Школа-вуз: партнерство для качества

Школа-вуз: партнерство для качества. Ищем варианты

Экспертный совет «АО»

«Есть очень простой подсчет: если ты хочешь узнать, что будет через двадцать лет, посмотри, кто сегодня приходит в детские сады, кто оканчивает начальную и старшую школу. Именно эти люди и будут определять качество человеческого капитала страны через искомый период» (из доклада научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ И. Фрумина в рамках специальной сессии [1] «Развилки и перспективы развития российского образования», XVIII-я Апрельская международная научная конференция НИУ ВШЭ).

Полагаем, это довольно адекватный «маркер», приведенный в исследовательском докладе 6-летней давности. Теперь, что изменилось за эти годы, подскажет статистика профильного ведомства. В частности, глава Минобрнауки РФ В. Фальков недавно привел [2] такие данные: за последние 6 лет число выпускников школ, пожелавших сдать ЕГЭ по физике, сократилось на 48%, по профильной математике – на 33%, по биологии – на 25%, по химии – на 11%. По оценке министра, такое снижение происходит из-за недостаточно высокого качества школьной подготовки по естественно-математическим наукам – ребята просто не хотят рисковать баллами там, где не слишком уверены в своих знаниях.

Как изменить тренд снижения качества школьных знаний? Каким образом вузы могут в данном случае помочь школам? Эти вопросы обсуждаются давно. Один из вариантов, которые активно обсуждаются в последнее время – организация ранней профориентационной работы в школах, создание классов-предуниверсариев и т.п. Вот, например, как обосновывала [3] необходимость раннего «захода» университетов в школы директор одной из подмосковных школ М. Сотникова: «Считаю, что начинать профилирование надо, как только у школьника в расписании появляются предметы, имеющие четкую специализацию (биология, география, физика, химия и пр.). У детей появляется возможность для сравнения: эта наука мне нравится больше, здесь мне комфортно и интересно, а вот эту науку я не хочу изучать, она мне непонятна, неинтересна. И если вузы в этот момент могут предложить программы предпрофильного образования, в которых будет ответ на вопрос: зачем мне нужна физика, – то это было бы очень востребовано. То есть, вот ребенок начал изучать основы физики, а на мастер-класс приходит эксперт вуза и рассказывает ему о своей презентации разработки экзоскелета на форуме SkolkovoRobotics. И дети видят перс­пективу учебника физики для 7 класса. Да, сей­час надо освоить азы, потом поступить в профильный физико-математический класс, сдать ЕГЭ по физике, поступить в вуз, а дальше останется пара шагов до собственных интеллектуальных наработок и выступлений на форумах. Вот что дает детям раннее профилирование. И вот почему, я считаю, начинать надо так рано».

Обратим внимание, что речь идет даже не о ранней профориентации, а о раннем предпрофильном определении школьников («зачем мне понадобится эта физика») что, на наш взгляд, и логично, и эффективно для данного школьного периода!

В качестве краткого резюме хочется отметить: по всей видимости, сегодня школы и вузы просто «обречены» на совместное партнерство ради повышения качества образования; в ином случае и «обновленная модель российской высшей школы», на которую сегодня государство возлагает столь большие надежды, столкнется с проблемой необходимости «доучивания» поступивших студентов-первокурсников, тратя на это время, ресурсы, а значит, теряя в качестве уже на уровне высшего образования.

АО. Пожалуйста, оцените уровень качества знаний выпускников школ – абитуриентов вашей образовательной организации, в частности, можно ли сказать, что наблюдается тенденция по улучшению (или ухудшению) этого уровня? Качество знаний абитуриентов по каким предметным областям является наиболее проблемным, а по каким все-таки наблюдается прогресс?

Сергей Николаевич Бочаров
Сергей Николаевич Бочаров
Ректор Алтайского государственного университета

– Приемная кампания 2023 подошла к завершению, и сегодня уже можно сказать, что поступившие в Алтайский госуниверситет на первый курс бакалавриата/специалитета очной формы обучения – это высоко мотивированные выпускники школ, которые составляют порядка 50% всех абитуриентов. Другая половина – наиболее успешные выпускники колледжей и зарубежные абитуриенты из 20 стран (в том числе по квоте Министерства образования и науки РФ по межправительственным соглашениям). 

