От редакции:
«Открытость и прозрачность – один из краеугольных принципов деятельности Нацаккредцентра и его коллегиального аккредитующего органа – Национального аккредитационного совета. Именно этот принцип дает возможность приступить к формированию «банка ПОА» – лучших аккредитационных кейсов образовательных организаций, успешно прошедших эту непростую и ответственную процедуру».
Напомним нашим читателям – с этих слов мы начали постоянную рубрику журнала «Бенчмарки ПОА: три вопроса лидерам», в рамках которой вузы, отвечая на три редакционных вопроса, смогли бы детальнее рассказать о своем практическом опыте подготовки и прохождения «аккредитационного трека».
Первый выпуск рубрики (см. «АО» №142) вызвал интерес наших читателей, и сегодня мы рады представить нашей аудитории новый интересный «аккредитационный кейс» – от брендового Финансового университета, вышедшего на процедуры ПОА с кластером образовательных программ «Государственное и муниципальное управление».
1. Выход на процедуры ПОА: почему вы сказали «да!»?
Для Финансового университета вопрос значимости профессионально-общественной аккредитации не стоит. Для нас профессионально-общественная аккредитация – это признанный инструмент внешней оценки, знак качества образовательных программ, подтверждающий их соответствие требованиям рынка труда. Сегодня порядка 70% портфеля образовательных программ бакалавриата и магистратуры Финансового университета имеют знаки качества ПОА.
А вот вопрос, какую организацию выбрать для прохождения процедуры ПОА, стоит всегда. Официальные перечни уполномоченных на проведение ПОА аккредитующих организаций ведет Минобрнауки и Минпросвещения. Сегодня в этих перечнях более 150 организаций. Попасть в этот перечень организация, задумавшая выйти на рынок ПОА, может путем подачи заявления. Критериев отбора и валидации аккредитующих организаций, судя по содержанию этих двух источников, нет. Поэтому давно назрел вопрос о необходимости введения четких правил и обеспечения прозрачности рынка ПОА со стороны регуляторов. Только в этом случае у образовательных организаций появится реальная возможность эффективного выбора аккредитатора. Сейчас выбрать организацию для проведения ПОА нам помогают честные и утвердительные ответы на несколько вопросов, которые мы сами себе задаем:
2. Эпюра ПОА о достижениях программ: как вы этого добились?
Весной 2023 года мы успешно прошли профессионально-общественную аккредитацию пула образовательных программ бакалавриата и магистратуры Финуниверситета по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление».
Эксперты отметили наличие актуальных авторских учебников и современный перечень дисциплин всех учебных планов, а также вовлеченность и активность как руководства кафедры «Государственное и муниципальное управление», так и всех преподавателей во всех вопросах образовательного, научного и воспитательного процесса, заинтересованность и вовлеченность студентов и в учебный процесс, и в свою будущую профессию.
На кафедре ведут обучение преподаватели-практики: представители Минфина России, Казначейства России, Минпромторга России, Минэкономразвития России, Правительства Москвы. Доля практиков на кафедре – примерно 30%, это, в основном, яркие, активные и молодые люди в возрасте до 39 лет, все практически с наличием ученой степени и преподают, как правило, на магистерских программах. Многих наших студентов приглашают на работу уже во время обучения – так преподаватели-практики с ходу отбирают себе кадры. Шансов успешно трудоустроиться у наших студентов действительно много: стажировки в органах власти для 1-3 курсов; на 4 курсе все студенты в обязательном порядке формируют свои резюме, а кафедра помогает с трудоустройством; большинство трудоустраивается по итогам преддипломной практики; и, наконец, прямо во время государственных экзаменов и защит ВКР выпускников приглашают на работу члены государственных экзаменационных комиссий – представители работодателей.
Студенты имеют возможность проявить себя не только в учебе, но и в 15 кружках. А уникальный проект кафедры «Study Tour», направленный на развитие имиджа профессии государственного служащего, включая знакомство с работой региональных органов государственного управления, изучение лучших практик государственного управления на местах, – заслуживает отдельного внимания. В поездку в рамках проекта могут отправиться все желающие с 1 по 4 курс. Обычно это 50-70 человек. Студенты, побывавшие в туре, без труда находят интересные темы для курсовых работ и дипломных проектов. Тур помогает определиться и с профилизацией внутри выбранной образовательной программы.
Считаю, что есть два бесспорных показателя качества образования, включая соответствие запросам рынка труда на «входе» (спрос на образовательную программу) и на «выходе» (трудоустройство выпускников). В нашем университете конкурс (спрос) среди абитуриентов на программы по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» растет, особенно в бакалавриате. А «выходной» критерий качества – спрос на выпускника – его быстрое и успешное трудоустройство, тут у нас традиционные 100%. И это, безусловно, достижение команды факультета «Высшая школа управления» и его выпускающей кафедры «Государственное и муниципальное управление».
3. Итоги ПОА: что вы о себе узнали нового, чего не замечали раньше?
Как показала прошедшая процедура ПОА образовательных программ направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» – и это уже аксиома для нас – мы не умеем себя хвалить и рекламировать. Необходимо показывать результаты интересных кафедральных проектов и достижения кафедры как на сайте Финуниверситета, так и в социальных сетях, и в СМИ. Эксперты также высказали пожелание большей открытости и доступности информации о местах стажировок и практик на странице кафедры на сайте университета, чтобы студенты могли ознакомиться заранее.
Эти пожелания мы отрабатываем. И, как всегда, процедура ПОА Нацаккредцентра была уникальной возможностью посмотреть на образовательные программы Финуниверситета со стороны, познакомиться, пообщаться и обменяться опытом с ведущими российскими и зарубежными экспертами в области государственного управления, а также стала драйвером совершенствования наших образовательных программ.