Национальный центр профессионально-общественной аккредитации успешно прошел повторную процедуру «аккредитации аккредитаторов»

«Давайте сами писать жалобы!»

Репортаж с заседания Нацаккредсовета 29.06.2023 г.

Финальное в завершившемся учебном году июньское заседание Национального аккредитационного совета началось с новости о том, что Национальный центр профессионально-общественной аккредитации успешно прошел повторную процедуру «аккредитации аккредитаторов» и подтвердил свое членство в Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества (APQN). Экспертная комиссия сети APQN, объединяющая аккредагентства от Японии до Новой Зеландии и от Фиджи до Кыргызстана, выставила Нацаккредцентру максимальные баллы по 10 стандартам из 11. Существенное соответствие (вместо полного) получил лишь стандарт, связанный с работой с жалобами и апелляциями, и к этой оценке представители Нацаккредцентра отнеслись с улыбкой – в условиях, когда вузы за 12 лет сотрудничества не подали на работу центра ни одной жалобы. Их ради максимального балла разве что придется сочинять самим…

Доверие со стороны вузов

Факт, что Нацаккредцентр, пройдя сложную процедуру «аккредитации аккредитаторов», подтвердил свое членство в APQN, является событием, без преувеличений, всероссийского масштаба. В Азиатско-Тихоокеанскую сеть гарантии качества входят 268 членов, представляющих 56 стран. Это одна из самых больших сетей в мире, которая занимается оценкой качества, гарантией качества и объединяет аккредитационные центры, расположенные чуть ли не на половине земного шара. Наряду со многими другими проектами сеть APQN, существующая более 20 лет, ведет реестр организаций (агентств, центров) по обеспечению качества и аккредитации в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Нацаккредцентр в апреле проходил внешнюю экспертизу, и в комиссии были очень представительные участники, например: Цзяньсинь Чжан, доктор наук из университета Юньнань (Китай), два срока (с 2016 по 2022 гг.) возглавлявшая APQN, ныне сопредседатель Азиатско-Тихоокеанского реестра гарантии качества APQR, Фабрицио Трифиро, доктор наук, член Совета директоров международной сети гарантии качества INQAAHE, много лет проработавший в агентстве гарантии качества QAA(Великобритания), Нитеш Сугнани, доктор наук, директор в области высшего образования Управления знаний и развития человека (KHDA) из Объединенных Арабских Эмиратов, Тимур Канапьянов, доктор наук, заместитель генерального директора по международному сотрудничеству Независимого агентства аккредитации и рейтинга (IAAR) из Республики Казахстан. Нацаккредцентр проходил экспертизу, как и вузы, которые он сам проверяет, на соответствие международным стандартам: точно так же готовил отчет по самообследованию, проводил встречи с членами аккредитационного совета, российскими и зарубежными экспертами, участвующими в экспертных комиссиях, и с представителями вузов, получивших аккредитацию.

По итогам международной экспертизы Нацаккредцентр получил оценку «полное соответствие» по десяти из одиннадцати стандартов, и еще по одному стандарту, связанному с работой с жалобами и апелляциями, – оценку «существенное соответствие». Сам факт, что за 12 лет работы в апелляционную комиссию Нацаккредцентра не поступило ни одной жалобы или апелляции, конечно же, показатель доверия к нему со стороны вузов. Тем не менее, эксперты порекомендовали центру «укрепить» это направление деятельности – необходимо, чтобы апелляционная комиссия более активно работала. На известие об этом председатель Национального аккредитационного совета Виктор Болотов отреагировал шуткой: «Давайте сами писать жалобы!».

Итак, 26 мая Национальный центр профессионально-общественной аккредитации получил решение APQN о подтверждении своего полного членства в этой авторитетной международной организации и соответствующий сертификат. В нынешней геополитической ситуации российскому аккредитационному агентству получить полное членство в международной сети гарантии качества, мягко говоря, непросто. Это большое событие. И на данный момент Нацаккредцентр является единственным аккредитационным агентством в России, которое реализует процедуры международной аккредитации как в нашей стране, так и за рубежом.