АлтГУ как участник федеральной программы «Приоритет-2030» взял на себя ответственность за сбережение населения в регионе, особенно среди молодежи, за счет создания экосистемы по выявлению, поддержке и сопровождению талантливых школьников, а также за счет привлечения в университет победителей олимпиад, талантливых выпускников из других субъектов РФ, сельских школ Алтайского края, иностранных граждан стран Центральной Азии. Что сделано? Благодаря системе университетского рекрутинга, охватившего более трети школьников региона, в наш университет поступают лучшие выпускники – в 2023 году количество абитуриентов-победителей олимпиад составило 23 человека, – по этому показателю мы входим в «пятерку» лидеров в СФО. Произошел прирост поступивших ребят из других субъектов РФ, также на разные программы подали оригиналы не менее 700 иностранных граждан. 

Если говорить об уровне знаний поступающих и наблюдаемых тенденциях, то хочу отметить, что за последние три года качество знаний абитуриентов в регионе снизилось, в частности, по физике, профильной математике, биологии и географии; уменьшилось и число школьников, выбирающих данные предметы для сдачи ЕГЭ. Вместе с тем улучшились эти показатели по информатике, химии, русскому языку, истории и обществознанию.

Александр Павлович Горбунов
Александр Павлович Горбунов
Ректор Пятигорского государственного университета

– Судя по тем, кто поступает в наш университет, ситуация с качеством знаний остается достаточно стабильной, без резких скачков. Нет ни большого прогресса, ни большого регресса.

По предметным областям наиболее проблемными остаются математика (профильная) и физика.

Ситуация с качеством знаний остается достаточно стабильной, без резких скачков. Нет ни большого прогресса,  ни большого регресса. По предметным областям наиболее проблемными остаются математика (профильная) и физика.

Вероника Васильевна Ефремова
Вероника Васильевна Ефремова
Ректор Тюменского индустриального университета

– В рамках функционирования внутривузовской системы мониторинга качества образования в Тюменском индустриальном университете ежегодно проводится диагностическое тестирование первокурсников по предметам школьного курса: математика, физика, химия, информатика, русский язык, история, английский язык.

Результаты тестирования за последние 5 лет говорят о наметившемся повышении качества школьной подготовки по информатике, истории и математике, но недостаточно высокое качество школьных знаний наблюдается по физике, химии, английскому и русскому языку. 

Наиболее важными для ТИУ, как вуза инженерного профиля, являются результаты диаг­ностики знаний по математике, физике, информатике. Приведу конкретные данные: доля студентов-первокурсников, показавших высокий уровень знаний школьной программы по математике выросла за 5 лет на 18%, по информатике – на 29%, по физике – снизилась на 11%.

Дмитрий Олегович Иванов
Дмитрий Олегович Иванов
Ректор Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета

– При оценке уровня знаний абитуриентов СПбГПМУ следует сказать, что в большинстве случаев выпускники демонстрируют хорошие знания. Однако необходимо отметить, что дистанционные занятия в период пандемии COVID-19 отрицательно сказались на подготовке школьников. Такую же тенденцию мы наблюдали и у студентов вуза. Чтобы решить эту проблему, преподавателям и студентам приходилось прикладывать дополнительные усилия в ходе практических занятий, семинаров и лекций. В этом году к нам на все факультеты пришли абитуриенты со значительно более высоким проходным баллом, чем в прошлом году. Это радует и вселяет надежду.

Дистанционные занятия в период пандемии COVID-19 отрицательно сказались на подготовке школьников. Такую же тенденцию мы наблюдали и у студентов вуза <…> В этом году к нам на все факультеты пришли абитуриенты со значительно более высоким проходным баллом, чем в прошлом году. Это радует и вселяет надежду.

