Три направления госполитики
Доклад на тему «Рост, замещение и стагнация спроса на высшее образование. Что дальше в разрезе студенческих столиц и регионов?» представили директор Центра финансово-экономических решений в образовании Института образования НИУ ВШЭ Кирилл Зиньковский и главный научный сотрудник этого центра Ирина Абанкина [1]. Обзор, анализ и выводы о спросе на высшее образование по результатам мониторинга качества приема Высшая школа экономики делает уже третий год, строя графики, демонстрирующие спрос на высшее образование в вузах двух студенческих столиц – Москвы и Санкт-Петербурга, а также на оставшейся «периферии». Эти графики строятся по данным мониторинга качества приема в вузы, проводимого ВШЭ, по численности принятых на первый курс бакалавриата и специалитета студентов в 2018-2022 гг. с учетом среднего балла ЕГЭ (в расчете на один экзамен) и средней/средневзвешенной стоимости обучения без учета тех, кто поступил без вступительных испытаний.
Как оговорился Кирилл Зиньковский, данные о численности приема по результатам вступительных испытаний, баллах ЕГЭ и стоимости обучения могут отличаться и отличаются от данных из других официальных источников, но не кардинально. Он озвучил и повод, ради которого проводится анализ спроса на образование – три направления государственной политики, непосредственно влияющие на предложение и спрос.
Первое из этих направлений – увеличение бюджетного набора в вузы для того, чтобы снизить последствия ухудшения экономического положения семей. Эта мера официально задекларирована и имела место до недавних пор, так как лишь в 2022 году бюджетный набор практически не увеличивался по сравнению с 2021 годом. Но в предыдущие годы число бюджетных мест в отечественных вузах неуклонно возрастало.
Второе направление государственной политики – поддержка региональных вузов для снижения диспропорций в финансировании системы высшего образования, возникших за последние 10 лет. Эта проблема осознана, и фактически задекларировано то, что перекос в распределении бюджета высшего образования в пользу ведущих университетов страны нуждается в корректировке, и на эти цели направлены со стороны государства определенные меры.
И третье направление, которое Кирилл Зиньковский назвал наиболее устойчивым, – приоритет технических и ИТ-направлений подготовки над всеми другими – для интенсификации технологического развития России.
Источник представленных в статье графиков: презентация И.В. Абанкиной, К.В. Зиньковского «Рост, замещение и стагнация спроса на высшее образование. Что дальше в разрезе студенческих столиц и регионов?», https://ioe.hse.ru
С поднятыми «хвостами»
Говоря о совокупном спросе на бакалавриат и специалитет по всем вузам и направлениям подготовки по данным мониторинга качества приема и статистике поступивших с испытаниями, эксперты отмечают, что примерно до 2018 года при относительно слабо менявшемся предложении и спросе на бюджетные места увеличивался спрос на платное образование. С 2018 г. бюджетных мест стало больше, и в 2019 г. они несколько заместили спрос на платные места. Годом позднее, в 2020-м, предложение бюджетных мест еще в большей степени увеличилось, а спрос на платное обучение снизился почти зеркально. В 2021 году спрос и на бюджетное, и на платное образование вошел в состояние стагнации. По идее, считает Кирилл Зиньковский, при прекращении увеличения бюджетных мест должен был бы вырасти спрос на «внебюджет», но этого не произошло. Как говорят экономисты, совокупный спрос «уперся в потолок».
Тогда аналитики построили кривые спроса, заложив по вертикальной оси средний балл ЕГЭ, а по горизонтальной – численность студентов, поступивших на первый курс вузов по конкурсу с ЕГЭ нарастающим итогом. «Нарастающий итог» – это когда сначала взяли число студентов, поступивших, допустим, с 90 баллами и выше, потом прибавили студентов с меньшим баллом, а потом с еще чуть меньшим. И так далее.
