Московский международный Салон образования: о подходах и практиках университетских изменений

Что в голове у ректора?

О подходах и практиках университетских изменений

Московский международный Салон образования за 10 лет своей работы заслужил народный статус площадки общественного договора, на которой встречаются участники системы образования разных уровней – и школьного, и среднего профессионального, и высшего. Здесь они обсуждают, в каком направлении системе образования двигаться дальше. Юбилейный ММСО совпал с Годом педагога и наставника и начался с панельной дискуссии «Ректорский клуб», участники которой делились ректорской повесткой – задачами, поставленными перед вузовскими коллективами на ближайшую перспективу.

Работа по поддержке вузов

Задать тон дискуссии попросили директора ФГАНУ «Социоцентр» Андрея Келлера. Передавая ему слово, модератор дискуссии Евгений Сжёнов назвал сквозной задачей для каждого университета – и гуманитарного, и инженерного – технологический суверенитет нашей страны. По его мнению, сегодня у ректоров для этого есть весь инструментарий, а то, чего нет, можно получить через участие в национальных и федеральных проектах, таких как «Передовые инженерные школы» и «Приоритет-2030». 

– Как оператор важнейших программ, реализуемых Министерством науки и высшего образования, – рассказал Андрей Келлер, – «Социоцентр» консолидирует в себе, наверное, самую актуальную информацию о состоянии и развитии системы высшего образования в стране, потому что фактически все вузы-лидеры присутствуют на нашей площадке, мы видим их динамику и передовой опыт. В текущих реалиях интересно рассмотреть технологический суверенитет и роль университета в нем. Мы давно говорим о том, что вторая миссия университета – это исследование и разработки. В университетах на самом деле проводится достаточно большой объем исследований, значит эта функция выполняется. Одна из важных составляющих, о которых стоит говорить – что мы делаем для того, чтобы исследования и разработки, выполненные в университете, дошли до конечного потребителя? Какую пользу они приносят гражданам нашей страны? Другая очень важная задача для развития университета – формирование и целенаправленная подготовка своего кадрового резерва. Каждый вуз выстраивает свою политику. Но возникают очередные два вопроса. Какова реальная доля молодых ученых? Это штатные сотрудники вуза, или сотрудники, привлекаемые из отраслей, транслирующих свой опыт в образовательный процесс? И что мы делаем для воспитания следующего поколения преподавателей, которое должно будет обладать необходимыми компетенциями и профессиональными, и педагогическими?

 

«Вторая миссия университета – это исследование и разработки. В университетах на самом деле проводится достаточно большой объем исследований, значит эта функция выполняется».

Говоря о перспективах «Социоцентра», Андрей Келлер пообещал, что в 2023 году его сотрудники побывают во всех университетах, участвующих в программе «Приоритет-2030». Все 129 участников программы будут охвачены экспертными выездами, тогда как в прошлом году эксперты «Социоцентра» побывали лишь в 59 российских вузах, с которыми проводились стратегические сессии для выявления проблем и оказания помощи в их устранении. «Это экспертный выезд, а не карательная функция», – подчеркнул Андрей Келлер и добавил, что работа по поддержке вузов усиливается и активизируется, в том числе, благодаря привлечению дополнительных 90 экспертов, отобранных из 260 кандидатов. 

 

«Говоря о перспективах «Социоцентра», Андрей Келлер пообещал, что в 2023 году его сотрудники побывают во всех университетах, участвующих в программе «Приоритет-2030». Все 129 участников программы будут охвачены экспертными выездами, тогда как в прошлом году эксперты «Социоцентра» побывали лишь в 59 российских вузах, с которыми проводились стратегические сессии для выявления проблем и оказания помощи в их устранении. «Это экспертный выезд, а не карательная функция», – подчеркнул Андрей Келлер».
 

Быстро ответить на вызовы

Ректору НИТУ МИСИС Алевтине Черниковой пришлось выступить как руководителю университета-лидера, ставшего площадкой для отбора вузов к участию в программе «Приоритет-2030». 