Борис Михайлович Костишко
Борис Михайлович Костишко
Ректор Ульяновского государственного университета

– Мы фиксируем снижение уровня знаний практически по всем предметам, может быть, кроме информатики. Больше всего ухудшается качество знаний по физике, математику также стали хуже преподавать. Приведу случай, что называется, «из ряда вон» – в прошлом году у нас была абитуриентка (между прочим, из городской школы), которая призналась, что у них полгода не было физики, потому что не было учителя… 

Но что странно, количество баллов по ЕГЭ при ухудшении знаний даже вырастает. Это настораживает. Если рассмотреть проблемное поле, есть несколько причин такой ситуации. Они связаны с тем, что отсутствуют учителя, не просто хорошие, а даже учителя по физике и математике в принципе. Это проблема общая, она связана с подготовкой учителей в педагогических университетах. Меня вообще удивляет, что этому уделяется так мало внимания. Абитуриенты, которые поступают в вуз и хотят стать учителями физики, сдают на выбор физику, математику или информатику. Так как в школе физику очень плохо преподают, они сдают, скорее всего, математику, потому что это обязательный экзамен. Естественно, получается, что к нам поступают абитуриенты, которые не знают физику. Затем они становятся якобы «учителями физики» и если все-таки приходят работать в школу, то круг замыкается – мы получаем вторую генерацию людей, которые физику знают плохо. Таким образом, уверен, – надо серьезно пересмотреть подготовку учителей физики в педагогических университетах. 

Мы, исходя из принципа «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», начали несколько лет назад подготовку студентов физических нап­равлений, давая им бесплатно (за счет университета) вторую квалификацию «Преподаватель», для того, чтобы они могли работать в школе. На сегодняшний день у нас таких студентов примерно 40 человек. Однако опрос показывает, что на сегодняшний день практически никто из них в школу идти пока не собирается…

Вторая проблема – единый госэкзамен. Я не против самого ЕГЭ, потому что это всего лишь экзамен. Но я категорически против того, что школы и учителей оценивают по его результатам. Говорят, что школьники не выбирают определенные предметы. Это не школьники не выбирают, а школа не допускает, чтобы не ухудшить свои показатели. С этим надо бороться. В школах нужно учить предмету и нужен хороший учитель, а не натаскивание на ЕГЭ.

Елена Николаевна Макаренко
Елена Николаевна Макаренко
Ректор Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

– При оценке уровня качества знаний выпускников школ высшие учебные заведения ориентируются сегодня на результаты внешней экспертизы: единого государственного экзамена, мониторинговых исследований, международных сравнительных исследований. Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) не исключение, и выпускники школ – наши абитуриенты, поступают к нам по результатам ЕГЭ. Сегодня вуз является соорганизатором и площадкой для проведения ряда международных олимпиад, а также – организатором «Многопрофильной олимпиады РГЭУ (РИНХ) для школьников», поэтому мы наблюдаем ежегодное увеличение числа абитуриентов, которые используют результаты своих достижений при пос­туплении.

Университет предоставляет обучающимся широкие возможности для успешной учебы: профессиональный профессорско-преподавательский состав, кадровые партнеры, проектная деятельность, практически вековой опыт образовательной деятельности и прекрасные традиции. В результате, независимо от баллов или уровня знаний абитуриентов, из стен нашего университета выпускаются востребованные высококвалифицированные профессионалы.

Ирина Игоревна Шереметьева
Ирина Игоревна Шереметьева
Ректор Алтайского государственного медицинского университета

– Каждый университет, безусловно, хочет, чтобы абитуриенты к нему поступали с самыми высокими баллами ЕГЭ. Наш университет не является исключением, поэтому принимаются различные меры для создания конкурентной среды при поступлении в университет. Если мы посмотрим на уровень качества знаний абитуриентов АГМУ в 2023 году, то он значительно выше, чем в 2022 году. Общий средний балл ЕГЭ вырос почти на 11%, а по таким профильным предметам, как химия – на 34%, биология – на 10%.

В 2023 году на бюджетные места было зачислено 23 человека, набравших 260 и более баллов. Среди поступивших в наш университет есть абитуриент из Алтайского края, набравший 100 баллов по химии и биологии, и еще 8 человек со 100 баллами по одному из предметов. Абитуриенты АГМУ, поступившие на бюджетные места и имеющие более 260 баллов, получат стипендию ректора (20 тысяч рублей).
 

