«У СПО очень многообещающее будущее», если вовремя осуществить назревшие изменения. Какие и как?

«У СПО очень многообещающее будущее», если вовремя осуществить назревшие изменения. Какие и как?

Репортаж с VII-го Всероссийского форума ФУМО в системе СПО

Об этом шла речь на VII-м Всероссийском форуме федеральных учебно-методических объединений (ФУМО) в системе среднего профессионального образования, который состоялся в Санкт-Петербурге в конце ноября прошлого года. Самым частым словом, звучавшим из уст спикеров, было слово «профессионалитет». Ни для кого не секрет, что будущее всей системы СПО сегодня связывается с федеральным проектом «Профессионалитет», и представители ФУМО обсуждению этой темы, конечно же, уделили самое серьезное внимание.

Не ждать «шаблоны документов»

Всероссийский форум открылся пленарным заседанием «Стратегические направления развития СПО», и в самом его начале директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения РФ Виктор Неумывакин признался в том, что содержанию образования очень долгое время практически не уделялось должного внимания. Сегодня же главной опорой министерства в этом вопросе являются именно федеральные учебно-методические объединения.

– В период очень бурных, очень быстрых изменений в системе среднего профессионального образования мы с вами часто не можем четко оценить, прописать, задуматься о каждом изменении. А это нужно делать для того, чтобы те, кто придут вслед за нами и будут работать с содержанием образования, как минимум, не повторили наших ошибок, не наступили на те же грабли, и в тоже время продолжили поступательно развивать каждую укрупненную группу профессий и специальностей.

Исполняющая обязанности ректора Института развития профессионального образования Наталия Золотарёва отметила, что в 2022 году сделан еще один серьезный шаг в разработке новых федеральных образовательных стандартов, новых примерных образовательных программ и их актуализации, а также началась переработка образовательных программ в контексте нового флагманского проекта «Профессионалитет». Наступивший 2023-й год руководитель ИРПО призвала посвятить содержательному переосмыслению каждого направления подготовки, каждой специальности и профессии с точки зрения того, какие цепочки поставок, производства продукции появляются в новом «пересобирающемся» мире, какие компетенции под это требуются, и какие образовательные программы должны появиться.

Модератор пленарной панели, сопредседатель экспертного совета Государственной Думы РФ по непрерывному образованию, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Высшей школы экономики Евгений Сжёнов, охарактеризовал прошлый год как прорывной. Он отметил очевидные изменения, произошедшие с системой в последнее время: улучшение отношения школьников и их родителей к системе СПО, повышение доверия к программе «Профессионалитет», укрепление коллабораций и коопераций колледжей с промышленностью и губернаторскими командами. 

– В колледжи и техникумы страны никогда столько не поступало ребят, – подтвердил эти слова Виктор Неумывакин. – И 60% девятиклассников, уходящих в систему среднего профессионального образования – это цифра, которая ставит точку в любом споре. Появилось серьезное внимание со стороны работодателей. Когда мы запускали проект «Профессионалитет», то поставили себе определенные планы, что столько-то работодателей включится в него, но по итогам рассмотрения заявок число работодателей, пожелавших включиться в проект, оказалось в два раза выше! Мы наблюдаем очень серьезное внимание со стороны абсолютно всех органов государственной и публичной власти. Абсолютно на всех уровнях, на площадках законодательных органов обсуждаются вопросы системы СПО. И я все время думаю, а наша ли заслуга в этом прорыве, или кадровый голод предприятий нас­только сильный, что они решили задействовать в качестве источника и систему среднего профессионального образования? Этот вопрос всегда заставляет думать о том, достаточно ли мер мы предприняли в том или ином направлении?

Виктор Неумывакин рассказал, что после его назначения директором департамента, руководители федеральных УМО стали спрашивать его, «что им включить, что исключить, что объединять, что не объединять». Но из кабинета министерства совсем не видно, что нужно конкретному работодателю. И все происходившие изменения были направлены на то, чтобы переориентировать деятельность ФУМО на локальные потребности экономики. 

