Виктору Болотову – 70! Поздравления коллег

Виктору Болотову – 70! Поздравления коллег

Виктор Александрович Болотов – выдающийся российский ученый и педагог, председатель Национального аккредитационного совета Национального центра профессионально-общественной аккредитации (Нацаккредцентра). Доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании Института образования Высшей школы экономики, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, действительный член Российской академии образования, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования.

Автор более 150 научных и научно-методических трудов. Организатор и координатор работ ряда направлений модернизации образования, в т. ч. по введению в России единого государственного экзамена.

Профессиональный путь

1990-1992 – Начальник Главного управления педагогического образования Минобразования России
1992-1993 – заместитель Министра образования РФ
1993-1996 – первый заместитель Министра образования РФ
1996-2001 – заместитель Министра общего и профессионального образования РФ
2001-2004 – первый заместитель Министра образования РФ
2004-2008 – Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
2008 – Профессор НИУ ВШЭ
2008-2013 – Вице-президент Российской академии образования
2012 – председатель Национального аккредитационного совета
2013 – Член Президиума ВАК при Минобрнауки РФ
2013 – н. вр. – Научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ

Виктор Александрович родился 5 июня 1952 года в г. Улан-Удэ. В 1970 году окончил красноярскую школу, в 1975 году – математический факультет Красноярского государственного университета, в 1979 году – аспирантуру Красноярского ГУ. 

С 1979 по 1981 гг. был секретарем комитета ВЛКСМ университета. В студенческие годы активно занимался спортом, особенно туризмом и скалолазанием. 

С 1981 по 1990 гг. преподавал в Красноярском госуниверситете, занимался научной и общественной работой. Был одним из организаторов и руководителей Красноярской летней школы по естественным наукам для одаренных детей Сибири. При его активном участии в вузе создан первый в Советском Союзе психолого-педагогический факультет.

Среди достижений:

  • Персона года в общественно-политической сфере в номинации «Персона в образовании» (2002) 
  • Лауреат премии «IT-Лидер» за выдающийся вклад в развитие информационных технологий в России (2003)
  • Человек года в образовании по версии «Учительской газеты» (2004)

Награды: 

  • Орден Почета
  • Нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ»
  • Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • Кавалер Золотого Почетного знака «Общественное признание» (2004)
  • Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования за цикл разработок по работе с одаренными детьми (2000, 2013)

Поздравления коллег

Владимир Григорьевич Наводнов,
доктор технических наук, профессор, директор Нацаккредцентра

Наверное, в жизни каждого человека случаются судьбоносные встречи, которые во многом меняют привычный ритм жизни и открывают новые горизонты. Для меня и коллектива Центра аккредитации таким событием стала встреча с Виктором Александровичем Болотовым. Нужно быть благодарным судьбе за то, что наши пути пересеклись. И сегодня мы можем отметить, как много удалось воплотить в жизнь новых идей, в которые четверть века назад было трудно поверить. 

Наше знакомство с Виктором Александровичем состоялось в Тольятти в 1997 году на семинаре в формате «мозгового штурма», хотя заочно мы были знакомы с 1996 года, сразу после объединения Министерства образования и Государственного комитета по высшему образованию. Виктор Александрович уже был заместителем министра общего и профессионального образования, а наш Научно-информационный центр государственной аккредитации был создан при Госкомвузе РФ в 1995 году. В обоих министерствах работали команды разработчиков над схожими задачами, но для различных уровней образования. В Госкомвузе эту работу курировал В.Д. Шадриков, а в Минпросвещение – В.А. Болотов. Два человека, которых по праву можно назвать создателями новой системы оценивания образования в России.

И все последующие годы, какие бы должности Виктор Александрович не замещал, он постоянно интересовался нашей работой и многие проекты активно курировал. Причем курирование всегда осуществлял очень мягко и деликатно. И работа с Виктором Александровичем всегда доставляла истинное удовольствие при решении, казалось бы, неподъемных задач. Говорю в терминах задач, поскольку Виктор Александрович, как прирожденный математик, всегда умеет выделить главное и формулировать социальную проблему как задачу, которую необходимо решить. Мне, как математику по образованию, такой подход всегда импонировал. А если добавить сюда деликатность, доброжелательность и тактичность, то получается портрет «идеального» руководителя.

