Четвертые большие парламентские слушания на тему «Развитие системы высшего образования в РФ» прошли в конце июня в ГД РФ с участием «беспрецедентного» (свыше 700 человек) количества собравшихся. Масштаб события объяснялся назревшей необходимостью в обсуждении основных направлений совершенствования высшего образования, которое должно успешно отвечать на запросы экономики в подготовке высококвалифицированных кадров.
Ключевые постулаты новой системы высшей школы были озвучены и приняты единогласно на заседаниях Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации[1], Российского союза ректоров[2] и Ассоциации классических университетов России[3] ещё до заседания.
Важно отметить, что ни о «каком-то катастрофическом сломе» высшей школы или же возвращении к советской системе речь не идет. Как подчеркнул в интервью «РГ»[4] ректор главного вуза страны Виктор Садовничий, «никаких кардинальных изменений в системе высшего образования не будет», а по словам Председателя ГД РФ Вячеслава Володина, говорить нужно о «повышении качества образования, а не о реформе». Необходимо лишь решить системные проблемы, коих на текущий момент накопилось немало.
1 Подробнее: vk.com/video-170206299_456242881
2 Подробнее: m.vk.com/video-78019879_456239975
3 Подробнее: acur.msu.ru/ru/meeting.php
4 Подробнее: rg.ru/2022/06/17/viktor-sadovnichij-kardinalnyh-izmenenij-v-sisteme-obrazovaniia-ne-budet.html
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков отвечает на вопросы участников слушаний
«Все звенья одинаково слабы»
– Если посмотреть на более чем 20-летний опыт реализации базовых принципов Болонской системы, то некоторые из них оказались недостаточно эффективными, – такое утверждение озвучил в своем выступлении глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков.
Как пояснил министр, «по ряду направлений подготовки бакалавров типичный четырехлетний срок обучения оказался недостаточным для полноценной подготовки выпускников к профессиональной деятельности». В результате ряд вузов-лидеров вынуждены были перейти на пятилетние программы подготовки бакалавров, а часть работодателей «так и не признали уровень бакалавриата достаточным для занятия ключевых позиций в своей профессиональной сфере».
Что касается магистратуры, то она так и не стала специальным уровнем углубленной и специализированной подготовки. У вузов, за исключением некоторых, не получилось решить эту задачу из-за нехватки организационных, кадровых и методических ресурсов, а также соответствующей учебно-лабораторной базы.
Изначально привлекательная идея быстрого межпрофильного трека – бакалавриат по одному направлению подготовки, магистратура – по другому, во многом была обесценена невозможностью качественно подготовить специалиста без базового профильного образования за два года.
Всё это привело к снижению качества подготовки – одной из системных проблем, отмеченных на заседании. Причины тому, впрочем, были озвучены и другие.
Ректор СПбГУ Николай Кропачев подчеркнул, что «добиться единого качества высшего образования в стране не удалось», хотя учреждения и высшего, и среднего общего образования формально федеральные стандарты выдерживают. На практике же школы «генерируют» низкое качество образования и вузам, в свою очередь, проблематично выйти на другой уровень качества, так как «исходный» материал не позволяет этого сделать, а работодатели и промышленность страны получают на выходе слабо подготовленных специалистов или бакалавров.
– Круг замкнулся. И здесь нельзя выделить «самое слабое звено». Здесь все звенья одинаково слабы, – констатировал глава университета.
По мнению ректора НИУ ВШЭ Никиты Анисимова (который в слушаниях, к слову, не участвовал), риск падения качества образования связан с особенностями российской модели механизмов финансирования университетов[1]. Многие преподаватели региональных вузов опасаются отчислять студентов: если отчислят слишком много, университету выделят меньше средств из бюджета, а кого-то из ППС сократят.
О связи качества образования с финансами, а именно принципами бюджетирования по конечным результатам, на слушаниях говорил и первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по науке и высшему образованию Александр Мажуга. Эксперт считает, что «финансовая модель развития высшего образования должна учитывать вопросы, которые стоят перед вузовским сообществом, и экономические цели не должны ни в коем случае доминировать над содержательными». Также важно рассмотреть и уточнить подходы подушевого финансирования, вопросы соотношения преподавателей и студентов, вопросы сохранения госзадания при зимнем и весеннем изменении контингента.
«Когда в товарищах согласья нет…»
«Отсутствие надлежащей согласованности высшего образования с потребностями работодателей», – такую характеристику ещё одной системной проблеме российской высшей школы дал председатель Комитета ГД РФ по науке и высшему образованию Сергей Кабышев. По словам парламентария, работодатели критически оценивают уровень практических знаний и навыков выпускников вузов, обращая внимание на структурные особенности, организацию и качество высшего образования.
Как сообщил глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, бизнес заинтересован в «бесшовной» стыковке системы профессионального образования с рынком труда, для чего необходимо запустить механизм обеспечения ускоренной актуализации содержания ОП и максимально вовлекать работодателей в непосредственную реализацию этих программ; реализовывать независимую оценку качества подготовки специалистов в вузах на соответствие актуальным потребностям рынка труда и содержанию профстандартов при максимальном совмещении НОК с ГИА.
