Успешный переход от учебы к работе: нюансы и подробности

Успешный переход от учебы к работе: нюансы и подробности

Обзор информационного бюллетеня НИУ ВШЭ «Переход “учеба – работа” студентов и выпускников программ среднего профессионального образования»

Новый выпуск информационного бюллетеня «Мониторинг экономики образования» под названием «Переход “учеба – работа” студентов и выпускников программ среднего профессионального образования»[1], подготовлен Высшей школой экономики на основе опросов, проведенных в 83 российских регионах среди студентов-очников в 2019-2020 гг. и выпускников организаций СПО 2017-2019 гг. Исследователи попытались воспроизвести картину, отражающую не только текущее состояние трудоустройства молодых людей, но также их планы по дальнейшему обучению и построению карьеры, финансовые ожидания, самооценку собственного уровня подготовки и главное – определить основные проблемы при выходе на рынок труда.

Учеба плюс…

Совмещение учебы и работы рассматривается в исследовании как фактор адаптации студентов СПО к рынку труда. Для самих студентов – это не только возможность финансово поддержать себя во время обучения, но еще и основа для успешного трудоустройства после получения диплома. Пользуются такой возможностью, согласно опросу, 59% студентов, в течение некоторого времени они либо полноценно работают, либо подрабатывают. Юношей в этой «когорте» несколько больше, чем девушек – 64% против 53% соответственно. При этом 27% опрошенных имели трудовой опыт еще до поступления в учебное заведение. На первом курсе устроились на работу 21% студентов, на втором – 30%, и на третьем – 22%. В Москве доля студентов-совместителей составляет 69%, а в среднем по России – 58%, что эксперты объясняют лучшими условиями в столице для совмещения учебы и работы, в том числе наличием рабочих мест с гибким графиком, дистанционной занятостью и т. п. Впрочем, в Дальневосточном федеральном округе процент занятости студентов, получающих среднее профессиональное образование, находится на уровне московского. Самый низкий процент студентов-совместителей в Южном федеральном округе – 55%. 

В стремлении совмещать учебу с работой или подработкой лидируют студенты технических специальностей, среди которых обучаются архитектуре и технологии строительства 69%, техническим наукам и технологии – 62%, технике и технологии транспорта – 61%. Будущих специалистов в области физкультуры подрабатывает или полноценно работает 63%, студентов по специальностям в сфере агрономии, сельского и лесного хозяйства – 61%, сервиса и туризма – 59%, математики и информатики – 58%, педагогики – 56%, гуманитарных и общественных наук – 53%, медицины – 52%, культурологии и искусства – 49%. 

Рассматривая вопрос трудоустройства студентов во время обучения, важно понимать, насколько их работа соответствует профилю обучения. При соответствии можно говорить о том, что она поможет молодому человеку не только финансово, но и при овладении профессиональных навыков. В противном же случае она зачастую отвлекает от учебы. 

Связь с профессией

О связи работы с получаемой профессией говорят 66% студентов, получающих образование в сфере физкультуры, 60% – в сфере агрономии, сельского и лесного хозяйства, 55% – в сфере сервиса и туризма, 52% – в технике и технологии транспорта, 50% – в архитектуре и технологии строительства. В аутсайдерах студенты, обучающиеся гуманитарным наукам (42%) и наукам общественным (41%).

Респондентов просили оценить, как работа влияет на их обучение. Из тех, кто работал по специальности, 38% заявили о положительных переменах. Впрочем, такое же влияние работы на учебу отмечают и те, кто учится одному, а трудятся в другой сфере, – хотя их всего 17%. Негативное влияние работы отметили в тех же группах 18 и 19% студентов соответственно. О том, что работа не влияет на успеваемость, заявили 44% респондентов, трудящихся по профилю обучения, и 64% – не по профилю. 

Основной причиной трудоустройства во время учебы чуть более половины опрошенных (53%) назвали финансовые затруднения. Для опыта, который важен работодателю, трудоустроились 27%. Постоянную работу во время учебы имели лишь 20% студентов СПО, временную – 28%, большинство же (35%) совмещало обучение с трудом разово, в виде нерегулярной подработки. 