На данный момент Нацаккредцентр является единственным аккредитационным агентством в России, которое реализует процедуры международной аккредитации как в нашей стране, так и за рубежом.
 

Аккредитационная статистика: итоги года

Директор Нацаккредцентра Галина Мотова подвела итоги его деятельности, а также итоги работы Национального аккредитационного совета за минувший учебный год. За это время на аккредитацию представили свои программы 22 вуза. Из них почти 60% составляют вузы, повторно выходящие на аккредитацию, и 40% – вновь обратившиеся. Если университеты представляют свои программы на аккредитацию повторно, то это говорит и о востребованности процедуры независимой аккредитации и, конечно же, удовлетворенности ею. Большая часть – 66% программ – прошла процедуру в очном формате.

Какие вузы стремятся аккредитовать свои программы в Нацаккредцентре? Почти две трети всех программ (64%) – это программы вузов, входящих в премьер-лигу и первую лигу Национального агрегированного рейтинга. По сути, это ведущие университеты страны.

Всего на заседаниях Нацаккредсовета за 2022/2023 учебный год рассмотрены 234 программы. В большей степени это программы высшего образования, почти 90%, но есть и программы среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования и 2% программ – программы аспирантуры из тех, что реализуются в высших учебных заведениях.

По типам аккредитации в большей степени востребованы были международная и сов­местная аккредитации – 53% всех образовательных программ, проходящих аккредитацию в Нацаккредсовете.

С прошлого года в России заработал реестр аккредитованных программ, прошедших независимую аккредитацию. В него вошли 4693 программы, причем 30% из них – те, что прошли аккредитацию в Национальном аккредитационном совете. Кроме того, 890 программ, прошедших международную и совместную аккредитации, внесены в Международный реестр гарантии качества DAQAR, который ведет сеть APQN. 

В завершившемся учебном году в экспертизах участвовали 144 эксперта, из них 24 – представители зарубежья. По признанию Галины Мотовой, возможностей приглашать экспертов из европейских стран по объективным причинам становится все меньше, поэтому в большей степени в экспертизах участвуют представители Китая, Казахстана, Киргизии, Узбекистана. 

Степень доктора наук имеет 60% экспертов, почти 90% российских экспертов – представители ведущих российских вузов премьер-лиги и первой лиги.

Экспертами от работодателей выступили представители бизнеса, профессиональных сообществ и торгово-промышленных палат (32%), значительная часть экспертов (53%) – представители от региональных и федеральных министерств и ведомств.

Галина Мотова с благодарностью отметила роль члена Комитета по науке и высшему образованию Государственной Думы РФ, доктора технических наук, профессора Ольги Пилипенко, которая в текущем году дважды приглашала представителей Нацаккредцентра на заседания думского экспертного совета по вопросам высшего образования, управления экономикой знаний, дебюрократизации в сфере высшего образования, повышения качества образовательной деятельности, где они рассказали о результатах работы независимой системы оценки качества в России за последние 10 лет. На основе полученной информации депутаты сделали вывод о том, что в нашей стране – благодаря независимой аккредитации, рейтингам, мониторингам, оценке студенческих достижений и открытым базам данных профессионально-общественной и международной аккредитации – сложился институт независимого оценивания высшего образования.

Как член Нацаккредсовета Ольга Пилипенко участвовала в июньском заседании онлайн. Взяв слово для комментария, она отметила важность того, что в нашей стране все-таки есть аккредитационное агентство, которое позволяет вузам пройти международную аккредитацию:

– Россия не останавливается и будет двигаться вперед в международном сотрудничестве и формировании стандартов качества. Для нас сегодня жизненно важно изменить подходы к оценке качества образования и самим определить, что это такое. Все механизмы, формирующиеся на этой площадке, позволяют нам всесторонне смотреть и, учитывая наши национальные ценности и рассматривая лучший опыт в определении такого понятия, как качество образования, вносить изменения в жизнь каждой образовательной организации и программы.

