Рефлексия вуза через систему «дополнительных зеркал»

Рефлексия вуза через систему «дополнительных зеркал»

Команда ТГУ рассказала об участии университета в международной аккредитации

В 2022 году исполняется 10 лет с момента проведения в России первой совместной международной аккредитации. Один из самых активных в этой сфере российских вузов – давний партнер Нацаккредцентра – Томский госуниверситет. Более тридцати образовательных программ ТГУ успешно прошли сложную и ответственную процедуру международной аккредитации, получив свидетельство о международном признании их качества. Конечно, столь ценный опыт нуждается в представлении, поэтому мы попросили ректора, руководителей подразделений и сотрудников вуза рассказать о нём, ответив на вопросы редакции.

АО. Расскажите, пожалуйста, программы каких направлений подготовки получили международное признание? Как этот опыт повлиял на развитие университетской политики и культуры качества, какие сделаны выводы?
 

Эдуард Владимирович Галажинский
Эдуард Владимирович Галажинский
Ректор Национального исследовательского Томского государственного университета

– Международная аккредитация для нас – это всегда система «дополнительных зеркал», в которые мы можем видеть себя с разных сторон, для того чтобы определить направления развития и точки роста, потому что наши амбиции – выйти в логику университетов мирового класса. 

Профессиональный взгляд в рамках процедур аккредитации – фундамент для трансформации содержательной работы в университете. Такой взгляд не только обогащает, но и подтверждает обоснованность политики ТГУ в области качества: многие высказываемые рекомендации созвучны с нашими базовыми принципами – фундаментальностью, классичностью, открытостью, и они более детально показывают, что необходимо сделать в рамках нашей программы развития.
 

Профессиональный взгляд в рамках процедур аккредитации – фундамент для трансформации содержательной работы в университете
 

Получение международной аккредитации для ТГУ – это возможность заявить о качестве ОП и определить новые направления развития, увидеть перспективы расширения ресурсного потенциала с учетом изменяющихся экономических условий

Татьяна Владимировна Руденко
Татьяна Владимировна Руденко
Директор Центра аккредитации ТГУ

– ТГУ включился в независимую оценку образовательных программ с 2014 года. За это время аккредитовано свыше 50 ОП, 34 из них имеют действующую международную аккредитацию (гуманитарный, естественно-научный профиль). 

Получение международной аккредитации для ТГУ – это возможность заявить о качестве ОП и определить новые направления развития, увидеть перспективы расширения ресурсного потенциала с учетом изменяющихся экономических условий. 

Процедуры внешней независимой оценки регулярно подтверждают нацеленность программ ТГУ на фронтирные исследования, метадисциплинарность – ориентацию программ на повышение качества жизни человека и общества и экосис-темность – взаимодействие со всеми заинтересованными стейкхолдерами. Это всегда работа на опережение. 

Вместе с тем международная аккредитация как ключевой элемент программы развития качества образования в ТГУ помогает получить ответ на вопрос «Чего мы достигли?», который лежит в основе «умного управления», основанного на знании ситуации благодаря независимой оценке с позиций мировых стандартов.

АО. Каковы базовые критерии (параметры) предаккредитационного выбора вузом образовательной программы для вывода ее на процедуры международного оценивания? (Пожалуйста, назовите 3-5 таких обязательных позиций).
 

Наталия Александровна Карпова
Наталия Александровна Карпова
Специалист по УМР Центра аккредитации ТГУ

- В ТГУ реализуется 208 ОП (91 – программа бакалавриата, 13 – специалитета, 104 – магистратуры), при этом не каждая из них ориентирована на привлечение обучающихся из-за рубежа. Более того, на ряд программ, в соответствии с федеральным законодательством, мы не имеем права набирать иностранных граждан. Таким образом, во внутреннем отборе для участия в процедурах международной аккредитации участвуют только те ОП, которые нацелены на экспорт. Актуальность российско-китайской аккредитации обусловлена вниманием студентов из стран Юго-Восточной Азии к программам ТГУ, интересом китайских партнеров в совместной подготовке специалистов, а главное, наличием амбиций руководителей программ для качественного скачка.

Отбор образовательных программ – это целый этап в вузе, который предполагает сбор заявок, проведение внутреннего мониторинга и формирование плана аккредитации с перспективой на 2 года. Важно, что участие в процедуре аккредитации происходит по инициативе факультетов, которые в своих заявках обосновывают не только мотивацию к прохождению процедуры, но и прог-нозируют ожидаемые от нее эффекты в динамике 3-х лет.

