АО. Назовите несколько ключевых, стратегических для отечественной высшей школы событий (инициатив) 2023 года. Каких долгосрочных эффектов и результатов от них ожидаете? Какие обязательные условия, по вашей оценке, необходимы для достижения этих результатов?
– Ключевыми, стратегическими для отечественной высшей школы событиями 2023 года считаю:
Реализация этих инициатив позволит получить единый трек профессионального роста молодого ученого – от абитуриента до доктора наук, а также обеспечит поддержку преемственности между поколениями исследователей. В результате получим заинтересованных, активных, грамотных молодых научных и научно-педагогических работников, способных двигать российскую науку и образование на принципиально новый уровень.
Сформируем новую национальную систему высшего образования, отвечающую запросам времени.
Вовлечем в реализацию приоритетных направлений научных исследований и разработок квалифицированных заказчиков и российских ученых.
Обеспечим популяризацию и региональную идентификацию научных достижений, сможем интегрироваться в единое пространство для достижения общегосударственных целей.
Раскроем предпринимательский потенциал молодежи и подготовим профессионалов в области технологического предпринимательства.
Обязательными условиями, необходимыми для достижения этих результатов считаю инициативность, вовлеченность высшей школы в государственные программы/проекты, ответственность за их качественную реализацию и желание меняться, развиваться, соответствовать современным реалиям.
– Уходящий 2023 год, действительно был богат на события, значимые для развития системы высшего образования. Ключевой инициативой является формирование «постболонской» системы высшей школы. Говорить об ожидаемых эффектах непросто, поскольку пока понятны лишь общие проектные идеи и направления трансформации. Астраханский ГМУ, как и другие медицинские вузы страны, имеет опыт реализации образовательных программ специалитета и программ ординатуры, как уровней базового и специализированного высшего образования. В тоже время, и здесь просматриваются перспективы развития, связанные, в частности с идеей глобализации в рамках данных уровней двух векторов развития – исследовательского и прикладного, а также построения сквозных траекторий: научно-исследовательской (от уровня среднего общего образования – до уровня аспирантуры) и прикладной (от уровня программ СПО – до уровня профессиональной магистратуры). По нашему мнению, принципиально важно, чтобы задуманная трансформация системы высшего образования была ориентирована на тактику не революционных, а постепенных и плавных преобразований. Не менее значимо, чтобы в ходе построения новой модели не был утрачен тот позитивный опыт, который был накоплен отечественной системой профессионального образования за последние два десятилетия. Думаем, что названные риски могут быть значительно снижены, если будет организовано широкое обсуждение хода преобразований, промежуточных результатов пилотного проекта, который в настоящее время реализуется вузами, определенными Указом Президента России в качестве участников совершенствования системы ВО.
В 2023 году впервые в России стартовал аккредитационный мониторинг системы образования. В целом, ожидание того что планируемая реформа контрольно-надзорной деятельности позволит выработать объективные и прозрачные критерии оценки качества образования, простимулирует развитие внутренних систем оценки качества образовательных организаций ВО, значительно снизит нагрузку на вузы в плане объема внешней бумажной отчетности и др. – оправдались. Пользуясь случаем, хотелось бы выразить признательность сотрудникам и экспертам Рособрнадзора за планомерное организационно-методическое сопровождение работы вузов, связанной с проведением процедуры аккредитационного мониторинга.
Повышение роли университетов в экономике и социальном развитии своих регионов и отраслей – задача, с одной стороны, не новая. Участие университета в социально-экономическом развитии Астраханской области и Прикаспийского макрорегиона одна из стратегических задач Программы развития нашего университета на 2021-2030 гг. В тоже время, повышение экономического и технологического суверенитета страны в новых политических реалиях, кардинально меняет и запросы государства к актуализации данной задачи, требует, в том числе, новых подходов к развитию университетской науки, способных повысить роль вузов в новой экономической повестке своих регионов и отраслей, подготовке кадров, отвечающих глобальным и национальным вызовам. Мы ожидаем, что реализация в практике работы Университета новых стратегических инициатив государственной политики в сфере образования, развития вузовской науки, позволят нам актуализировать проблематику собственных научных исследований и разработок в области медицины и фармацевтики, вывести их на качественно новый уровень, отвечающий современным технологическим вызовам, запросам Астраханской, области, ЮФО, повысить объем НИОКР в интересах не только региональных заказчиков, но и Прикаспийского макрорегиона.
– Главное – это проектирование оснований новой системы высшей школы, которая могла бы ответить на посыл Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина о необходимости соединения лучших достижений советского периода и наработок последних 30 лет.
Как только будут завершены пробные варианты, порученные пилотным вузам в соответствующем Указе Президента, новая модель войдет в дело и сможет дать новую перспективную стабильность высшей школы.
Наиболее определяющим условием выступает работа всей системы в едином ключе, выражающем ориентиры суверенно-державности России и ее обоснованного духовного лидерства в мировом пространстве.
– Ключевые инициативы по развитию отечественной высшей школы связаны, прежде всего, с ее суверенизацией. Сейчас активно идет формирование новой системы, которая предполагает внедрение базового (основного) высшего образования со сроком обучения от 4 до 6 лет вместо бакалавриата и специалитета, а также трансформацию магистратуры в специализированный углубленный уровень высшего образования и выделение аспирантуры в отдельный уровень, направленный на подготовку научных и научно-практических кадров.
Масштабируется отраслевая модель подготовки кадров в рамках федерального проекта «Профессионалитет» путем создания образовательно-производственных кластеров, представляющих собой интеграцию колледжей и организаций реального сектора экономики. Напомню, что многие инженерные вузы РФ, в том числе и ТИУ, реализуют помимо прочего образовательные программы СПО.
Крайне важными в борьбе за технологический суверенитет государства является развитие научных центров и передовой исследовательской инфраструктуры вузов, а также выявление предпринимательского потенциала молодежи и подготовка профессионалов в области технологического предпринимательства. На решение этих задач направлен федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства».
Активно формируется инновационная образовательная среда с применением механизмов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений в рамках федерального проекта «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров». Создание сети российских современных университетских кампусов фокусируется на двух ключевых аспектах: разнообразие университетской инфраструктуры и ее открытость окружающему пространству.
Долгосрочные эффекты от вышеозначенных инициатив связаны с формированием передового «инженерного спецназа», способного не только адекватно реагировать на глобальные вызовы, но и заниматься фронтирными исследованиями, формируя новые технологические ниши и способствуя обеспечению технологического суверенитета страны. Уверена, что мы сможем в ближайшей перспективе обеспечить конкурентные преимущества в глобальном контексте по ряду прорывных направлений (технологический инжиниринг, энергетическая и информационная безопасность, новые материалы и пр.).
