение ФГОС ВО нового поколения? Какие механизмы независимой оценки качества образования будут востребованы? Как успешно пройти процедуру государственной аккредитации? Эти и другие вопросы будут рассмотрены 7-8 и 13-14 февраля 2024 года в рамках Зимней школы «Заглянем за горизонт: сценарии и тренды развития высшего образования в 2024 году» [12]. Школа проводится под эгидой Учебно-консультационного центра [13].

[1] ukc-nica.ru/vestnik/210.html

[2] https://t.me/+JN1SmfiOeaU0OWZi

[3] Союз методистов высшего образования (ukc-nica.ru)

[4] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305120005

[5] https://www.youtube.com/watch?v=qYKBLkPHopU

[6] https://t.me/+JN1SmfiOeaU0OWZi

[7] https://www.apqn.org/

[8] https://fgosvo.ru/uploadfiles/MONpisma/MN-5-169012.pdf

[9] https://fgosvo.ru/uploadfiles/MONpisma/MN-5-169012.pdf

[10] http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202310120031

[11] http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202305300011

[12] https://ukc-nica.ru/template/template-articles/materialy-sajta/zimnyaya-shkola-2024.html

[13] https://ukc-nica.ru/

Источник фото: freepik.com

13.03.2024
Наверх