Только плюсы от независимой аккредитации

Только плюсы от независимой аккредитации

Репортаж с заседания Нацаккредсовета 23.12.2022

Все больше представителей университетов осознает, что независимый внешний аудит не оголяет существующие проблемы, а помогает выявить «зоны совершенствования», требующие приложения дополнительных усилий. Образовательные программы 11 российских вузов рассмотрели эксперты на заседании Национального аккредитационного совета, который в онлайн-режиме состоялся в преддверии нового, 2023 года. Два университета прошли совместную аккредитацию с Центром аккредитации Министерства образования Китайской Народной Республики, пять – международную аккредитацию с участием зарубежных экспертов и еще пять – национальную.

Максимальный уровень

Московский государственный психолого-педагогический университет вышел на аккредитацию в Национальном центре профессионально-общественной аккредитации впервые и сразу же взял прицел на максимально высокий уровень – совместную аккредитацию с Центром оценки качества Министерства образования Китая. К процедуре были представлены профильные образовательные программы магистратуры «Психология» и специалитета «Клиническая психология». Они входят в первую лигу Национального агрегированного рейтинга (НАР), а сам вуз – в третью лигу. Эксперты оценили программы как полностью соответствующие по восьми из девяти стандартов качества, в рамках которых проводится аккредитационная экспертиза. 

Как отметила заместитель председателя экспертной комиссии, замдиректора по научной работе, профессор кафедры общей и социальной психологии Института психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Анастасия Микляева, ее серьезно впечатлили материально-техническая база вуза, а также уровень интеграции науки в образовательный процесс. Что касается возможных будущих улучшений программ, то комиссия – после бесед с магистрантами, работодателями и преподавателями – рекомендовала МГППУ продумать механизмы повышения уровня базового образования магистрантов, которые после бакалавриата приходят в непрофильные для себя магистратуры. В целом основные пожелания университету были связаны с дальнейшим совершенствованием мониторинга качества образования и выстраивания в этой области системной политики с использованием, помимо результатов госаккредитации, также и других доступных аналитических инструментов. Любопытный момент: у экспертов в ходе работы могут возникнуть разные оценочные суждения. Так, китайская сторона порекомендовала вузу поработать с англоязычной версией сайта, а вот российские эксперты посчитали, что с этим параметром нет проблем. Добавим от себя, что подобная разница мнений, на самом деле, положительно характеризует саму аккредитационную процедуру как живой процесс, основанный на непредвзятом, глубоком, по-хорошему пристрастном и при этом доброжелательном взгляде экспертов – настоящих профессионалов своего дела. 

Таким образом, итоговая экспертная рекомендация Аккредсоветом была утверждена – кластер программ по психологии МГППУ аккредитовали на 6 лет.

Наука «дружит» с учебой

Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева представил к профессионально-общественной аккредитации свои программы уже третий раз. На сей раз – программы бакалавриата и магистратуры «Техносферная безопасность» и «Природообустройство и водопользование». Программы, как и сам университет, входят в первую лигу Национального агрегированного рейтинга. И неудивительно, что они показали полное соответствие по всем стандартам.

Основное, что выделила среди достоинств программ Тимирязевки председатель экспертной комиссии, декан Школы архитектуры и строительства Восточно-Казахстанского технического университета им. Д. Серикбаева Алия Алдунгарова – прозрачная политика и стратегия развития университета, ход ее реализации и активное участие работодателей в этих процессах. Обсудив возможности дальнейшего развития университета, эксперты рекомендовали ему два направления, на которые следует обратить внимание: дальнейшее развитие ориентированности образовательных программ на практику и признание неформального обучения. 

– Очень поразила лабораторная база, которая развивается в университете благодаря научным проектам, которые реализуют сами преподаватели, – поделилась с коллегами Алия Алдунгарова. – Мы увидели неравнодушное отношение профессорско-преподавательского состава к развитию материально-технической базы. И новые лаборатории, продемонстрированные нам, и ремонт, проведенный для реализации аккредитуемых образовательных программ – все это было закуплено и сделано за счет грантовых средств и проектов, которые реализуют непосредственно преподаватели и студенты. В своем университете, как руководитель гранта, я решила воспользоваться этим опытом. 