Почти 22% работали в там же, где проходили практику. Это довольно высокий показатель, указывающий на пользу практики для дальнейшего трудоустройства учащихся. Треть приняли на работу в другие организации. Доля студентов, предоставлявших индивидуальные услуги (например, по гранту), – 14%, работавших во временных коллективах – 13%, имевших другие формы занятости – 17%. 

В соответствии с профильной профессией работали 32% студентов учреждений СПО, чуть больше (34%) – разнорабочими, вспомогательными работами в офисе или в качестве административного персонала (не по профессии) занимались 24% ребят. 

Исследователи заключают, что, хотя совмещение учебы и работы распространено среди студентов, основным мотивом является не долгосрочное карьерное планирование, а решение текущих финансовых проблем, из-за чего по специальности в период студенчества работает в среднем меньше половины учащихся (рис.1). 

Рисунок 1. Основные причины, по которым студенты организаций СПО работают/подрабатывают во время учебы (в процентах от численности ответивших студентов организаций СПО)

Почему вы работали/подрабатывали во время учебы? Укажите основную причину.

Основной причиной трудоустройства во время учебы чуть более половины опрошенных (53%) назвали финансовые затруднения. Для опыта, который важен работодателю, трудоустроились 27%.

Учимся дальше?

Перед студентами колледжей всегда стоит дилемма, чем заниматься дальше – продолжать обучение в вузе или работать? Еще несколько лет назад считалось, что средние специальные учебные заведения значительная часть молодежи использует для поступления в вузы без сдачи ЕГЭ. Сегодня же ссузы многие школьники рассматривают как надежную ступень во взрослую жизнь, позволяющую как можно скорее выйти на рынок труда и начать зарабатывать. «Мониторинг экономики образования» показал, что учиться в вузе и работать планируют после завершения уровня СПО 38% опрошенных. Работать и не учиться собираются 14% респондентов, работать и учиться в другом учреждении СПО – 8%, полностью погрузиться только в учебу в вузе или ссузе – 6% и 5% соответственно. На основании этих данных можно заключить, что система СПО рассматривается молодежью сегодня как часть процесса непрерывного образования. 

В связи с этим исследователи изучили планы студентов о поступлении в высшие учебные заведения. Выяснилось, что 47% респондентов уже решили продолжить обучение в вузе, еще 44% не определились с выбором и только 9% получать высшее образование не намерены. Интересно, что желают учиться в вузе больше те студенты, которые совмещают учебу с работой, – их 53%. Среди тех, у кого нет опыта совмещения, получить вузовский диплом хотят лишь 39%. Продолжить обучение по той же специальности планируют 54% опрошенных, сменить же ее в вузе хотят 31% студентов системы СПО. 

«Изменить» первоначальной профессии при поступлении в вуз собираются чаще те, кто обучается в системе СПО педагогике (43%), гуманитарным наукам (37%), технике и технологии транспорта (36%), культурологии и искусству (34%), сервису и туризму (33%). Напротив, продолжать обучение по уже выбранной профессии желают те, кто получает образование в области медицины (69%), физической культуры (63%), архитектуры и строительства (61%), общественных наук (58%), математики и информатики (55%). Неопределившихся с этим вопросом более всего в сфере сервиса и туризма (19%). 

В связи с чем студенты заведений среднего профобразования стремятся поступить в вуз? Преобладают ответы, связанные с построением карьеры. 61% опрошенных считают, что вузовский диплом помогает заниматься более квалифицированным и интеллектуальным трудом, а 36% считают, что без высшего образования сложно найти работу. Для 33% важны престиж и социальная значимость высшего образования. Более высокий заработок с дипломом вуза связывают 28% опрошенных. Есть даже такие, которые хотят поступить в вуз для того, чтобы просто получить общежитие – их 3%. 

Таким образом, делают выводы исследователи, траектория «школа – колледж – вуз» не теряет своей популярности среди студентов. Учеба в колледже позволяет приобрести понимание профессии и рынка труда, скорректировать свои планы относительно дальнейшего образования и работы, а также служит «обходным путем» для попадания в вуз (рис.2). 

Рисунок 2. Причины, по которым студенты организаций СПО планируют получать высшее образование после окончания учебы в ПОО (в процентах от численности ответивших студентов организаций СПО)

Почему вы собираетесь получать высшее образование?