– Перед академическим сообществом и ведущими университетами страны стоит главная задача – ответить на вызовы времени, – обозначила свою позицию ректор МИСИС. – С одной стороны, бизнес-сообщество ждет от нас быстрых качественных ответов на технологические, инженерные, технические вызовы, а с другой – к нам приходят молодые люди в возрасте 17-18 лет не только получить определенную профессию, но и найти свое призвание, предназначение. Мы уделяем огромное внимание научной и инновационной повестке, что тоже является вызовом для современных университетов. Нам предстоит не только научиться быстро внедрять свои инновации в реальный сектор экономики, но и создать условия для максимального раскрытия потенциала каждого обучающегося. И это кропотливая работа, поэтому я рассматривала бы два этих направления в тесной связи. У нас нет права на ошибку. С одной стороны, мы должны предоставить все возможности для получения качественного образования, погружения в научно-исследовательскую и проектную деятельность, и, с другой стороны, раскрыть способности и таланты каждого обучающегося. Если это получится, выиграют все. Наши выпускники, наши бизнес-партнеры и университеты станут конкурентоспособнее. 

Каждый университет, участвующий в программах «Приоритет-2030» или «Передовые инженерные школы», определил свои конкурентные преимущества, стратегические проекты, создал команды. При решении поставленных задач и научной повестки вузы не должны забывать, по мнению Алевтины Черниковой, про образовательную компоненту, продолжая подготовку студентов в условиях, когда бизнес-сообщество ждет от сферы образования быстрых качественных технологических решений. 

 

Трансформационный путь

За опытом Сибирского федерального университета обратились не только в связи с тем, что в его распоряжении один из самых больших кампусов в России, но и потому, что сейчас идет третья волна конкурса федерального проекта «Создание сети современных кампусов». 

– Для меня сейчас самый главный вызов – это эффективное участие в программе «Приоритет», – ответил ректор СФУ Максим Румянцев. – Это совпало с завершением программы «Федеральные университеты» в 2021 году и фактически наложилось на наше осмысление, поиск ответов, каким должен быть университет на следующем этапе. Поэтому гармоничным продолжением стала программа развития университетов, в которой мы обозначили достаточно амбициозный план. И сегодня главная для меня задача – не имитационное достижение показателей, не декларативная политика, которая позволяла бы искать возможности для того, чтобы прийти к ним, а то, как запустить процессы изменения внутри университета, который уже многого достиг на территории, действительно обладает существенным ресурсом, в том числе, большой инфраструктурой, наличием общежитий и так далее. Оказывается, это еще не все для того, чтобы стать ведущим центром. Поэтому наш регулярный диалог с коллегами, преподавателями, студентами сводится к поиску решений, как из-за нынешнего состояния перейти в новое качество. Это очень сложный трансформационный путь. 

«…Сегодня главная для меня задача – не имитационное достижение показателей, не декларативная политика <…> а то, как запустить процессы изменения внутри университета, который уже многого достиг на территории, действительно обладает существенным ресурсом, в том числе, большой инфраструктурой, наличием общежитий и так далее. Оказывается, это еще не все для того, чтобы стать ведущим центром».

Не время для конкуренции

Ректор Томского политехнического университета Дмитрий Седнев указал на то, что панельная дискуссия проходит в зале, который называется «Кооперация», и уделил главное внимание кооперации между вузами Томской области в реализации единого проекта. Томские университеты демонстрируют, как эффективно дополнять друг друга, выстраивая общую политику по реализации больших технологических проектов и больших кадровых историй. 

– На примере передовой инженерной школы можно показать, как происходит сейчас развитие больших историй, – поделился Дмитрий Седнев. – Для нас передовая инженерная школа – это возможность осуществить еще более тесную кооперацию с нашими индустриальными партнерами. И мы сознательно пошли в сложную тему по интеллектуальной энергетике и выбрали двух полярных партнеров – «Росатом» и «Газпромнефть». Их объединяет потребность в цифровых современных решениях, ставших недоступными в связи с политикой эмбарго. И сейчас необходимо сделать следующий шаг в развитии системы моделирования, системы новых химических и технологических процессов для энергетики, и мы точно видим, что необходимы люди и новые кадры, которые будут с этим работать. Мы понимаем, что подошли и нуждаемся вместе с партнерами в создании новых программ, которые будут целевым образом включать в образовательный процесс деятельность по разработке и раннему осознанию пакетов, которые еще даже не пришли в индустрию. Чтобы можно было совместно с технологическими решениями отдавать и кадры, готовые их эксплуатировать. Это особенно подчеркивается со стороны наших индустриальных партнеров. 