АО. Какие эффективные форматы партнерства со школами ваш вуз реализует и планирует реализовать?

Сергей Николаевич Бочаров
Сергей Николаевич Бочаров
Ректор Алтайского государственного университета

– В профориентационных мероприятиях университета за год приняли участие более 10 тысяч школьников и учащихся колледжей Алтайского края. Такова статистика, теперь несколько слов о принципе сотрудничества. Основой партнерства АлтГУ со школами региона мы сделали научную проектную работу с одаренными детьми. Во-первых, такой формат помогает учителям в части организации исследовательской деятельности, во-вторых, обучаясь и реализуя собственные проекты вместе с магистрантами и аспирантами в научных лабораториях университета, ребята принимают решение поступать в Алтайский госуниверситет. 

Вообще, эффективных форматов для работы с молодыми талантами у нас много, здесь в качестве примера хочу отметить один из успешных: третий год подряд мы проводим краевой Форум талантливой молодежи «РостПрост», за участие в котором «бьются» самые эрудированные школьники, в том числе из удаленных территорий Алтайского края. Форум состоит из различных интенсивов, акселераторов, тренингов по направлениям в разных научных областях. Теперь серьезно готовимся к расширению этого формата – за счет создания цифровой платформы «НаукаПросто» начнем проводить и онлайн-мероприятия, нацеленные на привлечение наибольшего числа одаренных ребят Алтайского края и других регионов РФ. Платформа создается нами на грант, который АлтГУ выиграл по итогам федерального конкурса РДДМ «Движение Первых».

Основой партнерства АлтГУ со школами региона мы сделали научную проектную работу с одаренными детьми. Во-первых, такой формат помогает учителям в части организации исследовательской деятельности, во-вторых, обучаясь и реализуя собственные проекты вместе с магистрантами и аспирантами в научных лабораториях университета, ребята принимают решение поступать в госуниверситет».

Александр Павлович Горбунов
Александр Павлович Горбунов
Ректор Пятигорского государственного университета

– Наш университет реализует такие эффективные форматы партнерства со школами, как:

  • проект «Университет – школе» (совместная организация мастер-классов для учителей-предметников и репетиционного тестирования по ЕГЭ для старшеклассников);
  • просветительская и профориентационная работа со школами и родительской общественностью;
  • университет вот уже почти 30 лет выступает учредителем собственной гимназии «Дебют-УНИ», где используются все передовые методы и разработки.
Сергей Иванович Горлов
Сергей Иванович Горлов
Ректор Нижневартовского государственного университета, доктор физико-математических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук, академик Академии информатизации образования

– В современных условиях развития системы образования, безусловно, важна роль каждого образовательного уровня при подготовке квалифицированных и востребованных специалистов. Механизмом реального эффективного взаимодействия для достижения этой цели стали профильные классы, в рамках которых общими усилиями – школы, вуза и отраслевого партнера –  становится возможной подготовка молодых специалистов, обладающих глубокими знаниями и настроенных на профессиональный рост.

Сегодня НВГУ совместно с образовательными учреждениями, крупнейшими отраслевыми предприятиями региона и администрациями муниципальных образований реализует восемь проектов профильных классов (среди них Сберкласс, Роснефть-класс, уже несколько энергоклассов (совместно с компанией «Россети Тюмень»), психолого-педагогический, педагогический классы). Вуз дает возможность ребятам познакомиться с реализуемыми направлениями подготовки, проводит конкурсы и олимпиады, организовывает открытые лекции и экскурсии. Так, в профильном Сберклассе педагоги НВГУ преподают старшеклассникам курсы по экономике и праву. В профильном классе для будущих энергетиков проводят углубленные занятия по информатике, физике и математике. Школьники практикуются в лабораториях кафедры энергетики и на стенде по интеллектуальным энергетическим системам. В нынешнем году наши подопечные вышли в финал Национальной технологической олимпиады (НТИ) для школьников по профилю «Интеллектуальные энергетические системы» (ИЭС). Такие достижения дают ребятам дополнительные преимущества при поступлении на бюджет в технические вузы страны. 