– С чего вдруг мы решили мерить спрос по баллам ЕГЭ, а не по деньгам? – спрашивает Кирилл Зиньковский. – Не будет большой натяжкой, если посчитать, что баллы ЕГЭ – это разновидность валюты. У нас есть две основные валюты на рынке высшего образования: одна – рубли, а вторая – баллы ЕГЭ. Тогда все более-менее становится понятно с экономической точки зрения. И мы видим, что примерно с 2018 года идет подъем, так как кривая спроса 2019 года относительно 2018-го поднимается практически на всем своем протяжении. Примерно с 2020 года этого подъема на всем протяжении кривой нет, зато начинают подниматься «хвосты». Примерно на уровне 73 баллов кривая спроса 2020 года относительно 2019-го отделилась. И примерно такая же история в 2021 году, но уже на уровне 60 баллов с небольшим. И эти два «хвоста» поднимаются. Это значит, что предложение бюджетных мест в 2019-2021 годах в основном ушло «в хвосты». Иными словами, мы дали возможность поступить на бюджетные места большему числу студентов с меньшим средним баллом ЕГЭ.
Как же себя чувствовал в те же годы спрос на платное образование? Графики построены по тому же принципу, только цифры меньше, чем с бюджетными местами. Помимо прочего аналитики добавили данные 2015 года, и кривая 2018-го по отношению к ним находится существенно выше, что вполне объяснимо ростом цен и солидным временным интервалом между ними. А дальше графики начинают себя вести по-иному, чем в бюджетном образовании.
«Хвосты» графиков в определенной части 2018-2022 годов «слипаются», и только их самые концы разделяются. Подъем в левой части графиков свидетельствует о том, что произошел заметный рост спроса в диапазоне стоимости от 150 до 250 тысяч рублей за год обучения. Цены в экономике с 2018 по 2022 годы, по данным Центробанка России, выросли примерно в 1,3 раза. Как это могло произойти, если цены на образовательные программы в 2020-2022 годах не менялись из-за обращения к вузам не поднимать стоимость образовательных программ. Даже если это и происходило, то несущественно. Как объясняет Кирилл Зиньковский, изменилась структура спроса, что и зафиксировали графики. Цены не изменились, но вырос спрос на более дорогие программы, а еще и прием на них каким-то образом увеличился.
Нечувствительность к цене
Средняя стоимость обучения в региональных вузах в 2020-2022 гг. практически не меняется – выросла за 3 года со 132 тыс. до 137 тыс. рублей В Москве и Московской области она за тот же период поднялась существеннее – с 259 тыс. до 300 тыс. рублей, а в Петербурге чуть снизилась в 2021-м – с 215 до 208 тыс. рублей, а потом поднялась до 234 тысяч.
Цифры зачисленных на платное образование в регионах держатся приблизительно на одном уровне (2020 г. – 106643 чел., 2021 г. – 104488 чел., 2022 г. – 105801 чел.), в Санкт-Петербурге практически тоже на одном уровне с легким снижением и дальнейшим ростом (21023/22795/21130), а в Москве – медленный, но уверенный рост (49942/52966/55018). Выходит, что покупатели платного образования проявили спрос на более дорогие программы в вузах Москвы и Санкт-Петербурга.
– Нам было интересно проверить, как себя ведет эластичный спрос – он подтверждает наши предположения или нет? – рассказывает Кирилл Зиньковский. – Эластичность спроса по цене – это показатель из микроэкономики. Он демонстрирует, на сколько процентов изменится спрос, если цена товара изменится на единицу. В большинстве случаев увеличение цены товара на какое-то количество процентов ведет к снижению объема спроса. Бывают обратные случаи, но нас они не интересуют. При этом говорят, что если эластичность больше единицы, то товар эластичен по цене. То есть мы увеличили цену на 1%, а спрос уменьшился больше, чем на 1%. И наоборот. И товар неэластичен, если эта пропорция соблюдается в обратном соотношении – я изменил на 1% цену, а спрос при этом упал меньше, чем на 1%. Это мечта любого производителя.
Вычисления эластичности спроса аналитики тоже представили в виде графиков. Спрос по цене на высшее образование оказался эластичным – больше единицы. Если увеличиваешь цену на 1% в среднем, то спрос студентов, которые купят это образование, падает больше, чем на 1%. Но при этом от 2018 к 2022 году эластичность снижается. Покупатели становятся менее чувствительными к стоимости платного образования.