Участвующие в отборе ОП включаются в процедуру внутреннего мониторинга, объединяющего оценку программы исходя из стратегических ориентиров университета; анализ её потенциала и показателей эффективности, что позволяет сформировать решение о готовности программы к аккредитации.

В числе показателей эффективности наиболее важными для отбора являются критерии, демонстрирующие развитие академических и промышленных связей с отечественными и зарубежными партнерами; расширение образовательных рынков за счет стран СНГ, стран Западной и Центрально-Восточной Европы, Китая и стран Юго-Восточной Азии. 

В план аккредитации включатся программы, успешно прошедшие внутренний мониторинг.

АО. Какие сильные стороны ТГУ (достижения образовательных программ и образовательного процесса в целом) назвали международные эксперты? Назовите, пожалуйста, «тройку» важнейших и наиболее эффективных инструментов, благодаря которым удалось обеспечить высоко признанное качество?

Зоя Ивановна Резанова
Зоя Ивановна Резанова
Заведующая кафедрой общего славяно-русского языкознания и классической филологии филологического факультета ТГУ

– Активная исследовательская позиция преподавателей и студентов – это сильная сторона аккредитуемых образовательных программ ТГУ. При оценке программ филологического профиля эксперты отмечали участие университета в высокорейтинговых научных проектах и грантах, в том числе участие в программе «Приоритет 2030», мегагранте, направленном на сохранение культурно-исторического и языкового наследия народов Сибири; высокую степень вовлеченности преподавателей и обучающихся в научную деятельность, объединяющую ученых разных поколений, что обеспечивает реализацию преемственности в действующих научных школах, формирование человеческого капитала и кадрового резерва для региона. 

Несомненным преимуществом филологических программ выступает профессиональная специализация обучающихся, включающая работу со специальными языками, углубление знаний в области цифровых технологий, изучение отраслевого компонента. 

В качестве инструментов, обеспечивших высокое признанное качество программ, стоит назвать:

  • создание в университете высокоинтеллектуальной научно-образовательной среды, удерживаемой векторами классичности и новаторства; 
  • наличие постоянно действующих систем мониторинга результативности деятельности коллектива и его отдельных групп в мировом научно-образовательном контексте;
  • создание эффективной информационно-коммуникационной среды; 
  • постоянное взаимодействие с работодателями, в том числе с индустриальными партнерами.

В фокусе исследований в рамках направления подготовки «Фундаментальная и прикладная лингвистика» широкий спектр научных проблем – от классической филологии и индоевропеистики до новых тематик, которые в российском научном контексте сформировались на рубеже веков. 

Научные проекты объединяют ученых разных поколений, формируя то уникальное пространство, которое выступает генератором идей для новых проектов. Пример такого исследования – поддержанный грантом Правительства РФ проект, который направлен на исследование миноритарных языков Южной Сибири в процессах их динамического взаимодействия с русским языком, макропосредником общения в регионе. Проект стал площадкой применения как традиционных полевых и описательных методов, так и новейших, реализуемых на основе современного высокотехнологичного оборудования и ПО (системы окулографии и артикулографии, фиксации времени реакции при обработке языковых сигналов и др.).

Научные школы ТГУ по лингвистике и современным языкам имеют большой авторитет у российских и зарубежных коллег, входят в топы международных предметных рейтингов. Так в рейтинге QS World University Rankings в 2019 и 2020 гг. по предметной области Linguistics ТГУ занимает место 100-150, в предметной области Modern Languages – 150-200. 

В условиях глобального поворота к «цифре» филологическое образование сохраняет черты классичности, воплощая модель практико-ориентированного обучения, направленного на формирование практических навыков применения новейших когнитивных технологий в ходе исследования речевой деятельности и цифровых технологий при автоматизации коммуникационных процессов. Реализуемая модель обучения обес-печивает конкурентоспособность выпускников направления подготовки «Фундаментальная и прикладная лингвистика» на динамично развивающемся высокотехнологичном рынке труда в сфере инновационных технологий.

Илья Юрьевич Мясников
Илья Юрьевич Мясников
Декан факультета журналистики ТГУ

– Одной из сильных сторон программы «Журналистика и новые медиа» является сочетание практики и фундаментальной подготовки. Традиционная для университета фундаментальная подготовка дает студентам основы исследовательского мышления, обеспечивает передачу университетского «культурного кода», глубокое понимание общественных процессов. Именно фундаментальные знания в сфере литературы, философии, истории, общественных наук позволяют журналистам в будущем рассчитывать на общественное лидерство, а также удерживать смысловую цельность деятельности в мире меняющихся правил и новых технологических стандартов.