Для обеспечения достижения эффектов и результатов стратегических для отечественной высшей школы инициатив, по нашему мнению, необходимо наращивание потенциала взаимодействия между высокотехнологичным бизнесом, властными структурами, научным и академическим сообществам, позволяющего придать ускорение процессам трансформации знаний от стадии идеи до практического применения в производственном секторе экономики и дальнейшей коммерциализации.
К ключевым событиям для отечественной высшей школы я бы отнесла также внесение изменений в систему присуждения ученых степеней. Ожидается, что в результате реализации новых способов защиты диссертационных исследований будет достигнут рост числа присуждаемых за год степеней кандидата и доктора наук, что облегчит процессы воспроизводства имеющихся и формирование новых научных школ при вузах. Однако, для достижения этого эффекта необходимо расширить государственную поддержку по созданию постоянных и временных исследовательских позиций в вузах.
– 2023 год был богат событиями. Это и «Передовые инженерные школы», и продолжение конкурса «Приоритет-2030»» и, что особенно важно, тренд на достижение технологического суверенитета страны. Этот тренд объединяет практически все шаги, которые были сделаны ранее для развития высшего образования. Надеюсь, в комплексе они помогут нашей высшей школе вернуть лидерские позиции, которые она занимала во времена СССР. Советский Союз был носителем примерно третьей части всех мировых критических технологий. В таких областях, как атомная промышленность, авиационно-космическая техника, естественные науки, мы были абсолютным лидером.
Сегодня курс на достижение технологического суверенитета превалирует над всеми задачами нашей высшей школы. Эта задача системная, в ней есть вектор развития. Матрица этого вектора включает в себя критерии эффективности деятельности вуза. Главное – измерять эффективность университета не затраченными на решение задач ресурсами, а достигнутыми результатами. Классический пример – космический проект СССР: мы затратили на порядок меньше ресурсов, чем наш основной конкурент – США, но наши технологии работают до сих пор.
Второе важное условие – системная поддержка научных школ, от эффективности которых зависит технологическое лидерство университета и страны в целом. Наш вуз находится на территории КБ Туполева, и проще всего привести пример из авиационной области. Никогда в СССР не было менее 6-7 конструкторских бюро: наша наука и инженерная мысль непрерывно развивались. Это позволило стране в послевоенный период сделать колоссальный рывок в ракетостроении, авиастроении. Когда Никита Сергеевич Хрущев в конце 1950-х прилетел в США на Ту-114, то в прекрасно оборудованном американском аэропорту не нашлось даже трапа для этого самолета, и нашему лидеру пришлось спускаться по пожарной лестнице. Уже тогда СССР серийно выпускал самолеты, которые в США только начинали проектировать. Каждый третий самолет в мире создавался в СССР.
Несмотря на неизменное лидерство на олимпиадах по естественнонаучным и техническим дисциплинам, по инновационному развитию сегодня мы не входим в первую мировую десятку. Поэтому следующее условие – создавать механизмы для инновационной деятельности. От инновационного развития зависит технологический суверенитет страны. Эти механизмы и условия должны позволить нам создавать лучшую технику, вооружение, квантовые компьютеры, приборы для улучшения качества жизни.
В краткосрочной перспективе наша задача – встать вровень с самыми развитыми державами мира, в долгосрочной – наметить пути развития, которые позволят в будущем выиграть технологическую гонку. Накопленный за последний век опыт свидетельствует: победит тот, кто будет наращивать интеллектуальный потенциал и эффективно использовать ресурсы.
– Ключевой точкой отсчета стратегических инициатив для отечественной высшей школы, несомненно, является Указ Президента РФ от 12.05.2023 г. № 343, устанавливающий выделение двух уровней высшего образования: базового высшего образования и специализированного высшего образования, а также уровня профессионального образования – аспирантуры. Возможным становится обучение лиц, имеющих высшее образование – специалитет, в магистратуре, обучение в которой не будет считаться получением второго или последующего высшего образования. Данная мера позволит диверсифицировать образование в университетах, реализовывать актуальные образовательные программы в соответствии с потребностями рынка труда.
Конечно, важным для вузов является установление бессрочной аккредитации, введение аккредитационного мониторинга, значительное сокращение сроков процедуры государственной аккредитации новых образовательных программ. Данные меры значительно снижают бюрократическую нагрузку на университет. Кроме того, анализ показателей аккредитационного мониторинга позволяет сместить акцент с документарных проверок на профилактику и поддержание качества реализации образовательных программ, повысить роль внутренней системы оценки качества образования, что дает возможность проводить реальное исследование современных характеристик вуза, отражающих качество его деятельности. В этом плане актуальным стали Методические рекомендации по расчету показателей независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности по образовательным программам ВО и ДПО и актуализированная модель HOK, позволяющие провести разностороннюю оценку деятельности вуза с использованием студентоцентрированного подхода.
Хорошую методологическую основу для дальнейшей работы создают: проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 4-го поколения; порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (ЭО, ДОТ) при проведении учебных занятий, практик, промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации обучающихся в ходе реализации основных и дополнительных образовательных программ; проект по апробации формирования в Госуслугах сведений о студенческих билетах и зачетных книжках.
В целом предложенные меры создают все возможности для повышения качества образования.
– Вопросы стратегического развития отечественной высшей школы занимают важное место в государственной повестке, особенно сегодня, когда в мире происходят сложнейшие структурные геополитические сдвиги, беспрецедентное санкционное и информационное давление на Россию. В Послании Федеральному собранию Президента РФ В.В. Путина 21 февраля 2023 года были поставлены конкретные и важные задачи для высшей школы. Одним из ключевых направлений отмечено сохранение и развитие признанных в мире традиций российской и советской образовательных систем с учетом положительного опыта последних десяти лет. На мой взгляд это фундаментальный вектор стратегического развития высшей школы на ближайшее будущее, к которому РГЭУ (РИНХ) как один из ведущих региональных университетов с мощной педагогической и научной базой приложит все имеющиеся ресурсы и будет ожидать положительные эффекты, которые уже в самом ближайшем времени отразятся на дальнейшем укреплении экономического и социального положения нашей страны, благополучии граждан.
– Основное событие 2023 года – подписание Президентом В.В. Путиным Указа об образовательной реформе. Это начало конкретной работы по созданию современной национальной системы высшего образования. Она будет основана на двух ведущих принципах: учет лучших достижений прошлого и ориентация на актуальные задачи развития. Бакалавриат и специалитет объединяют в один уровень – базовое высшее образование, а магистратура становится частью специализированного уровня. Аспирантура становится особым уровнем профессионального образования, главной ее задачей является подготовка диссертационных исследований. В этом решении просматривается и возврат к проверенной временем модели подготовки специалистов со сроком обучения 5 лет, и к традиционному пониманию задач аспирантуры как формы последипломного образования. Достоинством является сохранение вариативности образовательных программ и расширение прав вузов по определению их содержания и сроков обучения. Что немаловажно, указом предусмотрено сохранение всех социальных гарантий для выпускников и студентов.