Источник: НИУ ВШЭ, опрос студентов организаций СПО очной формы обучения в рамках МЭО, 2020/2021 уч.г. 

Учиться в вузе и работать планируют после завершения уровня СПО 38% опрошенных.

Работать по получаемой специальности в целом планирует 41% обучающихся… Твердость в выборе профессии показывают обучающиеся в сфере медицины (52%), культуры и искусства (47%), образования (47%) и физкультуры (43%).

Карьера и зарплата

Работать по получаемой специальности в целом планирует 41% обучающихся, при этом среди «сов-местителей» доля тех, кто хочет работать по профилю, выше, чем среди тех, кто не имеет трудового опыта – 43% против 38%. Сомневаются в этом 38% студентов заведений СПО. Точно не будут работать 2% опрошенных. 

По направлениям обучения твердость в выборе профессии показывают обучающиеся в сфере медицины (52%), культуры и искусства (47%), образования (47%) и физкультуры (43%). Они собираются работать по специальности. Менее других работать «по диплому» планируют студенты, пос-тигающие гуманитарные науки (31%). Среди тех, кто точно не собирается работать по получаемой профессии, лидируют студенты, обучающиеся в сфере физкультуры – 4%.

Называя причины, по которым студенты не желают работать по своей специальности, они отмечают чаще то, что она не очень интересна (30%), низкооплачиваема (22%), по ней сложно трудоустроиться (21%), не нравится график работы (20%), по ней невозможно сделать хорошую карьеру (18%), она не престижная (12%), плохие условия труда (10%) (рис.3). 

Рисунок 3. Причины, по которым студенты организаций СПО не хотят работать по специальности (в процентах от численности ответивших студентов организаций СПО)

Почему вы не хотите работать по своей профессии/специальности?

Источник: НИУ ВШЭ, опрос студентов организаций СПО очной формы обучения в рамках МЭО, 2020/2021 уч.г. 

 

Средний уровень вознаграждения, на который с получением диплома организации СПО рассчитывают будущие выпускники, составляет 35,9 тыс. руб.

Одна из самых интересных тем – зарплатные ожидания студентов. Средний уровень вознаграждения, на который рассчитывают будущие выпускники СПО, составляет 35,9 тыс. руб. Те, кто совмещал работу и учебу, имеют чуть более высокие аппетиты – 36,8 тыс. руб., не имеющие такого опыта хотят ежемесячно зарабатывать 34,5 тыс. руб. 
Запросы различаются в зависимости от региона. Самые высокие – в Москве и Дальневосточном федеральном округе (41,8 тыс. руб.), самые скромные – в Сибирском и Южном федеральных округах (34,9 тыс. руб. и 33,6 тыс. руб. соответственно). В разрезе укрупненных групп профессий и специальностей на самые высокие заработки рассчитывают студенты колледжей и техникумов, обучающиеся архитектуре и технологиям строительства (39,2 тыс. руб.), математике и информатике (38,7 тыс. руб.), технике и технологиям строительства (38,6 тыс. руб.), другим техническим наукам и технологии (38,3 тыс. руб.). Самые скромные – будущие педагоги, их устраивает заработок в размере 30,2 тыс. руб. Юноши по сравнению с девушками рассчитывают на более высокую оплату труда – 39,5 тыс. руб. против 32 тыс. руб. соответственно. 

Всегда готов!

Опрос изучал и субъективную оценку студентами своих навыков, а также их востребованность на рынке труда. Сами ребята считают, что работодатели прежде всего обращают внимание на опыт работы или практики по профессии/специальности. Этот критерий выделили 68% опрошенных – причем одинаково как среди тех, кто уже имеет трудовой опыт, так и среди тех, кто никогда еще не работал. 56% обучающихся выделяют личные качества и навыки кандидатов, 53% базовый и углубленный уровень подготовки, наличие разряда или степени – 32%. А вот важности успеваемости и репутации учебного заведения при трудоустройстве отдают должное лишь 27% и 29% опрошенных соответственно. 

