ВЛАДИМИР НАВОДНОВ из той когорты российских экспертов в области оценки качества образования, о которых принято говорить «специалисты высочайшего класса». По его профессиональной биографии можно изучать историю создания и становления российской системы аккредитации, историю рождения и развития целого ряда проектов, получивших сегодня не только федеральный, но и международный статус.
…В преддверии своего 50-летия в 2003 году Владимир Григорьевич признавался: «Если бы тогда, 10 лет назад, мы заглянули в сегодняшний день Центра [1], то сказали бы: «Быть такого не может! Это не про нас!».
Действительно, когда в 1993 году заведующий кафедрой прикладной математики и информационных технологий МарГТУ Владимир Наводнов с группой коллег-энтузиастов взялись за решение очередной научной проблемы, то и предположить не могли, во что это выльется: в дело всероссийского масштаба – рождение новой национальной системы аккредитации отечественного образования. А потом и в широкое международное признание – заслуженное, честное и достойное.
Можно только представить, сколько труда – физического, эмоционального, интеллектуального – Наводнов и его команда вложили в дело своей жизни.
На пороге своего 70-летия, в интервью, данном нашему журналу летом 2022 года, Владимир Григорьевич размышлял:
– Видимо, человек так устроен, что в стрессовой ситуации он начинает активнее работать, искать новые подходы, ставить и решать задачи, которые раньше невозможно было и представить. Сейчас такая же стрессовая ситуация, как в 1990-е годы и начале 2010-х. И она заставляет искать ответы на новые вызовы. Думаю, что сегодня снова открывается «окно возможностей», а в такое время можно добиться очень многого. Это философский подход, и мы ему следуем… Если говорить более приземленно, мне хотелось бы больше заняться научными исследованиями. Аккредитационная работа занимает очень много времени. Хотелось бы больше писать научных статей, математически проработать процедуры агрегирования и, наконец, завершить недописанную монографию. Планов много, но большую часть моего времени, конечно же, занимает работа, направленная на развитие процедур оценивания в сфере образования. Не сомневаюсь в том, что наш коллектив способен внести свою лепту в это важное дело, от которого зависит не только качество образования в России, но и его престиж на международной арене.
Он был, как всегда, полон идей и планов. И мы знали – они будут претворены в жизнь! Ведь что бы ни случалось, через какие бы перипетии не проходил коллектив, Владимир Григорьевич всегда был для коллег, соратников, друзей крепчайшей опорой и интеллектуальной, и моральной. «Вперед смотрящий», человек острого ума и стратегического мышления, замечательный преподаватель, выдающийся исследователь и организатор, боец и при этом – мудрец, не теряющий чувства юмора даже в самых стрессовых ситуациях! «А что еще?» – был его любимый исследовательский вопрос. С таким подходом совсем неудивительно, что ему столько всего удалось и, не сомневаемся, удалось бы еще… Увы, то интервью стало последним для нашего журнала – 27 декабря 2023 года на 72-м году Владимир Григорьевич Наводнов ушел из жизни.
Шок. Растерянность. Сотни соболезнований со всех концов России и мира. Понимание, что его наследие масштабно. Но сейчас здесь мы напомним лишь об одной маленькой, но важнейшей его частичке – той универсальной формуле, по которой он сам строил свою жизнь:
– В чем секрет вашего успеха, Владимир Григорьевич? – спросили мы его однажды.
– Формула успеха проста, – разъяснил профессор Наводнов. – Надо любить свое дело.
Из интервью (апрель 2005 года)
– Ваши увлечения?
– Вождение автомобиля. И работа.
– Ваше кредо?
– Если хочешь чего-то добиться, надо очень этого захотеть. Плюс немного везения.
– Как стать… умным?
– Найти свое призвание и развивать его. Думаю, свое призвание я нашел.
Из интервью (октябрь 2012 года)
– Жизнь – это сумма упущенных возможностей. Какие возможности упустили Вы?
– Думаю, никаких. По крайней мере, ни о чем не жалею. Были и тяжелые времена, но они закаляют.
– Если бы была возможность вернуться в прошлое, какой год для экскурсии выберете?