Для внедрения в жизнь этой реформы вузам предстоит большая организационная и научно-методическая работа. В шести вузах России пилотный проект уже запущен.
Еще одно значимое событие 2023 года – прохождение образовательными организациями аккредитационного мониторинга образовательной деятельности в рамках новой модели оценки качества образования. Первый этап (сбор информации) завершился 1 декабря 2023 года. В следующем году будут обнародованы его итоги. Образовательные организации в рамках аккредитационного мониторинга смогут провести самодиагностику своей деятельности на предмет соответствия показателям аккредитационного мониторинга. По итогам самодиагностики возможно выявить причины недостижения значений каких-либо показателей и выработать план мер/мероприятий по их профилактике.
– Северо-Кавказский государственный институт искусств, которым я имею честь руководить более тридцати лет, имеет свою выраженную специфику, поскольку он, во-первых, единственный вуз подобного рода на Северном Кавказе, во-вторых, он является творческим вузом, куда молодые люди приходят не только и не столько за дипломом, а за возможностью раскрыть своё дарование, отточить свое исполнительское мастерство, поэтому все преобразования в вузовской системе мы ощущаем, возможно, где-то раньше и сильнее многих высших учебных заведений страны.
То есть, существование, деятельность и развитие нашего художественно-образовательного пространства базируются на репрезентативном базисе, что обусловлено его амбивалентной природой: одной ногой вуз находится в системе образования, другой – в системе художественного творчества. При этом мы, безусловно, отдаем себе отчет в том, что в сегодняшних условиях геополитических вызовов наша первостепенная задача – формировать у студентов качества гражданина и патриота России.
Кроме того, сейчас как никогда важно достойное качество подготовки специалистов творческого направления, владеющего не только широким спектром знаний и умений, но и обладающего важнейшими навыками социокоммуникативного общения, умения свободно ориентироваться в сложных вопросах современности и т.д. Являлся ли уходящий год судьбоносным для системы высшего образования России? Я бы на этот вопрос ответил утвердительно. При этом для нас и государственная политика России в области актуализации и укрепления авторитета и значимости вузовского образования, и революция (иначе я это не могу назвать) в области надзорной деятельности, и выстраивание алгоритмики «постболонской» системы высшей школы – звенья одной цепи, чья задача – создание новой модели, которая оптимально соответствовала бы требованиям сегодняшнего дня и, конечно, вызовам дня завтрашнего, объединяя государственные приоритеты, общественные тренды, достижения мировой науки и лучших, наработанных веками образцов технологии образования, в своей же базе имеющей огромный накопленный опыт и достижения российской образовательной системы.
В реестре важных событий года также назвал бы «трансформацию системы международных отношений, переориентацию научно-образовательных потоков на восточное и южное направление», цитируя министра науки и высшего образования РФ В.Н. Фалькова. В этом направлении в СКГИИ уже есть свои наработки, нам, как говорится, юг осваивать нет необходимости, мы там живем.
– Определяющими развитие отечественного высшего образования на ближайшие несколько лет, безусловно, являются Поручения Президента России В.В. Путина по итогам Послания Федеральному собранию от 21 февраля 2023 года, направленные на реформирование высшего образования. Это очень важный для страны момент, который позволит вернуться к тем методологическим основам советской высшей школы, которые несмотря на то, что успешно работали, были отброшены в связи с тотальным переходом на трехуровневую систему высшего образования в 2013 году. Вместе с тем, последнее десятилетие в области «Искусство и культура» мы достигли определенного компромисса в параллельном выстраивании образовательных траекторий в рамках как трехфазной (бакалавриат – магистратура – ассистентура-стажировка), так и двухфазной (специалитет – ассистентура-стажировка) моделей и эти наработки очень важно не потерять. Сегодня вузовское сообщество активно работает в обсуждении будущего системы высшего образования. Последнее совещание ректоров в Сириусе с министром науки и высшего образования РФ В.Н. Фальковым в конце ноября показало, что у каждой из областей образования есть своя специфика, которая должна быть учтена в образе новой модели высшей школы. Я очень надеюсь, что эта работа будет продолжена в следующем 2024 году и приведет не только к внесению давно назревших изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», но и позволит сформировать новый актуальный федеральный государственный образовательный стандарт, учитывающий специфические отличия различных укрупненных групп специальностей и направлений подготовки.
– Завершающийся календарный 2023 год для отечественной высшей школы был отмечен знаменательными и важными событиями. В первую очередь хотелось бы отметить переосмысление значимости «болонской» системы, сложности внедрения которой серьезно затрагивали творческие музыкальные вузы — пересмотр содержания и структуры сложившихся традиций подготовки профессиональных музыкантов в системе российского музыкального образования при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения был не простым периодом. Заслугой федерального учебно-методического объединения, экспертного профессионального сообщества в условиях проходившего реформирования было достижение одновременного решения задач обновления нормативно-методических документов и сохранения специфики учебного процесса творческих вузов.
В настоящее время очень важным является понимание того фактора, что для дальнейшего развития необходимо сохранение выдающихся традиций российских творческих, исполнительских, музыковедческих школ и весь накопленный опыт завоеваний последних лет. Безусловно, ключевое значение для творческого образования имеет модель специалитета, но магистерские программы, разработанные и внедренные многими вузами, вызывают серьезный интерес наших зарубежных абитуриентов, поэтому не следует спешить отказываться от них. Широкий потенциал предложений различных образовательных программ повышает наше конкурентное преимущество в международном образовательном пространстве.
– Самым главным, ключевым событием для отечественной высшей школы, по моему мнению, является выход Российской Федерации из Болонского процесса, это открывает новые возможности для развития и модернизации образования. Мы должны использовать этот шаг как стимул для усовершенствования образовательных программ, улучшения качества преподавания и подготовки специалистов, соответствующих современным требованиям рынка труда. Однако хочется отметить, что выход из Болонского процесса не означает, что мы шагнем назад и вернемся к привычному для нас специалитету, речь идет про уникальную систему образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента.
Кроме того, 2023 год Указом Президента России был объявлен Годом педагога и наставника, а это большой шаг в первую очередь для педагогических университетов, потому что «Год педагога и наставника» – это не только про престиж к профессии, но и про толчок к улучшению подготовки будущих учителей и внедрению современных подходов к обучению и воспитанию.
АО. Пожалуйста, назовите также главные события 2023 года для вашей образовательной организации. Каким образом эти события должны повлиять на ее дальнейшее развитие?