К годам 90-м обычно дополняют прилагательное «лихие», но я бы применил другое – огромное окно возможностей. Были сняты ограничения и предоставлена небывалая свобода в выборе средств, методов, организации учебного процесса. Исчезло бюрократическое давление… С энтузиазмом вспоминаю эти годы. Было тяжело, но очень интересно! 

Стояла важная задача – создание новой системы оценивания образовательных достижений. Были сняты запреты на использование тестовых методов оценивания, в первом вышедшем Законе об образовании появились новые слова: лицензирование, аккредитация и др. Надо было изучить зарубежный опыт и вложить содержание в эти (теперь уже привычные) процедуры. Разработать новые технологии проведения.

Дело в том, что в нашей республике[1] в 90-е был накоплен определенный опыт по проведению, так называемого, совмещенного экзамена. При активной поддержке регионального министерства образования наш коллектив выступил инициатором разработки и проведения экзамена, совмещенного со школьным выпускным и вузовским для тех, выпускников школ, которые планировали поступать в вузы республики. Преподаватели вузов и школ разработали экзаменационные материалы и технологию проведения такого экзамена, а выпускники получали возможность поступить в вуз по результатам экзамена. Такой экзамен проходил в 1994-1998 годах. Этот опыт оказался полезен при проектировании всероссийского единого экзамена (потом его назовут ЕГЭ). 

В эти годы в нашей республике регулярно проводились масштабные мозговые штурмы, в которых обязательно участвовал Виктор Александрович. Особенно подкупало то, что он «снимал свои генеральские погоны» и с мелом у доски формулировал задачи, вступал в дискуссии и никогда «не давил авторитетом». Эффективность таких «штурмов» была колоссальная. За неделю удавалось подготовить столько материалов, на которые в обычной текучке уходили месяцы и даже годы.

После создания в 2004 году Рособрнадзора, который возглавил Виктор Александрович, началась активная работа по дальнейшему развитию и широкому внедрению технологии государственной аккредитации. С высоты сегодняшнего дня можно сказать, что тогда удалось построить весьма эффективную систему государственной аккредитации, по своим параметрам не уступающую зарубежным (в первую очередь европейским) аналогам. Хотя в то время аналогичная работа активно шла и у европейских коллег. Но по многим вопросам мы были первыми. Такие разработки, как Модуль сбора данных, Центральный банк данных государственной аккредитации ЦБД ГА, «Представления» к государственной аккредитации, информатизация всех этапов процедуры, были по-настоящему ноу-хау российской системы аккредитации, инициативными инновационными проектами. Принципы, заложенные в то время актуальны и сегодня: 

  • институциональный характер оценивания образовательных учреждений;
  • конечное (очень небольшое) число показателей;
  • минимизация бюрократии за счет использования информационных технологий;
  • высокий профессионализм оценщиков (эксперты – в первую очередь, Педагоги и Ученые, а не менеджеры).

Доказательством высокого качества работы системы государственной аккредитации явилась оценка и признание в 2008 году со стороны Европейской Ассоциации аккредитационных агентств ENQA, деятельности Росаккредагентства.

К сожалению, после ухода Виктора Александровича из Рособрнадзора в 2008 году, последователи пошли по тупиковому пути. Система быстро забюрократилась. Не нашлось человека, масштаба Виктора Александровича, способного осмыслить и направить развитие системы в нужное русло. И сегодня (к сожалению) можно констатировать, что государственная аккредитация, как механизм оценки качества образования, фактически перестал существовать. Отнесемся к этому философски – проекты рождаются, расцветают и... умирают, создавая почву для новых более совершенных проектов.

Предвидя такой исход, еще в 2009 году Виктор Александрович ставит задачу создания независимой системы аккредитации. Причем не просто ставит задачу, но и курирует ее продвижение. По его инициативе в 2009 году создается Национальный центр профессионально-общественной аккредитации (Нацаккредцентр). В 2012 году Виктор Александрович (в ранге вице-президента РАО) возглавляет Национальный аккредитационный совет, в который вошли многие признанные лидеры российского образования. 