– Речь идет о тех покупателях, которые остались, – уточняет Кирилл Зиньковский. – Понимаю, что звучит это жестко, особенно в современных непростых экономических условиях, тем не менее, это не какой-то необычный факт. Как известно по другим рынкам, когда происходят какие-то экономические отрицательные изменения, то покупатели, оставшиеся на рынке, менее чувствительны к цене товара.
Конкурентная среда университетов
Исследователи задались вопросом: что происходило с приемом и его качеством в 2021 году на фоне расширения бюджетного набора? Как свидетельствует представление мониторинга качества приема НИУ ВШЭ в 2021 г., «продолжился рост доли студентов, зачисленных на первый курс с баллами выше 80», а по представлению мониторинга 2022 г.: «2021 год – первый год, когда остановилась тенденция постоянного роста качества приема. За 2015-2021 гг. средний балл вырос на 4,2 балла по бюджетному приему и на 5,1 балла по платному… В 2021 году появилось исключение – бюджетный прием в региональных вузах и из-за этого в целом по России впервые показал небольшое снижение качества: всего на 0,6 балла по регионам и на 0,5 балла по стране…».
Глядя на цифры приема студентов на первый курс бакалавриата и специалитета (бюджетный плюс платный набор), можно заметить, что доля Москвы и Санкт-Петербурга за все время практически не изменилась. Был резкий рост набора в региональные вузы в 2021 году: в 2020 г. они приняли 341906 студентов, а в 2021-м – уже 369887. Соответствующий скачок зафиксирован также в Москве и Санкт-Петербурге.
О качестве набора аналитики предлагают судить по доле 80-балльников в структуре приема. К этой категории относятся студенты со средним баллом ЕГЭ 80 и выше, которые поступили на первый курс бакалавриата и специалитета. Разглядывая графики, можно отметить непропорционально большую долю 80-балльников двух студенческих столиц по сравнению с регионами РФ. Обращает на себя внимание то, что с 2015 года и численность, и доля 80-балльников в вузах регионов России растут, а доля Москвы и Санкт-Петербурга снижается.
Средний балл ЕГЭ по Санкт-Петербургу оказывается даже выше, чем в Москве. Примечательно, что на фоне роста доли 80-балльников средний балл ЕГЭ студентов, поступивших на платное обучение, вполне позволял им претендовать на бюджетные места. Вопрос – на места в каких вузах? Как указывает цитата из материала «Качество приема в российские вузы» на сайте ВШЭ: «Практически все студенты, поступившие на платное обучение в 2022 году, могли бы при желании поступить на бюджетное место. Число платников с хорошими баллами меньше, чем число бюджетных мест, которые по итогам приема заняли студенты с удовлетворительными баллами (меньше 56)».
– Мы видим, что московские вузы способны перетягивать на платный прием ребят с вполне приличными баллами ЕГЭ, – поясняет Кирилл Зиньковский. – И одновременно региональные вузы могли бы предоставить студентам-платникам возможность учиться бесплатно, но по какой-то причине это им, может быть, непривлекательно. На самом деле борьба идет за среду в университетах – кто с кем учится, в какой среде происходит обучение. Мне кажется, это важная история, на которую нас натолкнул анализ мониторинга.
Универсальный драйвер роста
Для понимания того, где сосредоточены 80-балльники, интересна для изучения структура спроса на высшее образование по направлениям подготовки. Доля студентов технических направлений как была в Москве на втором месте, так и остается, но в целом снижается. Численность почти не снизилась, но доля сокращается. Вопреки расхожему мнению, доля социально-экономических направлений не снижается, как не уменьшается и численность студентов. Значительно «подросли» математические направления и информационные технологии, подросли и гуманитарные направления подготовки.
В 2015 г. в Москве доли направлений подготовки среди лидеров распределялись так: 1 – социально-экономические, 2 – технические, 3 – математические и ИТ, 4 – гуманитарные. На 2022 г. порядок лидеров не изменился.