В Тимирязевке прослеживается четкая привязка реализации образовательных программ в самих грантовых проектах. Здесь наука очень тесно «дружит» с учебным процессом, что, к сожалению, во многих вузах не наблюдается – нередко научный потенциал школ работает «сам по себе» и как бы отдельно от образовательной части. В МСХА имени К.А. Тимирязева эксперты наблюдали между ними гармоничные отношения. 

– Подавая заявку на три гранта в своем университете, мы заложили в них оборудование для конкретных образовательных программ магистратуры. Если все пройдет благополучно, то у нас будут открыты три новые лаборатории. Это я взяла из опыта посещения Тимирязевки, – резюмировала председатель комиссии. – Ремонт, оснащение материально-технической базы, условия для работы сотрудников университета стали для меня хорошим примером. Я привезла оттуда много фотографий и видео, несколько примеров дизайна для своего руководителя. Хозяйский подход ректора вуза не оставил меня равнодушной. 

Программы Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К.А. Тимирязева получили международную аккредитацию сроком на 6 лет.

Задачи для сильных

На тот же срок международную аккредитацию получила образовательные программы «Химия» по бакалавриату и магистратуре Белгородского государственного национально-исследовательского университета. НИУ «БелГУ» аккредитовывал свои программы уже в четвертый раз, он активно сотрудничает с Нацаккредцентром. Сам университет входит в премьер-лигу Национального агрегированного рейтинга, а аккредитуемая программа – во вторую лигу. Она показала полное соответствие всем девяти стандартам аккредитации.

Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина аналогично аккредитовывал свои программы в четвертый раз, причем, часть их проходила процедуру повторно. 

На экспертизу были выведены программы магистратуры «Педагогическое образование» и программы бакалавриата и магистратуры «Специальное (дефектологическое) образование», входящие в первую лигу НАР. По четырем из девяти стандартам они показали полное соответствие, по пяти – существенное. 

Заместителя председателя экспертной комиссии, заместителя проректора по учебной работе Южно-Уральского государственного национального исследовательского университета Марину Потапову попросили не хвалить НГПУ, так как его достоинства широко известны. Аккредсовету важнее было понять, какие векторы развития комиссия обозначила для вуза на перспективу.

– То, что по некоторым стандартам поставлено не полное, а существенное соответствие, связано со сменой руководства, – объяснила Марина Потапова. – Ректор вместе с командой недавно пришли в вуз, и это очень повлияло на общую стратегию, потому что они еще не определили новый вектор развития. Живут со стратегией, сформулированной прежней командой. А жить по «чужим правилам» непросто. Поэтому отсутствие четкой новой стратегии отразилось на всех стандартах, которые мы имели возможность посмотреть. 

На небольшое снижение оценок оказала влияние магистратура. Вуз «заточен» на модернизацию и студентоцентричность в рамках программ бакалавриата, а магистратура, как посчитали эксперты, следует как бы по вторичному пути. Поэтому позиции, связанные с определением новых образовательных программ, соотношением научных задач и научных исследований или деятельности научных школ и новых образовательных программ магистратуры, не совсем прослеживались. Кроме того, что мониторинг и периодичность оценки образовательных программ магистратуры недостаточно представлены. Эксперты дали рекомендации, которые помогут руководству сформулировать новую стратегию либо облечь существующую в осязаемую форму.

Председатель Нацаккредсовета Виктор Болотов согласился с тем, что замечания по поводу магистерских программ нередки для вузов. И выразил уверенность:

– Несмотря на выявленные недочеты, я думаю, что коллектив университета – а там очень сильный коллектив – справится с их устранением, если ему дали нормальные рекомендации.

Аккредсовет поддержал решение комиссии и выдал программам НГПУ аккредитацию сроком на 6 лет.