За последующие десять лет была проведена огромная работа и трижды Национальный аккредитационный совет и Нацаккредцентр прошли процедуру внешней экспертизы и признания со стороны международных ассоциаций аккредитационных агентств (ENQA и APQN). Результаты деятельности НАС заносятся в международные реестры DEQAR и APQR. На сегодня это единственная организация в РФ, чьи результаты так высоко котируются.

Следующим шагом в развитии независимого оценивания в стране (с легкой руки Виктора Александровича) явилось создание портала-агрегатора best-edu.ru, который позволил подойти к оцениванию образовательных программ и образовательных организаций с единой системной точки зрения, объединив процедуры аккредитации и рейтингования. Сегодня агрегированные рейтинги являются новым инновационным механизмом независимого оценивания, построенного на принципах распределенных баз данных.

И еще один проект, путевку в жизнь которому дал Виктор Александрович, это Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО), проводимый в вузах страны с 2005 года для студентов высших учебных заведений. И проект ФИЭБ как сертификационный экзамен для выпускников бакалавриата (проводится с 2015 года).

Виктор Александрович – выдающийся, талантливый, многогранный человек. Умение предвидеть, умение четко сформулировать социальную задачу и начертить пути ее решения – качества настоящего реформатора, способного вдохновить на создание самых смелых проектов.

От имени коллективов Нацаккредцентра и НИИ мониторинга качества образования хочется искренне поздравить Виктора Александровича со знаковым юбилеем, пожелать ему крепкого здоровья и решения огромного количества интересных задач, которые пока не удалось решить!

[1] Республика Марий Эл

Сергей Дмитриевич Каракозов,
доктор педагогических наук, профессор, первый проректор МПГУ

5 июня 2022 года исполнится 70 лет Виктору Александровичу Болотову – научному руководителю Центра психометрики и измерений в образовании Института образования Высшей школы экономики, президенту Евразийской ассоциации оценки качества образования, действительному члену Российской академии образования, доктору педагогических наук, профессору, лауреату Премии Правительства Российской Федерации в области образования, выдающемуся российскому ученому и педагогу, организатору и руководителю системы образования и науки России.

Виктор Александрович родился в г. Улан-Удэ, столице Республики Бурятия, и окончив в 1970 году красноярскую школу, поступил на математический факультет Красноярского государственного университета, который успешно окончил в 1975 году по специальности «Математика». Областью его научных интересов в эти годы становится теория функций комплексного переменного. После годичной стажировки в Новосибирском государственном университете В.А. Болотов с 1976 по 1979 гг. обучался в аспирантуре Красноярского госуниверситета. Его кандидатская диссертация по математическому анализу, посвященная теории многомерных логарифмических вычетов, была защищена в 1980 году в Институте математики СО АН СССР. В студенческие годы он активно занимается спортом, скалолазанием и туризмом. С 1979 по 1981 гг. был секретарем комитета ВЛКСМ Красноярского ГУ.

С 1981 по 1990 гг. В.А. Болотов ведет преподавательскую работу в Красноярском госуниверситете (старший преподаватель, доцент, декан), которую успешно сочетает с большой научной и общественной работой. В частности, он был одним из организаторов и руководителей Красноярской летней школы по естественным наукам для одаренных детей Сибири. Одно из его достижений этого периода – создание в Красноярском ГУ первого в Советском Союзе психолого-педагогического факультета. В одной из своих книг Виктор Александрович пишет: «Именно там я понял, что только работа, трудная, без жалости к себе, способна сделать из тебя человека, который по жизни в состоянии штурмовать скалу за скалой, не выдыхаясь, не пасуя перед трудностями… Не может быть единого стандарта для всех, необходимо их многообразие, чтобы у каждого ученика была возможность выбирать собственную вершину, которую он хочет и может штурмовать».

В 1990 году он переехал в Москву, где по 1992 год был начальником Главного управления педагогического образования Министерства образования РФ. С 1992 года началась его карьера как одного из творцов современного российского образования. Министры приходили и уходили, а Виктор Александрович оставался. С 1992 по 1993 гг. он заместитель Министра образования Российской Федерации. С 1993 по 1996 гг. – первый заместитель Министра образования РФ. С 1996 по 2001 гг. – заместитель Министра общего и профессионального образования РФ. С 2001 по 2004 гг. – первый заместитель Министра образования РФ. 