Еще одно направление деятельности – профессионально-общественная аккредитация. По мнению главы РСПП, в законе «Об образовании» чересчур «расширительно» толкуется право работодателей участвовать в этой процедуре, поэтому нужно чётко сформулировать, какое профессиональное сообщество поставит печать соответствия программ требованиям рынка труда.
Что нового можно предложить абитуриентам по образовательным программам именно в интересах работодателей и как решить проблему дисбаланса между структурой подготовки кадров и запросом на рынке труда? Об этом главу Минобрнауки РФ Валерия Фалькова спросила на заседании зампредседателя Комитета ГД РФ по науке и высшему образованию Екатерина Харченко, на что получила следующий ответ.
Во-первых, начиная с сентября 2022 года, студенты смогут освоить востребованные у работодателей цифровые навыки в рамках совместного проекта Минобрнауки и Минцифры РФ «Цифровые кафедры»[2]. По словам министра, сегодня такую работу проводят все вузы-участники программы «Приоритет-2030», а уже в следующем году эти модули будут включены во все ОП без исключения.
Во-вторых, министерство при активном участии РСПП и крупнейших российских предприятий (АО «ОДК», ПАО «ОАК», АО «ОСК», ГК «Ростех», ГК «Росатом» и многих других) подготовило программу отбора федерального проекта «Передовые инженерные школы», содержание образовательных программ и заявок, по созданию которых «каждый университет прорабатывал индивидуально с предприятием и под его запросы»[3].
– По этому направлению деятельности потенциал имеется большой, – отметил министр, – и университетам предстоит не только сотрудничать с большими ассоциациями, но и «гораздо более серьезно интегрироваться с работодателями в регионах».
В контексте темы сопряжения высшего образования с экономическими стимулами реального сектора экономики были отмечены и такие проблемы, как низкоэффективное развитие форм интеграции ВО с наукой и производством; недостаточный учёт регионального аспекта функционирования и развития системы высшей школы; несогласованность реализуемых вузами образовательных и научных программ с особенностями и потребностями субъектов РФ.
«Кто преподает, как преподает»
Серьезную озабоченность участники заседания выразили и в отношении кадрового вопроса. В центре внимания оказались качество подготовки и повышения квалификации, оценки и контроля, социальные и материальные гарантии поддержки научно-педагогических кадров.
Как справедливо заметил один из спикеров слушаний, руководитель фракции партии «Новые люди» Алексей Нечаев, вопрос качества образования – это не про количество лет, потраченных на подготовку обучающегося, а про то, «кто преподаёт, как преподаёт, и одна из насущных проблем в этой связи – повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Например, в сфере медицины.
По словам ректора Сеченовского университета Петра Глыбочко, сегодня необходимо формировать российскую систему непрерывного образования ППС с последующей проработкой механизма аккредитации преподавателей медицинских университетов, что продиктовано отсутствием в вузах системной деятельности по совершенствованию подготовки педагога высшей школы.
Также спикер отметил неудовлетворительное сос-тояние системы повышения квалификации медицинских работников, назвав её «головной болью всех без исключения вузов, пациентов и врачей», и связана эта «боль» с тем, что сегодня полномочия по лицензированию ДПО отнесены к ведению органов субъектов РФ. Как следствие – любое получившее лицензию в субъекте юридическое лицо реализует весь спектр дополнительных профессиональных программ, в результате чего «организованные фирмы-однодневки без материальных и кадровых ресурсов проводят зачастую просто раздачу сертификатов по переподготовке врачей», что не может не влиять на качество оказания медицинской помощи и увеличение количества врачебных ошибок.
– Считаем необходимым внести изменения в закон «Об образовании» и передать полномочия по лицензированию дополнительных профессиональных программ медицинского образования федеральным органам государственной власти в сфере образования, а также разрешить осуществление этой деятельности только образовательным организациям, имеющим федеральную лицензию, – в таком ключе предложил решить проблему глава Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, и это нашло положительный отклик у Вячеслава Володина и Валерия Фалькова.
Председатель ГД РФ отметил, что «было бы правильно взять под государственный контроль вопросы переаттестации, повышения квалификации, но и делать это надо на базе лучших российских вузов», а не посредством коммерческих организаций, «которые вряд ли обладают и подготовкой, и знаниями, и самое главное, квалифицированными кадрами».
К слову, в этом стремлении парламентария поддержал вице-президент Союза машиностроителей России, председатель правления ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь. В частности, он отметил, что «при всем глубоком уважении к форматам корпоративных институтов, университетов, центров, школ лидерства и прочих хайповых вещей, которые в последнее время и свою роль выполняют, тем не менее ДПО нужно делать на базе вузов».
