«Наводнов и его ребята никогда не сдавались, как бы сложно ни было»

«Наводнов и его ребята никогда не сдавались, как бы сложно ни было»

Поздравительное интервью с академиком Виктором Болотовым

Виктор Александрович Болотов,
доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки с 2004 по 2008 гг.:

– О Владимире Григорьевиче Наводнове и его команде впервые я узнал примерно в середине 90-х, поначалу заочно: кто-то принес книжицу о балльно-рейтинговой системе, которая была разработана группой преподавателей Марийского политехнического университета и в середине 90-х внедрена в вузе. Книгу я прочел и очень порадовался, что в России есть ребята, которые очень хорошо владеют темой, знают и зарубежный, и отечественный опыт. Среди авторов запомнилась одна из фамилий – Наводнов. Знакомство произошло чуть позже благодаря Владимиру Дмитриевичу Шадрикову. Напомню, в 1992 году был принят закон об образовании, в котором появились новые для отечественной системы понятия лицензирования, аттестации и аккредитации. Как-то однажды мы с Шадриковым – он тогда работал заместителем председателя Госкомвуза России, а я в Министерстве общего образования (первым заместителем министра – Прим. ред.) – обсуждали именно эту проблематику, на тот момент имеющую массу неизвестных. В разговоре и было упомянуто, что в Йошкар-Оле есть очень интересная исследовательская команда (от Госкомвуза, по словам Владимира Дмитриевича, с ней контактировали несколько сильных специалистов), я же вспомнил о той самой прочитанной книге. В итоге мы пришли к общему мнению, что к «аккредитационной теме» стоит привлечь эту йошкаролинскую группу. И ребята позже приезжали в Москву, рассказывали о своих идеях, потом дискуссии продолжились на совместных выездных семинарах. На одном из них – с очень, кстати, содержательным и научным обсуждением, и разговорами «о жизни» – я и познакомился с командой уже более плотно, «лицом к лицу». Потом были еще семинары, где велась работа над понятийной базой – что такое аттестация, аккредитация, каким может и должно быть их наполнение и процедуры – в общем, фактически закладывалась необходимая федеральная нормативная база. 

Что могу сказать: считаю, вклад Наводнова и его команды в становление российской системы лицензирования, аттестации и аккредитации неоценим. Они были лидерами, их разработки и решения – лучшими. Собственно говоря, поэтому, когда шло обсуждение, где создавать первый российский аккредитационный центр – а мы с Владимиром Дмитриевичем Шадриковым понимали, что нужно делать центр за пределами министерства, не из чиновников, а исследователей и технологов проведения этих процедур, – ставка была сделана именно на Йошкар-Олу, на Наводнова[1]. 
Так, с периода работы объединенного министерства[2], потом – Рособрнадзора[3], а сегодня – в рамках проблематики профессионально-общественной аккредитации, наше сотрудничество продолжалось и укреплялось. И всегда я получал и интеллектуальное, и человеческое удовлетворение от общения с Владимиром Григорьевичем и его командой. 
 

18 апреля 1995 года приказом Госкомвуза РФ № 570 при Марийском государственном техническом университете создан Научно-информационный центр государственной аккредитации Госкомвуза России; 24 апреля директором центра назначен руководитель кафедры прикладной математики и информационных технологий МарГТУ В.Г. Наводнов.

2 В августе 1996 года на базе объединения Госкомвуза и Министерства образования РФ создано Министерство общего и профессионального образования РФ, В.А. Болотов назначен заместителем министра.

3 В декабре 2004 года центр передан в ведение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки; в марте 2005 года центр переименован в Национальное аккредитационное агентство в сфере образования (Росаккредагентство).

Виктор Болотов. Семинар, Республика Марий Эл, июль 1998 г.

АО. Какие качества – и для руководителя, и для его команды – нужны в первую очередь для того, чтобы придумать и реализовать масштабный долгосрочный проект? И с этой точки зрения – в чем «главный секрет команды Наводнова»?