Нацаккредсовет: новые лица

Перед обсуждением представленных к аккредитации программ Виктор Болотов предложил включить в Нацаккредсовет несколько новых кандидатур:

Илью Докучаева, доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Пе­тербургского государственного уни­верситета, профессора Российской академии образования;

Надежду Никитину, кандидата технических наук, старшего научного сотрудника, профессора кафедры механики грунтов и геотехники Национального исследовательского Московского государственного строительного университета;

Владислава Пылина, кандидата технических наук, заместителя генерального директора по производственным вопросам НИИ мониторинга качества образования;

Алексея Чаплыгина, руководителя исследовательской группы «Национальный рейтинг университетов Интерфакс»;

Александра Эпштейна, кандидата экономических наук, доцента, заместителя исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, члена экспертного совета при Комитете Государственной Думы РФ по энергетике;

Семена Янкевича, кандидата юридических наук, заместителя директора, заведующего лабораторией образовательного права Института образования НИУ ВШЭ, члена общественного совета при Рособрнадзоре, руководителя экспертной группы при подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций (рабочей группы по «регуляторной гильотине»).

Следуя рекомендациям, полученным после внешней экспертизы, Нацаккредсовет также «усилил» апелляционный комитет, переведя в него Нелли Розину.

 

Пройти «квест» стандартов: советы экспертов

Работа в рамках основной «повестки дня» началась с представления на международную аккредитацию программ бакалавриата и магистратуры «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета при Правительстве РФ. Эти программы входят премьер-лигу, впрочем, как и сам университет. По восьми из девяти аккредитационных стандартов программы показали полное соответствие, по одному – «Сбор, анализ и использование информации» – существенное. Вузу рекомендовали поработать с сайтом, в частности, с его английской версией. Программы получили аккредитацию на 6 лет.

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» представил к международной аккредитации программы бакалавриата и магистратуры «Юриспруденция», входящие в первую лигу, как и сам вуз. Все оценки – полное соответствие стандартам. Как результат – аккредитация на 6 лет.

Кластер программ этого же вуза «Социология» (бакалавриат и магистратура), «Реклама и связи с общественностью» (бакалавриат и магистратура) входит в первую лигу. По восьми стандартам эксперты отметили полное соответствие и по одному – «Прием, поддержка академических достижений и выпуск обучающихся» – существенное.

– Комиссия по итогам экспертизы программ пришла к самым положительным выводам, но на этом фоне ситуация с четвертым стандартом была не такая радужная, – прокомментировал заместитель председателя экспертной комиссии, доктор социологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей социологии и социальной работы факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н.?И. Лобачевского Сергей Судьин. – Немного нам было обидно за студентов-социологов, которые, отвечая на вопросы о своих профессиональных ориентирах и планах, недооценивали качество своего образования и важность социальной миссии, которую они будут нести. Возможно, это было связано с тем, что студенты направления подготовки общественных связей были более активные, более вовлеченные в свою профессиональную деятельность. Наверное, во многом это было связано еще и с тем, что пиар акцентирует внимание в большей степени на позитивных моментах, а социологи, к сожалению или счастью (кто-то же должен это делать), имеют дело с реальностью. Возможно, в этом крылся секрет того, что студенты этого направления не очень радужно оценивали перспективы своего профессионального пространства. В связи с этим одно из направлений работы <в контексте стандарта>, которое представляется наиболее перспективным, – просто объяснять на данном этапе студентам важность их будущей деятельности как социологов.

Программы получили аккредитацию на 6 лет.

От Новосибирского государственного технического университета на экспертизу вышли программы бакалавриата и магистратуры «Оптотехника», «Физика», «Фотоника и оптоинформатика» и «Техническая физика». Часть программ входит в первую лигу агрегированного рейтинга, часть – во вторую. Сам вуз – в премьер-лиге. Программы признаны полностью соответствующими всем стандартам, поэтому без дополнительных обсуждений были аккредитованы на полный срок – на 6 лет.