В свою очередь, министр науки и высшего образования РФ сообщил, что ведомство уже двигается в этом направлении «в части, касающейся сдачи экзаменов иностранцами по русскому языку, истории и праву». Кроме того, в планах «реализовать большую системную работу по повышению квалификации преподавателей как по профессиональной линии, так и в части преподавательских компетенций». Также планируется снизить требования по научно-исследовательской деятельности к тем, кто обучает по общеобразовательным дисциплинам и стандартным программам, требования в части педагогической нагрузки к преподавателям, обучающим по «продвинутым» и углубленным предметам, уменьшить бумажную нагрузку для всех ППС.
Традиционно не обошлось и без разговоров об улучшении материального благополучия педагогов. Один из выступивших по этому вопросу спикеров, зампредседателя Комитета ГД РФ по региональной политике и местному самоуправлению Михаил Матвеев заметил, что без кардинального увеличения зарплат преподавателей и учителей обсуждаемые проблемы не решить, так как «будет все время вымываться из преподавательской среды качественный элемент, который сейчас в основном сконцентрирован в возрастных преподавателях».
В том, что идея о повышении уровня зарплаты и «вообще материально-технического и социального обеспечения» будет поддержана, док-ладчика уверил глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков. Он сообщил, что проводится соответствующая работа с несколькими министерствами под эгидой Минтруда РФ.
«Во всем нужна последовательность»
Озвученные на заседании системные проблемы требуют системного же решения, однако прежде необходимо определиться с тем, какой должна быть национальная система высшего образования.
Ключевые принципы этой системы обсуждались профессиональным сообществом перед парламентскими слушаниями и были озвучены на заседании в докладе Валерия Фалькова (см. рис. 1).
Рисунок 1. Ключевые принципы национальной системы высшего образования
Представили на заседании и новые национальные модели: университетского образования – ректор МГУ им М.В. Ломоносова Виктор Садовничий (см. рис. 2); юридического – ректор МГЮА им. О.Е. Кутафина Виктор Блажеев (см. рис. 3).
Рисунок 2. Модель высшего образования в России
Рисунок 3. Модель юридического образования в России
Как в итоге изменится стратегический вектор развития высшей школы, и что за принципы лягут в её основание, станет известно лишь осенью, а сейчас над контурами новой системы работают ректоры, проректоры, заведующие кафедрами и другие представители вузов, сообщил в интервью телеканалу «Россия 24» министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. По его словам, рабочие группы организованы «по самым разным направлениям – от определения целей и принципов новой национальной системы высшего образования до академической мобильности, проработки вопросов академической мобильности как внутрироссийской, так и зарубежной. Сюда же относятся соотношения разного рода уровней образования».
Обновленную систему могут представить уже в середине сентября, и если предложения Минобрнауки РФ примут, запустят со следующего учебного года, но будут внедрять постепенно.
– Во всем нужна последовательность <…> Главное, что мы видим необходимость изменения вектора, и главное – мы понимаем, как сделать так, чтобы не навредить. С одной стороны, мы накопили богатый опыт за более чем 20-летнюю историю становления вот на новом этапе той системы высшего образования, которую сегодня имеем. Мы видим достоинства, мы видим недостатки, там, где достаточно очевидные недостатки <…> вот в этой части как раз идет обсуждение, какие конкретные формулировки и предложения будут внесены. Я думаю, что точно по этим направлениям мы и пойдем в первую очередь. Но надо понимать, что этот процесс <…> не одномоментный, он требует последовательного движения вперед, и это работа на долгие годы. Поскольку здесь нельзя все перестроить в одночасье, – пояснил глава ведомства.
Подготовила Людмила Сульдина
Благодарим за помощь в подготовке материала зампредседателя Комитета ГД РФ по науке и высшему образованию Екатерину Харченко.
[1] Подробнее: t.me/skillbox_media_education/1839
[2] Подробнее: trends.rbc.ru/trends/education/629eeced9a7947ee3f56ed9f
[3] На момент написания материала определены 30 вузов-победителей первой волны отбора, а также опубликован паспорт проекта (срок реализации – до 31 декабря 2030 года)
Владимир Наводнов:
– Ниша стимулирующего механизма осталась вакантной, и сегодня ее постепенно занимают профессионально-общественная и международная аккредитации.
Удивительно, но государство в вопросе профессионально-общественной аккредитации заняло довольно либеральную позицию, позволив системе развиваться самостоятельно без жесткого регулирования. Оно оставило за собой лишь функцию ведения реестра, включая в него агентства буквально по заявлению – практически всех, кто об этом попросит. Тем не менее, это большой плюс, поскольку информацией о результатах аккредитации пользуются не только вузы, но и потребители, которые должны знать об аккредитационных агентствах – в нашей стране есть аккредагентства, даже не представленные в реестре, несмотря на то, что это очень легко сделать.
На данный момент в реестре Министерства науки и высшего образования РФ около 100 независимых аккредитационных агентств, и эта цифра постоянно растет. Много это или мало? Сегодня соотношение агентств и вузов в России составляет 1:7, тогда как в развитых индустриальных странах – 1:45. Такого количества аккредагентств нашей стране явно не нужно. Как к этому относиться? Ситуация напоминает «образовательный бум» нулевых годов, когда поощрялось создание вузов. Но когда открылось около 700 негосударственных вузов, стали размышлять, что с этим делать.