Наиболее востребованными со стороны работодателей компетенциями студенты назвали профессиональные навыки (69%), способность к сотрудничеству и умение работать в команде (51%) и соблюдение трудовой дисциплины (44%). Наименее важными – цифровые навыки, как продвинутые (6%), так и базовые (8%), инициативность и способность к предпринимательству (7%) и знание иностранного языка (8%). 
Сами студенты указывают на нехватку технических и когнитивных компетенций, а не «мягких» навыков, развитию которых в последнее время уделяется немало внимания. Не хватает знания иностранных языков (47% студентов), профессиональных навыков (45%), продвинутых цифровых навыков для работы с специальными программами (40%), технологической грамотности (36%). Среди «мягких» навыков дефицитными у себя респонденты отметили стрессоустойчивость (35%), способность работать в режиме многозадачности (35%), инициативность (33%). Менее трети студентов (28%) заявило о том, что для успешного трудоустройства они овладели всеми необходимыми навыками.

В поиске

Среди опрошенных выпускников организаций СПО 28% уже во время учебы трудились на своем первом месте работы, 35% получили первую работу в течение месяца после получения диплома. Прочие в среднем трудоустроились через 7 месяцев. Следующее трудоустройство, как правило, происходит быстрее и занимает примерно 5 месяцев. 

Чаще всего студенты ссузов ищут работу для совмещения с учебой через друзей, родственников и знакомых (40%). Из них успешно трудоустроиться смогли 79%. На сайтах вакансий размещают свои резюме 33% опрошенных. Этот способ поиска чуть менее эффективен, но все же достаточно высок, так как помог 76% респондентов. Практически такой же уровень трудоустройства среди тех, кому в поиске работы помогла образовательная организация или преподаватели. Однако таким способом трудоустройства воспользовались лишь 17% студентов. В государственную службу занятости обращались всего 11% студентов, из которых в итоге 60% получили работу, в коммерческую службу – 8% (трудоустроился 51%). На ярмарки вакансий рассчитывали 7% респондентов, из которых 35% в результате повезло с работой. Наряду с этим 4% студентов открыли свое дело (рис.4). 

Рисунок 4. Способы поиска работы, которые использовали студенты организаций СПО, и их эффективность («использовали» – в процентах от численности ответивших студентов организаций СПО; «помогло» – в процентах от численности студентов организаций СПО, использовавших метод)

Какие способы вы использовали для поиска работы?

Источник: НИУ ВШЭ, опрос студентов организаций СПО очной формы обучения в рамках МЭО, 2020/2021 уч.г. 

 

Наиболее востребованными со стороны работодателей компетенциями студенты назвали профессиональные навыки (69%), способность к сотрудничеству и умение работать в команде (51%) и соблюдение трудовой дисциплины (44%). Наименее важными – цифровые навыки, как продвинутые (6%), так и базовые (8%), инициативность и способность к предпринимательству (7%) и знание иностранного языка (8%).
 

Среди опрошенных выпускников организаций СПО 28% уже во время учебы трудились на своем первом месте работы, 35% получили первую работу в течение месяца после получения диплома. Прочие в среднем трудоустроились через 7 месяцев.

Опрошенные выпускники организаций СПО, в свою очередь, при поиске первой работы чаще обращались со своим резюме к сайтам вакансий (44%) и получили работу благодаря именно этому каналу (74%). На 1% больше трудоустроилось через коммерческие службы занятости, куда обратилось 6% выпускников. Такой же уровень трудоустроенных (75%) показало непосредственное обращение к работодателю, этим способом воспользовался 31% выпускников. Через знакомых, к которым воззвали 30% опрошенных, получили работу 73% из них. Чуть меньше – 72% выпускников – трудоустроились, обратившись за помощью в свои образовательные организации. Это 17% от общего числа респондентов. 

Вполне резонно исследователей интересовала роль образовательных организаций в трудоустройстве своих воспитанников. О том, что такая помощь есть, заявили 52% студентов. Об ее отсутствии высказались 22% опрошенных. Еще 26% не знает, существует ли такая услуга вообще. Более всего помощь колледжей и техникумов ощущают студенты в Москве – 57%. Со стороны государственных образовательных организаций, по мнению обучающихся, такого внимания больше (52%), чем от негосударственных (47%). 