В 2004 году Виктор Александрович становится руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Здесь, наряду с аккредитацией и лицензированием образовательных учреждений, одним из направлений его работы становится введение Единого государственного экзамена. Подготовленные на основе опыта данной деятельности работы по оценке качества образования, в том числе «О построении общероссийской системы оценки качества образования», дали теоретическую основу для создания в Российской Федерации федеральных и региональных служб оценки качества. 

При его непосредственном участии разрабатывались Концепция модернизации российского образования, Федеральная программа развития образования, программа Модернизации педагогического образования и другие стратегические документы. В.А. Болотов был куратором работы по введению многоуровневого педагогического образования в России. Под его руководством была завершена разработка школьных стандартов 2009 года, проводились эксперименты по введению профильного обучения в старшей ступени школьного образования и независимых выпускных экзаменов, реализовывалась программа «Информатизация образования» Национального фонда подготовки кадров. 

Виктор Александрович награжден орденом Почета, нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ», медалью «В память 850-летия Москвы», он кавалер Золотого Почетного знака «Общественное признание» (2004 год). В 2000 году становится лауреатом Премии Правительства Российской Федерации в области образования за цикл разработок по работе с одаренными детьми. 

Все эти годы Виктор Александрович продолжает успешно заниматься научной деятельностью. Главной темой его исследований являлся анализ и выявление закономерностей реформирования образования в условиях перехода России к новым социально-экономическим реалиям. В своих работах он рассматривает образование, с одной стороны, как целостную, самоценную и самодостаточную сферу воспроизводства, а с другой – как средство реформирования социума экономики. Хорошо известны его работы по модернизации педагогического образования, а также по вопросам, посвященным независимой оценке качества образования. Его работы «Педагогическое образование в условиях социальных перемен» и «Управление инновационными процессами в системе педагогического образования» активно использовались многими педагогическими институтами при разработке программ развития.

В 2008 году завершается период правительственной деятельности В.А. Болотова, и он начинает заниматься чисто академической работой. В течение нескольких лет руководил Федеральным учебно-методическим объединением в сфере высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки». На протяжении ряда лет являлся членом Президиума Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования РФ. С 2008 по 2013 гг. – вице-президент Российской академии образования, а с 2008 года становится профессором Высшей школы экономики. 

Сегодня Виктор Александрович позиционирует себя как ученого и педагога, общественного деятеля: президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, эксперт в области образования, член Общественного совета при Министерстве науки и высшего образования РФ. 

Его оценки российского образования представлены в недавно изданной книге «Выскочить из колеи…», подготовленной на основе эссе, опубликованных в разные годы «Учительской газетой». 

Оценка книги «Выскочить из колеи…» ёмко дана в аннотации: «Уникальность ее в том, что автор, затрагивая ту или иную злободневную и актуальную тему образования, всегда пытается посмотреть на проблему под неожиданным углом, предлагая свои пути ее решения, а также показывая логику зарождения того или иного сюжета. Смелость, откровенность, независимость оценок, широкая эрудиция и активная жизненная позиция – все эти качества позволяют считать академика Виктора Болотова одним из ярких представителей образовательного сообщества России XXI века». Как отмечает в заключение книги Елена Ленская, директор Центра изучения образовательной политики МВШСЭН: «… Виктор Александрович, как никто другой, подходит на роль ее автора. По долгу службы и по призванию реформатора он был на острие радикальных перемен. Меняя должности, Виктор Александрович никогда не изменял себе, и потому ему удалось сохранить непредвзятый и взвешенный взгляд на происходящее».

Я познакомился с Виктором Александровичем в начале 90-х годов прошлого века, когда в стране начались процессы информатизации образования, и мой руководитель (я тогда был доцентом Барнаульского педагогического института) по его поручению попросил меня подготовить отчет об использовании компьютеров в региональных органах управления образованием Сибири. С тех пор прошло много лет, многое изменилось, но он всегда был надежным старшим товарищем, задающим ориентиры в жизни и работе. 

Поздравляем дорогого Виктора Александровича с юбилеем, желаем ему крепкого здоровья, многих лет твочества, новых научных и личностных достижений!