Такие же максимальные оценки и, соответственно, аккредитацию на 6 лет получили программы бакалавриата и магистратуры «Автоматизация технологических процессов и производств», «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» и «Материаловедение и технология материалов». Они входят в премьер-лигу и являются гордостью НГТУ.

Программы бакалавриата и магистратуры «Электроэнергетика и электротехника» Казанского государственного энергетического университета проходили международную аккредитацию второй раз. Впервые они прошли ее в АККОРК, а после завершения действия аккредитационного свидетельства представили на экспертизу в Нацаккредцентр. Программы входят в первую лигу рейтинга, сам вуз – во вторую. Экспертная комиссия по двум стандартам признала существенное соответствие, по семи – полное. 

О рекомендациях высказался заместитель председателя экспертной комиссии, кандидат технических наук, заместитель директора Института электроэнергетики Московского энергетического института Андрей Валянский. В первую очередь вопросы у комиссии вызвало то, что преподавательский состав курсы повышения квалификации проходит в основном в своем же вузе, поэтому было  рекомендовано развивать мобильность. Кроме того, не все преподаватели показали знания по иностранным языкам. По восьмому стандарту «Мониторинг и периодическая оценка образовательных программ» эксперты рекомендовали, чтобы процедура предусматривала актуализацию качества образования по результатам выпуска студентов. Андрей Валянский отметил замечания работодателей, которые просили, чтобы выпускники по окончании вуза шли в отрасль, а не отправлялись заниматься другими видами деятельности. 

Программы получили аккредитацию на 6 лет.

Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева вывел на международную аккредитацию программы бакалавриата и магистратуры «Биотехнология», входящие во вторую лигу агрегированного рейтинга. По пяти стандартам программы признаны полностью соответствующими, по четырем – существенно. 

– Экспертиза выявила много сильных сторон, очень грамотно выстроена внутренняя работа и управление коллективом, – отметил председатель комиссии, PhD, ведущий научный сотрудник лаборатории генетической инженерии растений Национального центра биотехнологии (г. Астана, Казахстан) Максим Сутула. – Тем не менее, мы обратили внимание на недостаточное взаимодействие между стейкхолдерами и руководством вуза. Также отметили в рекомендациях необходимость аккредитовать лаборатории в вузе, в частности, по анализу качества пищевой продукции, поскольку отсутствие у них аккредитации или хотя бы сертификации мешает сотрудничеству с заинтересованными компаниями. Многие учебные аудитории и лаборатории необходимо отремонтировать и оснастить лабораторным оборудованием, об этом говорили студенты, преподаватели и стейкхолдеры. На проблемах  с внешней академической мобильностью в связи с геополитической ситуацией мы не стали акцентировать внимание. Рано или поздно все нормализуется. Университет очень сильный, все рекомендации вполне осуществимы. 

По предложению Виктора Болотова программы получили аккредитацию на 6 лет, но с условием через 2 года запросить у вуза справку о том, какие действия предприняты по рекомендациям. Если выяснится, что ничего не изменилось, Нацаккредсовет может принять другое решение. В этом и заключается постаккредитационный мониторинг.

 

Под впечатлением

Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева обратился в Нацаккредцентр за международной аккредитацией своих программ уже в четвертый раз. Тимирязевка вывела два кластера, в которых были программы и бакалавриата, и магистратуры, и среднего профессионального образования, и программы дополнительного профобразования. Поэтому каждая комиссия состояла из экспертов по разным уровням образования.

Программы «Информационные системы и технологии» (бакалавриат и магистратура), «Прикладная информатика» (бакалавриат и магистратура) входят во вторую лигу национального агрегированного рейтинга, а университет – в первую лигу. По шести стандартам комиссия выставила им полное соответствие, по трем – существенное. 