Глава министерского подразделения призвал ФУМО к большей инициативности – не ждать, когда возглавляемый им департамент разошлет шаблоны документов, в том числе локальных. Новый макет Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), прежде всего, тоже направлен на то, чтобы ФУМО на местах могли учитывать потребности конкретных работодателей. Кроме того, все возможности для этого предоставлены Законом «Об образовании в РФ» – тоже прорывным, как напомнил спикер. И спросил: «А пользуемся ли мы всеми мерами, механизмами и инструментами, которые заложены в этом законе: перезачет учебных дисциплин, индивидуальный учебный план, сетевое взаимодействие?»

– Когда разговариваешь с директорами колледжей о трудоустройстве, они все время говорят: «Что поделать, у меня потом в вуз многие поступают», – делится Виктор Неумывакин. – Тогда я задаю вопрос: «Вы подготовительный факультет какого-то вуза или самобытный уровень образования, который предполагает развитие студентов?». Я уверен, что у СПО очень многообещающее будущее – кадры со средним профессиональным образованием чрезвычайно востребованы. Но если мы не воспользуемся этим моментом для осуществления изменений, чтобы остаться интересными, не потерять заинтересованности поверивших нам школьников и доверия работодателей, тогда нас ждет очень нелегкое будущее.

Говоря о федеральном проекте «Про­фес­сионалитет», Виктор Неумывакин отметил, что системе СПО необходима серьезная содержательная поддержка. Новая образовательная технология должна превратиться в новый уровень образования – профессионалитет, который сконструирован иначе, предполагая иную содержательную работу, связанную с проведением демонстрационного экзамена. Руководитель департамента не сомневается в том, что экзамен по завершении программ СПО должен быть практическим, «и это не обсуждается». А внедрение инструментов, методов и способов организации образовательного процесса должно находиться среди приоритетных задач, которые реализуют ФУМО.

Зоны вызовов: управление, содержание, прогнозирование

Наталия Золотарёва поддержала Виктора Неумывакина в том, что профессионалитет – это новая образовательная технология, которую предстоит «доосмыслить». Несомненно, среднее профессиональное образование всегда фокусировалось на реальных запросах работодателей, но именно в модели профессионалитета собрано все лучшее, что накоплено за прошедшие годы. В частности, руководитель ИРПО выделила среди прочего инструмент управляющей компании, когда предприятие входит в реальное управление образовательным процессом, и колледж обязан делиться с ним полномочиями в проектировании образовательных программ с учетом его требований. 

Актуальная задача сегодня – повысить интенсивность образовательной программы и сократить ее при сохранении уровня качества, что для высокотехнологичных профессий предс­тавляет серьезный вызов. Впрочем, как считает Наталия Золотарёва, это вызов и общеобразовательной подготовке, и общепрофессиональным дисциплинам, и приобретению необходимых навыков. Поэтому экспертам предстоит переосмыслить многое, в том числе совокупность образовательных технологий и дидактику образовательного процесса.

Не стоит упускать из виду и цифровизацию технологических процессов в экономике, о чем много говорится в последние 10 лет. В связи с этим для специалистов среднего звена отнюдь не радужна реальная перспектива автоматизации всего, что может быть автоматизировано, и цифровизации того, что может быть оцифровано.

– Продумывая перспективу развития каждой из специальностей, – подчеркивает Наталия Золотарёва, – нужно в очередной раз переосмыслить, где у нас перспектива ухода профессии или ее части, и какие новые характеристики должны появляться у специалистов для того, чтобы или оставаться актуальными на рынке труда, или же все-таки в целом переосмыслить необходимость в профессии. 

 

Рекомендации от работодателей

На пленарном заседании много говорилось об обратной связи со стороны работодателей, и одним из первых этой темы коснулся заместитель генерального директора, директор блока инженерных компетенций Корпоративной академии Госкорпорации «Росатом» Алексей Пономаренко. По его словам, такую связь крайне важно наладить, потому что сейчас сигнал «сверху» проходит объективно лучше, чем сигнал «снизу». Сигналы «снизу» очень часто остаются недооформленными, что в значительной степени снижает вовлеченность акторов. А еще Алексей Пономаренко предложил дать больше полномочий учебным организациям, чтобы они могли самостоятельно планировать свои стажировки, программы развития, синхронизируясь с промышленными партнерами. В такой синергии, по его мнению, событий может происходить меньше, но зато они будут более сфокусированными и с более высоким КПД.