Владимир Михайлович Филиппов,
доктор физико-математических наук, профессор, академик РАО, министр образования РФ (1998-2004), президент РУДН

Уважаемые коллеги и дорогой Виктор Александрович! Я очень рад такой возможности сказать добрые слова в адрес одного из выдающихся, известнейших и авторитетных деятелей российского образования – Виктора Александровича Болотова. За последние 30 лет истории новой России В.А. Болотов был наибольшее число раз назначаем распоряжениями Правительства РФ в составы министерств образования и федеральных агентств (как бы по-разному они ни назывались). 

Особо важно и уникально то, что в силу своей высокопрофессиональной компетентности и широты взглядов, он много раз с 1992 по 2004 год при таких назначениях был направляем на должности заместителя министра по совершенно различным направлениям деятельности. Курировал организацию (все системы) дошкольного образования, начального профессионального образования, среднего профессионального образования, повышение квалификации учителей (создание институтов развития образования), содержание школьного образования, вопросы обеспечения качества (аттестации, аккредитации и лицензирования) в высшем образовании.

При этом В.А. Болотов всегда был открыт для новаторских идей. Особо хочу отметить его роль в разработке в 2000 году Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года – Концепция была вначале одобрена на заседании Госсовета при Президенте Российской Федерации, а затем и утверждена распоряжением Правительства России. В 2001-2003 гг. организовал работу многих команд (в том числе по всем предметам школьной программы) ученых и учителей по разработке нового поколения стандартов школьного образования с их уникальными 12 профилями в старшей школе (эти стандарты использовались вплоть до 2010 года).

И конечно, особо известна роль В.А. Болотова в разработке, апробации и внедрении механизмов Единого государственного экзамена. Эту работу он начинал в ранге первого заместителя Минис-тра образования России и продолжил в качес-тве руководителя Рособрнадзора, от разработки КИМ (контрольно-измерительных материалов) до практических механизмов проведения ЕГЭ в самых отдаленных уголках нашей страны.

Я работал с Виктором Александровичем в составе 4-х Правительств Российской Федерации и всегда высоко ценил его профессиональные советы. Считаю, нашей стране очень повезло, что в ее системе образования работал такой выдающийся организатор. Он и сейчас востребован по многим направлениям: и в рамках издания «Аккредитация в образовании», и в работе уникального Института развития образования ВШЭ, созданного во многом благодаря деятельности выдающихся организаторов российского образования – В.Д. Шадрикова и В.А. Болотова. И конечно, очень высок его авторитет и востребованность как академика Российской академии образования, где он в силу своей высокопрофессиональной компетентности по многим направлениям образования активно работает в составе многочисленных комиссий и советов.

Хочется пожелать Виктору Александровичу хорошего здоровья и всего самого доброго, чтобы он мог в полной мере использовать свои огромные Знания, Опыт и Потенциал на благо российского образования.

Геннадий Алексеевич Бордовский,
доктор физико-математических наук, заслуженный деятель науки РФ, академик РАО, президент РГПУ им. А.И. Герцена

Я очень счастлив, что жизнь на определённом её этапе подарила мне удачу встретиться и познакомиться с Виктором Александровичем Болотовым и пройти во многом рядом с ним путь в три с лишним десятка лет. Вспоминается самое начало девяностых годов прошлого века, когда во главе подразделения, управляющего педвузами, появился очень молодой человек. Виктор Александрович был даже в малой степени непохожим на прочно сложившийся к тому времени образ министерского чиновника большого ранга. Он не был покровительственно важным, смотрящим на подчиненных свысока, держащим определенную дистанцию, обремененным огромной ответственностью сановником. Он оказался очень доступным для решения всех сложных проблем конца перестройки, склонным к поиску совместных решений возникающих вопросов. Неожиданно я почувствовал определенный комфорт от общения как по службе, так и в неформальной обстановке. Поначалу это чувство объяснял тем, что он, как и я, из Сибири, а сибиряки народ непростой, всегда со своим видением мира. Еще полагал, что наши отношения складываются, потому что мы оба занимались физико-математическими науками: он – математикой, а я физикой. 

Я увидел, что для нового начальника управления, а вскоре и заместителя министра, главным было не просто желание соответствовать занимаемой должности, а постоянное стремление к истине, к полному пониманию возникающих проблем и поиску наиболее правильных решений. Творческое начало – это не часто встречающееся у административных работников качество. 