Кроме профильных классов НВГУ реализует ряд других профориентационных мероприятий, которые позволяют школьникам погрузиться в атмосферу университета, определиться с жизненными ориентирами: в вузе проводятся профильные тестирования, встречи с педагогами, экскурсии, творческие конкурсы и спортивные мероприятия, в которых активно участвуют старшеклассники школ города, района и соседних регионов. 

На мой взгляд, привнесение элементов высшего образования в школьную среду способствует не только повышению качества образования, но и ранней профессиональной ориентации школьников, стирает барьеры между школой и вузом, позволяя ребятам выстраивать траекторию своего будущего обучения в вузе более осознанно. 

В современных условиях развития системы образования, безусловно, важна роль каждого образовательного уровня при подготовке квалифицированных и востребованных специалистов. Механизмом реального эффективного взаимодействия для достижения этой цели стали профильные классы...

Вероника Васильевна Ефремова
Вероника Васильевна Ефремова
Ректор Тюменского индустриального университета

– Сегодня в ТИУ совместно со школами и предп­риятиями-партнёрами реализуется ряд проектов, способствующих помощи школьнику в выборе индивидуальной образовательной траектории. 

Так, в рамках реализации проектов «Профильные классы» («Газпром-классы», «Роснефть-классы», «НОВАТЭК-классы», «Мостострой-классы», реализуемые совместно с предприятиями-партнёрами), «Индустриальные классы», «Гуманитарные классы» через систему «Школа-вуз-предприятие» решаются следующие задачи: помощь в самоопределении, социализация и адаптация в вузе, приток на предприятия выпускников вуза, создание социального лифта для молодых специалистов. 

Также ТИУ осуществляет образовательную программу в очно-заочном формате с другими образовательными учреждениями, целью которой является обучение школьников навыкам проектной деятельности по направлениям инженерии и нефтегазовой отрасли.

Дмитрий Олегович Иванов
Дмитрий Олегович Иванов
Ректор Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета

– Сегодня актуальны традиционные формы взаимодействия: медицинские классы, клубы «Юный медик». Это то, что сложилось давно и показало эффективность, и эти формы следует возрождать. Более того, современные средства и технологии позволяют ребятам из отдаленных регионов, из сельской местности дистанционно посещать тот же клуб «Юный медик», заниматься дополнительно на курсах подготовки для поступления в вуз, и это также надо обязательно использовать.

Ежегодно для школ-партнеров университета составляется календарно-тематический план занятий, который включает в себя как теоретические, так и практические занятия. Школьники получают возможность прослушивать некоторые лекции совместно со студентами, посещать практические занятия. 

Также наш университет предлагает школам различные варианты профориентационного взаимодействия. Так, для школьников, которые хотят узнать больше о том, что значит обучаться в медицинском вузе, мы предлагаем ознакомительно-обучающий курс лекций. Преподаватели кафедр не просто знакомят ребят с различными направлениями в мире медицины, а, прежде всего, показывают, насколько важно для успешного обучения в вузе иметь глубокие познания в области химии, биологии, физики… Вот примеры некоторых лекций: «Гомеостаз, химические аспекты», «История биофизики и ее связь с медициной», «Загадки макромолекул», «Информационные технологии в здравоохранении».

Более того, школьники могут участвовать в научной работе СПбГПМУ – присоединиться к исследованию, подготовить научный доклад и представить его. Например, в рамках форума «Студенческая наука» работает специальная секция для школьников, и старшеклассники очень активно в ней участвуют!