– Мы были под впечатлением от того, что увидели в университете, – поделился заместитель председателя экспертной комиссии по высшему образованию, кандидат технических наук, руководитель образовательной программы «Прикладная информатика» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Александр Щукин. – Очень высокий уровень и материальной базы, и технологического оснащения, но самое главное – люди, с которыми мы пообщались. Среди рекомендаций, озвученных коллегам, – активизировать  работу с зарубежными экспертами и иностранными партнерами, так как в силу меняющейся ситуации, наверное, нужно рассмотреть какие-то варианты других стран и университетов. Нужно больше уделить внимания англоязычной версии сайта, продолжать усилия по развитию электронного документооборота.

Совет аккредитовал программы на 6 лет с проверкой через 2 года. 

Программа СПО «Информационные системы и программирование» показала по четырем стандарстам полное соответствие, по пяти – существенное. 

– СПО в Тимирязевке организовано недавно, – объяснила заместитель председателя комиссии по дополнительному профессиональному образованию, доктор экономических наук, доцент, директор Института дистанционного и дополнительного образования Национального исследовательского университета «МЭИ» Татьяна Шиндина. – Предстоит работа и по настройке демонстрационного экзамена, и по практической подготовке. Однако сама созданная среда, педагогический состав, материально-техническое обеспечение, выстроенная программа непрерывного образования по направлению «Информатика» производят достаточно серьезное впечатление. Возможно, комиссия резковато поставила баллы серии Б, но сделано это в основном для рекомендаций. Есть большая разница в перестройке методического обеспечения при переходе преподавателей с программ высшего образования и магистратуры на преподавание в СПО, и в этом отношении предстоит преодолеть период внутреннего развития, так как это несколько другая направленность подготовки, и она дает о себе знать. Второй раз я была в Тимирязевском университете, и за прошедший год увидела абсолютный прогресс: закуплено новое оборудование, разработаны новые методические документы, коллектив работает очень сплоченный и очень активно. И обращение за внешней оценкой демонстрирует потребность университета в экспертных мнениях о том, в каком направлении идти и где еще необходимо поработать, чтобы улучшить качество образования.

Программы получили аккредитацию на полный срок с постаккредитационным мониторингом через 2 года. 

Образовательные уровни: учесть специфику

Следующим блоком рассматривался большой перечень программ ДПО по цифровым технологиям, программированию, цифровым сервисам и большим базам данных. По всем семи стандартам программы признаны полностью соответствующими.

– Проводили аккредитацию, по сути, цифровой кафедры, потому что все эти программы заявлены Тимирязевкой в рамках программы «Приоритет-2030» по цифровому направлению, – рассказала Татьяна Шиндина. – Мы выявили достаточно серьезную специфику, в рамках которой ребята проходят обучение и получают пользовательские навыки по программам, родственным именно для аграрного комплекса и необходимым именно тем, кто работает в сельском хозяйстве. Программы охватывают и животноводство, и растениеводство. При этом студентов дополнительно учат работе с большими данными, основам программирования, формированию технических заданий на развитие информационных систем. Учитывая, как сложно организуется цифровая кафедра, у всех есть какие-то сложности. Ребята отмечали, что очень трудно на последнем курсе совмещать, и именно от студентов исходила просьба разделить дополнительное образование на цифровой кафедре на более длительный период обучения, встроив в основные программы. Наверное, это правильно.

– Вопросы ДПО становятся все более важными в высшем образовании по разным причинам – из-за того, что жизнь меняется очень быстро, и надо успевать реагировать на эти изменения, – дополнил коллегу Виктор Болотов. – В этом плане программы ДПО становятся все более важными. Даже высказываются предложения, чтобы некоторые программы магистратуры переформатировать в программы дополнительного профессионального образования.

Программы высшего образования «Технология транспортных процессов», «Наземные транспортно-технологические комплексы», «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» и «Наземные транспортно-технологические средства» входят в первую лигу Национального агрегированного рейтинга. По шести стандартам они продемонстрировали полное соответствие, по трем – существенное.