Дмитрий Седнев отметил и то, что в процессе такого образования не только важна, но даже критична, роль наставника. Если не приглашать ведущих инженеров из индустрии для подготовки передовых инженеров нового поколения, их наставничества, обучения, чтения им проблемных лекций, проведения проблемных семинаров, вузы не смогут говорить о быстром восприятии культуры компании, быстром понимании ценностей отрасли, в которую приходят студенты. 

– Надеюсь, что с помощью «Социоцентра», – высказал пожелание ректор ТПУ, – мы будем обмениваться с коллегами из ведущих вузов лучшими практиками и посмотрим, как будут тиражироваться модели, у кого они получатся более успешными, какой опыт можно принять. Сейчас время не для конкуренции, а исключительно для кооперации, открытого обмена пробами, ошибками, чтобы в дальнейшем сделать путь к успеху всей нашей страны короче и эффективнее. 

Большая экосистема

Как заметила ректор Северного арктического федерального университета Елена Кудряшова, проблема Арктической зоны – отток молодежи, острая потребность в высококвалифицированных кадрах и ранней профориентации. Поэтому в качестве одного из важнейших проектов программы развития САФУ стало создание детского сетевого университета «Арктический Сириус». Это большая экосистема, которая создается при поддержке, с одной стороны, федерального бюджета, с другой стороны – губернатора и Правительства Архангельской области. Эта сложная система фактически охватывает все этапы довузовского образования. Первым ее элементом является модельный детский сад, доставшийся университету «по наследству». После реконструкции в нем появились три трекинга – инженерный, естественно-научный и культурологический, а сам садик стал методической площадкой для всей региональной системы дошкольного образования.

Следующий элемент созданной при САФУ экосистемы – университетская гимназия, тоже ставшая методической площадкой для развития системы школьного образования. Еще один элемент – Дом научной коллаборации, через который ежегодно проходит более 5000 школьников с 5 по 11 классы и учащиеся системы СПО. Их трекинг – цифровые технологии, искусственный интеллект, генная инженерия, суперсовременная химия, физика и другие актуальные направления современного знания. 

– Мы детишек привлекаем к проектам, которые у нас реализуются в рамках научно-образовательного центра мирового уровня «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования», – рассказывает Елена Кудряшова. – И мы стали победителями конкурса на создание кампуса мирового уровня «Арктическая звезда». В рамках кампуса предусматривается организация большого инновационного детского технопарка «Наукоград», поэтому очень серьезное внимание в университете мы сейчас уделяем именно наставничеству со стороны нашей профессуры, молодых ученых, талантливых студентов для реализации разных программ довузовского образования.

Ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина Наталья Трухановская напомнила коллегам о том, что начавшийся год является не только Годом педагога и наставника в России, но и Годом русского языка в странах СНГ. 

– Это дает нам возможность говорить не только о подготовке кадров в своем вузе для потребностей бизнеса, – раскрыла тему Наталья Трухановская. – Мы таким образом масштабируем нашу систему образования на мировое пространство, даем возможность получать русскоязычное образование в российских университетах и вносим очень большой вклад в мировую подготовку кадров, показывая миру, в том числе, и нашу технологическую, инженерную и гуманитарную повестки. Мне кажется, именно эта миссия объединяет все ректорское сообщество, потому что в каждом вузе есть иностранные студенты, каждый вуз уделяет колоссальное внимание подготовке в части знания русского языка, чтобы потом студенты могли качественно получить то профильное образование, ради которого они приехали в нашу страну и конкретный университет. И эту нашу роль, в том числе, для мировой повестки нужно осознать. 

«…Начавшийся год является не только Годом педагога и наставника в России, но и Годом русского языка в странах СНГ. <…> Мы таким образом масштабируем нашу систему образования на мировое пространство, даем возможность получать русскоязычное образование в российских университетах <…> эта миссия объединяет все ректорское сообщество, потому что в каждом вузе есть иностранные студенты…»