– Основными событиями 2023 года для Воронежского ГАУ стали следующие:
Логичным продолжением научных проектов стало запланированное на конец декабря проведение симпозиума «Методы ускоренной селекции, семеноводства и размножения сельскохозяйственных растений и животных». Ведущие ученые и представители производства не только России, но и Беларуси смогут обсудить результаты свих исследований и наметить пути дальнейшего взаимодействия.
– Прежде всего надо отметить, что этот год был годом 105-летия с момента основания вуза, в истории развития которого зеркально отражались история развития страны и региона, проблемы и достижения, связанные в первую очередь с сохранением человеческого потенциала, борьба с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, решение национальных целей и задач в области здравоохранения.
В 2023 году Астраханский ГМУ впервые стал участником первого масштабного аккредитационного мониторинга. Несмотря на то, что аналитическая работа еще не завершена, первые результаты уже получены. Подготовка к участию в аккредитационном мониторинге позволила выявить ряд проблемных зон в деятельности университета. Какие-то из них решались в оперативном порядке, какие-то потребуют поэтапного долгосрочного решения. Вузам предстоит провести работу с полученными результатами, скорректировать свои программы развития и разработать план основных мероприятий.
Отвечая вызовам и потребностям системы здравоохранения – повысить качество практической подготовки, в 2023 году в университете была создана «Симуляционная клиника». Особенностью «Симуляционной клиники» является наличие оригинальных конструкций клинических блоков, включающих «рабочие кабинеты» врача-терапевта, педиатра, гинеколога, операционную, родильный зал, блок роботизированной хирургии, блок тактической медицины. Реалистичность среды обучения, возможность многократного повтора действий на высокотехнологичных симуляторах и интерактивных тренажерах позволяет осваивать практические навыки студентам и оттачивать профессиональное мастерство практикующим врачам.
Университет упрочил свои позиции в сфере влияния на региональное развитие: это реализация 5 научно-исследовательских работ в рамках выполнения государственного задания Министерства здравоохранения РФ, 2 гранта (грант в рамках конкурса Российского научного фонда совместно с Минобрнауки Астраханской области, грант ПАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ»), VIII Международная научно-практическая конференция Прикаспийских государств «Актуальные вопросы современной медицины», Каспийский молодежный форум «Молодые учёные – как драйвер развития региона», посвященный 105-летию Астраханского ГМУ.
Расширилась линейка «инструментов» для совершенствования образовательной и воспитательной деятельности:
В уходящем году университет сохранил и расширил свои позиции в рамках международного сотрудничества по подготовке медицинских кадров и вошел в список вузов, которые могут приглашать на обучение в Россию иностранных обучающихся. Были заключены соглашения о сотрудничестве с Национальным университетом науки, технологий, инженерии и математики (Республика Бенин), Гилянским университетом медицинских наук (Исламская Республика Иран), Бухарским государственным медицинским институтом, Ургенчским филиалом Ташкентской медицинской академии.
– Главными событиями 2023 года для нашего Пятигорского государственного университета стали следующие: завершение разработки и утверждение учредителем (Минобрнауки России) Программы развития университета на 2023-2032 годы и связанная с этим деятельность по формированию новых, более действенных путей и механизмов в управлении стратегическим развитием вуза. Это позволит дать новые импульсы по всему комплексу задач.
– За прошедший год мы достигли значительных результатов. НВГУ расширил сотрудничество с зарубежными вузами и научно-исследовательскими центрами. Нашими надежными партнерами стали университеты Китая, Беларуси, Турции, Вьетнама и стран Центрально-азиатского региона. Это позволило нам запустить программы двойных дипломов, повысить качество образования и научных исследований.
Полным ходом идет реализация проектов в рамках Западно-Сибирского МНОЦа по направлениям «Биологическая безопасность человека, животных и растений», «Арктика: ресурсы «холодного мира» и качество окружающей среды, человек в Арктике», «Индивидуализация в образовании». Научные исследования также ведутся в областях информационных технологий, экологии и рационального природопользования, физиологии, энергосбережения, экономики, архитектуры, картографии и геоинформатики.
Важно отметить, что команда НВГУ несколько лет разрабатывает инструменты анализа и прогнозирования развития территорий, одним из прикладных результатов которой стала Стратегия социально-экономического развития города Нижневартовска до 2036 года. Это большой и очень важный проект не только для города, но и для Ханты-Мансийского автономного округа в целом. Документ определяет систему долгосрочных приоритетов, обеспечивающих повышение качества жизни населения в результате формирования устойчивой модели экономики, основанной на инновациях, глобально конкурентоспособной и социально ориентированной. В июле нынешнего года Стратегия была принята на заседании Думы г. Нижневартовска.
Одним из важнейших достижений учебного года назову получение лицензии на шесть новых направлений подготовки: «Информационная безопасность», «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», «Техносферная безопасность», «Организация работы с молодежью», «Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика».
Для проведения мероприятий, направленных на развитие навыков проектного управления, технологического предпринимательства и работы в команде, в НВГУ создана «Точка кипения». В результате совместной работы преподавателей, студентов и экспертов в университете защищено 12 выпускных квалификационых работ как стартапов.
В 2023 году были открыты ещё 5 студенческих лабораторий, которые стали центром притяжения для молодых ученых и студентов. Теперь их 8, и все оснащены современным оборудованием, они предоставляют возможность проводить научные исследования и вести разработки новых технологий. Одним из ярких примеров, пожалуй, стала лаборатория фиджитал спорта. Здесь действительно всегда многолюдно, студентам интересно осваивать новое перспективное направление, основанное на пересечении спорта, науки и технологий.
– Главным событием для нас стало объявление 2023 года Указом Президента России Годом педагога и наставника, ведь мы понимаем, что работа преподавателей закладывает основу кадрового потенциала и технологического суверенитета страны. ТИУ определил для себя главную цель года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мы уделили большое внимание организации мероприятий, направленных на повышение престижа профессии преподавателя.
Долгожданным событием для Тюменского индустриального университета стало включение научного журнала «Архитектура, строительство, транспорт» в Перечень рецензируемых научных изданий, рекомендованных ВАК. С одной стороны, это подтверждает верность выбранной стратегии работы над изданием, с другой – открывает новые возможности для наших ученых, ведущих разработки в приоритетных областях науки. Важнейшими задачами коллектива редакции на ближайшую перспективу являются привлечение к сотрудничеству новых авторов и продвижение издания в научном информационном пространстве.
Независимая оценка качества образования и пройденный на высоком уровне аккредитационный мониторинг программ ВО и СПО, выигранный грант в рамках федерального проекта «Профессионатитет» подтвердили верность проводимых в университете преобразований, влияющих на модернизацию образовательной деятельности.
Будучи участником ИОТ-консорциума, Тюменский индустриальный университет отвечает на тренды, меняя образовательную экосистему. Одним из средств повышения качества образования выступает проектное обучение, его успешная реализация позволяет вузу привлекать абитуриентов и готовить востребованных в текущих и будущих реалиях специалистов, обеспечивая потребности региона и страны.