Чтобы оценить масштабы помощи, очников также опросили о том, в каких профориентационных мероприятиях, организованных образовательными заведениями, участвовали они или их однокурсники. Ровно треть (33%) студентов не участвовала в таких мероприятиях и не знает об участии в них однокурсников. В беседах и профориентационных встречах с работодателями участвовало 30% ребят, в семинарах или на курсах, организованных компаниями, – 29%, в ознакомительных экскурсиях по предприятиям – 25%. 

Скорее эффективной признали помощь со стороны организаций СПО 69% студентов, неэффективной ее сочли 9%. Не смогли оценить 22% респондентов. 

Среди выпускников картина несколько иная. Уверенно об отсутствии помощи колледжа или техникума в трудоустройстве заявили 48% опрошенных. Выше оказалась доля тех, кто, получив ее, сочли ее неэффективной – 18%. Напротив, эффективной ее назвали 34% выпускников. 

Судьба выпускника

Исследователи попытались внимательно изучить судьбу выпускников организаций СПО и выяснили, что 88% из них с получением диплома оказались трудоустроенными. (Для сравнения: по официальной статистике Росстата в 2020 году в течение трех лет после окончания учебы трудоустроились 78% выпускников). В число трудоустроенных включены и те, которые ранее работали постоянно или временно. Среди тех, кто в разных формах совмещал учебу с работой, трудоустроившихся больше – 90%, тогда как из не имевших такого опыта трудоустроились впоследствии 80%. 

В Москве уровень трудоустройства выпускников организаций СПО достигает 95%. Далее по убывающей следуют федеральные округа: Северо-Западный (92%), Приволжский (91%), Центральный (90%), Южный (86%), Северо-Кавказский и Уральский (по 84%), Сибирский (83%) и Дальневосточный (80%). Интересно, что даже в последнем случае уровень трудоустройства превышает официальную статистику Росстата. 

Высший уровень трудоустройства отмечается среди выпускников специальности, связанной с физкультурой – 97%, в сфере технических наук и технологии – 94%, техники и технологий транспорта – 92%, агрономии, сельского и лесного хозяйства – 91%, математики и информатики – 90%. В конце списка специальности в области сервиса и туризма, из их выпускников среди опрошенных нашли работу лишь 69%. Успешное трудоустройство чаще сопутствует юношам (92%), нежели девушкам (83%). 

Каким видом деятельности занялись опрошенные выпускники? Работу в качестве квалифицированного рабочего или специалиста получили 58%. В ряды административного персонала попало 17% выпускников, разнорабочими стали 16%, вспомогательную работу в офисе получили 16%. Руководящие посты сразу после колледжа или техникума заняли 7% опрошенных выпускников. Порядка 38% трудоустроились там же, где проходили практику, немногим больше (39%) – в других организациях и предприятиях. 

Из тех, кто первое же место работы нашел по специальности, а их среди выпускников оказалось 69%, ранее совмещали учебу и работу 72%, не совмещали – 62%. Интересно, что по данным обследования рабочей силы Росстата за 2019 г. о соответствии работы специальности говорили лишь 58% трудоустроенных выпускников системы СПО. В Москве первую работу в соответствии со специальностью получили 77% выпускников. 

По специальностям среди «профильно» трудоустроившихся лидируют выпускники таких сфер, как медицина (80%), сервис и туризм (76%), гуманитарные науки, а также техника и технологии транспорта (73%), педагогика (72%). Завершают список выпускники с «физкультурным» образованием, из них 54% получили работу по профилю подготовки. Чуть выше со значением 59% специалисты в области общественных наук, а также агрономии, сельского и лесного хозяйства. 

Среди работающих не по специальности 29% выпускников оказались в таком положении из-за отсутствия соответствующих вакансий, еще 19% не устроили условия труда, в 16% случаев сами выпускники не соответствовали запросу работодателя, 13% не впечатлились уровнем зарплаты, 11% заявили о том, что работать по специальности им неинтересно (рис.5). 

Рисунок 5. Причины трудоустройства выпускников организаций СПО на первой работе не по специальности (в процентах от численности ответивших выпускников организаций СПО, работающих не по специальности)

Почему вы не пошли работать по полученной профессии/специальности?