Заместитель начальника Департамента управления персоналом АО «Российские железные дороги» Александр Збарский высказался о «пересборке» содержания образования:

– Здесь мы, как работодатель, будем занимать жесткую позицию. В рамках проекта «Профессионалитет» мы пересмотрели содержание профессионального модуля и подходим к тому, чтобы общее образование было близко к тем профессиям, которые человек получает на выходе. Нам крайне важно, чтобы специалист после «Профессионалитета» выходил, имея три рабочие профессии, и становился многофункциональным работником. Внутри системы происходит перетекание кадров, и мы уже готовы к этому.

Исполняющий обязанности директора Самарского колледжа железнодорожного транспорта Валерий Тепляков, говоря о новой философии на стыке колледжа и вуза, сказал в контексте трансформации системы профессионального образования о создании «бесшовного» образовательного пространства «школа-колледж-вуз» (подробнее на тему см. далее – Прим. ред.). Колледж, по признанию директора, «зашел» в «Профессионалитет» без глубокого понимания, что это за проект. Но с учетом того, что большая часть пути была пройдена вместе с работодателем и были разработаны образовательные программы под его заказ, проект позволил выйти на новый уровень взаимодействия с работодателями. Сейчас в рамках «Профессионалитета» готовятся так называемые первые рабочие профессии для школьников, начиная с восьмого класса. При поступлении после девятого в колледж ребята уже станут понимать, что будут представлять собой после окончания профессионалитета с сокращенным сроком обучения. Кроме того, в колледже есть программы, позволяющие выпускникам СПО продолжить обучение в университете по схеме «4+3». С помощью такого «бесшовного» обучения восьмиклассники из школы приходят в колледж, а после его окончания могут продолжить образование в университете.

«Нам крайне важно, чтобы специалист после «Профессионалитета» выходил, имея три рабочие профессии, и становился многофункциональным работником…»

Научиться понимать друг друга, или «…закрыть руками уши и уйти» 

Чтобы посмотреть на взаимодействие учебного заведения и работодателя со всех сторон, к участию в разговоре пригласили генерального директора фабрики нестандартной обуви «Меркурий» (г. Санкт-Петербург) Сергея Щербакова. Он честно высказался о нередком отсутствии понимания между сторонами. 

– Когда вы говорите, что работодатель должен корректировать учебные программы, принимать участие – это, безусловно, так, с одной стороны, – рассуждает Сергей Щербаков. – С другой стороны, не забывайте, что мы как работодатели не очень хорошо умеем корректировать учебные программы. Процесс создания учебной программы под запросы работодателя и при его участии – не так прост, как кажется. Добавить сюда работодателя – не значит получить хорошую эффективную программу, потому что, уважаемые коллеги из системы образования, мы с вами не очень хорошо друг друга понимаем, поскольку, обсуждая учебную программу, разговариваем на разных языках! У нас разная терминология – вы прекрасно владеете своими образовательными терминами, жонглируете сложными аббревиатурами, от которых мы, работодатели, теряемся – хочется сразу закрыть руками уши и уйти. Поэтому, безусловно, здесь должна быть какая-то синхронизация, должны быть коммуникаторы – люди, которые умеют общаться на одном понятийном языке. В нашем случае это получилось, но не сразу.

Сергей Щербаков наглядно описал, как это происходит на практике:

– Мы пытались общаться с одними методистами колледжа, с другими. Понимаем, это сложный процесс. Друг друга не слышим. Мы – простые люди, производственники. Пришли и говорим: – Слушайте, нам надо, чтобы оно хорошо работало.
– В смысле, хорошо работало? Как?
– Ну, я не знаю, просто, чтобы хорошо работало. Можете так подготовить?

