Тесное сотрудничество
Всего за неделю до аккредитационного совета состоялись выборы в Азиатско-Тихоокеанскую сеть по гарантии качества (APQN), вице-президентом которой была переизбрана заместитель директора Национального центра профессионально-общественной аккредитации, главный редактор журнала «Аккредитация в образовании» Галина Мотова. Из прежнего состава руководства APQN только Галина Николаевна была переизбрана на второй срок, и это говорит о том, что страны Азиатско-Тихоокеанского бассейна в условиях обострившейся геополитической ситуации не отворачиваются от России, а наоборот, намерены сотрудничать с ней еще теснее. И Российская Федерация, в свою очередь, как признался председатель Нацаккредсовета Виктор Болотов, настроена расширять и углублять взаимодействие с ними, в том числе в области образования и оценки его качества.
– Всем известна ситуация с Болонским процессом – поделился с коллегами Виктор Болотов. – На мой взгляд, наше министерство выбрало оптимальный путь, сохраняя все, что было накоплено во время нашей работы в рамках Болонской конвенции. Для меня главное, что сохраняются векторы: первый – на гибкость образовательных программ и второй – на более чуткое реагирование на быстро меняющийся рынок труда в современных условиях. Хотя первые призывы звучали как «Даешь специалитет назад!», разум победил, и мы будем продолжать взаимодействие с Европой. Мы с ней сотрудничали до всяких «Болонских конвенций» и будем работать дальше, так как санкции носят не вечный характер. Но в сегодняшних условиях очень важна ориентация на азиатско-тихоокеанский образовательный сектор. И государственная система аккредитации, и независимая пользуются европейскими стандартами по оценке качества образования, разработанными Францией, Германией и Великобританией. Я не вижу основания отказываться от них вне зависимости от того, в Болонской конвенции мы, или нет. Если у меня хороший гаджет в руках, какая разница, кто его произвел?
Виктор Болотов заверил коллег в том, что будет продолжаться и международная аккредитация университетов, несмотря на то, что на зарубежных экспертов нередко оказывается нешуточное давление. На место тех, кто выбыл по тем или иным причинам, решено приглашать других, не менее квалифицированных, зарубежных экспертов. Так в состав Национального аккредитационного совета ввели директора Независимого аккредитационного агентства «Билим-Стандарт» (Киргизия), первого проректора Международного университета науки и бизнеса (2016-2017 гг.), первого проректора Чуйского университета (2003-2005 гг.) Эрика Эсентаева. Он сменил в когорте экспертов Хиллара Баумана из Эстонии, который приостановил сотрудничество.
Широкий спектр
С докладом «Точки роста. Анализ достижений российских аграрных университетов по результатам независимой оценки качества образования и аккредитации» о ситуации в сельхозобразовании выступил директор Нацаккредцентра Владимир Наводнов. Он рассказал о том, что в ведении Минсельхоза РФ находятся 53 вуза, реализующих 23 направления подготовки, среди которых «родных» аграрных всего два. Помимо аграрных вузов, подведомственных Минсельхозу, в российской высшей школе еще более 50 вузов реализуют программы сельскохозяйственного профиля.
Какие же укрупненные группы специальностей и направления, кроме профильных, вузы Минсельхоза реализуют в первую очередь? Например, 48 из 53 реализуют программы укрупненных групп специальностей и направлений подготовки (УГСН) по экономике и управлению. Присутствуют в аграрных вузах и программы из совсем экзотических для них групп, таких как, например, «Изобразительное и прикладное искусство» или «Математика и механика». На основании этого можно сказать, что российские аграрные вузы, реализуя широкий спектр программ, дают широкое университетское образование.
Большинство аграрных вузов занимает неплохие позиции в Национальном агрегированном рейтинге (НАР), который в нынешнем году опубликован уже в третий раз. В сотню лучших вузов России входят пять университетов Минсельхоза: Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева, Ставропольский, Башкирский, Уральский и Саратовский государственные аграрные университеты, в топ-200 – еще четыре: Кубанский, Воронежский, Ульяновский и Омский государственные аграрные университеты. В «тревожной» зоне рейтинга оказались два агарных вуза.