 

Источник: НИУ ВШЭ, опрос студентов организаций СПО очной формы обучения в рамках МЭО, 2020/2021 уч.г. 

На первом же месте работы 43% выпускников прошли дообучение или даже переобучение. Для знакомства с оборудованием, технологиями, приемами и методами работы это сделали 39%, в связи с недостаточным уровнем образования (квалификации) – 32%, для знакомства с деятельностью работодателя – 29%. 

Профессиональные курсы и курсы повышения квалификации на первой работе прошли 43% «дообучавшихся» выпускников. Прямо на рабочем месте производственные навыки получили 38%. Компьютерные курсы и курсы иностранного языка понадобились 24%, стажировка – 23%, самообразование с использованием печатных материалов или онлайн-курсов – 19%, профессиональные лекции, семинары, конференции, тренинги – 16%. 

Руководящие посты сразу после колледжа или техникума заняли 7% опрошенных выпускников. Порядка 38% выпускников трудоустроились там же, где проходили практику.

Деньги и удовлетворение

Реальная зарплата выпускников системы СПО на первом месте работы оказалась примерно в 1,5 ниже уровня, озвученного студентами, еще грызущими гранит науки. Средний уровень существующих зарплат – 23,2 тыс. руб. При этом есть небольшой разрыв между заработком тех, кто совмещал учебу с работой, и тех, кто не делал этого, – 24,1 тыс. руб. и 20,7 тыс. руб. соответственно. В Москве средняя зарплата выпускников составила порядка 28,5 тыс. руб., в среднем по другим регионам – 22,9 тыс. руб. Самые высокие зарплаты получили выпускники в Северо-Западном федеральном округе (27,9 тыс. руб.), самые низкие – в Северо-Кавказском ФО (21,2 тыс. руб.).

По уровню зарплаты лидируют выпускники сферы архитектуры и технологии строительства – 27,4 тыс. руб., техники и технологии транспорта – 26,8 тыс. руб., агрономии, сельского и лесного хозяйства (26,4 тыс. руб.). Наименее щедрые с точки зрения зарплаты – сферы культурологии и искусства (19,7 тыс. руб.), педагогики, а также сервиса и туризма (по 19,3 тыс. руб.). На первом месте работы зарплаты мужчин на треть превышают женские – 26,3 тыс. руб. против 19,8 тыс. руб. 

На момент исследования 40% опрошенных выпускников уже сменили работу. Из них 42% проработали на первом месте от 1 до 6 месяцев, 25% – от 6 месяцев до 1 года, 20% – от 1 года до 2 лет, 9% – от 2 лет и более. Менее месяца удержались на первой работе 5% выпускников. Чаще всего первую работу оставляли из-за низкой или нерегулярной зарплаты (18%), из-за отсутствия перспектив и карьерного роста (11%), из-за призыва в армию (9%). 

В течение последнего года постоянную работу имели 60% выпускников, работали временно – 16%, не имели работы – 12%, работали разово – 12%. Из опрошенных 72% работали официально, из них по бессрочным трудовым договорам – 65%. Текущая работа соответствовала полученной специальности лишь у 56% трудящихся выпускников (напомним, что на первом рабочем месте это соответствие достигало 69%). Из этого числа у 67% первая работа соответствовала полученной специальности. Сократилась и доля тех, кто на текущей работе прошел дополнительное обучение до 38% с 42% на первой работе.

На текущем месте удовлетворены работой 79% выпускников, при этом среди работающих по специальности такая доля выше – 86% против 70% тех, кто трудится не по профилю подготовки. Среди причин трудоустройства не по специальности на текущей работе опрошенные чаще называли отсутствие вакансий по профессии (36%), низкий уровень зарплаты (28%), плохие условия труда (27%), отсутствие интереса к работе по специальности (16%), несоответствие знаний, навыков и способностей кандидата требованиям работодателя (14%). 

Средняя зарплата выпускников системы СПО на текущей к моменту опроса работе выросла на 15% по сравнению с первой и достигла 26,7 тыс. руб., хотя лишь незначительно превысила половину средней по РФ (в 2020 г. размер средней зарплаты по России составил 51,4 тыс. руб.) (табл.1). 