И начинается… С одной стороны, мы должны правильно сформулировать компетентностную модель, чтобы было четко понятно, какими компетенциями должен выпускник обладать. С другой стороны, человек из системы образования должен это правильно услышать и правильно нарисовать в виде таблиц, ФГОСов и так далее. Сначала у нас общение с методистами не очень получалось. Они говорили: «Вы же пришли помочь нам написать программу? Скажите, что писать – записываем». Мы так не умеем. Я тоже не знаю, что писать. Затем нашлись в университете прекрасные специалисты, которые нас выслушивали и говорили: «Все понятно, сейчас переработаем». На следующий день выдают это в виде какой-то таблицы, и мы говорим: «Классно, именно это я и имел в виду! Только здесь бы поменять и здесь». Дальше специалист объясняет, что здесь и здесь поменять нельзя, потому что запрещает закон. А, допустим, вот здесь можно.

– Мы пытались общаться с одними методистами колледжа, с другими. Понимаем, это сложный процесс. Друг друга не слышим. Мы – простые люди, производственники. Пришли и говорим:
– Слушайте, нам надо, чтобы оно хорошо работало.
– В смысле, хорошо работало? Как?
– Ну, я не знаю, просто, чтобы хорошо работало…

По мнению Сергея Щербакова, для построения коммуникации требуется взаимное доверие между работодателем и образовательной организацией. Это – основа их деятельного взаимодействия. Свести их несложно, можно даже заставить сотрудничать. Но без доверия это сотрудничество не принесет ожидаемые плоды. А дальше на основе доверия необходимо научиться коммуницировать друг с другом, договариваться. 

«Для построения коммуникации требуется взаимное доверие между работодателем и образовательной организацией. Это – основа их деятельного взаимодействия. Свести их несложно, можно даже заставить сотрудничать. Но без доверия это сотрудничество не принесет ожидаемые плоды…»

– До «Профессионалитета» я несколько раз принимал участие в каких-то рабочих обсуждениях, круглых столах, – вспоминает Сергей Щербаков. – Собирались производственники и люди из системы образования и предлагали договориться. Ничем это никогда не заканчивалось, потому что одни говорят: «Вы вообще не знамо кого готовите», а другие: «Вы скажите кого надо – мы подготовим». И на этом диалог прекращался.

В «Профессионалитете» механизм взаимодействия, как считают эксперты, становится более похожим на работоспособный, потому что предприятия для получения толкового специалиста призывают участвовать в его подготовке, более того, дают им для этого права, наделяют полномочиями. И если есть доверие, коммуникация и возможность слышать друг друга, то появляются все шансы добиться хорошего результата.

В рамках форума прошла церемония торжественного награждения федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования по результатам работы в прошлом году. Знаком «Лучшее федеральное учебно-методическое объединение в системе среднего профессионального образования 2022 года» награждены в номинациях:

– «Площадка для обмена практиками реализации образовательных программ по укрупненным группам профессий и специальностей СПО» – ФУМО по УГС «Техника и технологии строительства»;

– «Продвижение новых педагогических технологий в системе СПО» – ФУМО по УГС «Образование и педагогические науки»;

– «За активное участие во внедрении инновационных проектов в сфере СПО» – ФУМО по УГС «Сельское, лесное и рыбное хозяйство»;

– «Разработка оценочных материалов демонстрационного экзамена» – ФУМО по УГС «Техника и технологии наземного транспорта»;

– «Обновление структуры перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования» – ФУМО УГС «Технологии материалов»;

– «За эффективную организацию работы с рынком труда» – ФУМО по УГС «Фармация»;

– «Обновление содержания среднего профессионального образования» – ФУМО по УГС «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта».

Кластерные экосистемы

Кейсом построения коммуникации с работодателем поделилась проректор Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Наталья Климова. В состав вуза входят два колледжа, и в «Профессионалитет» он зашел с основной специальностью «Конструирование и технологии моделирования изделий легкой промышленности». За пару лет до старта проекта в университете решили продолжать подготовку специалистов для легкой промышленности, в том числе, и для обувного производства. И именно в тот момент руководителем образовательной программы назначили генерального директора одного из ведущих предприятий обувной промышленности Петербурга. По признанию Натальи Климовой, это было ключевым решением. И на этом этапе началось построение коммуникации между колледжем и предприятием, пусть и с традиционным «набиванием шишек».