Безусловно, работа по привлечению в ТИУ талантливой молодежи осуществляется на системной основе. Мы бы не получили в этом году столько поводов для гордости за наших школьников и студентов, если бы соответствующая работа не велась с самого раннего возраста потенциальных абитуриентов. С целью популяризации и повышения престижа инженерных специальностей мы сформировали пул эффективных профориентационных проектов, которые были успешно проведены в течение года.
– Главное событие уходящего года – подготовка к лицензированию новых специальностей в области искусственного интеллекта, беспилотных летательных аппаратов, медико-фармацевтические направления. Благодаря высокому потенциалу Института информационных систем и инженерно-компьютерных технологий РосНОУ мы имеем хорошую математическую школу и надеемся, что опыт позволит нам успешно развивать новые направления.
Безусловно, приоритетами для нас остаются конкурентоспособность образования и поддержка качества подготовки специалистов.
– Несомненно, ключевым событием является сохранение СамГМУ в первой группе федеральной программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», что дает вузу воможность реализовывать стратегический проект, направленный на развитие высокотехнологичного сектора экономики «Информационные технологии в здравоохранении». Кроме того, СамГМУ возглавил вторую группу в конкурсе программы развития передовых инженерных школ Министерства науки и высшего образования РФ; выиграл грант на открытие уникального центра национальной технологической инициативы по сквозной технологии «Бионическая инженерия в медицине». В 2023 году университетом совместно с вузами-участниками серии проектных семинаров «Образование в медицинских университетах: взгляд из будущего» разработана Концепция развития высшего медицинского образования. Создан Научно-образовательный консорциум в сфере медицины, участниками которого стали медицинские университеты, медицинские факультеты/институты немедицинских вузов, НМИЦ, ИТ-компании. Основная цель − организация академических обменов обучающихся по принципу «лучшая практика от каждого вуза», реализация сетевых программ. Также в 2023 году на базе СамГМУ создан федеральный центр компетенций по технологиям VR и AR, который специализируется на разработке и сопровождении внедрения цифровых учебно-методических комплексов, учебных симуляторов и тренажеров на основе технологий виртуальной и дополненной реальности. В научной деятельности в уходящем году запущен механизм разносторонней экспертизы всех исследовательских проектов СамГМУ, начата программа по формированию ведущих исследовательских групп. Основной площадкой апробации и дальнейшего масштабирования в регионе и стране всех инновационных разработок СамГМУ являются университетские Клиники. Так, за прошедший год в Клиниках внедрена новая модель дистанционного оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.
– РГЭУ непрерывно осуществляет развитие существующих образовательных программ университета, открывает новые профили, развивает систему ДПО, в целом в настоящее время реализуется более 400 образовательных программ. Из мероприятий стоит отметить приуроченный к Году педагога и наставника Межрегиональный конкурс педагогического мастерства «Лучший молодой преподаватель Юга России 2023», в котором приняли участие более 150 преподавателей высшей школы из 14 регионов и 22 университетов страны.
Завершилась масштабная проектно-образовательная осень университета, которая включила в себя 3 параллельные образовательные программы (проектно-образовательные интенсивы и акселератор университета «Созвездие Юга»), направленные на развитие и поддержку студенческого технологического предпринимательства и проектной деятельности.
Прошел Первый Международный научно-практический форум «Обеспечение финансового суверенитета через механизмы развития системы ПОД/ФТ и формирование финансовой культуры общества» при участии зарубежных представителей научного сообщества из стран Замбии, Камеруна, Китая, ЮАР.
Прошел традиционный для университета, 19-й Южно-Российский логистический форум «Инновационные логистические решения в условиях экономики трансформации: технологический суверенитет, импортозамещение, цифровое равенство».
На базе университета развивается «Инжиниринговый центр кибербезопасности», как эффективный и гибкий инструментарий поддерживающий информационную безопасность в стране на высоком уровне. Передовые идеи Центра поддерживаются госзаданием «Новые принципы, методы и алгоритмы глубокой интеграции инерционально-спутниковых и оптических систем для высокочастотного позиционирования и пространственной ориентации беспилотных авиационных систем» с горизонтом планирования до 2025 года.
В 2023 г. РГЭУ (РИНХ) вошел в топ-5 лучших вузов России по молодежной политике и воспитательной работе. Включен в топ-50 вузов России по качеству воспитательной работы по итогам исследования «Индекс эффективности воспитательной деятельности в вузах», проводимого Минобрнауки России. Вошел в топ-30 в конкурсе среди образовательных организаций высшего образования на лучшую практику организации деятельности студенческих отрядов в системе образования, проводимого Минобрнауки России. Вступил в ассоциацию образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы с использованием исторических и традиционных ценностей российского казачества (ассоциация Казачьих вузов России). Прошли уникальные масштабные традиционные мероприятия «Планета РИНХ», «Краса РИНХа», «Золотые страницы РИНХа» и «Солнце Африки на Дону».
Отдельно хочу отметить программы для детей из новых субъектов РФ «Шаг в будущее» в рамках реализации образовательно-туристических программ Федерального проекта «Университетские профильные образовательные смены». В 2023 году мы приняли более 150 человек из Донецкой НР и Луганской НР, которые в течении 25 дней активно проходили культурно-патриотические, образовательные, спортивные и досуговые блоки.
– Университет занял 8 место в Рейтинге образовательных организаций Министерства сельского хозяйства РФ по итогам работы 2022 года, что формирует высокий имидж университета на федеральном уровне.
Университет подписал соглашение о создании консорциума «Цифровая кафедра. Сибирский регион» с Сибирским федеральным университетом и Томским государственным университетом, что позволит продолжать работу по достижению целевого показателя «цифровая зрелость» национальной цели «Цифровая трансформация», сформулированной в Указе Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
С целью развития академической мобильности студентов и партнерских отношений с профильными образовательными организациями в 2023 году вуз ведет плодотворную работу по реализации программ в сетевой форме по перспективным направлениям: Агрономия (Селекция, семеноводство и биотехнология растений) совместно с Омским и Новосибирским ГАУ; Зоотехния (Управление селекционными и технологическими процессами в животноводстве) – с Санкт-Петербургским, Белгородским, Омским ГАУ и Смоленской ГСХА; Агроинженерия (Технологии и средства механизации сельского хозяйства) – с Бурятской ГСХА.
С целью развития международных отношений, расширения спектра образовательной и научно-исследовательской деятельности вуз вошёл в Китайско-российскую Ассоциацию аграрных университетов зоны холодного климата в числе 10 аграрных вузов из России и КНР, а также подписано соглашения о взаимодействии с Увурхангайским аймаком Монголии.