Программы ДПО «Роботизированные системы в сельском хозяйстве», «Теоретические основы функционирования гидравлических и пневматических систем», «Современная техника для агропромышленного комплекса». По двум из семи стандартов они получили существенное соответствие, по пяти – полное.

– Программы ДПО, представленные на экспертизу, очень ярко и концентрировано показывают всю систему подготовки в вузе и то, что она находится на высочайшем уровне, – высказался заместитель председателя экспертной комиссии, доктор технических наук, профессор, директор Института дополнительного профессионального образования Казанского национального исследовательского технологического университета Мансур Галиханов. – Организация системы ДПО, ее материально-техническое оснащение, кадровое и методическое обеспечение находятся на очень высоком уровне. По двум стандартам программы немного не добрали баллы, были замечания по их содержанию. При общении с преподавателями и изучении содержания программ, выяснилось, что в основном это студенческие лекции, перенесенные на взрослую аудиторию. В процессе реализации программ их содержание перестраивалось, модернизировалось, можно сказать, на ходу. И по кадровому обеспечению то же самое. Хотелось бы, чтобы преподавателей кафедры отправляли на повышение квалификации изучать новые методики образовательного процесса для взрослой аудитории, в том числе андрагогики.

Программы ДПО аккредитовали на четыре года, с проверкой через два года. 

Программа СПО «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» по семи стандартам показала полное соответствие, по двум – существенное. Она получила аккредитацию на 6 лет с отчетом через 2 года. 

 

«Непрофильные» направления: точка в дискуссии?

Блок процедур по профессионально-общественной аккредитации открыл Московский авиационный институт с программами бакалавриата и магистратуры «Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы и технологии» и «Программная инженерия», входящими, как и сам вуз, в топ Национального агрегированного рейтинга – премьер-лигу. По пяти стандартам они получили полное соответствие, по четырем – существенное.

– Все программы достойные, но есть несколько предложений по их улучшению, – прокомментировал председатель комиссии, кандидат технических наук, директор Института информационных и вычислительных технологий, завкафедрой вычислительных машин, систем и сетей МЭИ Сергей Вишняков. – Например, по документированию этих программ, и, в частности, по учету требований по импортозамещению ПО, что для указанного кластера программ особенно актуально. Второй момент – уточнение профессиональных стандартов, на которые ссылаются образовательные программы, так как выяснились некоторые недочеты в работе по документированию. Еще одно существенное предложение вузу – интенсифицировать работу по публикационной активности преподавателей. По итогам встреч с руководством есть все основания полагать, что в самые короткие сроки все предложения будут учтены.

Проректор по учебной работе МАИ Дмитрий Козорез отметил, что экспертная оценка была полезной – независимая аккредитация позволяет выявить плюсы и минусы, и руководству вуза впоследствии легче найти внутриколлективный консенсус при обсуждении мер по улучшению качества образования. 

Московский авиационный институт представил также на профессионально-общественную аккредитацию непрофильные программы бакалавриата и магистратуры «Экономика» и «Менеджмент». Они входят в первую лигу НАР. От экспертов они получили наивысшие оценки по всем стандартам. 

– Все оценки очень высокие, несмотря на то, что программы непрофильные для этого вуза, – отозвалась председатель экспертной комиссии Татьяна Шиндина. – Мы подготовили ряд рекомендаций, которые позволят университету найти дополнительные точки роста. Экономическим направлениям просто необходимо базироваться на объекте исследования, то есть готовить отраслевых экономистов, и в этом университете, на наш взгляд, экономика, управление и подготовка специалистов для отрасли поставлены на высоком уровне. 

Виктор Болотов припомнил, что несколько лет назад бушевала дискуссия вокруг идеи зап­ретить в отраслевых университетах экономические и управленческие направления подготовки. Практика, по его мнению, показывает, что в отраслях есть специфика, и в этом плане необходимо сохранять подготовку по этим направлениям. 