– В первую очередь, мы определили понятные для предприятия точки входа в образовательный процесс, – делится Наталья Климова. – Мы начинаем работать с абитуриентами уже с профессиональными пробами, мастер-классами, и здесь предприятие, безусловно, принимает активное участие. Затем на первых курсах следует учебно-производственная практика, когда студент может познакомиться и с корпоративной культурой предприятия, и с производственным процессом и понять, насколько это ему интересно и важно. Далее следуют достаточно стандартные инструменты. Это и производственная практика более длительного периода (до восьми недель), когда студент может погрузиться в производственный процесс и попробовать что-то делать руками. Также хорош инструмент проектной деятельности, когда решаются реальные практические задачи: олимпиады, мастер-классы и так далее. Очень важным является создание эко­системы внутри кластера – открытые лаборатории, коворкинги для студентов, когда вне учебного процесса студент может прийти что-то смоделировать, сконструировать, спроектировать, сделать какую-то самостоятельную работу. Причем, в коворкингах всегда присутствуют либо мастера производственного обучения, либо наставники, в том числе, представители предприятий. Этот живой диалог вне образовательного процесса тоже очень помогает студенту почувствовать себя вовлеченным в процесс – он понимает, что нужен предприятию, что его идея интересная, поэтому продолжает творить.

У Электромашиностроительного колледжа Петербурга, например, есть опыт взаимодействия на самых разных уровнях образования вплоть до выхода и трудоустройства выпускника на предприятие. Кстати, на участии колледжа в проекте «Профессионалитет» настоял стратегический партнер – ПАО «Силовые машины».

– Мы с удовольствием пошли реализовывать проекты и по требованию работодателей, и по своему видению этого процесса, – рассказывает заместитель директора колледжа по учебно-производственной работе Наталья Елохина. – В этом году мы разработали три программы. Конечно, подстраиваемся под работодателя, и он подстраивается под нас. Не всегда бывает понимание, потому что работодателю хочется «немного больше», «здесь и сейчас». Мы стараемся удовлетворить эти потребности, даже если не можем реализовать их сегодня в рамках федерального стандарта. Развиваем программы дополнительного профессионального образования и профессионального обучения по заказу предприятия. Благодаря взаимодействию с работодателем, при поддержке Института развития профессионального образования мы сделали главное – набрали ребят, которые очень довольны, замотивированы, работодатель с удовольствием встречает их, проводит для них мастер-классы, тестирования, адаптацию. Работодатель, вкладываясь в проект, хочет видеть результат. У нас уже в этом году разработан и утвержден код оценочных материалов по сварке, и в 2023 году состоится выпуск первой группы профессионалитета.

Где найти будущих ратоборцев

В разговоре о педагогических задачах в системе «школа-колледж-вуз» предложили высказаться председателю ФУМО «Образование и педагогические науки» Александру Калинину. Группа №44 формально не входит в «Профессионалитет», но за последние два года ФУМО пересобрало свои программы, а слово «бесшовность» было для него своеобразной «путеводной звездой». 

– Когда мы говорим о «бесшовности», всегда вспоминаем что-то сшитое, – объяснил Александр Калинин. – И говоря о педагогическом образовании, я не ошибусь, если скажу, что нет региона, который не испытывал бы проблем с педагогическими кадрами. Получается, что у нас к отдельному уровню образования претензий нет, но в целом в школе учителей не хватает. А в чем проблема? И закон у нас хороший, и трудоустройство по 44-й группе одно из самых высоких в СПО (от 82 до 85 %) из педагогических колледжей, а учителей все равно не хватает. Значит, где-то есть сбои, значит, где-то этот «шов» действительно не так хорош, и общая картина не совсем радует.

Особенность 44-й группы в том, что здесь недостаточно подготовить человека, который будет пользоваться цифровой образовательной средой, хорошо владеть интерактивной доской и так далее.