Несмотря на то, что в 2022 году созданные на базе КрасГАУ диссертационные советы прекратили свою деятельность, в связи с утверждением новой номенклатуры научных специальностей, коллектив вуза предпринял активные шаги в работе по открытию новых диссертационных советов. В результате в 2023 году после совместного заседания Совета РСР и президиума РАН, посвященного укреплению научных школ и взаимодействию вузов с институтами РАН, созданы 4 диссертационных совета, в том числе объединенный диссовет на базе КрасГАУ и ФИЦ КНЦ СО РАН по специальности 1.5.15. Экология (сельскохозяйственные науки), который на данный момент является единственным в России. Аспиранты и сотрудники университета смогут защитить диссертации в Красноярске, что позволит повысить качественный уровень наших преподавателей.
Подводя итоги, можно сказать, что сегодня Красноярский государственный аграрный университет выстраивает новые тренды в направлениях развития системы высшей школы.
– В уходящем году событий много, и подавляющее большинство из них связано с достижениями наших студентов и педагогов: творческие фестивали и широкомасштабные акции регионального, всероссийского и международного масштабов, научно-практические конференции, организованные на базе СКГИИ, блестящие победы наших питомцев в различных конкурсах и многое другое.
Особо хочу выделить участие института в первом универсальном аккредитационном мониторинге. Отрадно, что Рособрнадзор отказался от практики забюрократизированного процесса «десантной» госаккредитации вуза, который держал в напряжении его коллектив месяцами. Сама идея подключиться к информационной аналитической системе вуза, где есть все показатели в открытом доступе, позволяет без ажиотажа ориентироваться на реальную деятельность ППС, а не на ее имитацию, весьма актуальна. Кроме того, не может не понравиться и установка на задачу экспертного анализа данной ситуации, а не поиск аутсайдеров и жупел наказания.
Иными словами, такая модель внешнего аудита поможет нам выявить некие параметры, на которые нужно обратить особое внимание, помимо результатов госаккредитации, на другие доступные аналитические инструментарии. Еще один плюс – гибкость нынешней модели по сравнению с ФГОС, который являлся главным нормативным документом. Конечно, есть и некоторые издержки, например, возможные функциональные ошибки технического сопровождения мониторинга, которые быстро выясняются в живом диалоге, и некоторые другие. То есть, аккредитация посредством алгоритмики мониторинга должна пройти «обкатку», и будет, наверное, совершенствоваться в дальнейшем, что вполне логично.
– Самым важным для Российской академии музыки имени Гнесиных в 2023 году стало проведение целого ряда замечательных мероприятий, посвященных 150-летию нашей основательницы – Елены Фабиановны Гнесиной. Творческие школы и концерты гнесинских музыкантов состоялись в десятках российских регионов и в 18 странах мира. Мы открыли и новую образовательную программу – «Мастер по ремонту и обслуживанию музыкальных инструментов (вид – орган)». Эта крайне востребованная в стране профессия до сих пор не имела государственной образовательной программы. В следующем году мы планируем открыть обучение и фортепианных мастеров. Подобная программа вполне может реализовываться параллельно с программой высшего образования, и те студенты, которые освоят обучение по профессии, смогут таким образом получить дополнительную квалификацию. Параллельно с этим мы разрабатываем и программы дополнительного профессионального образования для наших студентов, которые также позволят им получить дополнительную квалификацию, востребованную на рынке труда. Свидетельством результативности образовательных, творческих, научных стратегий академии явилось увеличение числа иностранных обучающихся в общем контингенте студентов почти до 25%, увеличилось и число стран, студенты которых обучаются у нас – до 50. Среди них не только страны СНГ, Азии, но и страны Латинской Америки, США, европейские государства.
– В 2023 году Московская консерватория в коллаборации с Академией хорового искусства имени В.С. Попова провела знаковые проекты: Международный открытый фестиваль искусств «Дню Победы посвящается…», Всероссийский музыкальный фестиваль «Рожденные Россией», «Всероссийскую молодежную хоровую ассамблею». Концерты с участием творческих сил вуза состоялись на важнейших концертных площадках России. В 2023 году академия выступала организатором международных и всероссийских творческих конкурсов: VII Международного конкурса хоровых дирижеров имени В.С. Попова, Открытого конкурса молодых композиторов и исполнителей «Новая музыка», X Международного вокального конкурса к 345-летию со дня рождения Антонио Вивальди, XI Международного конкурса камерной музыки и фортепианных ансамблей «Музыка дуэта», XII Международного открытого фестиваля-конкурса молодых музыкантов «Vivat, Musica», VI Международного конкурса хоровых дирижеров имени И.А. Михайловского.
В марте 2023 года была проведена Всероссийская творческая олимпиада вокально-хорового и концертмейстерского искусства с международным участием «Созвучие» (по профилям «Хоровое искусство», «Вокальное искусство», «Концертмейстерское искусство»), включенная в перечень творческих проектов Министерства просвещения РФ. В этом году в олимпиаде наряду с учащимися российских учебных заведений впервые приняли участие иностранные студенты. На 2024 год статус олимпиады в перечне повышен, расширены возрастные группы участников, в соответствии с тем, что прием в академию осуществляется по программам начального, среднего профессионального, высшего образования.
В сентябре этого года академия провела Всероссийский семинар «Взаимодействие с работодателями и стратегии построения карьеры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура», идея которого была обусловлена необходимостью объединения профессионального сообществ учебных заведений, реализующих программы в области вокально-хорового искусства на уровне высшего, среднего профессионального, начального, дополнительного образования и концертно-творческих организаций. Участие в этом форуме руководителей и преподавателей ведущих музыкальных вузов, хоровых колледжей, детских школ искусств Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Красноярска, Магнитогорска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Самары подтверждает высокую актуальность заявленной темы и создает возможности обсуждения и осмысления важнейших вопросов, возникающих в образовательном процессе и артистической практике. Одной из приоритетных задач семинара являлось дальнейшее укрепление и развитие творческого сотрудничества специализированных хоровых учебных заведений среднего профессионального образования: Хорового училища имени А.В. Свешникова в составе Академии хорового искусства имени В.С. Попова, Хорового училища имени М.И. Глинки (г. Санкт-Петербург), Свердловского мужского хорового колледжа (г. Екатеринбург), Нижегородского хорового колледжа имени Л.К. Сивухина.
– Для БГПУ 2023 год был очень насыщенным, это прослеживается и в образовательной, и в научной деятельности. В этом году мы увеличили количество публикаций научных статей, открыли новые образовательные программы, в том числе приступили к реализации сетевого обучения, что расширило возможности студентов в получении качественного образования с использованием ресурсов ведущих университетов страны, среди которых: Московский государственный психолого-педагогический университет, Казанский федеральный университет, а также Арктический государственный институт культуры и искусств и Институт истории, археологии и этнографии ДВО РАН. Кроме того, благодаря победе в специальном треке программы «Приоритет-2030», в этом году нам удалось войти во множество федеральных проектов, одним из них является проект «Без срока давности», в рамках которого мы открыли лабораторию по изучению событий Второй мировой войны и научно-образовательное пространство «Дальний Восток во Второй мировой войне: без срока давности». Еще одним важным шагом в рамках проекта «Без срока давности» стало соглашение о вхождении БГПУ в Университетский консорциум по изучению событий Второй мировой войны и фальсификации истории.