Несколько иная картина в Санкт-Петербурге. В 2015 г.: 1 – социально-экономические, 2 – технические, 3 – математические и ИТ, 4 – медицинские. В 2022 г.: 1 – технические, 2 – социально-экономические, 3 – математические и ИТ, 4 – гуманитарные. В Петербурге снижение доли и численности технических направлений еще существеннее, чем в Москве. Если Питер в 2015 году был столицей технического образования, то к 2022 году, как и в Москве, технические направления здесь уступили пальму первенства социально-экономическим. Третье место и такой же мощный рост, в разы, показывают информационные технологии и математика. А еще растут гуманитарные направления подготовки.
В региональных университетах на первом месте находятся технические направления, и они ни по численности (с некоторым падением после 2021 г.), ни в доле практически не меняются. Социально-экономические направления занимают второе место, на третье вместо медицины (в 2015 г.) вышли направления, связанные с математикой и ИТ. Они демонстрируют мощный рост. На четвертом месте – педагогические направления. Эксперты заключают, что педагогика и информационные технологии – это универсальный драйвер роста для всех региональных университетов.
Что происходило со спросом 80-балльников на фоне снижения спроса в столицах на техническое и увеличения на математическое, технологическое и гуманитарное образование (по данным 2015-2020 г.)? В Москве и Московской области регистрируется скачкообразный рост 80-балльников в 2019 г. в технических направлениях, в математике и ИТ и постепенный, но неуклонный, рост качества набора на социально-экономические и гуманитарные направления. В Петербурге схожая картина – скачкообразный рост с 2019 г. технических направлений, социально-экономических, а также хороший рост у математики и ИТ.
Регионы показывают скачкообразный рост числа 80-балльников в математике и ИТ, причем не просто в численности рост, но и в качестве. Виден приличный рост числа 80-балльников в гуманитарных и социально-экономических направлениях. Это, как считает Кирилл Зиньковский, три основных драйвера увеличения числа и доли 80-балльников в региональных университетах.
В региональных университетах на 1-м месте находятся технические направления <…>. Социально-экономические направления занимают 2-е место, на 3-е вместо медицины (в 2015 г.) вышли направления, связанные с математикой и ИТ. Они демонстрируют мощный рост. На 4-м месте – педагогические направления.
В противофазе
Делая выводы в контексте государственной политики в области высшего образования, Кирилл Зиньковский относительно увеличения бюджетного набора высказался о том, что совокупный спрос на высшее образование «уперся в потолок», а рост сохраняется только в Москве. Увеличение контрольных цифр приема в 2019-2020 гг. позволило заместить спрос на платное образование, однако с 2021 г. снижение спроса за деньги прекратилось, чувствительность оставшихся покупателей платного высшего образования к стоимости снижается. Замещение платного образования «бюджетным» происходило в основном в регионах, что можно считать положительным эффектом госполитики. Спрос на платное высшее образование и его стоимость в Москве постепенно растут.
Касаемо поддержки региональных вузов, можно отметить, что, по данным до 2020 года, несмотря на реализацию проектов развития ведущих и опорных вузов в регионах, две студенческие столицы привлекают более 70% абитуриентов страны с 80 баллами ЕГЭ и выше (и менее 15% абитуриентов со средним баллом ЕГЭ ниже 65). Тем не менее, меры госполитики и усилия региональных вузов привели к тому, что в последние годы качество приема в региональных вузах начало постепенно улучшаться. В регионах выросло число 80-балльников по математическим направлениям и ИТ, социально-экономическим и гуманитарным направлениям, однако по техническим направлениям региональные вузы ухудшили свое положение по сравнению с вузами двух столиц.
Говоря о провозглашенном приоритете развития технических направлений подготовки, Кирилл Зиньковский подчеркнул, что динамика реального спроса на технические направления (кроме информационных технологий) находится в противофазе с мерами государственной политики, а совокупный спрос на технические направления поддерживается за счет перераспределения бюджетных мест от «лириков» к «физикам», что приводит к выдавливанию спроса «лириков» в платное образование. В Москве и Петербурге набор на технические направления оставался почти постоянным в течение нескольких лет, а с 2021 г. начал снижаться, при этом качество абитуриентов осталось высоким. В регионах же набор на технические направления увеличивался до 2021 года, а качество абитуриентов не росло и значительно уступало столицам. Иными словами, в инженерных направлениях подготовки Москва и Питер окончательно утвердились в качестве столиц не просто образования, а инженерно-технического образования.