Таблица 1. Заработная плата выпускников организаций СПО на первой работе после выпуска в зависимости от опыта совмещения учебы и работы, места проживания, специальности, гендерной принадлежности (тысячи рублей)

Какую заработную плату за месяц работы вы получали «на руки» на своей первой работе после завершения обучения по программе среднего профессионального образования?

Всех навыков хватает?

Весьма интересна самооценка уровня своей профессиональной компетентности выпускников, трудившихся на момент опроса. О полном его соответствии требованиям текущей работы высказались 57% опрошенных. О том, что знаний и навыков не хватает, заявили 22%. При этом о том, что нынешняя работа требует более низкого уровня профессиональных знаний, сказал каждый пятый из опрошенных – 21%. 

Говоря о навыках, которых им не хватало на первой и текущей работе, респонденты чаще всего изначально отмечали недостаток профессиональных навыков (45% от общего числа), навыков общения, переговоров, разрешения конфликтов (24%), стрессоустойчивости (17%), технологической грамотности (12%), продвинутых цифровых навыков для работы с профессиональными программами (13%), способности работать в режиме многозадачности (11%), базовых теоретических знаний (8%). Нехватка тех же самых навыков на текущей работе снизилась до 21, 14, 10, 6, 7, 5 и 3 процентов соответственно. С 12% до 33% выросла частота ответа «Всех навыков хватает». Недостаток профессиональных навыков исследователи объясняют как следствием недостаточной практико-ориентированности полученного образования, так и недостаточным опытом работы на начальном этапе карьеры. 

Среди факторов, необходимых для успешного трудоустройства, уже работающие респонденты чаще называли профессиональные (технические) навыки, относящиеся к работе (64%), навыки общения, ведения переговоров, разрешения конфликтов (47%), умение сотрудничать и работать в команде (43%). Продвинутые цифровые навыки, базовые теоретические знания, а также навыки поиска, интерпретации и обобщения информации назвали по 8% выпускников ссузов. Еще меньше (всего 7%) набрало среди этой категории опрошенных знание иностранного языка. Ответы студентов и выпускников, уже столкнувшихся с реалиями, схожи, и это, по мнению исследователей, свидетельствует о высокой осведомленности обучающихся о спросе на навыки еще до трудоустройства (рис.6). 

Рисунок 6. Навыки, которые, по мнению выпускников организаций СПО, необходимы для успешного трудоустройства и работы (в процентах от численности ответивших выпускников организаций СПО)

Как вы думаете, исходя из вашего личного опыта, какие навыки  наиболее важны для успешного трудоустройства и работы?

По профилю

В целом, по оценке авторов, результаты мониторинга показывают, что выпускники организаций СПО не испытывают особых трудностей при трудоустройстве. Одним из важных выводов стало то, что для адаптации студентов на рынке труда совмещение работы и учебы играет приоритетную роль. Кроме того, среднее профессиональное образование часто рассматривается как промежуточный этап на пути к вузовскому диплому, поэтому обучение в колледже или техникуме не только снижает риск непоступления в вуз, но и способствует переосмыслению выбора специальности. Современные студенты осведомлены о том, какие навыки и компетенции востребованы на рынке труда, а также они способны адекватно оценивать свои перспективы и дефицит знаний. Несмотря на это у студентов организаций СПО часто завышенные зарплатные ожидания. С каждым новым местом работы специалисты с дипломом о среднем профобразовании реже трудоустраиваются по профилю подготовки из-за низкой зарплаты и нехватки вакансий. Но если студент получил опыт по специальности еще во время обучения или сразу после вручения диплома, он дольше работает по профилю образования и при последующем трудоустройстве. Более того, работающие по специальности более удовлетворены и учебой, и работой. В противном случае у любого разумного человека (хочется, чтобы даже в юном возрасте) рано или поздно возникнет вопрос: «Что я тут делаю?», который может касаться как учебы, так и работы. И раннее решение этого вопроса важно как для самого индивида, так и для государства, которое, вкладывая средства в его обучение, ждет соответствующей отдачи.

Подготовил
Алексей Батанов

[1] https://www.hse.ru/data/2022/03/14/1808803627/ib_3(20)_2022.pdf

25.05.2022
Наверх