– Мы сейчас все этим прекрасно насыщены благодаря федеральному проекту, – рассуждает спикер. – Ушинский говорил, что педагог – это могучий ратоборец истины и добра. И нам надо найти того, кто захотел бы быть этим могучим ратоборцем. А где его искать? В ходе ранней профессиональной ориентации. Основная масса приходящих к нам – девятиклассники, а профильные классы в школе – только десятый и одиннадцатый. Мы говорим сейчас о педагогических классах и так далее, но забываем, что это 10-11 классы. В плане ранней профессиональной ориентации у нас есть прекрасные наработки по разным регионам, но нет документа, который регламентировал бы ее. Скорее всего, по другим укрупненным группам примерно такая же ситуация. Мы говорим о том, что проводим экскурсии, работаем с родителями и так далее, но когда переходим к задаче тиражирования, нам всегда нужны регламенты, алгоритмы, точка опоры, и мы в своей укрупненной группе сейчас проводим большую работу по обобщению лучших практик, чтобы эти кейсы переходили в формат документов «бери и делай». И если говорить о «бесшовности», то в целом у нас очень хороший задел. Но нам очень многое предстоит сделать, чтобы перейти к получению конкретных результатов, и это направление как раз в том, чтобы обеспечивать готовые решения, которые были бы хорошо задокументированы и формализованы.

 

Школа для диалога

Озвучивая планы системы СПО на 2023 год, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения РФ Марина Софронова выделила важную задачу по наполнению содержания «Профессионалитета». Главное, что удалось сделать на настоящий момент – создать мощную экосистему среднего профобразования под эгидой этого проекта.

Марина Софронова не оставила без внимания реплику Сергея Щербакова о том, что работодатели зачастую не понимают языка педагогов: 

– Мы не можем заставить работодателя говорить на языке образования – это неправильно. И образовательная организация в силу своих особенностей также может не понимать, что нужно конкретно здесь и сейчас в каких-то отраслях и сферах деятельности. Нам необходимо задуматься о формировании научно-методической, научно-методологической составляющей СПО, которая в какой-то момент была, может быть, упущена, потому что нужно было обратить внимание на другие аспекты. Предлагаем задуматься прежде всего о таком научно-методическом фундаменте, о создании, возможно, условной методической школы в системе среднего профессионального образования. Мы ездим, в том числе, к коллегам из соседних стран, наблюдаем за тем, как развивается среднее профессиональное образование, и складывается ощущение, будто нам в этой части немного нужно доработать, «докрутить», и, возможно, возродить то, что было. Мы прекрасно знаем, что в отдельных образовательных организациях в силу мощных фундаментальных школ, институций, которые создавались в свое время и развиваются до сих пор, на локальном уровне есть очень мощная база, преподаватели, эксперты, и нам хотелось бы на уровне Федерации попробовать это возродить. Но перед нами стоит задача не просто отдельно отрабатывать эту историю, а действовать синхронно с технологическим развитием.

 

Идеи для министерства

Далее со своими предложениями выступили представители федеральных учебно-методических объединений. Например, зампредседателя ФУМО по УГПС «Информатика и вычислительная техника» Дамира Рамазанова огласила идею создания новой системы не только подготовки методистов, но и «прокачки» педагогов, что, по ее словам, очень востребовано в высокотехнологичных профессиях.

– К нам очень много приходит педагогов из индустрии, а педагогической подготовки нет, – подчеркивает Дамира Рамазанова. – У них есть профессионализм, но нет правильной методики, как это преподнести. К сожалению, педагоги, которые приходят из педуниверситетов последние 5-6 лет, тоже страдают тем, что у них нет качественной подготовки, и они не соответствуют тем требованиям, которые предъявляют сегодня сильные техникумы и колледжи. Поэтому предлагаю, чтобы ФУМО было активно вовлечено в подготовку методистов, если нас к этому проекту подключат.
От ФУМО по УГПС «Социология и социальная работа» поступило предложение больше ориентировать преподавателей на практику:

– Мы не можем сделать образование ориентированным на практику, пока преподаватель будет теоретиком, пока не будет проходить стажировку на рабочем месте – там, где предстоит трудиться его выпускникам. Необходимо решить вопрос о стажировке преподавателей на производстве, и это должно быть не кратковременным посещением или экскурсией, а достаточно серьезной подготовкой в течение месяца-двух.

Виктор Неумывакин поддержал идею со стажировками: «Абсолютно точно, прямо в цель! Этого не хватало». 