«Зоны совершенствования»

Спустя 6 лет целый пакет программ представил к повторной международной аккредитации Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова. В целом же они обращаются за  профессионально-общественной аккредитацией уже третий раз. Программы «Экономика», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Бизнес-информатика», «Финансы и кредит», «Торговое дело», «Экономическая безопасность» представляли разные ступени высшего образования: бакалавриат, магистратуру и специалитет. Поэтому экспертная комиссия работала в ЧГУ в расширенном составе, тщательно изучив программы, которые входят в первую лигу НАР. По итогам экспертизы на суд Нацаккредсовета были представлены два заключения. Программы бакалавриата и магистратуры по шести стандартам получили полное соответствие, по трем – существенное.

По словам председателя экспертной комиссии, советника аналитического центра «Бизнес-эксперт», и. о. профессора Кыргызского государственного технического университета имени И.Раззакова, экс-ректора Академии управления при Президенте Кыргызской Республики Алмаза Насырова, ЧГУ показал сильную корпоративную культуру, профессиональные связи, поддержку региональных властей и развитую материально-техническую базу. Среди множества достижений эксперты обратили внимание и на так называемые «зоны совершенствования», отнеся к ним повышение академической мобильности профессорско-преподавательского состава и расширение географии взаимодействия с зарубежными вузами. Касаемо программ среднего профессионального образования, Алмаз Насыров отметил, что подходы и система управления интегрированы и дополняют друг друга. А при наличии сильной системы оценки качества образования и условий для гарантии качества можно констатировать, что университет имеет хорошие перспективы для дальнейшего развития.

Комиссия, изучив итоги предыдущей аккредитации, отметила, что рекомендации, оставленные 6 лет назад, в большей степени выполнены.

Программы СПО «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и «Финансы» в ЧГУ показали себя несколько лучше, чем «вышка», – по восьми стандартам полное соответствие и только по одному – существенное.

Виктор Болотов вспомнил, что ЧГУ одним из первых в стране стал заниматься взаимодействием с техникумами и колледжами и создавать программы СПО, сочетая их с программами высшего образования и отлаживая переход студентов с одного уровня образования на другой.

В контексте обсуждения вузовских программ СПО Ирина Аржанова предложила при их рассмотрении тщательно изучать, не проигрывают ли они на региональном уровне местным колледжам. За последние годы система СПО получила очень мощный стимул к развитию именно на региональном уровне. 

– Мне кажется, это важно, потому что туда идут деньги, и перед ними ставятся новые задачи, – подчеркнула эксперт. – Будет обидно, если мы оцениваем программы очень высоко, а они, например, на региональном уровне никак не видны и проигрывают колледжам регионального подчинения.

Эту идею признали хорошей и аккредитовали кластер программ ЧГУ на 6 лет.

Публичное пространство – полезный инструмент

Блок международной аккредитации завершил Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения РФ. Международную аккредитацию он проходил впервые и представил на нее программы специалитета «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», входящие во вторую лигу НАР. По всем стандартам они показали полное соответствие.

Председателя комиссии, декана школы педиатрии Казахского национального медицинского университета, заместителя председателя учебно-методического объединения Министерства образования науки Республики Казахстан, председателя экспертного совета по медицинскому образованию Казахстанского аккредитационного агентства Сауле Садыкову попросили обозначить по итогам прошедшей экспертизы «что-то особенное».

– Больше всего понравилась интеграция науки, практики и образования, – сказала Сауле Садыкова. – У университета такой замечательный клинический состав! Еще мне понравилась молодая команда топ-менеджеров, которые владеют последними новшествами в медицинском образовании, реализуют хорошие проекты. Поразил уровень цифровизации в вузе: буквально во входной группе, в коридоре, у каждого деканата висят информационные панели.  

Ирина Аржанова задалась резонным вопросом: «Очень хорошие характеристики и очень высокая оценка – полное соответствие, но при этом программы находятся лишь во второй лиге рейтинга. Почему?»
Ситуацию разъяснила директор Нацаккредцентра Галина Мотова:

– Дело в том, что Национальный агрегированный рейтинг формируется на основе открытых данных и учитывает все возможные достижения – со стороны студентов, образовательных программ. Часть вузов себя публично не очень показывает, поэтому их программы бывают не видны на национальном или международном уровнях. Мы учитываем рейтинги и Forbes, и «Интерфакс», и РИА «Новости», и другие. Учитываем результаты участия студентов в олимпиадах и, конечно же, наличие профессиональной и международной аккредитации. Красноярский медицинский университет впервые выходит на аккредитацию. Думаю, после получения аккредитации у него, безусловно, повысятся результаты. Но пока, к сожалению, они не очень были видны в открытом соревновательном пространстве. Экспертная комиссия порекомендовала студентам и вузу в целом более активно участвовать во всевозможных независимых системах оценки качества. 