В 2023 году мы вели также активную международную деятельность. Например, в сентябре мы подписали 4 соглашения о сотрудничестве с вузами КНР: с Харбинским институтом нефти, Хэйлунцзянским политехническим, Харбинским Дальневосточным политехническим и Чанчуньскими университетами. Кроме того, нам удалось подписать соглашение о сотрудничестве с педагогическим институтом имени Ким Чхоль Чжу (КНДР).
Все эти события открывают новые возможности для студентов и преподавателей нашего вуза, а также укрепляют престиж БГПУ не только в России, но и за рубежом и конечно же расширяют научные и образовательные связи.
АО. Планируемая «повестка-2024» для вашей образовательной организации: пожалуйста, назовите несколько ключевых пунктов.
– Воронежский ГАУ в 2024 году:
– Названные выше стратегические инициативы на уровне государственной политики в сфере высшего образования, безусловно, станут и центром притяжения для формирования «повестки-2024» для Астраханского ГМУ.
В частности, опираясь на содержание аккредитационных показателей, методические рекомендации Рособрнадзора, новые стратегические инициативы государственной политики в области высшего образования, мы начали и планируем продолжить работу по актуализации целевого, содержательного, организационного и результативного компонентов различных разделов Программы развития Астраханского ГМУ на 2021-2030 годы.
Сохранит актуальность для внутренней образовательной политики и задача совершенствования контрольно-оценочной, мониторинговой деятельности. Для привлечения талантливых абитуриентов, мы направим свои усилия и на развитие системы профориентационной работы. Новый акцент планируем связать с идеей сквозной научно-исследовательской траектории: исследовательская, проектная деятельность как структурный элемент образовательных программ на уровне среднего общего образования – базовое высшее образование – исследовательская магистратура – аспирантура.
На 2024 год развитие международной деятельности планируется не только в области подготовки высококвалифицированных медицинских специалистов – международная аккредитация кластера программ по направлению подготовки «Клиническая медицина», но и в сфере фундаментальных и прикладных исследований, научно-технических проектов и т.п. с партнерами из прикаспийских государств. Планируем продолжить работу в рамках стратегических проектов «Научно-образовательная медицинская платформа Прикаспийского макрорегиона «КаспийИнноМед» и «Цифровой медицинский Каспий», заявленных в программе развития университета, развивать ключевые партнерства через комплекс консорциумов, в которых уже работаем, и которые только планируются к созданию.
– Это усиление роли нашего университета в выполнении социально-экономических проектов региона, в соответствии с приоритетами новой Программы развития вуза; дальнейшее укрепление вузовской системы создания и реализации инноваций; модернизация и благоустройство целого ряда пространств на территории вуза; налаживание новых международных партнёрских связей с университетами стран Ближнего и Среднего Востока, Индии, Африки, Латинской Америки; создание условий для расширения спектра изучаемых языков зарубежных стран и народов России.
– В 2024 году университет ставит перед собой не менее амбициозные цели. Ставку делаем на развитие научно-исследовательских проектов, направленных на коммерциализацию инновационной продукции и результатов интеллектуальной деятельности. Продолжим создавать и развивать цифровые сервисы в рамках комплексной цифровой трансформации университета. Также есть намерения получить статус «Предпринимательской точки кипения», что позволит реализовывать бизнес-проекты на всероссийском уровне с привлечением федеральных инвесторов.
– Ключевой акцент повестки ТИУ на 2024 год сделан на подготовку высококвалифицированных инженерных кадров для стратегических отраслей промышленности и создание прорывных инноваций с целью обеспечения опережающего технологического развития страны.
Базис научно-образовательного портфеля университета, оптимизация которого направлена на опережающую подготовку высокоинженерных кадров, образуют тематические кластеры «Нефтегазовый инжиниринг», «Строительство», «Качество городской среды». Приоритетными точками роста в стратегических научных направлениях определены «Нефтегазовое машиностроение и нефтехимия», «Информационные технологии в нефтегазовой отрасли», «Технологии для развития качества среды обитания».
Комплексная модель университета базируется на следующих целевых ориентирах:
ТИУ – генератор решений производственных и технологических задач индустриальных партнеров;
ТИУ – системообразующий элемент региональной платформы технологического предпринимательства.
Ключевые пункты «повестки 2024»: интенсификация работы по воспроизводству научных и педагогических высококвалифицированных кадров, а также налаживание более тесного взаимодействия с индустрией для решения вопросов нехватки отечественных высокотехнологичных разработок и решений.
– Повестка 2024 для нашего вуза – участие во всех научно-образовательных проектах и конкурсах. Это и федеральный проект «Передовые инженерные школы», и другие проекты по обеспечению технологического суверенитета страны, и подготовка к участию в «Приоритет-2030». Мы стремимся не только удержать уровень качества образовательного процесса, но и улучшить его. Особенно в связи с тем, что в 2024 году нам предстоит заменить программное обеспечение отечественным, а эта задача непростая. Но глубоко убежден, что наш коллектив с нею справится.
– В 2024 году СамГМУ продолжит реализовывать программу развития. В образовательной политике планируется внедрение новой модели медицинского образования на уровне специалитета, основной идеей которой является базовая профессиональная подготовка с общей «ядерной программой» и индивидуализацией по трекам. Например, по специальности Лечебное дело по итогам самоопределения обучающихся планируется разделение на 4 трека: врач первичного звена, врач с дальнейшей специализацией, врач-исследователь, врач-разработчик/технолог. Что касается научно-инновационной деятельности, в планах продолжение прикладных исследований, направленных на создание собственных продуктовых линеек по различным рыночным нишам: Реабилитация, Телемедицина, Медицинские информационные системы и CППBP, Образовательная медицинская платформа, Нейронавигация и др. Также это и реализация при поддержке индустриальных партнеров проектов в сфере технологий ЗD-моделирования и прототипирования, позволяющих изготавливать индивидуальные имплантаты для био- и эндопротезирования, доклинических исследований новых биомедицинских клеточных продуктов в полном цикле in silico − in vitro − in vivo. В Центре серийного производства будут организованы дополнительно около 4 000 кв. м. под производство расходных материалов с выделением комплекса чистых помещений. В целом в повестке СамГМУ в 2024 году – дальнейшее движение в рамке инновационного медицинского университета.