Университет предлагает школам различные варианты профориентационного взаимодействия. <…> Преподаватели кафедр не просто знакомят ребят с различными направлениями в мире медицины, а, прежде всего, показывают, насколько важно для успешного обучения в вузе иметь глубокие познания в области химии, биологии, физики…

Борис Михайлович Костишко
Борис Михайлович Костишко
Ректор Ульяновского государственного университета

– У нас в УлГУ очень широкая довузовская программа – Университарий, Дом научной коллаборации, код-классы, Витрина довузовских продуктов, различные курсы подготовки к ЕГЭ и предмету – от групповых до индивидуальных. Наши преподаватели работают в 15 школах, много лет назад создан Лицей физики, математики, информатики №40 при УлГУ, где большую часть дисциплин в старших классах ведут наши преподаватели. Но дело в том, что вузовский преподаватель не может заменить линейного школьного учителя. Наше «поле работы» – это углубленная подготовка, подготовка к олимпиадам, а линейный учитель должен быть у школы обязательно свой. Кроме этого хочу сказать, что физика – это наука, которая «входит в голову через руки». Поэтому обязательно нужны лабораторные практикумы, демонстрационное лабораторное оборудование. Мало показывать красивые эксперименты или рассказывать о своих исследованиях. Когда вы приходите в Третьяковку и видите замечательную картину, вы же не бежите за кисточками и не становитесь в одно мгновение художниками. Аналогично и в этом случае – вас должны долго учить в школе для того, чтобы вы поняли, о чем рассказывает ученый, и вы действительно захотели бы заниматься наукой.

Физика – это наука, которая «входит в голову через руки». Поэтому обязательно нужны лабораторные практикумы, демонстрационное лабораторное оборудование. Мало показывать красивые эксперименты или рассказывать о своих исследованиях…

Елена Николаевна Макаренко
Елена Николаевна Макаренко
Ректор Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

– Форматы достаточно разнообразны. Университет РГЭУ (РИНХ) проводит успешную профориентационную работу, в частности, мы участвуем в различных общероссийских проектах, таких как: Всероссийская просветительская акция «Поделись своим знанием», форум «Молодая волна», ярмарки учебных мест «Куда пойти учиться?». Наш университет выступает одним из региональных операторов популяризации предпринимательства среди школьников. 

Организована работа профильных классов в школах-партнёрах, где наши преподаватели, работая со школьниками в 10 и 11 классах, кроме проведения образовательной, углубленной предпрофессиональной подготовки (включающей изу­чение экономических явлений и хозяйственных процессов, происходящих на макро- и микроуровне, знакомство с экономикой регионов России, особенностями современного глобального мироустройства) помогают сделать старшеклассникам осознанный выбор будущей профессии, организовать углубленную подготовку к ЕГЭ и учебе в вузе. 

Мы уделяем большое внимание работе со школьниками с ОВЗ, где особое место занимает наш ежегодный инклюзивный форум «Парнас». Отдельная работа проводится с одаренными детьми. Так, например, РГЭУ (РИНХ) и Управление образования г. Ростова-на-Дону реализовали совместный проект по обучению талантливых детей в рамках школы «Надежда».

Второй год подряд наш университет становится площадкой и участником федерального проекта «Университетские смены», в рамках которого реализуется дополнительная общеразвивающая, образовательно-туристическая программа «Школа социокультурного развития «Шаг в будущее»» для детей из новых субъектов Российской Федерации.

Для школьников 8-10 классов проводится «Воскресная школа по экономике и финансам» в онлайн-формате, нацеленная как на получение знаний по финансовой, правовой, математической грамотности, так и на подготовку к участию в международной олимпиаде по финансовой безопасности. 

Также в рамках работы Регионального центра финансовой грамотности «Финикум», который функционирует на базе РГЭУ (РИНХ) на систематической основе, проводятся образовательные и просветительские мероприятия в школах города Ростова-на-Дону. Для детей и подростков реализуется новый инициативный проект «Летом просто о финансах», направленный на повышение финансовой грамотности. В рамках этой программы РЦФГ «Финикум» проводит ряд мероприятий в школьных летних лагерях, которые включают в себя разнообразные игры, дискуссии и симуляции, нацеленные на расширение знаний участников по таким темам, как управление личным бюджетом, планирование финансовых целей и умение принимать финансовые решения.

Форматы достаточно разнообразны. Университет РГЭУ (РИНХ) проводит успешную профориентационную работу, в частности, мы участвуем в различных общероссийских проектах, таких как: Всероссийская просветительская акция «Поделись своим знанием», форум «Молодая волна», ярмарки учебных мест «Куда пойти учиться?». Наш университет выступает одним из региональных операторов популяризации предпринимательства среди школьников.