– Пожалуй, назову три качества. Когда перед командой стоит задача не просто об усовершенствовании существующего, а о создании принципиально нового, первое – это необходимость «набраться окаянства» и «выйти из колеи». Второе – это достаточно высокий интеллектуальный уровень. Потому что можно сколько угодно «набираться окаянства», но если ты неумный человек, то ничего хорошего не выйдет. У Владимира Григорьевича Наводнова за плечами мехмат очень серьезного Казанского университета, в его команде всегда было много молодежи также с хорошим базовым образованием. И третье качество – это упорство. Надо уметь просто сжать зубы – даже когда не получается, когда тебя не понимают, – и продолжать двигаться в выбранном направлении. Могу сказать, что Наводнов и его ребята никогда не сдавались, как бы сложно ни было. Более того, были моменты, когда напротив, можно было бы приостановиться, «почивая на лаврах», поэксплуатировать прошлые достижения. Но нет – они не стояли на месте и все время искали, какой следующий шаг можно сделать, развивая общую линию, стратегию центра. При этом важно, что не замыкались внутри России, а активно выходили в международное пространство, дотошно изучали аккредитационные практики разных стран. Поэтому неслучайно сегодня коллектив Владимира Григорьевича Наводнова хорошо известен в международном профес-
сиональном сообществе и работает в кооперации с основными аккредитационными агентствами мира. 

Да, все-таки добавлю еще одно качество, или, если хотите, условие. Дело в том, что в любом коллективе со временем начинаются некоторые внутренние конфликты и тут важно, чтобы они переросли не в «коммунальные разборки», а произошла содержательная консолидация здоровых сил в команде. Очень важный вклад в сохранение и развитие команды сделала Галина Николаевна Мотова, многолетний соратник В.Г. Наводнова. Считаю, побеждали они тандемом, взаимно дополняя друг друга. И я счастлив, что довелось работать с Владимиром Григорьевичем и его командой, надеюсь, что наше сотрудничество продолжится и дальше. Чего пожелал бы? Новых вершин и побед! 

Владимир Наводнов и Виктор Болотов. Семинар в Тольятти, июль 1997 г.

Владимир Наводнов:

– Наиболее частым был вопрос о том, почему Центр аккредитации создали в Йошкар-Оле? В те времена это было позволительно, а сейчас, наверное, невозможно – страна у нас становится все более централизованной. Но, мне кажется, централизация кроме огромных плюсов имеет и минусы. В первую очередь, речь идет об устойчивости, подверженности коррупции, и о многих «болячках», которые из этого происходят. Думаю, блокчейн и распределенные базы данных – путь в нужном направлении. 

Наверное, интуитивно тогда было принято правильное решение – не тянуть аккредитацию в Москву, а создать там, где был, на мой взгляд, очень неплохой коллектив, работавший в этом направлении. Так, 18 апреля 1995 года Владимир Георгиевич Кинелёв, будучи тогда председателем Государственного комитета РФ по профессиональному образованию, с подачи Владимира Дмитриевича Шадрикова подписал приказ о создании Научно-информационного центра государственной аккредитации в Йошкар-Оле. Семена, посеянные в 90-е годы, взошли, и сегодня в Йошкар-Оле плодотворно работают несколько организаций, занимающихся оценкой качества образования, разрабатывающих программные продукты для сфер образования. Среди них – Национальный центр профессионально-общественной аккредитации, Научно-исследовательский институт мониторинга качества образования, журнал «Аккредитация в образовании», Национальный фонд поддержки инноваций в сфере образования, проводящий международные открытые интернет-олимпиады, и многие фирмы, разрабатывающие программное обеспечение.

Владимир Наводнов:

– Зарубежный опыт примечателен созданием сетевых независимых структур по оцениванию образования, где сами аккредитационные агентства вырабатывают правила добропорядочной практики, следят за тем, чтобы они не нарушались, регулярно проводят процедуру «аккредитации аккредитаторов», создаются реестры добросовестных аккредитационных агентств и аккредитованных ими программ. Это такие известные системы, как ENQA – в Европе и CHEA – в США. В Азии сейчас активно развивается APQN. Я считаю, что вопрос о создании в России процедуры «аккредитации аккредитаторов», а также реестров добросовестных аккредитационных агентств и аккредитованных ими программ, необходимо решить в самое ближайшее время. 

26.09.2022
Наверх