Другую часть программ Красноярский медицинский университет вывел на национальную аккредитацию, видимо, решив попробовать международную, а с остальными – повременить. Программа специалитета «Фармация», представленная к национальной аккредитации и входящая во вторую лигу НАР, показала полное соответствие по всем девяти стандартам. Поэтому вопросов к комиссии по ней не было.

Программа специалитета «Клиническая психология» тоже показала полное соответствие всем стандартам, а помимо этого она находится в первой лиге НАР. С такими результатами у экспертов по ней тоже вопросов не возникло. 

Как и вышеназванные программы, программа специалитета «Медицинская кибернетика», входящая во вторую лигу НАР и продемонстрировавшая полное соответствие всем стандартам, тоже получила аккредитацию на 6 лет. 

– Мы со своей стороны посчитали, что зря университет побоялся выводить на международную аккредитацию все заявленные программы, – прокомментировала ситуацию Галина Мотова. – На самом деле он реализует их на хорошем уровне.

Космическая история

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, находящийся в премьер-лиге Национального агрегированного рейтинга, вышел на аккредитацию во второй раз. Он представил три кластера программ высшего образования. Один из них – с программами  по направлению «Психология», входящими в первую лигу НАР и показавшими полное соответствие по всем стандартам. Они удостоились аккредитации на 6 лет.

Программы бакалавриата и магистратуры «Социология», входящие в первую лигу НАР, тоже получили полное соответствие всем стандартам, и как следствие, – заслуженную аккредитацию на 6 лет.

А вот программы бакалавриата и магистратуры «История», несмотря на то, что входят в премьер-лигу рейтинга, полное соответствие продемонстрировали лишь по двум стандартам. По пяти стандартам они показали существенное соответствие, а по одному – даже частичное. Невзирая на это, экспертная комиссия просила Нацаккредсовет аккредитовать направление подготовки на все 6 лет.

Председателя экспертной комиссии, заведующую кафедрой отечественной истории Алтайского государственного университета, члена научного совета РАН по экономической истории Евгению Демчик попросили прокомментировать оценки. 

– Это связано с двумя обстоятельствами, – пояснила председатель комиссии. – Во-первых, нам показалось, что историки слабо реализуют миссию университета «Космос для жизни». Историки со своими научными школами, направлениями, магистерскими программами пока не очень активно участвуют в этой проблематике. Может, потому, что не так давно произошло объединение аэрокосмического и классического университетов. Это и определило наше замечание о том, чтобы историки активно занимались именно программами, связанными с новым профилем вуза, исследовательской парадигмой и так далее. В этом проявилась наша строгость. Поэтому рекомендация аккредитовать программы на 4 года – осознанная и обоснованная. 

Ирина Аржанова выступила против аккредитации на 6 лет с учетом того, что второму стандарту программы соответствовали частично. 

– Мы ведь не обижаем вуз тем, что это не шестилетняя аккредитация, – высказалась эксперт. – Аккредитацию вуз все равно получит, просто чуть раньше покажет, что учел рекомендации и продвинулся по направлениям, которые комиссия определила как точки роста. Ему не отказывают в аккредитации. Это действительно хороший вуз с хорошими программами. 

Виктор Болотов поддержал коллегу, считая, что четырехлетняя аккредитация будет стимулом для университета гораздо активнее работать. В целом же мнения членов Нацаккредсовета разделились, и только большинством голосов было принято решение дать кластеру «История» аккредитацию на 4 года. 

Ситуация изменилась

Красноярский государственный аграрный университет решил аккредитовать программы бакалавриата, магистратуры и специалитета «Ветеринарно-санитарная экспертиза», «Зоотехния» и «Ветеринария», в целом обратившись к профессионально-общественной аккредитации уже в третий раз. Несмотря на то, что программы входят в третью лигу НАР, они показали полное соответствие по всем стандартам и заслужили аккредитацию на 6 лет. 