Каждый университет в Национальном агрегированном рейтинге представлен 11 оценками – столько рейтингов сегодня работает в Российской Федерации, и по каждому из них вуз получает свой балл. Так как в основу агрегированного рейтинга заложена методика, используемая в спорте – в данном случае в зачет идут не все 11 оценок, а только семь лучших. Среди них – оценка за место в рейтинге по индексу Хирша на основе данных портала E-library. Здесь среди вузов Минсельхоза РФ первое место занимает «Тимирязевка» с индексом Хирша 153. На втором месте Ставропольский аграрный университет с индексом Хирша 141. За ним – Государственный университет по землеустройству (110).
Возможности для роста
– Мы посмотрели в целом по стране разные укрупненные группы специальностей и направлений подготовки, – рассказывает Владимир Наводнов, – и обратили внимание, что аграрные 35-я и 36-я группы, относятся к «золотой середине». В зависимости от науки индекс Хирша может отличаться. На первом месте «Физика» и «Астрономия», у них индекс достигает максимального значения – 234. Все знают, что в «Физике» особая специфика – в одиночку статьи не пишут, обычно коллеги делают это десятками, иногда сотнями. Поэтому у них он значительно выше. Но есть «тяжелые» нап-равления подготовки, допустим, «Экранные искусства». По ним должны не столько писать статьи, сколько создавать экранные произведения, и у них индекс Хирша совсем не высокий. У аграрных УГСН максимальное значение индекса Хирша чуть больше 100, а минимальное – почти на нуле. Это значит, что у аграрных университетов есть научный потенциал, и он работает, а еще есть возможности для роста.
Второй показатель, о котором много говорят, но, по мнению Владимира Наводнова, который не очень хорошо развивается, это «Оценка качества обучения». Судя по различным показателям Минобрнауки РФ, можно предположить, что под оценкой качества образования там понимается только результат ЕГЭ. На уровне ЕГЭ других систем оценивания и нет. Хотя качество обучения должно замеряться на «входе» и на «выходе». А если процесс длительный, еще и в середине можно устроить срез знаний.
В системе Национального агрегированного рейтинга берутся именно три среза, и из трех оценок две лучших идут в зачет. По среднему балу ЕГЭ вузам Минсельхоза приходится непросто. Среди всех 55 направлений подготовки по ЕГЭ лидируют «Политические науки и регионоведение», где балл почти достигает высоких 83,9. Немного уступают «Искусствознание» (83,8) и «Юриспруденция» (82,4), а «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» не дотягивает даже до 60 (57,2). Абитуриенты с сильной математикой и физикой явно выбирают другие вузы, а в аграрные идут, наверное, более ориентированные на практику. Как считает Владимир Наводнов, к невысокому баллу ЕГЭ сельхозвузов необходимо относиться «философски и спокойно», а что касается учета, видимо, надо сравнивать «одинаковое с одинаковым» – аграрные вузы с аграрными.
За 2012-2021 гг. состоялось 23 заседания совета, аккредитовано 1 614 программ 81 вуза.
Нацаккредцентр в международных сетях гарантии качества:
Европейская Ассоциация по гарантии качества в высшем образовании ENQA
2015 – полное членство
2019 – полное членство
Европейский реестр гарантии качества EQAR
2015 – официальная регистрация
2020 – перерегистрация
Азиатско-Тихоокеанский реестр APQR
2018 – официальная регистрация
В 2019 году Г. Н. Мотова избрана на пост Вице-президента Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества APQN. В 2022 году переизбрана на эту должность на второй срок.
APQN создана в 2003 г. с целью повышения качества высшего образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе
В составе сети – 253 члена (агентства гарантии качества и вузы) из 45 стран региона, в котором проживает примерно половина человечества
Агентства, аккредитующие образовательные программы ведущих аграрных вузов
Все на олимпиаду!
Для второго среза знаний существует немного систем, и одна из них – студенческие олимпиады. В последнее время они активно развиваются, в том числе и те, которые поддерживаются различными правительственными структурами. Сегодня самая массовая – Международная открытая Интернет-олимпиада, в которой учас-твуют сотни российских и «русскоговорящих» зарубежных вузов. И только восемь аграрных университетов из 53 активно участвуют в ней. Самый активный – Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина. В 2021-2022 учебном году 428 его студентов учас-твовали в Интернет-олимпиаде, на втором месте Ульяновский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина (58), на третьем – Башкирский и Волгоградский аграрные университеты (по 49 участников).