В то же время, журналистика – это мир практических профессий. Программа «Журналистика и новые медиа», спроектированная совместно с лидерами российской медиаиндустрии, ориентирована на немедленную применимость. В качестве стажеров, штатных сотрудников редакций, авторов инициативных проектов студенты программы осваивают практику медиа фактически с первого года обучения, в том числе на базе открытой проектной среды. Десятки практических проектов реализуются ежегодно как по заказу партнерских организаций, так и по инициативе студентов.

Важной чертой практической подготовки студентов является ориентация на прорыв. Уступая взрослым журналистам в опыте, обучающиеся становятся амбассадорами новых технологий, не боятся экспериментов, обладают чертами творческих предпринимателей. Иногда эти качества помогают им не просто «вставать в строй» сотрудников редакции, но и самим задавать правила игры. Это неудивительно, так как в программе обучения осваиваются такие навыки, как, например, профессиональный анализ больших данных, новые технологии веб-дизайна, цифровой маркетинг.

Одной из сфер, где это получилось воплотить на практике, является направление разработки мультиплатформенных медиапроектов. 
Мультимедийный репортаж соединяет в себе работу с контентом сразу на нескольких каналах. Это соединение веб-публикации (лонгрида), фотоисторий, видеороликов/документальных фильмов, инфографики и подкастов. Для создания мультимедийного репортажа собирается мультидисциплинарная команда, соединяющая творческие, технические, исследовательские компетенции, что позволяет одновременно разворачивать исследовательскую и медиа-логику проекта. Такая форма работы подходит для описания сложных комплексных объектов, изучения социокультурных феноменов в их полноте, а также для привлечения широкой аудитории (в том числе молодых читателей) к материалам проекта.

Проекты получают широкое профессиональное признание, включая международное. Мультиплатформенный проект «Внутренняя Эстония», созданный при участии иностранных студентов, получил многочисленные международные награды. Например, главный приз в номинации Digital Storytelling на конкурсе MSU SND Student Design Contest (США). 

В 2021 году мультимедийный проект «Немецкий Томск: Истории. Люди. Места» признан проектом года региональным конкурсом «Акулы пера». Преподаватели и студенты создали три маршрута по «немецким местам», собрав редкие архивные фотографии, удивительные истории его жителей, исследователей и тех, кто создавал архитектурный облик города 100 лет назад. 

Цифровые проекты студентов стали визитной карточкой программы «Журналистика и новые медиа». 

Команда интернет-проекта «Немецкий Томск: Истории. Люди. Места»

АО. Постаккредитационное экспертное сопровождение (мониторинг) образовательных программ – одна из важных и ценных стадий международной аккредитации. Приведите, пожалуйста, примеры такого сопровождения в отношении программ ТГУ (в частности, какие рекомендации экспертов оказались особо ценными и практическое их выполнение университетом реально улучшило качество ОП?)
 

Татьяна Владимировна Руденко
Татьяна Владимировна Руденко
Директор Центра аккредитации ТГУ

– Мониторинговые исследования по оценке качественных изменений прошедших аккредитацию программ проводятся с первых аккредитационных процедур, позволяя, с одной стороны, оценить выполнение рекомендаций экспертов, с другой – проследить динамику в развитии и узнаваемости программ. Программы включаются в мониторинг спустя год после аккредитации. 

При проведении таких исследований хотелось бы избежать формализма и получить отчеты с набором данных, которые говорят о примечательных изменениях в программах, позволяют углубиться в детали, определить основную идею развития. Отчеты отражают целенаправленную работу факультетов по совершенствованию программ на основе рекомендаций экспертов, ни одна из которых не остается без внимания.

Владимир Витальевич Шелковников
Владимир Витальевич Шелковников
Заведующий кафедрой аналитической химии химического факультета ТГУ

– В числе наиболее интересных приобретений по результатам выполнения рекомендаций экспертов в отношении программ химического профиля – разработка совместной с Томским политехническим университетом и ПАО «СИБУР» программы профессиональной подготовки по рабочей профессии «Лаборант химического анализа 4 разряда». Программа предусматривает целенаправленную теоретическую подготовку на базе университетов, практическое формирование и закрепление навыков на базе предприятий СибУра. Такая подготовка позволяет еще до окончания освоения ОП закрепить рабочее место за выпускниками. 