Программы бакалавриата и магистратуры «Продукты питания из растительного сырья» и «Продукты питания животного происхождения» КГАУ входят в первую лигу. Экспертная комиссия выставила им по шести стандартам полное соответствие, по трем – существенное.

Председатель экспертной комиссии, декан факультета перерабатывающих технологий Кубанского государственного университета им. И.Т.Трубилина, член ассоциации «Технологическая платформа «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК – продукты здорового питания» Артем Степовой указал на то, что аккредитуемым программам не хватает академической мобильности, участия студентов в олимпиадах, международных и национальных конкурсах. Студентам недостает навыков проектной деятельности, курсов предпринимательской инициативы. Комиссия по результатам экспертизы рекомендовала преподавателям проходить стажировку на действующих предприятиях пищевой промышленности. 

Виктор Болотов заметил, что прежнее руководство Красноярского государственного аграрного университета гораздо больше беспокоилось о подготовке юристов, но сейчас ситуация, к счастью, изменилась. Член Совета Виктор Бердышев, хорошо известный и признанный специалист в области аграрного образования, высказался о верном направлении движения вуза – к совершенствованию подготовки кадров для пищевой и перерабатывающей промышленности. КГАУ получил аккредитацию своих программ на 6 лет.

Такого же «срока» удостоился кластер программ СПО «Технология мяса и мясных продуктов», показавший по семи стандартам полное соответствие, по двум – существенное.

Серьезные изыскания

Новосибирский государственный аграрный университет впервые обратился к профессионально-общественной аккредитации с тремя кластерами программ бакалавриата и магистратуры по 35-й группе полностью («Лесное дело», «Агрохимия и агропочвоведение», «Агрономия», «Агроинженерия», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», «Ландшафтная архитектура» и «Водные биоресурсы и аквакультура») и программой «Природообустройство и водопользование». Все они входят во вторую лигу НАР. По семи стандартам программы получили оценку «Полное соответствие», по двум – «Существенное соответствие». Аккредитация им дана на 6 лет.

Кластер программ бакалавриата, магистратуры и специалитета «Зоотехния», «Ветеринария» и «Ветеринарно-санитарная экспертиза» входит в первую лигу рейтинга, получив от экспертной комиссии самые высокие оценки по всем девяти стандартам. Как рассказал председатель комиссии, декан факультет ветеринарной медицины и биотехнологии Ульяновского государственного аграрного университета Евгений Марьин, вуз представляет собой серьезную организацию, где проводятся серьезные научные изыскания. Учитывая все сегодняшние реалии, вуз разрабатывает новые программы и профили, в частности, в области цифровизации животноводства и ветеринарии. Комиссия, например, обратила внимание на серьезные наработки по цифровым технологиям в животноводстве, на разработку программы «Прикладная биоинформатика» и авторского курса по внедрению цифровизации в ветеринарию, в частности, по подготовке студентов по программам «Меркурий» и «Аргус». Кластер аккредитован на 6 лет.

По другому кластеру, включающему программы «Экономика», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление» из второй лиги НАР, высказалась председатель комиссии, директор Института дистанционного и дополнительного образования национального и следственного университета МЭИ, член Национального реестра экспертов в области качества образования Татьяна Шиндина: 

– Причину того, что экономическое направление находится во второй лиге рейтинга, я связываю, в первую очередь, с тем, что по программам сейчас обучается небольшой контингент студентов. Это накладывает отпечаток на подход к обучению, ставший почти индивидуальным. При таком подходе университету удается создать практико-ориентированное обучение. В вузе составлен специальный список работодателей сельскохозяйственной отрасли, каждый из которых смог попасть в него через конкурс, выразив готовность предоставить наставников по экономическому направлению. Благодаря этому списку все студенты направляются в реальные хозяйства по области и в период практики работают под руководством наставников. 

Так как экспертная комиссия поставила программам высокие оценки (по восьми стандартам полное соответствие, по одному – существенное), их аккредитовали на 6 лет.