Двигатель успеха

– Для меня главная кооперация сегодня – партнерство с главой республики и включенность университета абсолютно во все экономические и социально-общественные процессы внутри региона, – раскрыл свою повестку ректор Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва Дмитрий Глушко. – Поэтому я полтора года своей работы выстраивал взаимодействие в первую очередь с бизнесом, работающим в республике. Для меня было важным создать команду, участвующую в управлении университетом извне – совет по стратегическому развитию, куда входят только собственники крупного бизнеса. Также у нас есть несколько отраслевых групп, в которые включены уже региональные менеджеры большого перечня компаний. Задача стратегического совета, с одной стороны, помогать нам определять приоритеты и решать задачи по развитию прикладных и фундаментальных исследований, актуализации системы подготовки кадров для этих предприятий и, что очень важно, оценке качества выполнения этих задач. Одна из проблем в том, что в регионе есть университеты и их филиалы, но они, к сожалению, не являются нам конкурентами. Уверен, что конкуренция всегда помогает развитию. Поэтому мы стараемся для молодых сотрудников университета создавать конкуренцию с лучшими вузами страны в научных исследованиях, исследованиях рынка, в экспертизе по различным направлениям, реализации молодежной политики. 

Ректор НИУ «МЭИ» Николай Рогалёв рассказал о специальной системе, разработанной в возглавляемом им вузе и позволяющей реализовать себя каждому студенту. Балльно-рейтинговая система (БАРС) фиксирует все достижения всех студентов, которые они могут внести через личный кабинет. Если ты молодец в спорте, покажи это. В дальнейшем достижения трансформируются в признание студента, повышенную стипендию и прочие блага для него.

– Мы вторые в Москве по спорту, – рассказывает Николай Рогалёв, – наши студенческие организации на всевозможных конкурсах занимают много мест, и это отражение жизни университета. Кроме того, для СВО мы делаем на опытном заводе определенные устройства, которые отправляем в зону спецоперации, а ребята-волонтеры туда едут, чтобы передать их получателям. Мне кажется, это и есть воспитание патриотов действием.

Говоря о воспитании молодого поколения научно-педагогических работников, ректор МЭИ объяснил, что уже после первого семестра в университете отбирают самых трудолюбивых студентов, которым предлагают пройти углубленную подготовку. Например, в магистерском цикле есть специальная программа «Технологии будущего», попадая в нее со своим проектом, студент и научный руководитель, ведущий проект, получают финансовое поощрение. А когда в МЭИ появляется молодой кандидат наук, ему предлагают включиться в проект «Карта роста», чтобы за пять лет наставники помогли ему дорасти до должности доцента и получить соответствующее звание. 

«Для меня было важным создать команду, участвующую в управлении университетом извне – совет по стратегическому развитию, куда входят только собственники крупного бизнеса».

Борьба с «химиофобией»

– Мы живем в очень интересное время, – сказал в своем выступлении ректор РХТУ имени Менделеева Илья Воротынцев, – а окно возможностей, когда мы можем новые технологии внедрить в промышленность, очень маленькое. Потому что промышленность достаточно инерционна, и технологу новые технологии не очень интересны, потому что «горшочек варит», и главное – его не трогать. Так живет бизнес, потому что есть время окупаемости той или иной технологии. Все эти технологии быстро создадутся, и окно возможностей дальше будут закрывать уже не разработчики, а логисты. 

Поэтому у нас большие планы по развитию. Мы сейчас реализуем проект «Химический десант», с которым объезжаем все «химические» регионы России. Мы понимаем, что бюджетные цифры приема на технические специальности растут, но число школьников, сдающих ЕГЭ по химии, снижается последние несколько лет. Что мы можем сделать? Конечно же, пойти в школу. У нас есть проект «Менделеевские классы», по которому в 13 субъектах РФ мы в кооперации с регионами, местными индустриальными партнерами и университетами уже создали 29 «менделеевских» классов, и в этом году состоится первый выпуск. Надеемся, что они не уедут в Москву (если только один-два человека из класса), а будут учиться в регионе. Это наш вклад в социогуманитарный проект, в борьбу с «химофобией» в стране. 

Ректор Волгоградского государственного университета Алла Калинина подхватила тему третьей миссии университета и рассказала, что они с коллегами реализуют ее через воспитание гражданина. Для этого в ВолГУ работает Центр изучения военной истории, множество поисковых бригад, Музей курсантских полков, разрабатываются новые программы и дисциплины исторического образования, в которые будут включены документальные фильмы, рекомендованные, в том числе, учебно-методическим сообществом Российской академии образования. В рамках магистратуры в ВолГУ открыли новые уникальные образовательные программы, например: «Работа с одаренными детьми», «Образовательный блогинг». Как считает Алла Калинина, сейчас это выходит на передовое место в повестке, это платформы коммуникации педагога с подрастающим поколением. 