Несмотря на скромные результаты по ЕГЭ, студенты аграрных вузов показывают в Интернет-олимпиаде неплохие результаты и главное – зарабатывают медали. А участвуют в ней практически все вузы России, в первую очередь инженерные, классические университеты и даже последнее время военные вузы. Здесь для аграриев тоже заложен огромный потенциал роста. Хотя в олимпиаде пока нет аграрных направлений, в которых студенты этих вузов могли бы проявить себя в полной мере.
Еще один проект по оценке качества образования – Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата. К сожалению, здесь у аграрных вузов еще меньше результатов. Только три университета регулярно участвуют в нем – Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова, Воронежский государственный аграрный университет имени Петра I и Уральский аграрный госуниверситет.
Владимир Наводнов призвал коллег объединить усилия и создать педагогические измерительные материалы, чтобы организаторы могли включить их и проводить сертификационный экзамен по 35-й и 36-й УГСН. Объединение усилий хотя бы нескольких передовых аграрных вузов могло бы оказать значительную услугу всему сельзхозсектору.
Кого выбирают лидеры?
В плане профессионально-общественной аккредитации вузы Минсельхоза смотрятся на фоне других министерств очень неплохо. По количеству они уступают только Минобрнауки РФ, но у того в ведении 216 университетов, а у Минсельхоза – только 53. Поэтому, может быть, более корректно сравнивать их по проценту аккредитованных программ. На первом месте Федеральное агентство железнодорожного транспорта, у которого всего девять вузов, и все они прошли профессионально-общественную аккредитацию. На втором месте – вузы Минобрнауки РФ (57%). Минсельхоз РФ входит в тройку ведущих министерств, у него 48% вузов прошло профессионально-общественную аккредитацию.
Где ведущие аграрные вузы проходят профессионально-общественную аккредитацию? Если рассматривать Национальный агрегированный рейтинг, лидер его первой лиги Ставропольский государственный аграрный университет из 81 аккредитованной программы 77 аккредитовал в Нацаккредцентре, а четыре – в Ассоциации инженерного образования России. На втором месте «Тимирязевка» с 74 аккредитованными программами в Нацаккредцентре, далее – Башкирский государственный аграрный университет (55 программ прошли аккредитацию в Нацаккредцентре и две – в АИОР), Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова (55 программ, Нацаккредцентр), Уральский государственный аграрный университет (31 программа, Нацаккредцентр). Как видим, лидеры аграрного образования России предпочитают проходить процедуру в Национальном аккредитационном центре. Это неудивительно, поскольку он тоже является лидером в этом вопросе, и его решения признаются на международном уровне – не только в Европе, но и в странах Азиатско-Тихоокеанского бассейна.
Для анализа замечаний, которые делают эксперты во время аккредитационных процедур, специалисты Нацаккредцентра проанализировали результаты внешней экспертизы десяти сельскохозяйственных вузов, недавно прошедших аккредитацию. Чаще всего аграрные университеты испытывают трудности по трем стандартам (в порядке убывания) – «Мониторинг и периодическая оценка образовательных программ», «Сбор, анализ и использование информации для управления образовательными программами и информирование общественности» и «Преподавательский состав» – стандарт, «болезненный» не только для аграрных вузов.
Переоценка с помощью лидеров
Продолжая разговор о рейтингах, председатель Нацаккредсовета Виктор Болотов рассказал о заседании президиума пленума Высшей аттес-тационной комиссии при Минобрнауки РФ, на котором обсуждалось, как быть в сложившейся политической ситуации с диссертационными советами и научными статьями, которые ориентировались на системы Web Of Science и SCOPUS, и были приняты решения, переключающие внимание на российские форматы. Но возник вопрос о том, как определять ведущие вузы и экспертов? Неоднократно звучало предложение использовать именно рейтинги – вузы, которые в них занимают лидерские позиции, и можно по праву считать ведущими. Таким российским вузам будут предоставлены определенные права и с диссертационными советами, и с сертификацией журналов ВАКа. По словам Виктора Болотова, грядет переоценка журналов ВАКа, так как она «замусорена». И к этой процедуре тоже планируется привлекать ведущие университеты.
А еще ведущие вузы могут быть привлечены к общественно-профессиональной аккредитации, которая может прийти взамен государственной, ставшей бессрочной. «Вузы не должны оставаться без внимания», – уверен Виктор Болотов. И такое внимание государство может уделять им через добровольную общественно-профессиональную аккредитацию с участием лидеров университетского образования.