«В вузе составлен специальный список работодателей сельскохозяйственной отрасли, каждый из которых смог попасть в него через конкурс, выразив готовность предоставить наставников…».

Уникальный аграрный…

Ульяновский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина представил к аккредитации свои программы в пятый раз, некоторые повторно. Программы магистратуры, бакалавриата и специалитета «Ветеринарно-санитарная экспертиза», «Ветеринария» и «Зоотехния», входящие в первую лигу НАР, признаны полностью соответствующими всем девяти стандартам.

Председатель комиссии, проректор по научно-исследовательской работе, заведующий кафедрой «Ветеринарно-санитарная экспертиза, заразные болезни и морфология» Волгоградского государственного аграрного университета Алексей Ряднов искренне порадовался тому, что увидел у коллег во время визита. 

– Это единственный вуз, в котором есть доильный зал типа «Елочка» с полным оснащением на 10 коров и на 15 фуражных коров, – рассказал он. – Этот зал дает полное понимание того, как происходит процесс доения. В компьютерных программах можно отследить физиологическое состояние коров в реальном времени. Такой базы нет ни у одного аграрного вуза, в котором ведется подготовка по такому же кластеру программ. А еще там есть клиника, которая оснащена современным ветеринарным оборудованием, позволяющим проводить манипуляции над животными на очень высоком уровне. 

Программы получили аккредитацию на 6 лет.

Программа СПО «Ветеринария» с максимальными показателями по всем стандартам была аккредитована тоже на полный срок. Те же 6 лет аккредитации заработали и программы аспирантуры «Ветеринария» и «Зоотехния», показавшие по семи стандартам полное и по двум – существенное соответствие.

Отдельным вопросом Нацаккредсовет обсудил итоги международной аккредитации с Агентством по оценке качества Министерства образования Китая, прошедшей в Томском государственном университете. ТГУ аккредитуется уже девятый раз, и практически ни одно заседание совета не проходит без рассмотрения его программ. Так как экспертиза по двум программам «Оздоровительный туризм» и «Физическая культура» прошла незадолго до заседания, эксперты не успели подготовить отчет. Программы входят в премьер-лигу, по трем стандартам показали полное соответствие и по шести – существенное. Члены совета договорились проголосовать по этим программам заочно, когда им всем разошлют отчет. 

Не стыдно за работу

В финале заседания Виктор Болотов затронул кадровый вопрос, предложив вывести из состава Национального аккредитационного совета нескольких экспертов, по разным причинам прекративших сотрудничество с ним, среди них Николай Максимов и Михаил Мальцев, которым коллеги решили направить благодарственные письма за многолетнюю совместную работу. В состав Нацаккредсовета вошел Владимир Наводнов – президент Гильдии экспертов в области профессионального образования. 

Подводя итоги 2022 года, Виктор Болотов отметил, что Нацаккредсовет неплохо поработал.  «Не стыдно за нашу работу», – подытожил председатель Нацаккредсовета. Впрочем, «неплохо» – это  чень скромная оценка, так как только за второе полугодие эксперты рассмотрели почти 150 образовательных программ, представленных к аккредитации (подробнее об этом см. в материале номера «Не мониторинг и не аккредитация» на стр. 9).

По итогам года можно отметить, что спрос на профессионально-общественную аккредитацию – как на международную, так и на национальную – продолжает расти. Некоторые университеты, как уже было отмечено выше, обращаются к ней в третий, пятый, а то и в девятый раз. И это может говорить только о том, что в этих вузах «прочувствовали» пользу от прохождения независимой аккредитационной процедуры. Как минимум, профессионалы по результатам внешней экспертизы укажут на недостатки, исправление которых поможет развитию образовательной организации. В идеале же – повысится привлекательность образовательных программ для иностранных студентов и престиж для российской аудитории, а также «видимость» вуза для рейтингов, других систем оценивания качества образования и, конечно же, для властей. 

Подготовил Алексей Батанов

От редакции:
о том, как к непростой и ответственной процедуре ПОА готовятся сами вузы – читайте в следующем номере «АО»!
 

21.02.2023
Наверх