Виктор Александрович в неоднозначные девяностые годы обеспечил всему коллективу Герценовского университета возможность жить насыщенной творческой жизнью, которая через учебно-методическое образование по общим проблемам педагогического образования распространилась и на другие педвузы страны. 

УМО тех лет, под его непосредственным и неусыпным кураторством, реально объединило усилия почти сотни педагогических университетов, академий и институтов России по поиску новых современных образовательных моделей, по разработке концепции и созданию первых образовательных стандартов, по формированию региональных объединений и потребностей в подготовке педагогических кадров. 

Особенно меня подкупало и то, что Виктор Александрович никогда не боялся высказывать свою точку зрения, своё мнение даже тогда, когда оно расходилось с позицией вышестоящих руководителей. Это качество совсем не типично для современных управленческих традиций. Я был очень рад, что он нашёл время и силы для обобщения всего сделанного в области развития образования в своей докторской диссертации. Это позволило ему внести большой вклад в становление и развитие новой структуры Рособрнадзора в качестве его первого руководителя. Хочу особо подчеркнуть личный вклад Виктора Александровича в поиск действенных и объективных подходов к оценке российских вузов.

Надо отметить и плодотворную деятельность Виктора Александровича как академика и вице-президента Российской академии образования, направленную на повышение её ведущей роли в становлении комплексного научного подхода к развитию образовательной системы страны.

Нельзя не сказать ещё об одной замечательной его черте. Он всячески способствует, как принято теперь говорить, карьерному росту тех своих сотрудников, которые проявляют большие способности и служебную ответственность. Многие из них достигли весьма впечатляющих успехов в разных сферах.

Конечно, в небольшой поздравительной записке невозможно даже в малой степени отразить всё сделанное Виктором Александровичем и все его замечательные человеческие качества. Надеюсь, что к следующему его юбилею будет об этом написана целая книга. А пока, хочу, поздравляя Виктора Александровича Болотова с юбилеем, пожелать ему здоровья и большого творческого долголетия.

Оксана Александровна Решетникова,
кандидат педагогических наук, директор ФИПИ

Сотрудники Федерального института педагогических измерений поздравляют с 70-летием Виктора Александровича Болотова – одаренного человека, обладающего способностями концептуалиста и опытного стратега, талантливого управленца и незаурядного ученого, искусного дипломата и мудрого собеседника.

Яркость профессиональной судьбы Виктора Александровича определяется не только масштабом сделанного, но и умением найти нехоженые тропы в системе образования, оказаться у истоков формирования профильной школы и новых ФГОС, научного поиска оптимальных форм контроля и создания российской системы оценки качества образования, её базового элемента – единого государственного экзамена, доказавшего в течение двадцати лет свою жизнеспособность и устойчивость. Виктор Александрович обладает способностью не просто быть у истоков того нового, что определяет вектор развития отечественного образования, но и вносить огромный вклад в реализацию продуктивных идей, обеспечивая их стабильность и динамичное развитие, в формирование сообщества профессионалов, включенных в проблематику педагогических измерений.

Начинать любое дело с нуля невероятно трудно, это утверждение вдвойне верно, если речь идет об организации научного института федерального уровня. Виктора Александровича можно по праву называть создателем ФИПИ. Чтобы замысел нашел свое реальное воплощение, В.А. Болотову нужно было в далеком 2002 году не только верно осознать потребности образования в ближайшей и дальней перспективе, но и на протяжении многих лет поддерживать институт в его становлении как учреждения с уникальной для нашей страны научной проблематикой и комплексом практических задач. И сегодня его весомое мнение учитывается на заседаниях Ученого совета ФИПИ, активным членом которого он является.

Виктор Александрович всегда был, есть и остаётся большим другом нашего коллектива, мудрым советчиком, справедливым критиком, вдохновителем многих новых инициатив, которые реализуются в процедурах государственной итоговой аттестации.

Коллектив ФИПИ желает Виктору Александровичу мощного развития уже им созданного, воплощения намеченного и рождения новых творческих планов. Пусть царит благополучие в широком макропространстве его мира и гармония в близком ему круге общения. Желаем крепкого здоровья, созидательной энергии и полноты радости.