В рамках переориентации на Восток и международного сотрудничества, ВолГУ устанавливает в странах Латинской Америки памятные таблички в благодарность им за поддержку нашего народа в годы Великой Отечественной войны, в том числе, за поддержку в Сталинградской битве. Такие таблички уже установлены в Венесуэле, Никарагуа и будут установлены еще в шести латиноамериканских странах. По словам Аллы Калининой, такой, казалось бы, исключительно гуманитарный проект не только дает толчок к развитию взаимодействия с вузами Никарагуа и Венесуэлы, но и пробуждает интерес молодежи к русскому языку, что уже отразилось на количестве иностранных студентов, пожелавших учиться в Волгоградском госуниверситете.

«Мы сейчас реализуем проект «Химический десант», с которым объезжаем все «химические» регионы России. Мы понимаем, что бюджетные цифры приема на технические специальности растут, но число школьников, сдающих ЕГЭ по химии, снижается последние несколько лет. Что мы можем сделать? Конечно же, пойти в школу».
 

Актуальные вопросы

В завершение панельной дискуссии представителям российских университетов предложили побыть в роли наставников и обозначить главные вопросы, требующие обсуждения в «пространстве общественного договора». 

 

Алла Калинина:

– Прежде всего, это взаимодействие с предприятиями региона и сопредельных регионов в импортозамещении через технологическое предпринимательство или инжиниринговые центры. Это подготовка специалистов с востребованными компетенциями на стыке наук, что сейчас актуально и важно для сферы народного хозяйства региона, и, конечно, сохранение исторической памяти, и нематериального культурного наследия, России и продвижения замечательных фундаментальных традиций российского образования.

Елена Кудряшова:

– Должна усиливаться роль вузов в регионах как драйверов развития регионов, и здесь наряду с первой и второй миссией образования должно происходить усиление третьей миссии. По сути, университет должен становиться ядром большой сети взаимодействия органов исполнительной и законодательной власти, реального сектора экономики, НКО, выпускников через их ассоциацию – для подготовки специалистов, а также для решения важных технических и социально-гуманитарных задач конкретного региона и страны в целом.

Алевтина Черникова:

– Мы живем в быстро меняющемся мире, и сейчас время быстрых ответов, быстрого движения вперед во всех сферах – в образовании, науке и инновациях. Но когда мы решаем взрослые задачи, нужно помнить, что университет – это место, где интересы студента должны быть на первом месте. Именно поэтому мы должны, решая сложные задачи, помнить о тех возможностях для молодых людей, которые будут завтра определять наше будущее.

Николай Рогалёв:

– Каждый университет имеет удивительные результаты своей деятельности и уникален по-своему. Необходимо воспользоваться этими результатами и перенять друг у друга лучшие практики.

Максим Румянцев:

– Что бы ни обсуждалось на ММСО, университет точно встраивается во все эти процессы, потому что это всегда интеллектуальный центр, место с потрясающей энергией и ресурсами, место силы, которое однозначно влияет на все общественно значимые процессы. Поэтому важно помнить, что университет – это место больших возможностей, и надо следовать этому тезису.

Дмитрий Седнев:

– Помимо профориентации с точки зрения необходимости присоединения нашей молодежи к индустрии было бы хорошо, если бы со школьной скамьи ориентировали детей на технические науки, но с дальнейшим треком построения карьеры ученого или разработчика внутри университета и вклада в технологический суверенитет из этой рамки. Думаю, это очень важно.

Завершая дискуссию, директор «Социоцентра» Андрей Келлер призвал коллег к сетевому взаимодействию по трем направлениям: образованию, центрам научных компетенций, а также формированию и развитию научно-педагогических коллективов. 

– Сетевое взаимодействие между университетами, которое поощряется и поддерживается проектом «Приоритет-2030» и «Передовыми инженерными школами», может дать свой эффект, – уверен Андрей Келлер. – Я призываю к сетевому взаимодействию всех участников образовательного процесса.

Подготовил Алексей Батанов

10.05.2023
Наверх