Депутат Государственной Думы РФ, член думского комитета по науке и высшему образованию Ольга Пилипенко напомнила, что со следующего года вступят в силу показатели аккредитационного мониторинга, поэтому предложила экспертам и вузовскому сообществу посмотреть, чего в них не хватает. Рособрнадзор намерен брать информацию для мониторинга из открытых источников, то есть с университетских сайтов. И вузам нужно обратить на свои сайты серьезнейшее внимание.
Пул экспертов сохранили
Основная часть заседания, на которой члены совета рассматривали образовательные прог-раммы, проходящие профессионально-общест-венную аккредитацию, началась, конечно же, с аграрных вузов. В целом на заседании Нацаккредсовета рассмотрели 28 кластеров образовательных программ из 11 «головных» вузов и одного филиала: 21 кластер за весну 2022 года прошел международную внешнюю экспертизу и семь кластеров – национальную внешнюю экспертизу. Как отметила заместитель директора Нацаккредцентра Галина Мотова: «Вузы не испугались сложной политической обстановки – они продолжают проходить аккредитацию, в том числе международную».
В международных экспертизах приняли участие 28 зарубежных экспертов из восьми стран не только Азиатско-Тихоокеанского региона, но и Австрии, Великобритании, Латвии, Сербии, Армении и Белоруссии. «Эксперты очень ценят человеческие отношения, – отметила Галина Мотова. – И все, с кем мы работаем, остаются с нами дружны, по-прежнему с нами на связи и практически никто не отказывался от сотрудничества. Были единичные случаи, но в большей степени пул зарубежных экспертов мы сохранили».
Первым Нацаккредсовет рассмотрел итоги внешней экспертизы Российского государст-венного аграрного университета – МСХА им. К.А. Тимирязева, который представил к аккредитации следующее:
Все они получили аккредитацию сроком на 6 лет.
Заместитель председателя одной из экспертных комиссий, работавших в «Тимирязевке», доктор экономических наук, доцент, директор Института дистанционного и дополнительного образования Национального исследовательского университета «МЭИ» Татьяна Шиндина отметила, что при проведении профессионально-общественной аккредитации опрашиваемые представители вуза в основном высказывали пожелание о совершенствовании материальной технической базы.
– Очень приятно, что в сельскохозяйственных университетах достаточно сильная экономическая часть, которую мы аккредитовывали, – подчеркнула Татьяна Шиндина. – Исторически сложившаяся школа, связанная с необходимостью иметь сильных счетоводов в сельском хозяйстве, выросла в достаточно серьезную экономическую школу в сельскохозяйственной отрасли. В Тимирязевской академии она хорошо прослеживается. Именно поэтому, наверное, мы аккредитовывали сразу большое количество уровней: и СПО, которое только начинает развиваться, и классические программы высшего образования – бакалавриата и магистратуры, и аспирантуру.
– Когда доктор экономических наук говорит о том, что в сельхозвузе экономика поставлена на высокий уровень, это дорогого стоит! – поддержал экспертную комиссию Виктор Болотов. – У меня вопрос про СПО. Как вы оцениваете программы среднего профессионального образования?
– В этом вопросе опыт у них небольшой, только еще развивается система, – ответила Татьяна Шиндина. – Приятно, что мы увидели большое количество различных классов, где учат работать руками, много прикладного программного обес-печения, которое пытаются внедрить в учебный процесс. «Тимирязевке» в направлении среднего профессионального образования все-таки еще предстоит развиваться. Потому что и установка экзаменов, и выпускных работ – все это впереди, здесь они только в начале своего пути.
Всплеск активности
Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина представил к профессионально-общественной аккредитации четыре кластера программ по следующим направлениям подготовки:
Все эти кластеры получили аккредитацию на 6 лет.
Председатель экспертной комиссии по кластеру «Экология и природопользование» Иван Васенёв высказался о том, что у омичей хорошо поставлена работа по направлениям, связанным с охраной труда, создан очень хороший микроклимат в университете, который передается партнерам и студентам. Университет произвел на комиссию самое благоприятное впечатление. У него есть определенный потенциал во введении студентов в профиль специальности, что было отмечено в пожеланиях.