Павел Евгеньевич Кондрашов,
кандидат технических наук, заместитель декана факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова

«Круглая дата» в жизни друзей и коллег – всегда значимое обстоятельство, которое дает повод для воспоминаний и анализа событий, сопровождавших юбиляра на его жизненном пути. А у Виктора Александровича Болотова на этом пути было немало событий, определивших стратегические направления развития системы образования современной России на многие годы вперед. 

Началом таких событий для меня стала работа Виктора Александровича в 2001 году в качестве представителя Минобразования России в составе рабочей группы по подготовке заседания Госсовета, на котором рассматривались стратегические вопросы модернизации системы образования. Итогом стало принятие Правительством РФ в декабре 2001 года Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Концепция, став рубежным политическим документом, положила начало принципиальным изменениям в системе образования. В ней было зафиксировано, что главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства; что это политическая и общенациональная задача, которая не должна и не может осуществляться как ведомственный проект; что необходимо обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда. 

Концепция дала «дорогу в жизнь» следующим новациям:

  • изменение системы выпускных экзаменов в школе и вступительных испытаний в высшие и средние специальные учебные заведения с учетом результатов эксперимента по введению ЕГЭ;
  • введение профильного обучения в старших классах школы, ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся;
  • передача оплаты труда и обеспечения учебного процесса в муниципальных школах в ведение субъектов Российской Федерации;
  • создание системы государственного образовательного кредитования;
  • обеспечение сельским школьникам равных возможностей в получении качественного общего образования за счет специальных мер по поддержке сельской школы;
  • пересмотр структуры и содержания общего образования, разработка и введение в действие государственных образовательных стандартов;
  • организация на селе системы школьных автобусов и еще многому другому.

Безусловной профессиональной удачей Виктора Александровича стало то, что многие из этих новаций ему удалось воплотить в жизнь. 

Еще одним значительным событием стало создание в 2004 году фактически «с нуля» нового тогда федерального органа исполнительной власти – Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Вместе с небольшой командой единомышленников и работниками 3-х профильных управлений упраздненного в марте 2004 года Минобразования России ему удалось буквально за несколько месяцев создать федеральный орган власти, который начал успешно решать задачи повышения качества российского образования. Именно в Службе им была завершена работа по созданию системы ЕГЭ, сделан значительный вклад в создание Общероссийской системы оценки качества образования, заложены основы организации контроля исполнения образовательного законодательства на всей территории РФ.

Достигнутые результаты обусловлены не только высочайшим профессионализмом Виктора Александровича, но и такими его личностными качествами, как умение формировать вокруг себя команды единомышленников – профессионалов, быть неформальным лидером и уметь брать на себя ответственность за конечный результат. Очень ценной для всех, работавших с ним, была возможность на самостоятельность в решении общих задач, его уважительное отношение к чужому мнению, включая даже право на возможные ошибки. Благодаря этим его качествам в российской системе образования появилось большое число высококлассных специалистов, многие из которых стали руководителями на самых приоритетных направлениях. 

Следующим рубежным для него событием стал переход в 2008 году в Институт развития образования ВШЭ. Здесь, как и на государственной службе, его вклад в системный анализ проблем и поиск путей дальнейшего развития российского образования оказался очень весом. 

Вспоминая о профессиональной деятельности Виктора Александровича, хочется сказать слова признательности за то, что в далеком 2001 он пригласил меня в свою команду, благодаря чему и мне довелось стать причастным к реализации многих новаций, ставших нормой в сегодняшней системе образования, пожелать ему здоровья, бодрости и энергии для новых достижений на его тернистом творческом пути.

Елена Ивановна Казакова,
председатель ФУМО, профессор, директор Института педагогики СПбГУ

Виктор Александрович Болотов, как и герой многих хороших приключенческих книг, появляется в судьбе человека сначала Небожителем, потом, если повезет, Вершителем судеб и проектов. И вы его равно боитесь и восхищаетесь, со страха – критикуете, но зовете на помощь в сложную минуту. Потом, если повезет – возникает шанс прочного и надежного делового партнерства, и… только самым счастливым везет назвать его другом и Учителем. 