Включившаяся в разговор Ирина Абанкина дополнила аналитику информацией о педагогических и медицинских направлениях подготовки, которые тоже считаются приоритетными. По ее словам, качество приема на педагогические направления не растет, а его повышение, например, в Московском городском психолого-педагогическом университете, скорее, обусловлено принадлежностью вуза к столице. Хотя педагогические специальности по-прежнему остаются массовыми в регионах, говорить о том, что регионы не только преодолеют дефицит по педагогическим направлениям и насытят педагогами школы, рано. Неуместно говорить и о качестве абитуриентов, которые приходят учиться на педагогические направления и заканчивают их. Не растет качество приема и на медицинские специальности.
– С учетом пандемии, а также изменений в этих отраслях и, в том числе, в заработных платах, – рассуждает Ирина Абанкина, – сильные абитуриенты могли бы остаться в регионах и за счет бюджета учиться на этих очень востребованных специальностях, ан нет. На самом деле ни по медицинским, ни по педагогическим специальностям качество приема не повышается, хотя они остаются на третьем и четвертом местах, то есть в топе направлений, которые есть в регионах. И в столицах качество тоже не растет.
Две студенческие столицы привлекают более 70% абитуриентов страны с 80 баллами ЕГЭ и выше. Тем не менее, меры госполитики и усилия региональных вузов привели к улучшению качества приема. В регионах выросло число 80-балльников по математическим направлениям и ИТ, социально-экономическим и гуманитарным направлениям
Альтернатива «вышке»
Объясняя суть роста платного образования, Ирина Абанкина подчеркнула, что растет только один сегмент – число семей, дети которых сдали ЕГЭ на относительно высокие баллы. У них есть выбор: учиться в своем регионе среди ребят с более низкими баллами или заплатить, чтобы учиться среди ребят с высокими баллами. Для этой категории образовательная среда и качество окружающих тебя студентов ценнее возможности учиться за счет бюджета в регионах.
– Есть также тенденция отказа от высшего образования в пользу программ СПО, – добавляет Ирина Абанкина. – Причем именно отказов с дальнейшим треком выхода на работу. ВШЭ оценивает долю тех, кто продолжает обучение после СПО без выхода на рынок труда в 16%. РАНХиГС дает сейчас более низкую оценку – 12%. Это связано с общим снижением доходов семей, и это очень интересный феномен. Если семьи не в состоянии платить за качественное образование в хорошей среде вуза, они будут выбирать, в том числе, платное или даже бесплатное среднее профессиональное образование, но не высшее образование низкого качества. Выбор более широкий, чем только высшее образование. Сегодня СПО стало альтернативой. И в этой альтернативе выбор семей, не имеющих возможность оплачивать обучение, смещается в пользу СПО. В меньшей степени мы видим, как не закрываются даже бюджетные места в региональных вузах по тем направлениям, в которых требуются серьезные усилия и хорошая подготовка, чтобы освоить программу высшего образования. Число студентов, которые поступают в вузы на педагогические направления, не снижается. Речь о том, что не увеличивается среди абитуриентов число тех, кто набрал по ЕГЭ 80 баллов и выше. И это показывает, что качество набора не растет.
Есть тенденция отказа от высшего образования в пользу программ СПО. Причем, отказов с дальнейшим треком выхода на работу. ВШЭ оценивает долю тех, кто продолжает обучение после СПО без выхода на рынок труда в 16%. РАНХиГС дает более низкую оценку – 12%. Это связано с общим снижением доходов семей, и это очень интересный феномен
Завершая отчет, Кирилл Зиньковский отметил достоинство построенных кривых спроса. Они демонстрируют не результаты социологического опроса, как правило, свидетельствующие о желаемом поведении, а реальное поведение абитуриентов. И это хорошая база для того, чтобы утвердиться в мерах поддержки высшего образования со стороны государства или пересмотреть их. Тенденции продемонстрированы достаточно четкие.
Подготовил Алексей Батанов
[1] Полная видеозапись и презентация https://ioe.hse.ru/news/814967649.html