– Впечатление такое, что студенты хорошо подготовлены методически к работе руками, а в плане интерпретации, особенно на младших курсах, были некоторые вопросы и затруднения, – поделился Иван Васенёв. – И мы посоветовали коллегам акцентировать внимание на перспективе развития. Второе пожелание – более активно привлекать студентов к проектной работе, например, по возможности на условиях частичной оплаты, в том числе в рамках университетских конкурсов. И с этим руководство университета согласилось.
По окончании «сюжета», связанного с аккредитацией агровузов, Виктор Болотов поинтересовался у представителей университетов, как они оценивают «последействие» процедуры аккредитации:
– Используете вы потом или нет что-то в своей работе? Или прошли аккредитацию, на замечания ответили и забыли до следующей подачи заявления, как это часто бывает с госаккредитацией? Обычно, когда мы даем свои рекомендации, то оформляем их в виде точек роста и пожеланий, и, естественно, руководство вуза, если оно нацелено на дальнейшее динамическое развитие, решение прикладных и реальных задач, обращает внимание на них. И мы всегда отмечаем дальнейшую активность в вузе. Скажем, если были замечания высказаны больше в научной плоскости, видно, что коллеги начинают активнее участвовать в конференциях и чаще публиковаться в журналах. Если речь идет об образовательных каких-то вещах, то видим более активное участие в программах повышения квалификации. То же самое в области работы со студентами – наблюдается всплеск активности в студенческой жизни.
Представитель одного из аграрных вузов, участ-вовавший в заседании Нацаккредсовета удаленно, ответил в чате:
«Все замечания были включены в корректирующие планы, и каждый год в отчетах самообследования обязательно показываем, что изменилось. Влияние сильное, особенно, когда есть частичное, а не полное выполнение стандарта».
Рекомендации для роста
Далее Нацаккредсовет рассматривал вузы, не связанные с «тематической» аграрной отраслью. Национальный исследовательский Томский государственный университет представил к совместной аккредитации, которая проходила с Центром по оценке высшего образования Министерства образования Китая (HEEC), два кластера образовательных программ. Как отметила Галина Мотова, Томский госуниверситет каждое полугодие выводит на совместную аккредитацию несколько кластеров программ.
В этот раз рассматривался кластер образовательных программ «Лингвистика» (45.04.02) и «Перевод и переводоведение» (45.05.01), входящих в премьер-лигу НАР и имеющих по всем девяти стандартам аккредитации полное соответствие. Поэтому они были аккредитованы на 6 лет.
Зампредседателя экспертной комиссии, доктор филологических наук, доцент, проректор по молодежной политике и воспитательной работе, профессор кафедры лексикологии и стилистики немецкого языка факультета немецкого языка Московского государственного лингвистического университета Иннара Гусейнова сказала, что аккредитованные программы не являются приоритетными для ТомГУ, потому что он славен своими выпускниками в области химии, физики, технических наук, но обучение ведется на восьми иностранных языках, и эта палитра наверняка будет расширяться. Замечания экспертов носили только рекомендательный характер. Из положительной практики Иннара Гусейнова выделила и вовлеченность профессорско-преподавательс-кого состава и студенчества во все знаковые мероприятия вуза. В университете при решении важных задач регулярно проводятся стратегические сессии, в которых участвует практически весь коллектив.
Кластер образовательных программ по направлениям подготовки «Фундаментальная и прикладная лингвистика» (45.03.03, 45.04.03) тоже получил аккредитацию на 6 лет, так как показал полное соответствие по всем девяти стандартам.
Первым в сегменте международной аккредитации рассматривался Приволжский исследовательский медицинский университет, уже аккредитовавший все свои основные программы и в этот раз представивший на суд экспертов только программы ординатуры: «Дерматовенерология» (31.08.32), «Травматология и ортопедия» (31.08.66), «Нейрохирургия» (31.08.56), «Эндокринология» (31.08.53), «Ортодонтия» (31.08.77), «Стоматология ортопедическая» (31.08.75) и «Стоматология хирургическая» (31.08.74). Эти программы продемонстрировали полное соответствие по всем стандартам, поэтому заслуженно получили аккредитацию на 6 лет.
Председатель комиссии, кандидат медицинских наук, доцент, декан Школы педиатрии Казахского национального медицинского университета Сауле Садыкова поделилась впечатлениями о вузе:
– Отличная инновационная составляющая – очень хороший симуляционный центр и отдельный симуляционный центр для стоматологов. Симуляционная составляющая по аккредитуемым программам была представлена очень хорошо и даже вызывала зависть у меня, как у специалиста, который этим занимается. Замечаний практически не было, только рекомендации к совершенствованию.
Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, впервые вышедший на аккредитацию, представил к процедуре два кластера программ:
Оба кластера, показавшие полное соответствие всем стандартам, получили международную аккредитацию на 6 лет.
Председатель экспертной комиссии Сауле Садыкова назвала РГМУ университетом с преемственностью между уровнями подготовки, так как компетенции, которые получает выпускник базового образования, плавно переходят в ординатуру.
Эксперты рекомендовали вузу переформулировать миссию университета и внедрить методику симуляционного образования, так как имеется отличный симуляционный центр, но не все возможности его используются на клинических кафедрах.
Интеграция образования с наукой
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» вывел на аккредитацию кластер программ «Экономика» (38.03.01, 38.04.01), входящих в первую лигу Национального агрегированного рейтинга. По двум стандартам они показали полное соответствие, по семи – существенное. С незначительными замечаниями программы получили аккредитацию на 6 лет.
А вот программы двух кластеров Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского: «Химия» (04.03.01, 04.04.01), «Фундаментальная и прикладная химия» (04.05.01) и «Физика» (03.03.02, 03.04.02) входят в высшую лигу НАР – премьер-лигу. По экспертизе этих программ высказался заместитель председателя комиссии, доктор физико-математических наук, профессор, проректор по научной работе Оренбургского государственного университета Сергей Летута:
– Прежде всего, бросается в глаза мощная интег-рация образования с академической наукой. Создана уникальная система Высшей школы общей и прикладной физики. Эта школа сформирована фактически работодателем – Институтом прикладной физики РАН. Они сформировали свои образовательные программы и в режиме интеграции с Нижегородским университетом готовят специалистов преимущественно для системы Российской академии наук. В распоряжении обучающихся лабораторно-информационная база Института прикладной физики и Института физики микроструктур – еще одного очень мощного научного подразделения РАН, поэтому экспертная комиссия считает, что кластер образовательных программ в полной мере соответствует стандартам и критериям аккредитации.
Оба кластера аккредитованы на 6 лет.
У Новосибирского государственного технического университета рассматривались два кластера образовательных программ по направлениям подготовки:
Оба кластера получили аккредитацию на 6 лет, так как занимают достойное место в премьер-лиге НАР, продемонстрировав при этом полное соответствие по всем стандартам.
Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет успешно аккредитовал на 6 лет:
Несмотря на то, что программы кластеров находятся в разных лигах рейтинга, все они показали полное соответствие аккредитационным стандартам.
И завершил блок, связанный с международной аккредитацией, Национальный исследовательский университет «МЭИ» с кластерами:
Наследство советских времен
Профессионально-общественную аккредитацию на заседании прошли два университета. Один из них – Поволжский институт управления – филиал РАНХиГС, аккредитовавший программы в третий раз. Как отметили эксперты, это уникальная ситуация, когда филиал сам выходит на аккредитацию. Он представил один кластер – «Экономика» (38.03.01, 38.04.01), «Экономическая безопасность» (38.05.01), у которого только один стандарт показал существенное соответствие, тогда как остальные – полное.
Председателю комиссии Татьяне Шиндиной наряду со всеми преимуществами очень понравилось, как организована воспитательная работа в филиале. На это Виктор Болотов отреагировал с улыбкой, сказав, что РАНХиГС – это бывшая Высшая партийная школа с филиалами во всех регионах, поэтому налаженная воспитательная работа – наследство советских времен. Кластер получил аккредитацию на 6 лет.
И завершила сессию Русская христианская гуманитарная академия, представившая к аккредитации два кластера образовательных программ по направлениям подготовки:
Оба аккредитованы на 6 лет.
Как подчеркнула Галина Мотова, за 12 лет работы Нацаккредсовета это второй негосударственный вуз, представивший свои программы к профессионально-общественной аккредитации. Оба кластера входят в первую лигу НАР и показывают полное соответствие по всем стандартам аккредитации.
Председатель комиссии Ирина Сиротина отметила, что в вузе создано уникальное сочетание теологической и светской подготовки, а фундаментальная подготовка ведется на высоком уровне.