Инструментом быстрого реагирования программ на меняющиеся условия современного рынка труда и эффективной связи с работодателями региона стал академический совет кластера программ химического факультета. Помимо выполнения привычных функций, совет инициировал создание на факультете Эндаумент фонда (Целевой капитал № 2), основная миссия которого – поддержка и развитие научных, образовательных, творческих инициатив преподавателей и студентов факультета. По рекомендации совета с 2021 года для выпускников на факультете организуются «Ярмарки вакансий» (не реже 2 раз в год), а с 2022 года запускается проект по выполнению коммерческих курсовых и дипломных работ по заявкам предприятий – промышленных партнеров химического факультета. 

По инициативе совета в 2022 году на базе химического факультета открыта новая базовая кафедра химии природных соединений, фармацевтической и медицинской химии, соучредителями которой стали ОАО «Солагифт» и ОАО «Органика». Все это позволяет выстроить эффективное взаимодействие между образовательными программами и предприятиями. 

Илья Юрьевич Мясников
Илья Юрьевич Мясников
Декан факультета журналистики ТГУ

– Одним из результатов международной экспертизы программы «Журналистика и новые медиа» стало формирование академического совета, в составе которого помимо выпускников и работодателей, представителей СМИ («Томский обзор», ИА «Интерфакс», ГТРК «Томск», РИА Томск) активную позицию занимают студенты, участ-вующие в проектировании ОП через серию стратегических игр. Основной целью проектных игр стало выведение студентов первого курса в проактивную позицию по отношению к собственной профессиональной траектории: рефлективное самоопределение – формулирование образовательного запроса – бенчмаркинг актуальных профессиональных практик.

АО. Российская высшая школа оказалась в новых условиях: часть стран попали в разряд «недружественных», другие образуют пул дружественных России государств. Как именно новые институциональные условия скорректируют политику интернационализации ТГУ в целом и политику участия ТГУ в процедурах международной академической оценки качества своих программ в частности?

Евгений Викторович Луков
Евгений Викторович Луков
Проректор по образовательной деятельности ТГУ

– Современная геополитическая повестка, безусловно, вносит определенные коррективы во многие сферы жизни, однако принципиального влияния на политику интернационализации ТГУ не оказывает. Это связано со стратегической ориентацией ТГУ на образовательные рынки стран Юго-Восточной Азии и ближнего зарубежья, что подтверждается стабильным притоком абитуриентов из этих регионов. Этот приток обеспечивается в том числе благодаря выполнению мероприятий приоритетного проекта Минобрнауки РФ «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» (2017-2025 гг.), нацеленного на повышение узнаваемости и статуса «бренда» российского образования на международном образовательном рынке. Одним из целевых показателей проекта является «обеспечение международного признания российских образовательных программ за счет их международной аккредитации». Именно международная аккредитация видится инструментом, гарантирующим высокую степень доверия абитуриентов к российским ОП, поэтому уже с 2018 года программы ТГУ проходят внешнюю оценку в рамках процедур совместной российско-китайской аккредитации.

Мы убеждены, что высшее образование – это та сфера, которая обеспечивает взаимодействие между странами и культурами даже в самые непростые времена. Томский госуниверситет традиционно был и остается международным образовательно-культурным центром, принимающим студентов со всего мира. Важнейший приоритет университета – создать условия для формирования у студента исследовательского типа мышления, развития лидерских качеств, способности к саморазвитию в условиях быстро меняющегося мира и открытого будущего. Поэтому мы открыты для конструктивного сотрудничества с университетами из любых стран.

Именно международная аккредитация видится инструментом, гарантирующим высокую степень доверия абитуриентов к российским ОП

АО. Будет ли в новых условиях российская высшая школа по-прежнему заинтересована в активном участии в международных экспертизах качества образовательных программ? Если да, то почему (назовите, пожалуйста, несколько ключевых моментов, важных для вашего университета)?

Татьяна Владимировна Руденко
Татьяна Владимировна Руденко
Директор Центра аккредитации ТГУ

– Университет, прежде всего, стремится к качественным изменениям и, следовательно, можно сказать, что международная экспертиза считается ключевым фактором развития программ, расширяя их возможности и условия для реализации.

Международная экспертиза дает возможность выйти на новые образовательные рынки, выстроить взаимоотношения с новыми партнерами, в том числе представителями регионального и отраслевого бизнеса, заинтересованными в совместном достижении успехов в развитии программ высшего образования. 

Безусловно, университет использует этот шанс для занятия лидирующих позиций в системе образования.

 

26.09.2022
Наверх