 

Когда студенты мотивированы…

Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ впервые вышла на профессионально-общественную аккредитацию с профильными программами «Экономика» (бакалавриат и магистратура), «Менеджмент» (бакалавриат и магистратура), «Государственное и муниципальное управление» (бакалавриат). Они входят в премьер-лигу НАР, а вуз – в первую лигу. По пяти стандартам программы признаны полностью соответствующими, по четырем – существенно соответствующими.

Эксперты рекомендовали вузу информировать общественность о результатах опросов студентов, выпускников и работодателей, о результатах работы комиссии по качеству, о результатах внутренней и внешней оценки качества образования, выстроить системы и механизмы привлечения успешных выпускников и партнеров академии к проектированию образовательных программ и их участию в учебном процессе и т. д.

Академия получила аккредитацию на 6 лет с контрольной проверкой через 2 года.

Ивановский государственный энергетический университет вывел на аккредитацию программы бакалавриата и магистратуры «Теплоэнергетика и теплотехника», «Электроэнергетика и электротехника», «Энергетическое машиностроение»  и «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг». Они входят в первую лигу рейтинга, сам вуз – в третью. Комиссия поставила по восьми стандартам полное соответствие и по одному – существенное.

– Усилиями работодателей, сотрудничающих с университетом, в нем создана потрясающая материальная база, не имеющая аналогов у нас в стране и за рубежом, – заметил заместитель председателя экспертной комиссии, кандидат технических наук, профессор кафедры МЭИ, федеральный эксперт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Дмитрий Иванов. – Например, это полномасштабный тренажер управления энергетическим блоком атомного реактора, на котором обучаются студенты, выполненный как в «железе» со всеми устройствами и приборами, так и в компьютерном исполнении, цифровом. По программам подготовки специалистов в области электроэнергетики и теплоэнергетики тоже очень много интересных лабораторий. Мы были поражены мотивированностью студентов, которые обучаются на этих программах, и в ходе встречи с выпускниками к нашему разговору дистанционно подключались выпускники от Анадыря до Калининграда, чрезвычайно высоко оценившие навыки и компетенции, полученные ими в университете. Работодатели соответствующих отраслей в очередь стоят за выпускниками. По седьмому стандарту замечания в основном были связаны с нашей общей, как мне кажется, головной болью – работой интернет-сайтов. В целом нам очень понравилось, как университет подготовился к аккредитации. И это было не показное мероприятие, а отлично налаженная система работы университета по профильным программам в течение долгого времени – накоплена отличная методическая база, материальная база, сформирован высококвалифицированный контингент преподавателей.

«Мал да удал»: аккредитационный кейс для «частника»

Сибирский институт бизнеса, управления и психологии за 12 лет работы Нацаккредсовета стал третьим по счету негосударственным вузом, обратившимся за профессионально-общественной аккредитацией. Это небольшой вуз (обучается всего 952 студента) с почти 30-летней историей, в нем реализуются программы высшего образования и СПО. Поскольку вуз негосударственный, Нацаккред­центр предложил руководству сделать «предвизит», чтобы понять, насколько велики его возможности успешно пройти аккредитационную процедуру. Если у вуза сложная ситуация, и наверняка его ожидает отрицательное решение по аккредитации, то процедуру проводить не стоит. В данном случае по итогам «предвизита» институту дали зеленый свет, и он представил на экспертизу профильные программы бакалавриата «Экономика» и «Менеджмент». В На­циональном агрегированном рейтинге программы находятся в третьей лиге, а сам вуз – в седьмой. Вуз региональный и не очень информационно открытый, поэтому его позиции не слишком высоки. Нацаккредцентр подобрал для него очень квалифицированную и опытную комиссию. Итоги ее работы: получены высокие оценки представленных институтом программ (по двум стандартам – существенное соответствие, по семи – полное).