Рассмотрев солидный список программ и обсудив самые важные вопросы по своей работе, эксперты попрощались до декабря, на который намечено следующее заседание Национального аккредитационного совета. Его председатель Виктор Болотов еще раз уверил коллег в том, что аккредитационная активность вузов не снижается, а значит, российская высшая школа будет продолжать свое развитие. Пусть без Болонского процесса, но с теми стандартами профессионально-общественной аккредитации, с которыми работает вся Европа. А это значит, что, когда санкции сойдут на нет, Россия запросто сможет вернуться в европейское пространство образования.
Впрочем, время покажет, кому и куда придется возвращаться. За это время мы можем выстроить не менее перспективное образовательное пространство со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в которых системы образования в последние годы стремительно развиваются – значительно быстрее европейских и, тем более, американской.
Подготовил Алексей Батанов
Владимир Наводнов:
– В России аккредитация функционировала с 1997 года. Как минимум в течение 10 лет мы опережали Европу, но потом они обогнали нас и сейчас достигли высот, к которым нам стоило бы присмотреться и, может быть, даже что-то позаимствовать. К примеру, отлаженную в Европе процедуру «аккредитации аккредитаторов», подтверждающую качество работы тех, кто занимается оценкой качества образования. Это очень важная процедура, впервые появившаяся в США для регулирования деятельности почти сотни аккредитационных агентств, из которых далеко не все получили признание. Такой же механизм в 2000-х был разработан в Европе. К слову, наш коллектив в рамках Росаккредагентства впервые прошел такую аккредитацию в Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA) в 2008 году. Фактически российская система госаккредитации была признана на международном, в первую очередь, европейском, уровне. Думаю, что к 2008 году мы достигли совершенства этой системы, которой дала высокую оценку приезжавшая к нам большая международная комиссия.
Владимир Наводнов:
– Хочу выразить слова искренней благодарности академикам Виктору Александровичу Болотову и Владимиру Дмитриевичу Шадрикову, которые поставили задачу создания независимого национального аккредитационного агентства. Это произошло примерно в 2010 году, когда и Болотову, и Шадрикову, и многим другим специалистам стало понятно, что только создание независимой аккредитации может попытаться решить проблемы, с которыми не справилась государственная процедура. Такая задача была решена созданием Нацаккредцентра, который за последние 10 лет уже трижды прошел процедуру «аккредитации аккредитаторов» и был включен в европейский (EQAR) и азиатский (APQR) регистры. Поэтому сегодня решения Нацаккредцентра признаются практически всем мировым сообществом.
Главный принцип, заложенный при создании Нацаккредцентра, – взять за основу общепринятые международные стандарты. Конечно, они адаптированы к российской действительности, «но полностью удовлетворяют международным стандартам», как отметили приезжавшие к нам с проверкой европейская и азиатская комиссии. Сегодня Нацаккредцентр – несомненный лидер среди аккредитационных агентств России. Результаты наших аккредитаций удовлетворяют самым высоким требованиям как европейских, так и азиатских, стандартов и признаются международным сообществом. Это позволит российским вузам и их программам быть узнаваемыми и признанными не только на национальном, но и на международном уровне.
Владимир Наводнов:
– О рисках не принято говорить, но я возьму на себя смелость, поскольку мы привыкли быть независимыми оценщиками, и 25-летний опыт работы позволяет сделать независимый анализ. Рисков много, поэтому рассмотрим самые очевидные.
Первое, что бросается в глаза – не произошли ни структурные, ни кадровые изменения в органах, проводящих государственную аккредитацию. Кроме того, сохранился программный подход вместо институционального, и в нашей стране, где более 1 200 вузов и филиалов, – это снова путь к бюрократизации. Ведь попытка органов контроля «добраться» до каждого студента, каждой образовательной программы, каждого преподавателя ничем, кроме вала бумажных (или электронных, что по сути одно и то же) отчетов не закончится. Далее. Заявленные аккредитационные показатели абсолютно «сырые», и их исполнение противоречит многим векторам развития образования в России. Они сформулированы как институциональные, но применяться будут как программные. Поясню на примере. Первый показатель – средний балл ЕГЭ. За 66 баллов ЕГЭ вузы будут получать 10 баллов, за 60-65 баллов – 5 баллов, за менее 60 баллов – 0 баллов. Но не все так просто. Учиться на программу по математике поступают абитуриенты с хорошей подготовкой, и у них, естественно, высокие математические результаты по ЕГЭ. Из 160 российских вузов, которые сегодня реализуют математические программы, 109 легко преодолевают планку на уровне 66 баллов ЕГЭ. То есть, 68 процентов вузов получают заветные 10 баллов по этому показателю. А в группе программ «Сельское хозяйство» с математикой у студентов более скромный результат, потому что их готовят к выращиванию больших урожаев. При этом никто не скажет, что подготовка специалистов в области сельского хозяйства менее значима для нашей страны, чем подготовка математиков. Но критерий один! И из 174 вузов, реализующих образовательные программы в области сельского хозяйства, более 66 баллов по ЕГЭ имеют всего 19 вузов. Таким образом, сельскохозяйственные вузы заведомо ставятся в проигрышное положение, чем те, которые реализуют программы по математике и естественным наукам.