Председатель ФУМО по УГПС «Химические технологии» Елена Сартакова отметила роль ИРПО в сокращении дистанции между педагогическим сообществом и работодателями и обратилась к Виктору Неумывакину с вопросом об открытии филиалов этого института хотя бы в федеральных округах.

– Абсолютно необходимы такие точки притяжения, диалога, общения хотя бы в каждом федеральном округе, – согласился он. – Мы такую работу начали, и филиал Института развития профессионального образования в Калуге – Федеральный технопарк развития профессионального образования – будет как раз отчасти выполнять эту задачу. Когда мы говорим о развитии среднего профобразования в том или ином федеральном округе, то закладываем и эту идею. Но тут мы сталкиваемся с определенным изъяном, хотя, возможно, я ошибаюсь. Дело в том, что у института есть одна проблема, которую, может быть, тоже надо в последующем преодолеть. Он – «неиграющий тренер». Да, институт находится с директорами колледжей в постоянном диалоге, но сам студентов не готовит. Поэтому всегда остается риск быть оторванным от реального образовательного процесса. Сейчас время такое – только остановился, и тебя сразу обогнали. У вас каждый год абитуриенты меняются, приходят другие. Вы набираете новых преподавателей, и они приходят подготовленные также совсем по-иному. И если не держать руку на пульсе, то можно отстать. Но предложение интересное. В голове будем держать.

«Мы не можем сделать образование ориентированным на практику, пока преподаватель будет теоретиком, пока не будет проходить стажировку на рабочем месте – там, где предстоит трудиться его выпускникам. Необходимо решить вопрос о стажировке преподавателей на производстве, и это должно быть не кратковременным посещением или экскурсией, а достаточно серьезной подготовкой…»

Время открытости и действий

В завершение пленарного заседания Наталия Золотарёва призвала представителей ФУМО не молчать и не вести разговоры «на кухне», а честно и открыто говорить институту, министерству о своих проблемах, чтобы те оперативно принимали решения, «расшивали» сложности, приглашали необходимых экспертов к разговору:

– Настало время такой честности для того, чтобы двигаться вместе. Потому что только вместе и можно двигаться быстро.

 

«…Не молчать и не вести разговоры «на кухне», а честно и открыто говорить институту, министерству о своих проблемах, чтобы те оперативно принимали решения, «расшивали» сложности, приглашали необходимых экспертов к разговору…»

Продолжая озвученный тезис о новых временах, Виктор Неумывакин добавил:

– Мы должны четко отдавать себе отчет в том, что время, когда ты где-то отсиделся и получил отработанную кем-то «повестку дня», ушло. Я жестко прерываю разговор с директорами колледжей, когда меня спрашивают, почему убрали какую-то профессию или специальность, почему поменяли федеральный государственный образовательный стандарт? Прямиком отправляю в федеральное учебно-методическое объединение: «Вы с ними вообще работаете?» Задаю провокационный вопрос во время встречи: «Кто у вас там председатель ФУМО?» Многие не знают. И это тоже задача, которую мы должны себе поставить – позиционировать себя как институцию. Не нужно рассуждать о том, что кто-то нам расскажет, куда будет развиваться та или иная отрасль. Мы должны собирать людей на своей площадке и обсуждать это. Ни в каких профстандартах не будет написано о том, куда будет развиваться та или иная профессия. Время такое – что положено на бумагу, то устарело в ту же секунду, как только положили на бумагу. 

 

«…Время, когда ты где-то отсиделся и получил отработанную кем-то «повестку дня», ушло <…> Ни в каких профстандартах не будет написано о том, куда будет развиваться та или иная профессия. Время такое – что положено на бумагу, то устарело в ту же секунду, как только положили на бумагу…»

В заключение отметим и одно из многих пожеланий, прозвучавших со сцены в адрес представителей федеральных учебно-методических объединений: сохранять традиции, но быть открытыми к инновациям. Что может быть актуальнее для отечественной системы СПО, имеющей зарекомендовавшие себя наработки в подготовке кадров за последние десятилетия и долгое время терпеливо ожидавшей трансформации? Наконец, пришло время для кардинальных изменений в СПО, и проект «Профессионалитет» должен сыграть в этом одну из главных ролей. 

Подготовил Алексей Батанов

21.02.2023
Наверх