– Проще сказать, в какие годы не хотел бы вернуться… Когда начинают неумело и грубо рушить дело, которое ты создавал. К счастью, таких периодов и событий было не столь много.
Из интервью (октябрь 2012 года)
«В образовательных проектах, как в футболе или хоккее, капитан – важная фигура, но качество игры зависит от всей команды. И я также искренне благодарен коллегам, которые сегодня работают со мной. Были тяжелые времена, но они выстояли, не предали, не разменялись по мелочам, не бросились искать легких путей. Я их люблю, уважаю и благодарен судьбе за то, что эти люди встретились на моем пути».
Из интервью (октябрь 2012 года)
«Если мы не будем помогать молодым, откуда взяться зрелым мастерам?.. Люди растут на больших проектах: чем крупнее задача, тем быстрее человек встает на ноги».
Из интервью (декабрь 2012 года)
«Я вижу только один путь развития системы <профессионально-общественной аккредитации>, в основе которого – опыт, профессионализм, открытость и незапятнанная репутация. Другого не вижу. Конечно, этот путь довольно долгий, непростой. Но надо идти! Репутационный «капитал» дается большими трудами, но зато ему не страшна любая инфляция».
Владимир Наводнов
30 августа 1952 г. – 27 декабря 2023 г.
ВЛАДИМИР НАВОДНОВ родился 30 августа 1952 года. В 1974 году с отличием окончил Казанский государственный университет имени В.И. Ульянова-Ленина по специальности «Прикладная математика». В 1976 году начал педагогическую и научную деятельность как преподаватель Марийского политехнического института, старший преподаватель кафедры высшей математики. С 1981 года заведует кафедрой прикладной математики и информационных технологий, в 1983-м защитил диссертацию с присуждением ученой степени кандидата физико-математических наук.
В 80-х и начале 90-х – инициатор и организатор ряда новаторских образовательных и педагогических проектов (эксперимент по параллельному чтению лекций, создание Центра компьютерных технологий и др.). Под его руководством в вузе создавалась научная школа «Математическое моделирование и управление в социальных и экономических системах» и балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов, которая в дальнейшем получила широкое распространение по всей стране, а коллектив кафедры ПМиИТ во главе с профессором В.Г. Наводновым стал пионером в разработке многих современных информационных технологий в области оценки и управления в образовании.
В 1998 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора технических наук.
Один из основных разработчиков отечественной системы государственной и независимой аккредитации вузов. С 1995 по 2009 гг. – первый директор ФГБУ «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования» (Росаккредагентство). С 2009 по 2022 гг. – первый директор АНО «Национальный центр профессионально-общественной аккредитации» (Нацаккредцентр), ставший за это время ведущей в России независимой организацией в сфере оценки качества высшего образования, а также признанным членом основных международных сетей гарантии качества образования. В 2004-2009 гг. – генеральный секретарь Евразийской сети обеспечения качества образования, ЕСОКО.
С 2022 года – президент Гильдии экспертов в сфере профессионального образования, президент группы компаний «Аккредитация», научный руководитель Нацаккредцентра.
Инициатор, разработчик и руководитель крупных проектов в системе профобразования: «Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО)» (с 2005 г.), «Международные открытые интернет-олимпиады» (с 2008 г.), «Лучшие образовательные программы инновационной России» (с 2010 г.), «Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата (ФИЭБ)» (с 2015 г.), «Глобальные и национальные агрегированные рейтинги» (с 2019 г.).
Автор более 330 научных работ, в том числе 3 монографий, 3 учебных пособий с грифом Минобразования России, 40 объектов интеллектуальной собственности. Подготовил двух докторов и пять кандидатов наук. Член ряда диссертационных советов.
Его заслуги отмечены присвоением званий «Заслуженный работник высшей школы РФ» (1998), «Заслуженный деятель науки Республики Марий Эл» (2002), «Почетный гражданин России» (2009).
[1] Речь идет о Центре государственной аккредитации Министерства образования РФ, открытого в ЙошкарОле 22 апреля 1995 года. Позже был преобразован в ФГБУ «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования» (Росаккредагенство)