Кроме того, раз мы говорим о программном подходе, то и критерии должны быть выработаны для каждой программы: для математики – одни, для сельского хозяйства – другие. Это было бы логично, не так ли? Однако изначально задаются неправильные ориентиры, и в таких условиях аграрные вузы вместо того, чтобы выпускать квалифицированные сельскохозяйственные кадры, начнут производить юристов и экономистов, у которых уровень подготовки существенно выше.
Если говорить в целом, то напомню, что государственная аккредитация существует только в России. Да, с одной стороны, в нашей стране всегда роль государства была очень важной и должна оставаться такой. Было бы странно и неразумно государству выходить из такого важного сектора, как оценивание качества образования, тем более, что государство в значительной степени финансирует систему высшей школы. Поэтому оно должно отслеживать процессы, происходящие в образовании, и оценивать его качество. С другой стороны, проработав более 25 лет в сфере оценивания, я вижу в ней массу перегибов со стороны чиновников и неэффективность «государственной машины». На мой взгляд, было стратегической ошибкой передать государственную аккредитацию в Рособрнадзор – орган контроля и надзора, который любые процедуры превратит в контрольно-надзорные. А аккредитация должна представлять собой доверительную процедуру.
Чем закончится очередная «перестройка» системы государственной аккредитации? Боюсь оказаться пророком – ничем. Еще лет 7-8 помучаемся и поймем, что все предлагаемое просто не работает, и опять нужно перестраиваться. А время будет упущено.
Владимир Наводнов:
– Европейцы надеются, что через какое-то время ситуация стабилизируется, и мы продолжим контактировать. Кроме того, Нацаккредцентр входит в различные международные реестры, нас никто из них не исключал – речь идет о приостановке членства. К этой ситуации я отношусь с пониманием и думаю, что ситуация нормализуется – может, не будет прежних дружеских объятий, но возобновится нормальная работа, и мы будем снова сотрудничать в сфере культуры и образования. Так или иначе, нашим странам придется выстраивать хорошие или какие-то иные добрососедские отношения.
Владимир Наводнов:
– Основная задача аккредитации – стимулировать качество работы вузов. Она создана не для того, чтобы наказывать, а для помощи вузам и их поощрения. Все страны отказались от чиновничьего подхода, как неэффективного, перейдя к более эффективным независимым формам оценивания. Например, на меня неизгладимое впечатление произвел опыт Финляндии, в которой полностью отказались от государственной системы контроля, переведя всю систему оценивания в так называемые сервисные центры, у которых нет возможности налагать наказание. Оценщики не должны обладать властью, они должны быть на уровне адвокатов – оценивать и советовать, но не принимать никаких решений.
Владимир Наводнов:
– Время ставит перед нами новые задачи, среди них – проведение международных аккредитаций, и в первую очередь, с азиатскими партнерами. Если с европейскими коллегами технология была отлажена, то сейчас необходимо выстраивать хорошие партнерские отношения с азиатскими аккредагентствами, активно работая в этом направлении. Хотя не могу сказать, что Нацаккредцентр, сотрудничая с европейскими агентствами, забыл о наших соседях в Азии – такого никогда не было. Например, мы подписали соглашение с Центром по оценке высшего образования Министерства образования Китая в 2015 году и с тех пор проводим совместную аккредитацию как китайских университетов в Китае, так и отечественных вузов в Российской Федерации. Кроме того, установлены рабочие контакты с Центром аккредитации Индии в Бангалоре, Центром аккредитации в Турции, другими азиатскими коллегами.