– Аккредитация частного вуза у меня была впервые, и характер работы был абсолютно другой, – призналась заместитель председателя комиссии, координатор по учебному заведению по проведению демонстрационного экзамена Института среднего профессионального образования Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого Алена Щербак. – Мы попали в ситуацию, когда первые три дня больше отвечали на вопросы, чем спрашивали сами, потому что представителей института интересовало буквально все. В вузе очень сильная методическая команда – это, наверное, характерно для частных учебных заведений, потому что с них всегда очень серьезно спрашивают. Работающие специалисты методической части знают очень много, очень детально следят за всеми новостями и отрабатывают методическую документацию на очень высоком уровне, что приятно удивляет. Наверное, в вузах большего масштаба многое не успевают, потому что ставится масса попутных задач, а тут сотрудники сосредоточены на обучении, и эта работа поставлена на очень достойном уровне. Поэтому мы поставили высокие баллы по стандартам. У вуза нет возможности увеличить масштабы своей деятельности, так как расположен в небольшом здании бывшего детского сада и потому ориентирован на небольшие группы студентов. Интересно, что большинство преподавателей, как правило, по каким-то причинам ушли <из государственного сектора высшего образования>. Считают его более «домашним», более спокойным, более социально ответственным. Сами студенты говорят, что основным преимуществом обучения здесь является индивидуальный подход, когда с ними постоянно и непрерывно работают, и они это очень ценят. И, конечно, впечатляет то, что выпускники добиваются достаточно больших высот. Впечатление вуз оставил положительное.

Программы получили аккредитацию на 6 лет.

Далее комиссия рассмотрела программы СПО «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», которые по семи стандартам получили полное соответствие и по двум – существенное. Они тоже были аккредитованы на шестилетний срок. 

 

Шесть лет: прогресс очевиден

Ульяновский государственный аграрный университет им. П. Столыпина в шестой раз доверил аккредитацию своих программ Нацаккредцентру. И в этот раз программы проходили повторную аккредитацию по окончании предыдущей, состоявшейся в 2017 году. Это программы «Экономика» (бакалавриат и магистратура) и «Экономическая безопасность» (специалитет) входят в первую лигу рейтинга, тогда как сам университет – в третью. Экспертная комиссия поставила по восьми стандартам полное соответствие и по одному – существенное. Хотя во время предыдущей аккредитации только по одному стандарту эта программа продемонстрировала полное соответствие. Прогресс очевиден! 

– За последние 6 лет вуз шагнул неплохо. Да, поменялся ректор, но команда осталась прежняя, – рассказал об университете председатель экспертной комиссии, доктор экономических наук, доцент, заведующий отделом аграрной политики и прогнозирования развития АПК Федерального научного центра аграрной экономики и социального развития сельских территорий – ВНИИ экономики сельского хозяйства, профессор кафедры экономики и организации производства Белгородского государственного технологического университета имени В.?Г. Шухова Андрей Колесников. – Университет довольно успешный, имеет хорошую базу для того, чтобы увеличивать набор по 38-й специальности. Мы беседовали с работодателями, которые принимали на работу студентов:  исключительно позитивные отзывы! По крайней мере, на региональном уровне идет борьба за студентов именно этого вуза. 

Программа СПО «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» заслужила от комиссии по семи стандартам полное соответствие, по двум – существенное. 

Кластер программ получил аккредитацию на 6 лет. 

 

Методисты, объединяйтесь!

В завершение заседания Нацаккредсовета Галина Мотова акцентировала внимание коллег на том, что при экспертизе вузов оценивается и работа их методических служб. Проблема с организацией работы этих служб усугубляется в связи с введением в нынешнем году бессрочной аккредитации и аккредитационного мониторинга – уже с грядущей осени. Поэтому для методистов создан Telegram-канал «Союз методистов высшего образования», и уже к началу лета он объединил почти 900 участников из более чем 400 вузов страны. Здесь проходит активное общение, задается много вопросов, на которые даются компетентные ответы. Канал поддержан министерскими структурами, в нем активно участвуют заместитель руководителя Рособрнадзора Светлана Кочетова и руководитель проекта по аккредитационному мониторингу Наталья Алтынникова. Это новая коммуникационная площадка, призванная облегчить работу вузовских методистов. 

Подготовил Алексей Батанов

20.09.2023
Наверх