Оксана Викторовна, почему вы сказали «да!» профессионально-общественной аккредитации?
– Прежде хотелось бы отметить: рекомендации экспертной комиссии по результатам проведенной оценки действительно помогают образовательной организации и способствуют выходу на новый уровень качества образования. Получить такие рекомендации – это одна из причин, почему университет сказал «да» процедурам ПОА.
Далее, мы ориентировались на требования законодательства. Во ФГОС ВО 3++ профессионально-общественная аккредитация является одним из механизмов проведения внешней оценки качества образовательной деятельности по образовательной программе. Кроме того, наличие профессионально-общественной аккредитации образовательных программ учитывается при проведении конкурсного отбора по установлению контрольных цифр приема. И, наконец, наличие ПОА образовательных программ значительно повышает их спрос как со стороны абитуриентов (в том числе иностранных), так и со стороны работодателей.
А почему обратились именно в Нацаккредцентр?
– Нацаккредцентр включен Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в Перечень организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ. При этом мы дополнительно учитывали целый ряд дополнительных факторов: во-первых, Нацаккредцентр сегодня является лидером в проведении профессионально-общественной аккредитации в стране; во-вторых, результаты проводимой им аккредитации признаются не только на российском, но и на международном уровне, и наконец, тот факт, что в рейтинге аккредитационных агентств, работающих в Российской Федерации, Нацаккредцентр занимает первое место, также определило наш выбор.
Как вуз готовился к ПОА – процедуре непростой и ответственной?
– В подготовке были задействованы преподаватели, студенты, выпускники, работодатели и службы университета, курирующие учебную, методическую, научную, воспитательную, международную и прочие направления деятельности. Предаккредитационная подготовка заключалась в организации и проведении самообследования. Анализ и оценка результатов образовательной деятельности, системная работа по показателям стандартов ПОА – все в совокупности способствовало успешному прохождению аккредитации наших программ.
При оценке образовательной деятельности университета какие сильные стороны были отмечены экспертами?
– Сильной стороной является то, что программа стратегического развития университета ориентирована на высокое качество образования, согласуется с национальными проектами «Образование», «Экспорт образования», «Наука и университеты», национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации», а также со стратегией социально-экономического развития Омской области.
В качестве сильной стороны было также отмечено, что в определении миссии, целей и стратегии развития каждой образовательной программы, обеспечении гарантии качества в соответствии с утвержденной в университете «Политикой обеспечения гарантий качества» участвуют все заинтересованные стороны: администрация, преподаватели, студенты, выпускники и представители работодателей.
Далее. Образовательные программы разработаны с учетом потребностей регионального рынка труда, в них учтены требования профессиональных стандартов.
Еще одна сильная сторона – ОмГАУ активно использует процедуры независимой оценки результатов обучения, в ходе которых выявляется высокий уровень подготовки обучающихся. В университете создана система учета и оценки достижений обучающихся.
В числе положительных достижений нашего вуза – системность и многообразие форм работы с абитуриентами, и в целом, систематическое информирование образовательных учреждений и широкой общественности о проводимых в университете мероприятиях.
Отмечена высокая квалификация педагогических кадров, обеспечивающих образовательный процесс по представленным к ПОА программам. При этом результаты НИР профессорско-преподавательского состава активно внедряются в учебный процесс, обучающиеся активно вовлекаются в НИР, выполняемые учеными университета.
Отмечена также развитая внутривузовская система дополнительного профессионального образования.
Открытие специализированных аудиторий по свиноводству и птицеводству, январь 2022 года
Какие долгосрочные и системные меры были предприняты для обеспечения выявленных в ходе ПОА наилучших результатов данных программ? Какие из предпринятых мер вы назвали бы в первую очередь?
– Для достижения наилучших результатов в основу стратегии обеспечения внутренних гарантий качества подготовки обучающихся положена идея постоянного совершенствования всех факторов качества подготовки.
Основными мерами, на мой взгляд, следовало бы считать, во-первых, эффективную систему внутреннего мониторинга. Во-вторых, периодическое рецензирование каждой образовательной программы университета с привлечением работодателей. В-третьих, обеспечение компетентности преподавательского состава. В-четвертых, предоставление обучающимся возможности оценить как содержание, так и организацию, и качество учебного процесса в целом. В-пятых, информирование общественности о результатах деятельности университета в рамках подготовки по образовательным программам, о планах и инновациях в отношении них.
По итогам профессионально-общественной аккредитации в ОмГАУ: что вы узнали о себе нового, чего не замечали раньше?
По результатам прохождения ПОА нами, прежде всего, сделан акцент на вовлечение обучающихся и выпускников в процессы разработки и совершенствования документов внутренней системы гарантии качества. Далее, были разработаны и внедрены механизмы стимулирования преподавателей и студентов к повышению языковой грамотности и расширению возможностей их участия в программах академической мобильности. Университет продолжил работу по обновлению материально-технической базы с привлечением индустриальных партнеров через открытие брендированных аудиторий.
Намерен ли Омский ГАУ в дальнейшем продолжать участие в процедурах ПОА?
– Наш университет ценит свою академическую и научную репутацию и видит положительные стороны и необходимость в проведении процедуры ПОА, которая дает объективную оценку качества подготовки выпускников, помогает выстроить траекторию развития университета с учетом национальных трендов, укрепить имидж университета в целом, его образовательных программ как на российском, так и на международном уровне. Поэтому Омский ГАУ намерен продолжить участие в процедурах профессионально-общественной аккредитации, в частности, по образовательным программам среднего профессионального образования, а также выйти на международную аккредитацию образовательных программ высшего образования.