– Прежде всего это сохранение высоких темпов развития университета во всех сферах, открытие новых направлений подготовки и профилей, научных направлений, расширение партнерских отношений с учетом текущей геополитической обстановки, реализация «третьей миссии» университета как одного из драйверов социокультурного и социально-экономического развития прилегающих муниципалитетов и субъекта Федерации в целом, дальнейшая модернизация и укрепление материально-технической базы.
– В перспективе развития практико-ориентированного обучения в 2024 году предполагается создание инженерной школы, позволяющей сформировать высококвалифицированных специалистов, обладающих техническими знаниями для высокотехнологичных процессов агропромышленного производства. В ее составе предполагается наличие студенческого конструкторского бюро, инжинирингового центра, центра беспилотных технологий и т.д.
В научном плане предполагается открытие ряда инновационных лабораторий (геномики, трансплантации эмбрионов), которые будут способствовать опережающему развитию сельскохозяйственного производства.
– У нас на Кавказе говорят: «Чтобы завтра взошли всходы, надо сегодня позаботиться о семенах». Планов на следующий год – «громадье», говоря словами большого поэта. Для их реализации нами наработано самое главное, и наш институт по праву может гордиться сложившимся коллективом единомышленников, командой. Я, как ректор, уверен вслед за известным политиком, что «кадры решают все».
Второй момент, который обещает нам достижения в будущем – традиционно высокий уровень преподавания академических дисциплин и постоянная забота о комфортном существовании как студентов, так и педагогов в локальном пространстве СКГИИ, создании оптимальной социальной атмосферы. Скажу откровенно: я против того, чтобы в вузе штурмовали очередное «дацзыбао» в рамках определенной кампании, главное – стабильно и хорошо выполнять свои задачи. Поэтому никакой штурмовщины по поводу аккредитационного мониторинга у нас не было, скажу больше – коллектив его попросту не заметил, потому что все делалось в нужные сроки, вовремя.
Наступает новый очень непростой год и для России, и для мира в целом. Поэтому наши основные задачи: интеграция инновационных процессов и предпринимательских инициатив в структуру нашей работы, формирование сильного узнаваемого бренда «СКГИИ», повышение и совершенствование качества и уровня образовательной деятельности, расширение возможностей художественного образования, высокая динамика развития социальной сферы.
– 2024 год для Российской академии музыки имени Гнесиных – особый. Он будет полностью посвящен юбилею Е.Ф. Гнесиной. Мы продолжим проведение всероссийских и международных творческих школ. Пройдет масштабный всероссийских детский фестиваль, Первый московский международный конкурс пианистов имени Е.Ф. Гнесиной. Выйдут в свет собрания сочинений Е.Ф. Гнесиной, М.Ф. Гнесина и Ф.Е. Витачека. Мы продолжим реализацию двух наших стратегических проектов в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет – 2030». Так, центром научного стратегического проекта станет «Карта музыкальной науки России». В рамках сотрудничества с Научной электронной библиотекой планируется взаимный обмен данными, представление сведений о проекте академии на портале eLIBRARY.RU. Ядром образовательного стратегического проекта станет Центр творческих компетенций, который будет развиваться по четырем основным направлениям своей деятельности:
– 2023 – 2024 учебный год ознаменован празднованием 80-летия Хорового училища имени А.В. Свешникова в составе Академии. На 23 марта 2024 года намечено проведение юбилейного концерта в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.
В академии успешно функционирует Центр непрерывного образования и повышения квалификации, реализующий наряду с дополнительными программами повышения квалификации в рамках федерального проекта «Творческие люди» Национального проекта «Культура», программы профессиональной переподготовки, подготовки к поступлению в учебное заведение. Интенсивно развивается деятельность Центра прототипирования — «Центра современной музыки и исполнительских искусств», созданного в 2022 году по инициативе Министерства культуры РФ в рамках проекта «Придумано в России».
– Повестка на 2024 год формируется исходя из программы развития нашего университета в рамках Федерального проекта «Приоритет-2030». Мы планируем открывать и развивать лаборатории, создавать цифровые платформы, формировать целевой капитал вуза, продолжать развивать партнерство с другими вузами как в России, так и за рубежом, а также сохранять и развивать кадровый резерв университета и конечно же увеличивать научную деятельность.
Уходящий год еще раз показал, что в проблемах всегда кроются новые возможности и шанс взглянуть на любой вопрос под другим углом; дал понять, что нас окружают люди, на которых можно положиться. Эти люди − наш главный ресурс.
2023-й напомнил нам о том, что любую дорогу осилит идущий, любую задачу решит ищущий, и любой цели достигнет упорный.
В наступающем году хочу пожелать всем удачи в любых начинаниях, благополучия в личной и деловой сферах, новых возможностей, а главное − крепкого здоровья!
Владимир Зернов
От имени коллектива Пятигорского государственного университета поздравляем вас с Новым 2024 годом!
Мы все с надеждой в душе ждем эти праздники, потому что в каждой семье, в каждом доме зажигается свой новогодний огонек. В это волшебное время надежд, свершений и исполнения самых заветных желаний собираются близкие и дорогие люди, звучат теплые и искренние поздравления, приходит вера в то, что в новом году нас ожидают перемены только к лучшему!
Александр Горбунов
Сердечно поздравляю вас с самым душевным и семейным праздником, с Новым годом!
Уходит год старый – год продуктивной работы, выполненных планов, ярких событий и интересных встреч. Пусть он всем нам запомнится как еще один пройденный этап жизни, который чему-то научил, что-то дал для дальнейшего развития. И пусть все задуманное в эту новогоднюю ночь – случится, намеченное – воплотится, несбыточное – сбудется! Ведь старому году на смену уже спешит новый, удивительный, интересный, неизведанный 2024-й! Успешного всем старта. И пусть каждый его день придаст вам уверенности в себе. Пусть перед вами развернутся масштабные перспективы, которые, несомненно, принесут успех!
Елена Макаренко
От всей души поздравляю вас с Новым 2024 годом!
Пусть наступающий праздник немного замедлит стремительно бегущее время, и мы проведем его в кругу любимых и дорогих нам людей, неспешно наслаждаясь каждым моментом.
Давайте мысленно обратимся к воинам, которые сейчас стоят на защите интересов нашей великой Родины, поблагодарим их и пожелаем вернуться с победой!
Желаю всем мира и сердечного тепла, радости и гармонии, крепкого здоровья и благополучия!
Вероника Ефремова
Примите самые искренние и добрые поздравления с наступающим Новым 2024 годом! В университетской среде мы каждый день работаем над образованием и формированием будущего нашей страны. Поэтому желаю всем нам в новом году еще больше вдохновения, сил и терпения, чтобы справиться с поставленными задачами и достичь новых высот в нашей профессиональной деятельности. Пусть 2024 год станет годом великих открытий и важных достижений!
Вера Щёкина