Первую стадию мне удалось пережить, осознавая – как много в судьбе российского образования он успел сделать. Тогда с именем Болотова общественно-педагогическое сознание связывало и методологию нового стандарта, и общую концепцию перехода на деятельностную парадигму, а также грозный Рособрнадзор и революционную модель ЕГЭ (о котором все любят спорить, но значимость которого все точно признают).

Переход на вторую стадию произошел тогда, когда мне довелось стать преемницей Виктора Александровича на посту председателя ФУМО по высшему педагогическому образованию (и я очень надеюсь, что мы оправдываем его доверие, хотя бы отчасти). Хочется верить, что нам удастся сохранить многообразие, динамизм и внутренний настрой на качество системы педагогического образования, что «двойной отрицательный отбор» когда-нибудь будет преодолен, а педагогическое образование станет одним из самых престижных карьерных планов.

Смогу ли я подняться на третью и высшую ступень наших отношений, я не знаю, но очень надеюсь. Просто потому, что ученый, менеджер и человек Виктор Александрович Болотов в своей жизни является ярким воплощением принципа «уж если что делать, то в полную силу». Соответствовать этому настрою не всем дано, но мы будем стараться.

Валентин Николаевич Шаулин,
доктор педагогических наук, профессор, государственный советник РФ 1 класса

Из многих активностей Виктора Александровича Болотова мне в большей степени известны управленческая, немного – научная и, отчасти, педагогическая. В этом небольшом послании не возьмусь даже просто перечислить темы, которыми в разное время он занимался лично или курировал («курировать» для него означало досконально разобраться в существе вопроса и наравне с исполнителями работать над содержанием, организовывать процесс реализации и, несмотря на личное участие, критически анализировать полученные результаты).

С 1990 по 2007 год в Министерстве образования и в Рособрнадзоре Виктор Александрович либо напрямую руководил, либо курировал мою работу. В то время и организаторы, и исполнители реформ в образовании были также соавторами этих реформ, поэтому работали с утра и не до окончания рабочего дня, а до окончания сил. Совру, если скажу, что был в восторге от Виктора Александровича, как начальника: до мельчайших деталей понимая содержание проектов, он не оставлял лазеек для работы с неполной отдачей. Более того, зачастую он имел больше сил и желания работать, чем его подчиненные. Было тяжело, но интересно.

Виктора Александровича невозможно помыслить без дела. Увещевания близких и друзей о необходимости отдыха бесполезны по той причине, что он трудоголик творческий. Если у человека получается творить, ему не нужен отдых, сама продуктивная деятельность – для него источник энергии. В его случае отдельной подпиткой является широкое применение и значимость результатов его многогранной деятельности, а таких результатов не перечесть.

Наиболее полноценно он отдыхал и отдыхает в кругу друзей за разговорами – о работе. Так как эти разговоры мало отличаются от трудовых будней, близкие и друзья все время хотели добиться от него полноценного ничегонеделания. К нас-тоящему времени тщетность усилий в этом направлении многим стала очевидной, и по этой причине или по той, что у этих многих, кроме появившегося понимания, поубавилось сил, мне кажется, Виктору Александровичу стало легче жить, но работать меньше он не стал. 

Конечно, В.А. Болотов не человекоподобный робот, у него были и есть увлечения. Это расширяет круг неизбежных по случаю дня рождения пожеланий, из которых можно выделить две группы.

  1. По данным британских ученых, наши воспоминания – это резерв счастья. Виктор Александрович, вспоминайте следующие приятные моменты из своей жизни, которые ранжированы на основании частотности их упоминаний в Ваших ностальгических рассказах: 1) лазание по красноярским столбам; 2) походы по тайге; 3) рыбная ловля; 4) охота на медведей (не будет же Болотов охотиться на зайцев); 5) сбор грибов.
  2. Даже промежуточные итоги пока подводить рано, поэтому, кроме воспоминаний, – успехов опять же в труде! Желаю также немного здоровья, немного – чтобы его хватало на не очень интенсивный труд и развлечения (см. выше перечень, из которого я бы исключил лазания, но дополнил изобретением новых рецептов вкусной пищи, что у Вас отменно получается)!
  3. В общем, желаю Вам только хорошего, то есть – соответствующего Вашим предпочтениям!
03.06.2022
Наверх