Ирина Игоревна Шереметьева
Ирина Игоревна Шереметьева
Ректор Алтайского государственного медицинского университета

– АГМУ активно ведет масштабную работу со школьниками. Для выявления одаренных ребят и организации целенаправленной с ними работы в университете ежегодно проводятся олимпиады школьников по химии и биологии. Развивается университетский проект «Профессиональные научные школы для старшеклассников». Такие школы функционируют на базе кафедр АГМУ – ведущие профессора занимаются научными исследованиями со старшеклассниками. Результаты совместной работы школьников демонстрируются на научно-практической конференции «Старт в медицину».

Важным направлением являются подготовительные курсы, которые проходят в очном и дистанционном форматах, что позволяет привлекать к обучению школьников из отдаленных районов, из других субъектов РФ и ближнего зарубежья.

В целях ранней профориентации для школьников реализуется целая линейка университетских проектов: «Юный диетолог», «Юный инфекционист», клуб «Клуб «Genesis», клуб психологии, клуб «Будущий медик», «Школа юного провизора», «Юный стоматолог», «Научная школа фармакологии», «Университетские субботы» и другие, в рамках которых проводятся образовательные семинары, мастер-классы и экскурсии на кафедры, в симуляционный центр и музеи университета.

Добавлю, что АГМУ уже несколько лет эффективно реализует региональный проект «Будущие кадры современного здравоохранения», нацеленный на решение важнейшей задачи по устранению кадрового дефицита в системе здравоохранения. 

Продолжает работу «Малая медицинская академия АГМУ», которая формируется из выпускников 9-х классов, успешно сдавших ОГЭ по химии и биологии. Обучение в академии длится 2 года (10-11 классы), и вместе с усиленной подготовкой к ЕГЭ по химии, биологии и русскому языку проходит знакомство с медицинскими дисциплинами (латинский язык, анатомия, основы физиологии человека и др.). Была организована работа естественно-научной онлайн-школы для школьников края из отдаленных районов по подготовке к ЕГЭ по химии и биологии.

В настоящее время мы активно развиваем открытие медицинских классов в школах края. Биологию и химию ведут школьные учителя, а медицинские предметы («Основы анатомии», «Основы физиологии», «Основы латинского языка», «Первая медицинская помощь» и др.) преподаватели нашего университета. Занятия в медицинских классах проводятся как на базе школы, так и на кафедрах медицинского университета, в симуляционном центре АГМУ.

В целом, на различных подготовительных курсах ежегодно проходят обучение около тысячи школьников практически из всех муниципалитетов Алтайского края. Доля обучающихся, окончивших курсы и поступивших в АГМУ, составляет более 70%. В дальнейшем мы планируем развивать раннюю профориентацию и работать с целевой аудиторией путем формирования реестра школьников, планирующих поступить в наш вуз.

АО. Какие общие проблемы качества образования, свойственные как общеобразовательной отечественной школе, так и высшей, вы бы назвали? Или у каждого уровня своя специфика?

Сергей Николаевич Бочаров
Сергей Николаевич Бочаров
Ректор Алтайского государственного университета

– Основная, на мой взгляд, проблема и высшей, и общеобразовательной отечественной школы – кадровая. И если университеты, по возможности, выстраивают карьерные траектории и осуществляют поддержку молодых и перспективных аспирантов – будущих преподавателей, то в средней школе ситуация гораздо сложнее и требует серьезных мер. 

Отмечу, что за последние три года в АлтГУ существенно приросли КЦП по педагогическим направлениям подготовки. Кроме того, на базе вуза реализуются проекты в рамках федеральной инновационной площадки по поддержке молодых педагогов школ и мотивированных к этой деятельности школьников «Учитель будущего». Начата реализация инновационных педагогических программ магистратуры: «Образовательный инжиниринг», «Школа директоров: управленческие команды», «Образовательное предпринимательство».
 

Основная, на мой взгляд, проблема и высшей, и общеобразовательной отечественной школы – кадровая. И если университеты, по возможности, выстраивают карьерные траектории и осуществляют поддержку молодых и перспективных аспирантов – будущих преподавателей, то в средней школе ситуация гораздо сложнее и требует серьезных мер.

Александр Павлович Горбунов
Александр Павлович Горбунов
Ректор Пятигорского государственного университета

– Конечно, у каждого уровня своя специфика, однако главное состоит в том, что высшая школа находится в зависимости от того уровня подготовки, который дает общеобразовательная школа. Ключевые системные недостатки школьного уровня сегодня: слабая развитость самостоятельного мышления, низкая способность к обобщениям, эклектичность и «клиповость» в анализе данных, неразвитость монологовой и диалоговой речи как устной, так и письменной – все это очень трудно затем выправлять на вузовском уровне.

Получается, что вузы вынуждены постоянно выполнять «двойную работу» – и за себя, и за школу, что не вполне продуктивно и тормозит общий интеллектуальный рост.
 

Ключевые системные недостатки школьного уровня сегодня: слабая развитость самостоятельного мышления, низкая способность к обобщениям, эклектичность и «клиповость» в анализе данных, неразвитость монологовой и диалоговой речи как устной, так и письменной – все это очень трудно затем выправлять на вузовском уровне.

Дмитрий Олегович Иванов
Дмитрий Олегович Иванов
Ректор Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета

– Основной проблемой образования в школах в настоящее время, по мнению наших преподавателей, является «заточенность» на подготовку к ЕГЭ. В то же время, глубокого понимания, освоения предмета не происходит. Напомню: всё лучшее, что было в советской школе, почерпнуто из традиций дореволюционной школы. Ее отличало гуманистическое начало, глубокое изу­чение сущности человека, раскрытие его талантов. ЕГЭ, конечно же, таланты не раскрывает. За сдавшим тесты в школе абитуриентом мы видим только цифры, а не человека и его потенциал, который мы стараемся раскрыть уже в процессе обучения.

Борис Михайлович Костишко
Борис Михайлович Костишко
Ректор Ульяновского государственного университета

– Большая часть проблем высшей школы проистекает из средней общеобразовательной школы. Невозможно сделать хорошим инженером человека, который не может складывать простые дроби. Когда я учился, даже те ребята, которые после 8-го класса уходили в ПТУ, дроби складывать умели…

Ирина Игоревна Шереметьева
Ирина Игоревна Шереметьева
Ректор Алтайского государственного медицинского университета

– Система образования в России сегодня сталкивается со множеством вызовов и проблем – и общими, и специфическими для каждого уровня.

Например, общие проблемы можно объяснить недостаточным количеством молодых специалистов как в школе, так и в университете. Не секрет, что молодые учителя сегодня идут в школу без особого энтузиазма. Причиной остается отсутствие достойной зарплаты. В вузе так же недостаточно молодых специалистов, например, в нашем университете профессорско-преподавательский состав в возрасте до 39 лет составляет 27%. Для улучшения текущей ситуации в России реализуется национальный проект «Наука и университеты», направленный на поддержку молодых ученых. Такая поддержка должна оказываться на постоянной основе – только тогда может быть достигнут определенный результат.

Если говорить о высшем медицинском образовании, то в результате реализации национального проекта «Здравоохранение» в медицине появились новые высокие технологии и современное оборудование, что потребовало разработки новых подходов к практической подготовке специалистов. Очень важно, чтобы будущий врач проводил больше времени у постели пациента. Поэтому, для достижения высокого качества подготовки выпускников по всем специальностям, я считаю, что все медицинские вузы должны иметь собственные клинические базы. Здесь должно располагаться большинство клинических кафедр, здесь должен вестись учебный процесс и работать профессорско-преподавательский состав университета.

[1] https://akvobr.ru/eksperty_programmy_kudrina_o_vyzovah_dlya_obrazovaniya.html 
[2] https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/70586/ 
[3] https://ifur.ranepa.ru/news/?ELEMENT_ID=277599&utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com

20.09.2023
Наверх